Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод «Незаконченное предложение»




Модель кураторского часа

на тему:

«Я – гражданин России»

Цель: формировать у студентов активную гражданскую позицию и правовое самосознание; воспитывать гражданственность, чувство патриотизма.

Материалы: иллюстрации герба РФ, флага РФ, герба Кировской области, флага Кировской области, логотипа ВятГГУ, флага ВятГГУ

Продолжительность занятия: 1 час 20 минут

 

Участники кураторского часа по предварительному согласованию:

  • Помощник ректора по ГО и ЧС Егошин А.В. (т.678-656)
  • Начальник отдела учебно-воспитательной и социальной работы Перешеина Н.В. (т.37-02-49)
  • Студенты старших курсов исторического факультета специальности «Политология» (декан факультета Сергеев А.В., т. 670-611)

 

Ход занятия

1. Вводная часть

 

Цель: мотивировать студентов на активное обсуждение темы

 

- «А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Ах! Будет с нас – купцов, кадетов,

Мещан, чиновников, дворян,

Хватает даже нам поэтов,

Но нужно, нужно нам граждан!»

Н.А. Некрасов

 

- Как вы понимаете слова Н.А. Некрасова?

- В чем заключается актуальность слов Н.А. Некрасова сегодня?

- Каждого ли человека можно назвать гражданином?

- Какие права есть у гражданина Российской Федерации?

- Какими качествами должен обладать «достойный гражданин Отечества»?

 

Формы организации:

1) Блиц-турнир (Приложение 1)

2) Метод «Незаконченное предложение» (Приложение 2)

 

В молодежной среде очень часто проявляются негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие молодые люди оказались сегодня «на улице», где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

Необходимо воспитывать человека так, чтобы он смог достойно жить в гражданском обществе, должны быть сформированы следующие социальные качества личности: гражданственность, уважение к закону, гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, ответственность, толерантность, а также гордость за свою страну, чувство долга, приверженность идеалам, ценностям и традициям своего народа,; формировать у молодежи готовность к участию в общественно-политической жизни страны и государства, повышение деловой активности молодежи, воспитание гражданско-патриотической позиции.

Таким образом, необходимо разобраться с основными понятиями: гражданин, гражданственность, патриотизм.

Основная часть

Цель: рассмотреть основное содержание темы в соответствии с целью кураторского часа по плану:

1) понятие «гражданин», «гражданственность», «патриотизм»

2) составляющие гражданственности

3) участие в выборах – показатель гражданской зрелости

Материал для куратора: Приложение 3

3. Заключительная часть (рефлексия)

Цель: подвести итоги кураторского часа.

Вариант 1

Составить синквейн на слово «гражданин», «гражданственность» (Приложение 4)

Вариант 2

Анализ цитат по теме (Приложение 5)

- Можете ли вы назвать себя достойным гражданином своей страны? Докажите.

- Что такое гражданственность?

- Что в большей степени влияет на вашу гражданственность?

- Как вы считаете, воспитывает ли университет и преподавательский состав гражданственность, патриотизм в студентах? Где и когда?

- Что вы можете сделать, чтобы сформировать у себя (у других) чувство патриотизма, гражданственность? и др.

 

Рекомендуемая литература:

1. Аманбаева Л.И. Гражданское воспитание учащейся молодежи в новых социальных условиях: Дис.. док. пед. наук. Якутск, 2002.

2. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с.

3. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Научно-популярное издание. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005. – 119 с.

4. Конституционное право России: учебник / А.Е. Постников, В.Д. Мазаев, Е.Е. Никитина. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008.

5. Маликова Р.Н. Гражданские ценности как приоритеты воспитания // Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности / Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. М., 2003. - С.187-192.

6. Российская Федерация. Конституция Российской Федерации: Официальный текст. М.: 1999.

7. Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования // Педагогика, 2002. №4. - С.39-44.

8. Северина О.А.., Дронова Т.А., Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности; разработка занятий, праздники, классные часы, тесты. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008. – 240 с. – (Классное руководство)

9. Федеральный закон РФ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2002. - № 24.

10. Федеральный закон РФ от 26.11.96 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // СЗ РФ. - 1996. - № 49.

