Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дидактические функции

ФГАОУВПО «КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) УНИВЕРСИТЕТ»

Институт массовых коммуникаций и социальных наук

Кафедра социологии

 

 

Методическая разработка по курсу «Введение в специальность»

для студентов 1 курса отделения социологии,

Институт массовых коммуникаций и социальных наук КФУ

на тему:

«Анкетирование как метод сбора социологической информации»

 

Выполнила:

Студентка 5 курса Группы 13-904

Сибгатуллина Д.Р.

Проверила:

Ахметова С.А.

 

 

Казань – 2013

Тема: «Анкетирование как метод сбора социологической информации».

Данная тема рассматривалась на лекционных занятиях, и предусматривается программой курса (один из вопросов семинарского занятия).

Технология обучения – традиционная.

Форма проведения занятия – семинар.

Методы обучения: Согласно источнику знаний: словесные (рассказ, объяснение, индивидуальная, групповая и фронтальная беседы). Последовательное изложение материала, а также путем постановки системы вопросов формирование у учащихся понимания нового материала и проверка усвоения ими уже изученного; практические (формирование практических умений и навыков на основе проведения студентами телефонных опросов).

По типу познавательной деятельности: частично-поисковый метод; исследовательский метод.

По дидактическим целям: методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа, чтение книг); методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика, упражнения).

Цель занятия – сформировать у студентов представление об анкетировании как методе сбора социологических данных, а также применить полученные знания на практике.

Вопросы к занятию:

1. Понятия и виды анкетного опроса.

2. Условия применения анкеты.

3. Преимущества/недостатки анкетирования.

4. Структура анкеты. Классификация вопросов анкеты.

5. Этапы работы над анкетой.

Дидактические функции

 

Информационно-познавательные:

1. Сформировать понятийный аппарат: «анкетирование», «опрос», «анкета».

2. Разобрать основные аспекты данного метода сбора информации в социологии.

3. Сформировать представление об анкетном опросе как методе сбора информации.

4. Сформировать умение анализировать предоставленную социологическую информацию и умение формулировать выводы и подводить итоги.

5. Формирование навыков применения теоретического материала в ходе проведения телефонного интервью.

 

Организационно-педагогические:

·Рассмотреть понятия «анкетирование», «опрос», «анкета».

·Организация рабочей атмосферы и обеспечение дисциплины на занятии:

• отметить присутствующих на семинаре;

• установить связь с аудиторией при помощи вступительного слова;

• недисциплинированных студентов попросить выразить свое мнение по прослушанному докладу, ответу;

·Закрепление полученных студентами в ходе семинарского занятия знаний с помощью практических заданий.

Воспитательные:

1. Научить студентов анализировать новую информацию (использовать сравнительный метод).

2. Воспитание в студентах умения слушать.

3. Воспитание в студентах умения критически мыслить.

4. Формирование способностей публичного выступления у студентов в ходе семинара.

5. Расширение кругозора студентов.

Структура семинара:

Вводное слово. (5-7 мин)

Приветствие студентов, обозначение темы и структуры занятия, проверка присутствующих.

Основная часть. (70 мин)

1. Понятия и виды анкетного опроса (10 мин)

2. Условия применения анкеты (5 мин)

3. Преимущества/недостатки анкетирования (10 мин)

4. Структура анкеты. Классификация вопросов анкеты (5 мин)

5. Этапы работы над анкетой (10 мин)

6. Составление анкеты студентами (30 мин)

Заключительная часть (5 мин)

1. Подведение итогов семинарского занятия.

2. Объявление темы и вопросов к следующему семинару.

3. Слова благодарности студентам за участие в ходе занятия.

 

Практикант: Доброе утро, уважаемые студенты! Рада видеть вас на занятии. На последней лекции по «Введению в специальность» вы ознакомились с методом анкетирования. Дома вы имели возможность повторить пройденный материал и подготовиться по вопросам семинарского занятия. На сегодняшнем семинаре мы продолжим обсуждать этот социологический метод сбора информации. Но предварительно, давайте отметим присутствующих.

(Практикант отмечает присутствующих)

Ну что ж, давайте начнем с понятия и видов анкетного опроса. Кто готов сформулировать определение? Что из себя представляет анкетный опрос?

Студент 1: Анкетный опрос – это метод сбора данных в социологии.

 

Практикант: Да, это понятно, но в чем заключается его особенность?

 

Студент: Социолог общается с респондентом с помощью анкеты или опросного листа.

 

Практикант: Так, мы поговорим об анкете чуть позже. Скажите, а социологи часто обращаются к анкетированию для сбора данных?

 

Студент 2: Да. Анкетирование – наиболее распространенный метод сбора данных в социологии.

 

Практикант: Верно. А кто расскажет о видах анкетных опросов?

Студент 3: Анкетные опросы классифицируют, прежде всего, по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены.

Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры. Зондажный или экспресс-опрос применяется в обследованиях общественного мнения и содержит всего 3–4 пункта основной информации плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и социальными характеристиками опрашиваемых. Опрос по почте отличают от анкетирования на месте: в первом случае ожидается возвращение опросного листа по заранее оплаченному почтовому отправлению, во втором – анкетер сам собирает заполненные листы. Групповое анкетирование отличается от индивидуального. В первом случае анкетируют сразу до 30-40 человек: анкетер собирает опрашиваемых, инструктирует их и оставляет для заполнения анкет, во втором – он обращается индивидуально к каждому респонденту. Организация «раздаточного» анкетирования, включая опросы по месту жительства, более трудоемка, чем, например, опросы через прессу, также широко используемые в нашей и зарубежной практике. Однако последние непредставительны в отношении многих групп населения, так что скорее могут быть отнесены к приемам изучения общественного мнения читателей данных изданий. При классификации анкет используют также многочисленные критерии, связанные с темой опросов: событийные анкеты, анкеты на выяснение ценностных ориентации, статистические анкеты (в переписях населения), хронометражи суточных бюджетов времени и т.д.

Практикант: Спасибо за содержательный ответ. У группы есть вопросы? Вопросов нет, но давайте еще раз проговорим, какие существуют виды анкетных опросов. Будет отлично, если вы запишите их. В зависимости от содержания и конструкции задаваемых вопросов, места проведения опроса и формы контакта с респондентами различают следующие виды анкетных опросов:

- Заочные (респондент заполняет анкету самостоятельно) и прямые (в присутствии анкетера) опросы;

- Индивидуальные (при обращении к отдельному респонденту) и групповые (одновременное заполнение анкет респондентами в какой-либо аудитории) опросы;

- Опросы «на месте» (дома, на работе, когда сам анкетер раздает и собирает опросные листы) и почтовые (рассылочные) опросы;

- Зондажные (для апробации выборки и самой анкеты) и основные опросы. Чтобы не возникало вопросов, апробация выборки - небольшое по численности множество испытуемых (до ста человек), на которых проводится предварительные исследования с целью проверки их корректности.

- В привязке к тематике выделяют событийные анкеты, анкеты на определение ценностных ориентаций, статистические (при переписях), хронометражные (о бюджетах времени);

- По форме и характеру вопросов различают открытые и закрытые опросы.

Можно добавить еще и такой специфический вид, как экспертные опросы, т.е. ситуацию, когда в качестве респондентов выбираются специалисты-эксперты в сфере соответствующей исследовательской проблемы (объекта).
Теперь перейдем к следующему вопросу - Условия применения анкеты. Скажите когда целесообразно и возможно применение анкеты?

Студент 4: Когда в сжатые сроки нужно опросить большое количество людей по широкому спектру вопросов.

Практикант: Да, верно, но есть еще несколько условий применения анкетного опроса. Например – когда нас, как исследователей, интересуют так называемые «факты сознания», т.е. оценки, мнения, мотивы, установки. Какие еще есть условия?

Студент 5: Когда нужна достоверная субъективная информация?

Практикант: Правильно. Еще одно условие – для установления причины действий, поступков и взглядов опрашиваемых. Теперь давайте поговорим о преимуществах и недостатках анкетирования. На доске вы видите таблицу, которую мы с вами сейчас заполним. Что запишем в колонку «преимущества»?

Студент 6: Социолог получает большой объем материала.

Студент 4: Возможность выявить «внутренний мир» человека.

Студент 1: Сочетается с другими методами.

Студент 7: Широкие «географические» рамки метода.

Студент 8: Возможность вторичного анализа (с другими исследовательскими задачами).

Студент 2: Не требует больших материальных затрат. Собранную информацию легко систематизировать и анализировать.

Практикант: Ребята, все правильно. А что вы можете сказать о недостатках метода анкетирования?

Студент 9: Не все респонденты серьезно относятся к опросам и не всегда можно получить полную картину ситуации.

Студент 7: Нельзя выявить склонности опрашиваемых.

Студент 10: Анонимность опроса – тоже недостаток.

Студент 3: Респондентам могут понадобиться образцы заполнения анкеты.

Студент 11: Не все респонденты отвечают искренне.

Практикант: Хорошо. Мы перечислили преимущества и недостатки этого метода. В начале занятия один из вас сказал, что вы в качестве инструмента в анкетном опросе используется вопросник (анкета). Характер вопросника зависит как от явления, которое необходимо исследовать, так и от требуемой глубины его познания. Наш следующий вопрос - Структура анкеты. Классификация вопросов анкеты. Кто желает рассказать о структуре анкеты?

Студент 12: Во вводной части, кроме некоторых технических данных – кодов, служебных пометок – принято размещать название организации, проводящей опрос и его тему. Здесь же дается обращение к респонденту, где указывается цель опроса, а так же порядок заполнения и (при необходимости) способ ее возвращения.

В основной (содержательной) части развертывается логика исследовательских вопросов, переведенная на логику восприятия респондентом. При большом количестве вопросов или при охвате нескольких тем содержательная часть подразделяется на смысловые блоки, чтобы облегчить работу респондента.

