Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Документальное оформление и организация аналитического учета основных средств

Учет поступлений и выбытия ОС ведется на основании первичных документов. Основной первичный документ - акт приемки-передачи ОС типовой формы ОС-1. Приемка ОС при покупке или строительстве осуществляется комиссией, в состав которой включаются технологи, механики и представитель бухгалтерии. На основании сопроводительных документов в Акте отражаются: наименование поступившего объекта; первоначальная стоимость; срок эксплуатации; при использовании: сумма износа.

Акт подписывается комиссией и передается в бухгалтерию предприятия. Каждому объекту ОС присваивается инвентарный номер, в результате чего в бухгалтерии ведется инвентарный учет. По каждому объекту (группе) открывается инвентарная карточка: наименование объекта; инвентарный номер; первоначальная стоимость; срок эксплуатации; норма амортизации; сумма амортизации, начисленная ежемесячно при поступлении ОС, бывших в эксплуатации: сумма износа.

В карточке указываются сроки проведения капитального ремонта. Карточки хранятся в картотеке по видам ОС и месту их нахождения. При перемещении ОС карточки перекладываются. Такая группировка ОС необходима для правильного определения суммы износа и отражения ее в учете. Сумма износа: по всем видам ОС, кроме автомобилей.

Сумма износа = (первоначальная стоимость х годовая норма амортизации (в %)): (12 х 100%).

Норма амортизации в РФ является единой для всех видов ОС. Исключение: установленная норма для ОС, работающих в условиях Крайнего Севера и в подземных условиях. К ним применяются поправочный коэффициент. Норма амортизации разрабатывается правительством. В связи с тем, что движение Ос на предприятии незначительное, а номенклатура их достаточно велика применяется сокращенный способ расчета амортизации:

Ежемесячная сумма износа за текущий месяц = Сумма износа за прошлый месяц + износ по поступившим ОС - износ по выбывшим ОС.

По поступившим ОС износ начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем поступления. Например, если ОС поступили 2 марта, то износ начисляется с 01.04. По выбывшим ОС износ прекращают начислять с первого числа месяца, следующего за месяцем выбытия. Например, ОС выбыли 01.04, в мае не начисляется износ.

Расчет износа при ручной технике учета осуществляется в разработочной таблице № 6: поступившие ОС в отчетном периоде; выбывшие ОС в отчетном периоде; амортизация за прошлый месяц; амортизация по поступившим ОС; амортизация по выбывшим ОС; сумма износа за текущий месяц.

Это простой (линейный) метод. Сейчас применяется и ускоренный способ амортизации: по отдельным видам ОС сокращается срок эксплуатации в два раза, следовательно увеличивается в два раза норма амортизации, значит увеличивается сумма износа. Применение ускоренного способа расчета амортизации способствует более быстрому обновлению ОС. Износ начисляется также при выбытии ОС с целью определения остаточной стоимости ОС и финансового результат от реализации ОС. Техника износа соответствует первоначальному принципу (по делам не на 12, а на срок эксплуатации). При поступлении износ учитывается. По автомобилям, которые находятся в эксплуатации (кроме легковых), расчет амортизации зависит от стоимости автомобиля, его марки, нормы амортизации, пробега. По легковым автомобилям сумма амортизации начисляется, как по всем остальным ОС. По окончание сроке эксплуатации, указанного в инвентарной карточке, начисление износа прекращается.

Учет капитальных вложений и поступления основных средств

Синтетический учет ОС.

Поступление ОС:

Ввод в эксплуатацию (приобретение новых ОС). При поступлении: Акт приемки-передачи ОС - форма ОС-1

год выпуска;

дата приобретения;

дата поступления в эксплуатацию;

первоначальная стоимость;

сумма износа;

технический документ;

накладные, договоры и др. на приобретение (поступление) ОС

Регистрация действующего оборудования, зданий и др. При инвентаризации могут быть выявлены неучтенные ОС, их предприятие должно взять на учет.

Безвозмездное поступление. ОС производственного назначения, полученные безвозмездно относятся на увеличение добавочного капитала: Дт 01 Кт 87-3 “Добавочный капитал”. Безвозмездно полученные ценности.