 

Приложение 1

Блиц-турнир

 

  1. Что такое Конституция? Главный закон, определяющий жизнь государства, права и обязанности его граждан.
  2. Когда отмечается День Конституции РФ? (12 декабря)
  3. Какие права и обязанности гражданина РФ, записанные в Конституции, вы знаете? (право на образование, на охрану здоровья, на отдых и труд и т.п.)
  4. Что обозначают цвета на российском флаге? (белый – благородство, совершенство; синий – стремление к небу, постоянство, верность; красный – отвага).
  5. Что такое герб. Дайте определение (отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках, некоторых официальных документах)
  6. Опишите герб РФ (Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона
  7. Что обозначают двуглавый орел, его короны на гербе РФ? (символ единения народов России; символ союза республик, краев и областей)
  8. Что на гербе обозначают скипетр и держава, всадник на щите? Сила и мощь единого государства; олицетворение побеждающего добра, готовность народа защищать страну от врагов)
  9. Опишите герб своей области, края? (н-р, Кировской области)

За основу герба Кировской области взят исторический герб Вятской губернии, утвержденный 8 декабря 1856 г., описание которого гласило: «В золотом поле, выходящая вправо из лазоревых облаков в червленой одежде рука, держащая червленый же натянутый лук со стрелою. В правом углу червленый с шариками крест. Щит увенчан императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевскою (лазоревою) лентою».

Облако обозначает божественное провидение. Рука, держащая лук символизирует постоянную готовность к защите отечества, отвагу и мужество. Лапчатый воинский крест указывает на военную защиту отечества.

Золото – символ величия и богатства, уважения законов, торговли и хлеборобства. Красный (червленый) цвет – символ воинской доблести, мужества и отваги. Голубой (лазоревый) цвет – символ славы, чести, истины, ясности, красоты, добродетели, а также чистого неба.

  1. Когда отмечается День Государственного флага России? (22 августа)
  2. При каком царе впервые был поднят бело-сине-красный национальный флаг на кораблях Российского флота? (При Петре 1)
  3. Что представляет собой флаг Кировской области? Флаг Кировской области представляет собой прямоугольное полотнище, разделенное на три горизонтальные полосы: верхняя полоса белого цвета; средняя полоса зеленого цвета; нижняя полоса синего цвета. В центре полосы белого цвета размещен выделенный красным цветом геральдический щит герба Кировской области. Белый цвет является символом чистоты нравственных устоев, добра и скромности, снежной зимы; зеленый - цвет надежды, радости и здоровья, плодородия земли и лесных богатств; синий - цвет верности, честности, безупречности, символизирует реку Вятку, объединившую на своих берегах население области.
  4. В каком году был принят новый вариант гимна РФ на музыку Александрова А.В. и слова Михалкова С.В.? (в 2000 году, в ночь на 28 декабря новый гимн прозвучал на волнах «Радио России»)
  5. Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией России? (референдум)
  6. Какие органы из представленного перечня не входят в систему органов государственной власти: Совет Федерации, Правительство РФ, органы местного самоуправления, судебные органы? (судебные органы)
  7. Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? (Конституция РФ)
  8. Кто является гарантом Конституции РФ? (президент)
  9. Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (многонациональный народ РФ)
  10. Как называется законодательный акт, в котором объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений? (Кодекс)
  11. Какой документ подтверждает Российское гражданство? (Паспорт)
  12. Сколько гражданств можно иметь по российскому закону о гражданстве? (В ст. 62 Конституции закреплена возможность двойного гражданства для гражданина РФ)
  13. Что дает вам гражданство Российской Федерации?

 

Приложение 2

Метод «Незаконченное предложение»

Быть гражданином – значит ……………………………………………….

Гражданин имеет право …………………………………………………….

Гражданин имеет обязанности …………………………………………….

Гражданственность – это……………………………………………………..

Патриотизм – это…………………………………………………………….

Закон – это ………………………………………………………………..…

Конституция – это …………………………………………………………..

Любить свою Родину – это значит…………………………………………

 

Важными качествами гражданина являются………………………………

Государственные символы:…………………………………………………

Я горжусь…………………………………………………………………….

 

Приложение 3

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...