Общепризнанной считается практика представления вопросов от более легких к более трудным. Здесь же размещаются вводные вопросы, вопросы-фильтры и контрольные вопросы.

В заключительной части обычно размещаются данные о респонденте социально-демографического и иного характера («паспортичка»). Если анкета не предполагает анонимности, здесь же фиксируются персональные сведения (адрес, дата заполнения, личные пожелания, возможность дальнейшего сотрудничества и т.п.).

Практикант: Спасибо за ответ. Теперь перейдем к классификации вопросов анкеты. Все вопросы классифицируются по нескольким критериям. Кто расскажет о них?

Студент 13: По форме различают открытые (предполагающие ответ в любой форме), закрытые (с предполагаемыми вариантами ответов), прямые (понимаемые буквально) и косвенные (с заложенным скрытым от респондента смыслом) вопросы.

По функциям выделяют основные (содержательные) вопросы и вопросы «вспомогательные» (функциональные) – контрольные (для уточнения и проверки основных), вопросы-фильтры (для определения степени информированности, например), функционально-психологические (для снятия напряжения и установок, при переходе от одной темы к другой и т.п.).

По содержанию различают вопросы о фактах («событийные»), о знании (как индикаторы информированности и «включенности» в тему опроса, о мнении (для выявления оценочных суждений) и о мотивах (предполагающие сложную технику конструирования индикаторов).

Практикант: Спасибо. Ребята, для того чтобы получить в ходе анкетирования необходимую информацию, анкета должна быть тщательно подготовленной. Какие этапы работы над анкетой можно выделить?

Студент 14: Подготовка анкеты включает, прежде всего, составление вопросника, в ходе которого необходимо стремиться к тому, чтобы вопросы были точно сформулированы и соответствовали образовательному и культурному уровню респондента. Необходимо учитывать, что один и тот же вопрос может иметь весьма различный смысл в различной культурной среде. Следует также учитывать формулировку вопросов, порядок употребления слов, потому что и это влияет на ответ. Кроме того, вопросы в вопроснике следует располагать не в логической, а в психологической последовательности, т.е. таким образом, чтобы они вызвали большее внимание опрашиваемого и побуждали его к более точному ответу. Для того чтобы были получены как можно более точные ответы, анкета обычно бывает анонимной, т.е. респонденты не указывают в вопроснике своего имени.

Практикант: Составлению анкеты предшествует разработка программы исследования. На основе определенных в ней целей, задач и гипотез составляется план анкеты, в котором указывается тема анкетного опроса.

Формулировке вопросов анкеты предшествует процедура эмпирического определения основных понятий исследования и отбора необходимого минимума эмпирических индикаторов. Каждому из выбранных индикаторов соответствует один или несколько вопросов анкеты.

Формулировка вопросов – ответственный этап составления анкеты, они должны отвечать определенным требованиям. Я продиктую эти требования, а вы запишите.

- вопросы должны быть соотнесены с темой и задачами исследования;

-вопросы должны создавать условия для точных ответов;

- вопросы должны быть заданы нейтрально и не внушать любые установки или отношения;

- вопросы не должны касаться социально неприемлемых ответов;

- вопросы не должны быть множественными по смыслу;

- вопросы должны быть лексически и грамматически точными.

Завершающий этап работы над анкетой – ее верстка и тиражирование. Не следует забывать, что ее дизайн, удобство прочтения и заполнения – серьезные факторы качества ожидаемой информации, поскольку своим внешним видом анкета формирует соответствующее отношение респондента.

Итак, ребята, у нас осталось немного времени до конца занятия. Я предлагаю проверить, как вы усвоили материал. Пожалуйста, разделитесь на небольшие группы по 3-4 человека для составления анкеты. Хорошо подумайте над темой опроса, его целью, определитесь, кем будут ваши респонденты, ну и конечно составьте не менее 10 вопросов. Понимаю, времени мало, но постарайтесь уложиться в 10-12 минут. Если не успеете доделать, то я помогу вам.

(Студенты делятся на группы и приступают к работе. Оставшееся время практикант вместе со студентами обсуждает анкеты, указывает на ошибки).

Практикант: Наше занятие подошло к концу. Сегодня мы рассматривали анкетный опрос, а следующее занятие будет посвящено интервью как методу сбора социальной информации. Запишите вопросы к семинару:

1. Специфика и классификация интервью в социологии.

2. Сильные/слабые стороны интервью как метода сбора социологических данных.

3. Правила подготовки и проведения интервью.

4. Отличие социологического интервью от журналистского.

 

И в качестве дополнительного задания, каждый из вас должен провести анкетный опрос. Можете использовать анкеты, которые вы составили сегодня, только не забудьте подкорректировать их.

 

Хочу поблагодарить вас за ваши ответы. Если возникнут вопросы в подготовке, пишите на мою почту. Удачи и до скорой встречи!

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...