Счет 01 “Основные средства”. Дт - поступление, Кт - выбытие.

Расходы по доставке безвозмездных ОС: Дт 88-3.1. (фонд накопления образован) Кт 23, 60, 68, 70 (оплата труда при создании нового имущества), 71.

За счет чистой прибыли: Дт 81-2 (использование прибыли на другие цели) Кт 23, 60, 68, 70, 71.

За счет нераспределенной прибыли: Дт 88-2 (нераспределенная прибыль прошлых лет) Кт 23, 60, 68, 70, 71.

Расходы по монтажу оборудования (включаются в первоначальную стоимость объекта). Дт 08-3 (строительство объектов ОС); Кт 10 - материалы отнесены на затраты по капитальным вложениям; Кт 12 - МБП; Кт 13 - начислен износ МБП, используемых при строительстве ОС; Кт 23 - списаны услуги вспомогательного производства, оказанные им при кап. вложениях; Кт 60 - акцепт счетов поставщика за работы для капитального строительства (в т.ч. за оборудование, не требующее монтажа); Кт 70 - сумма по оплате труда персоналу, занятому капитальными вложениями; Кт 71 - списана задолженность подотчетных лиц по расходам, произведенным или по кап. вложениям; Кт 76 - отражена задолженность кредиторам, возникшая в процессе строительства и приобретения новых ОС (транспорт и т.п.);

После сдачи в эксплуатацию расходы присоединяют в первоначальной стоимости: Дт 01 Кт 08

Непроизводственная сфера: ОС принимаемые на учет с отнесением на увеличением социальной сферы: Дт 01 Кт 88-4 (фонд социальной сферы) - безвозмездно непроизводственные ОС - увеличение балансовой стоимости объектов непроизводственного назначения

Доставка (расходы) Дт 88-4 Кт 23, 60, 70, 71, 76

За счет увеличения чистой прибыли Дт 88-4 Кт 23, 60, 70, 71

Получение ОС за счет вклада в УК. Образование предприятия (приход по первоначальной стоимости): Дт 01 Кт 75-1

Износ Дт 75-1 (расчеты по вкладам в УК) Кт 02-1 (износ собственных ОС)

Расходы по доставке принимает предприятие Дт 08-3 Кт 10, 12, 13

Покупка ОС (у других предприятий) Дт 08 Кт 60 (приобретение) - стоимость, указанная в счете поставщика

Оприходование: Дт 01 Кт 08

Аренда (переход ОС из долгосрочной аренды с собственность предприятия) Дт 01 Кт 03

Износ: Дт 02-2 (износ долгосрочно арендуемых ОС) Кт 02-1 - перечисление износа (за время эксплуатации) - переход из арендованных

в собственность арендатора.

Учет выбытия основных средств

Причины: ликвидация полностью (за ветхостью и износом, из-за стихийных бедствий);

ликвидация части инвентарного объекта, из-за модернизации, реконструкции, переоборудования;

безвозмездная передача; реализация неиспользованного оборудования и недостачи, выявленной при инвентаризации.

Безвозмездная передача: Дт 47 Кт 01

Списание износа: Дт 02 Кт 47.

При списании создают ликвидационную комиссию: выявление виновных, возможность использования отдельных узлов, составление акта ликвидации, указываются причины, износ, узлы и детали, пригодные для использования. В бухгалтерии в инвентарных карточках делают специальные пометки. Документы на ликвидацию: первоначальная стоимость сумма начисленного износа стоимость пригодных узлов, материалов величина расхода на демонтажи.

Продажа ОС: Дт 47 Кт 01

Износ: Дт 02 Кт 47

Выручка от продажи: Дт 51 Кт 47

Финансовый результат от продажи: Дт 47 Кт 80 - прибыль, Дт 80 Кт 47 - убыток.

Учет:

Карточка учета

Журналы-ордера

Главная книга

Баланс

Расходы по демонтажу ОС: Дт 47 Кт 10, 70, 89, 23, 60, 23

Ликвидация ветхого оборудования: приход металлолома: Дт 10 Кт 47

11.

Основные средства предприятия в процессе производства постепенно изнашиваются. Износ - стоимостной показатель потери объектами основных средств физических качеств или утраты технико-экономических свойств, а вследствие этого - стоимости.

Каждому предприятию следует обеспечить накапливание средств (источников), необходимых для приобретения и восстановления окончательно износившихся основных средств. Накапливание достигается за счет включения в издержки производства сумм отчислений, которые называются амортизационными.

Амортизационные отчисления не начисляются по объектам, числящимся в составе основных средств:

· объектам жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры и др.), объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки и т. п.);

· по продуктивному скоту, буйволам, волам, оленям;

· по многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста.

По указанным объектам основных средств и объектам некоммерческих организаций производится начисление износа в конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений. Движение сумм износа по указанным объектам учитывается на отдельном забалансовом счете 010 износ осн. Средств.

Учет осн. Средств ведется на счете 02 амортизация о/с. Счет пассивный, сальдо кредитовое показывает сумму износа всех объектов о/с предприятия, оборот по дебету сумма износа по выбывшим объектам, не зависимо от причины выбытия, оборот по кредиту суммы начисленной амортизации за отчетный период.

12.

учет ремонта

Учета затрат на ремонт и техническое обслуживание основных средств В результате эксплуатации ОС изнашиваются. Существует два вида износа: моральный и физический. Моральный износ - необходима замена и модернизация оборудования. Физический износ - необходим ремонт оборудования. Существует два вида ремонта: текущий и капитальный. Текущий - поддержание ОС в нормальном состоянии. Затраты по текущему ремонту относятся на расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, зданий и др. ОС. Капитальный ремонт - замена отдельных деталей и узлов по истечении срока эксплуатации. Для капитального ремонта комиссией (назначается руководителем предприятия) составляется смета расходов, необходимых для капитального ремонта. Сроки проведения капитального ремонта планируются заранее (за 1-2 года). Источник проведения капитального ремонта - созданный резерв предстоящих расходов и платежей. Для создания резерва, предприятие ежемесячно в течение года включает часть стоимости затрат по кап. ремонту в себестоимость ГП: Дт 25 (26) Кт 89

Кап. ремонт проводят двумя способами:

хозяйственным (за счет специальных служб предприятия);

подрядным (специализированное предприятие).

Затраты по кап. ремонту, выполненному хозяйственным способом: Дт 23 Кт 10, 70, 69,

По окончании работ затраты списываются: Дт 89 Кт 23

Затраты по кап. ремонту, проведенному подрядным способом: при предъявлении счета (поставщика) подрядчика Дт 89 Кт 60

начислен НДС за выполнение работы Дт 19 Кт 60

погашение задолженности Дт 60 Кт 51

Если предприятие не создало резерв для проведения кап. ремонта, учет расходов ведется по Дт 31 Кт 10, 70, 69 и др.

В течение года эти расходы включаются в себестоимость: Дт 25 (26) Кт 31

Если эти работы выполнены подрядчиками Дт 31 Кт 60; Дт 25, 26 Кт 31

Учет сданных в аренду и арендованных основных средств

Аренда бывает: текущая (предприятие арендует ОС на определенных условиях) и долгосрочная (арендатор получает ОС на длительное время, по окончании которого ОС переходят в собственность арендатора. Начисляется плата за аренду и % за пользование). Синтетический учет долгосрочной аренды (лизинговые операции). Передача ОС в долгосрочную аренду. Учет у арендодателя (с правом выкупа).

Передача отражается как реализация ОС по первоначальной стоимости: Дт 47 Кт 01

Начисление износа: Дт 02 Кт 47

В соответствии с договорной ценой передачи в аренду отражаются договорные обязательства к поступлению: Дт 09 Кт 47

Затем определяется доход от передачи ОС в аренду. Т.к. его сумма значительна и облагается налогом, то прибыль учитывается на счете ДБП и отражается: Дт 47 Кт 83

ДБП списывается на прибыль предприятия: Дт 83 Кт 80

Начисление арендных платежей у арендатора: Дт 76 Кт 09

Зачисление средств, поступивших от арендатора: Дт 51 Кт 76

Дополнительный доход за сдачу в аренду ОС: Дт 51 Кт 83, 80 (ежеквартальный, связанный с ростом цен при незначительно инфляции)

У арендатора: он принимает ОС на баланс по договорным ценам. Поступление арендованных ОС: Дт 03 Кт 97

Периодически начисляют % за пользование ОС по договору аренды: Дт 81 Кт 97

Дт 88 (если нет прибыли - субсчет фонд накопления) Кт 97

Перечисление средств за пользование ОС: Дт 97 Кт 51

По окончании срока долгосрочной аренды при переходе ОС в собственность предприятия, они приходуются: Дт 01 Кт 03

По мере эксплуатации арендованных ОС по ним начисляется износ аналогично расчету износа по собственным ОС

Синтетический учет начисления износа: Дт 20, 25, 26 Кт 02-2

При оприходовании ОС как собственных приходуется и сумма износа: Дт 02-2 Кт 02-1

Первичный документ: Договор аренды, акт приемки-передачи.

Переоценка о/с.

Целью переоценки, в период инфляции явл. Приведение балансовой стоимости о/с, в соответствии с ценами и условиями воспроизводства.

Особенностью переоценки о/с начинаю с 98 г. Явл. То что она перестала быть обязанностью,а стала правом предприятия. Согласно ПБУ 6/01 только коммерческие организации имеют право не чаще 1 раза в год переоценивать О/с по восстановительной стоимости, путем индексации им прямого перерасчета по рыночным ценам с отчислением возникающих разниц суммы переоценки на добавочный капитал организации(83).

Если переоценка имущества проводится путем перерасчета по рыночным ценам, в бух. Учете расходы по оплате услуг специалистов-оценщиков относят на счет 26 «хоз. Расходы».

Указанные расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль поскольку они связаны с предпринемательской деятельностью и получением дохода.

В бух. Учете результаты отражаются в сл. Порядке:

· При применении повышающих коэффициентов:

На сумму прироста первоначальной стоимости Д01-К83

Одновременно на сумму повышения начисленной амортизации Д83-К02.

· При приминении понижения коэффициета:

НА СУММУ УМЕНЬШЕНИЯ ПЕРВНАЧАЛЬНОЙ СТОИМОСТИ Д84-К01

Одновременно на сумму уменьшения начисленной амортизации Д 02- К84

инвентаризация

Цель инвентаризации - выявить фактическое наличие и качественное состояние основных фондов предприятия, проверить техническую документацию (паспорт, характеристику, проекты и т. п.), сопоставить фактическое наличие имущества с данными бухгалтерского учета и уточнить их.

Число инвентаризаций в году, даты их проведения устанавливаются предприятием. Инвентаризации проводятся инвентаризационной комиссией (в которую руководитель включает представителей администрации предприятия, работников бухгалтерии, специалистов) в обязательном порядке:

· перед составлением годового бухгалтерского отчета (в срок не ранее 1 ноября);

· при смене материально ответственного, в подотчете у которого находятся средства;

· при установлении фактов злоупотреблений или хищений, порчи ценностей, после стихийных бедствий.

В результате проведения инвентаризации составляется инвентаризационная опись. Инвентаризационная опись основных средств (форма ИНВ-1) составляется в одном экземпляре комиссией по каждому местонахождению ценностей и должностному лицу, ответственному за сохранность основных средств. Опись подписывается комиссией, материально ответственными лицами и передается в бухгалтерию.

Если при инвентаризации обнаружены излишки то они приходятся как ранее не учтенные о/с, бывший в эксплуатации

· Д01 –К 91(по первоначальной стоимости)

· Д91 --К02 (НА СУММУ НАЧИСЛЕНИЯ ИЗНОСА)

 

задачи учета материалов и их классификация

Материалы – это разнообразные вещественные элементы производства, используемые главным образом в качестве предметов труда. Они полностью потребляются в производственном цикле и, следовательно, полностью переносят свою стоимость на стоимость произведенной продукции или оказанных услуг. Организация грамотного учета материалов в современных условиях является весьма актуальной проблемой для многих предприятий. При таком учете очень важно организовать контроль за сохранностью материалов, их соответствием документам, за соблюдением норм потребления, выявления затрат, связанных с заготовкой материалов.

Основными задачами учета материалов являются:

- правильное документальное оформление и своевременное отражение операций по поступлению, выбытию, внутреннему перемещению и выбытию материалов;

- обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску материалов;

- обеспечение сохранности и контроля за движением и правильным использованием всех материальных ценностей;

- соблюдение установленных норм запасов и расходов;

- своевременное выявление неиспользуемых материалов, подлежащих реализации в установленном порядке;

- получение точных сведений об их остатках, находящихся на складах предприятий.

Использование на современном предприятии большого количества самых разнообразных материалов предполагает организацию грамотного учета, для чего необходима их классификация.

Группировку материалов по назначению и роли в процессе производства удобно использовать для построения синтетического и аналитического учета, составления статистических отчетов, получения информации о поступлении и расходе материалов в производственно-эксплуатационной деятельности, для определения остатков.Единицей бухгалтерского учета материалов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.

Для упрощения учетного процесса на основе классификации может разрабатываться номенклатурный реестр (номенклатура-ценник), в котором содержится перечень используемых на предприятии наименований материально-производственных запасов. Каждому наименованию материалов присваивается номенклатурный но-мер, под которым он внесен в номенклатуру-ценник, – это краткое цифровое обозначение, в котором закодирован вид, сорт, марка или размер материала. Под одним номенклатурным номером может учитываться множество материалов с неким одинаковым набором параметров – в этом отличие номенклатурного номера от инвентарного. Номенклатура-ценник является основой организации всего материального учета на предприятии, в нем наряду с номенклатурным номером указывается наименование по ГОСТу, характеристика, единица измерения и (необязательно) учетная цена материала.

При приобретении, хранении и использовании материалов на основании номенклатуры-ценника на всех относящихся к конкретному материалу документах указывается его номенклатурный номер. Наличие учетной номенклатуры материалов является обязательным условием осуществления учета с применением компьютера. При использовании в учете компьютера номенклатуру-ценник кодируют по смешанной порядково-серийной системе: всем материалам задают семи- или восьмизначные коды, в которых первые два знака указывают синтетический счет, третий – субсчет, один или два следующих знака – группу материалов, остальные – различные характеристики материально-производственных запасов. Учет материалов производится в двух измерителях – денежном и вещественном (количественном). Количественный учет производится в единицах измерения, при-сущих данному материалу, – штуки, метры, литры и т.п.

Организация учета материалов и оценка,себестоимость

Основные задачи учета материальных ценностей следующие: правильное формирование затрат и выявление результатов по изготовлению и потреблению материальных ценностей; правильное и своевременное документирование операции по движению материальных ценностей; обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; организация контроля за наличием и сохранностью материалов в местах хранения материально ответственными лицами; систематическое наблюдение за наличием запасов материальных ценностей в соответствии с утвержденными нормами; своевременное выявление ненужных (сверхнормативных) запасов материальных ценностей, подлежащих реализации. Правильная организация учета наличия и движения материальных ценностей на малых предприятиях, усиление контроля за их сохранностью и целевым использованием в значительной мере зависят от условий: наличия в организации разработанных ею единых номенклатурных ценников с указанием в них по каждому номенклатурному номеру сырья и материалов покупных договорных цен, розничных, оптовых и планово-учетных цен длительного пользования (не менее 1 года), используемых в текущем аналитическом учете движения материальных ценностей; проведения ежемесячной инвентаризации остатков сырья и материалов, находящихся на рабочих местах у мастеров и в кладовых структурных подразделений; применения типовых форм первичной документации по оформлению движения материальных ценностей. Для правильной организации учета материалов на предприятиях разрабатываются специальные документы – номенклатуру и номенклатуру-ценник. Под номенклатурой понимают систематизированный перечень наименований всех производственных запасов, имеющихся на данном предприятии. Номенклатура материальных ценностей должна содержать исчерпывающую информацию о каждом материале: наименование в соответствии с установленными стандартами; полную характеристику материала (марку, сорт, размер, единицу измерения и пр.); номенклатурный номер – условное обозначение, заменяющее все перечисленные признаки материала. Если в номенклатуре указана также учетная цена каждого вида материалов, то она называется номенклатурой-ценником. В ходе производства в документах по учету материалов на предприятии указывается не только наименование материала, но и его номенклатурный номер, что позволяет избежать ошибок, связанных с применением разных названий для обозначения одного материала и с применением различных единиц измерения. В балансе и синтетическом учете материальные ценности отражают по фактической себестоимости приобретения, в которую включаются покупная цена материала и транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) наценок и расходов по заготовке и доставке материалов на склад потребителя. К ТЗР относят: наценки снабженческих организаций; содержание пунктов в местах заготовления сырья; расходы по командировкам, связанным с приобретением материалов; стоимость услуг бирж; проценты за приобретение материалов в кредит; таможенные пошлины и налоги на импорт; страхование и охрана груза; оплата перевозки груза; расходы по доставке и разгрузке; потери от недостач в пути в пределах норм естественной убыли. Определение фактической себестоимости материалов в текущем учете при разнообразной номенклатуре материалов, при поступлении одних и тех же материалов от разных поставщиков и при разных условиях поставки является достаточно сложным. По этой причине в текущем учете используют учетные цены, которыми чаще всего служат: покупная цена; средняя покупная цена; средняя фактическая себестоимость приобретения (заготовления); плановая себестоимость приобретения (заготовления) и пр. Для оценки материалов используются также методы ФИФО и ЛИФО. В соответствии с методом ФИФО («первым поступил, первым продан») отпускаемые в производство материалы учитываются по фактической себестоимости первой партии, а затем, когда объем первой партии иссяк, по стоимости второй, третьей и т. д. в хронологическом порядке приобретения данного вида материала. По методу ЛИФО («последним поступил, первым продан») материалы учитываются в обратном порядке: сначала по себестоимости последней партии, затем – предпоследней и т. д. Этот метод более эффективен в условиях инфляции, поскольку позволяет увеличить себестоимость и уменьшить прибыль. При использовании в текущем учете учетных оценок производственных запасов их фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода (месяца) корректировкой учетной оценки израсходованных на производство материалов на величину отклонений от фактической себестоимости приобретения. А в итоге все материалы учитываются по фактической себестоимости их приобретения. Материалы, цена на которые в течение года снизилась, если они морально устарели или потеряли качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации, когда она ниже стоимости заготовления (приобретения). Разницу в ценах относят на результаты хозяйственной деятельности.

18.

документация по учету движения материалов

Для учета движения материалов применяется первичная учетная документация, отвечающая требованиям основных положений по учету материалов и приспособленная для автоматизированной обработки информации.Количество экземпляров выписываемых документов и их документооборот устанавливаются в зависимости от характера предприятий, особенностей организации производства, материально-технического снабжения и от системы организации учета. Количество экземпляров должно быть минимальным: при использовании ЭВМ - один экземпляр, а при ручной обработке - не более двух. Поступлени6е материалов в организацию контролирует в первую очередь отдел маркетинга, который следит за выполнением поставщиками договорных обязательств, предъявляет им претензии по качеству и недостачам материалов, разыскивает грузы, если они своевременно не прибыли в организацию. Материалы на склад от местных и иногородних поставщиков, обычно, доставляет экспедитор. Принимая грузы от транспортных организаций, экспедитор особое внимание уделяет состоянию тары, а в случае их повреждений требует проверки и сдачи груза. Если обнаружится недостача или порча груза, составляется коммерческий акт на право предъявления претензий к транспортной организации или к поставщику. В момент сдачи экспедитором материалов на склад материально ответственное лицо проверяет соответствие количества, качества и ассортимента поступивших материалов документам поставщика. Одни из них отражают количество отправленного груза, другие - качество. При полном соответствии количества фактически поступивших ценностей документам поставщика материально ответственное лицо выписывает приходный ордер (Ф.№"М-4).

В случае доставки материалов автотранспортом со слада поставщик выписывает товарно-транспортную накладную (Ф.№5 и М-6) в четырех экземплярах:а) покупателю - для оприходования материалов вместо приходного ордера; б) поставщику для списания ценностей; в) для предъявления в банк на оплату.

При получении материалов, доставляемых экспедитором, материально ответственное лицо проверяет соответствие количества, качества, ассортимента поступивших материалов документам поставщика.

Акт о приемке материалов (Ф. №-7) применяется для оформления поступивших материальных ценностей без платежных документов и в случае расхождений с данными сопроводительных документов поставщика. Акт составляется приемной комиссией с обязательным участием представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации, заведующего складом и представителя отдела снабжения организации. Составляется акт в двух экземплярах: первый передается в бухгалтерию организации как основание для бухгалтерских записей на счетах и расчета сумм недостач или излишков; второй - поступает в отдел маркетинга для предъявления претензий поставщику или сообщения ему о предоставлении платежного требования на излишки. Наличие акта исключает выписку приходного ордера.

Кроме перечисленных документов, составляются требования - накладные на отпуск материалов (Ф. №М-11) при внутреннем перемещении материалов со склада на склад или при сдаче цехам на склад неиспользованных с экономленных материалов или ценных отходов производства, отходов от брака продукции, от ликвидации основных средств, от выбытия из эксплуатации малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

Материально ответственные лица, сдающие материалы выписывают накладные в двух экземплярах: один цеху - для списания материалов, другой складу - для их оприходования.

Расходные документы отражают отпуск материалов на производственные нужды, на хозяйственные нужды, реализацию на сторону излишних, не используемых в хозяйственной деятельности организаций материалов. К ним относятся: лимитно-заборные карты, накладные, требования.

Лимитно-заборная карта (ф. № М-8, М-9) выписывается отделом маркетинга на одну или несколько позиций (видов материалов), от-носящихся к определенному коду производственных затрат (заказу). Расчет потребности необходимого объема и вида материальных ценностей цеху для выполнения производственной программы осуществляет плановопроизводственный отдел. Лимит расходования и отпуска материалов при этом сокращается на количество ценностей данного вида, оставшихся в цехах на начало месяца.

Выписываются карты в двух экземплярах: один - цеху, другой - складу. При отпуске ценностей со склада кладовщик расписывается, в лимитно-заборной карте цеха, а представитель получателя - в лимитно-заборной карте склада. В обеих картах после каждого отпуска выводится остаток неиспользованного лимита. При использовании лимита и по окончании месяца лимитно-заборные карты сдаются в бухгалтерию организации. На основании их оформляется отпуск материалов и осуществляется текущий контроль за соблюдением установленных лимитов их отпуска на производственные нужды.

По лимитно-заборной карте ведется также учет материалов, не использованных в производстве (возврат). При этом никаких дополнительных документов не составляется.

В целях сокращения количества лимитно-заборных карт возможно применение поквартальных карт с отрывными месячными талонами. Если лимитно-заборные карты используются при постоянном систематическом отпуске материалов, то для оформления однократного их отпуска на хозяйственные и прочие нужды применяется акт-требование на замену (дополнительный отпуск) материалов ф. № М-10.

Накладные (Ф. №М-11) применяются для учета и оформления отпуска материалов на сторону или хозяйством своей организации, расположенным за пределами его территории. Выписываются они отделом сбыта в трех экземплярах на основании нарядов или договоров.

учет материалов на складе и его связь с учетом в бухгалтерии

Переходя к рассмотрению порядка организации учета материалов по местам хранения и в бухгалтерии, необходимо отметить, что одного законодательного акта ПБУ-5/98 для этих целей недостаточно.

Наиболее прогрессивным и рациональным методом учета материалов является оперативно-бухгалтерский (сальдовый). Возможны также количественно-суммовой метод и с помощью отчетов материально ответственных лиц.Оперативно-бухгалтерский метод учета материалов предполагает ведение на складах только количественно-сортового учета движения материалов. Осуществляется он на карточках складского учета материалов (тип. ф. № М-17). Бухгалтерия открывает карточки на каждый номенклатурный номер материала и под расписку передает их заведующему складом. По мере поступления на склад материалов кладовщик выписывает приходный ордер или заменяющий его документ и регистрирует его в карточке складского учета материалов.

Работник бухгалтерии должен также проводить на складах контрольные, выборочные проверки фактического наличия остатка материалов, особенно дефицитных и дорогостоящих.

По состоянию на первое число каждого месяца материально ответственное лицо переносит количественные остатки из карточек в ведомость учета остатков материалов ф.№ М-14. Храниться она в бухгалтерии и выдается кладовщику за день до окончания месяца, а 1-2-го числа следующего за отчетным месяца он возвращает ее в бухгалтерию. В обязанности материально ответственного лица входят контроль за соответствием фактических остатков по номенклатурным номерам, установленным нормам запасов (максимум, минимум) и обобщение об отклонениях отделу маркетинга.

 

синтетический учет материалов

Приведенная ранее классификация материалов по назначению и применению в производственном процессе будет использована бухгалтерской организацией для ведения аналитического учета.Каждая группа материалов учитывается на соответствующем счете или субсчете.

В плане счетов бухгалтерского учета с этой целью предусмотрены нижеследующие счета:

10/1 - "Сырье и материалы".

10/2 - "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия".

10/3 - "Топливо".

10/4 - "Тара и тарные материалы".

10/5 - "Запасные части".

10/6 - "Прочие материалы".

10/7 - Материалы переданные в переработку на сторону".

10/8 - "Строительные материалы".

10/9 - "Инвентарь и хозяйственные принадлежности".

Плановый счет 10 активный, характеризующий состояние хозяйственных средств организации.

Сальдо дебетовое показывает остаток материалов на начало открытого периода.

Остатки материалов и их приход записывается по дебету счета, а расход, отпуск - по кредиту - в суммах фактической себестоимости.

Возможен и другой вариант учета движения материалов, когда все операции по приобретению материалов учитывается на счете 15 "Заготовление и приобретение материалов. В дебет этого счета относится покупная стоимость материалов с кредита счетов 60, 23,20,71,76 и др. и расходы по заготовке и доставке материалов на предприятие. В кредите счета 15 в корреспонденции с дебетом счетов 10 и 12 отражается стоимость фактически поступивших и оприходованных материальных ценностей по учетным ценам. При этом разница поступивших материалов по учетным ценам списывается на счет 16 "Отклонение в стоимости материалов". Суммы отклонений, накопленных в дебете этого счет, списывается в установленном порядке в дебет производственных счетов пропорционально стоимости израсходованных в производстве материалов по учетным ценам.

На счете 15 отражаются текущая информация о материальных ценностях оставшихся в пути. Это - его ежемесячное сальдо.

Отражение на счетах операции по приобретению материалов с применениям счетов 15 "Заготовление и приобретение материалов" и 16 "Отклонение в стоимости материалов".

УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ И РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ

Производственные запасы материалов пополняются за счет их поставок организациями-поставщиками или прочими организациями на основе договоров. В последних предусматриваются: наименование материалов (ценностей), количество, цена, срок поставки, порядок расчетов, способ транспортировки, санкции за несоблюдение условий договора, порядок приемки и т. п. Организации-поставщики на отгруженную продукцию выписывают платежные требования-поручения и счета-фактуры, передают их или пересылают почтой покупателю, последние после акцепта передают их в свой банк для оплаты. Оперативный учет выполнения договорных обязательств в организации осуществляет отдел маркетинга, поэтому платежные требования-поручения и счета-фактуры в первую очередь поступают в этот отдел или в финансовый. Там проверяют соответствие их договорам, регистрируют в журнале учета поступающих грузов (ф. № М-1), делают отметку в книге учета выполнения договоров и ак-цептуют, т. е. дают согласие на оплату.

Учет расчетов с поставщиками товарно-материальных ценностей и услуг организуется на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Счет по отношению к балансу - пассивный; сальдо кредитовое свидетельствует о суммах задолженности организации поставщикам и подрядчикам по неоплаченным счетам и неотфактурованным поставкам; оборот по дебету - о суммах оплат, списаний и зачетов за отчетный месяц; оборот по кредиту - о суммах по принятым к оплате акцептованным платежным документам и неотфактурованным поставкам за отчетный меся<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...