Земельного надзора в саратовском муниципальном районе
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Доходы бюджета Саратовской области формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах [11]. Местный бюджет - это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления, путем исполнения расходных обязательств [27]. Выделяют две основные группы расходов местного бюджета: 1) обязательные расходы - расходы, связанные с финансированием выплат перед населением, в том числе по вмененным государственным полномочиям, а также закрепленные за муниципальным образованием федеральными и региональными законами; 2) дискреционные расходы - расходы на содержание муниципального хозяйства, то есть расходы на развитие местной экономики, дорожного хозяйства, строительства. К первой группе относятся собственные расходы муниципального образования, связанные с решением задач местного значения и обслуживанием муниципального долга. Указанные расходы можно сгруппировать по следующим направлениям: 1) содержание собственных органов управления; 2) проведение местных выборов; 3) реализация муниципального заказа; 4) исполнение собственных законов; 5) финансовая поддержка отраслей местного хозяйства; 6) финансовая помощь бюджетным учреждениям иных уровней власти; 7) обслуживание долговых обязательств муниципального образования; 8) специальные целевые программы местного значения; 9) инвестиции в местную инфраструктуру. Перечисленные расходы должны покрываться средствами собственных источников доходов, а также трансфертов, в случае низкого уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования и заемных средств, в случае соблюдения требований к размеру бюджетного дефицита.
Ко второй группе относятся расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления: 1) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в части финансирования расходов на оплату труда работников муниципальных учреждений; 2) создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, организация деятельности таких комиссий; 3) осуществление выравнивания бюджетной обеспеченности поселений; 4) социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей - сирот, безнадзорных, ветеранов, малоимущих; 5) организация оказания специализированной медицинской помощи в специализированных медицинских учреждениях; 6) выплата гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг; 7) субвенции на выполнение федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния; 8) строительство и содержание автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения; 9) предупреждение ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидация их последствий; 10) организация и осуществление межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности; 11) субвенции на покрытие дополнительных расходов убытки по тепло- и электроснабжению); 12) осуществление поселениями полномочий по первичному воинскому учету;
13) организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации и другие. Если проводить оценку расходов местных бюджетов по функциональному направлению, то основные их разделы можно объединить в следующие группы. Первую группу составляют расходы на производственную сферу, куда включаются расходы по содержанию и развитию системы жилищно-коммунального хозяйства, расходы на национальную экономику и охрану окружающей среды. На группу этих расходов приходится более 17 % расходов. Основной объем расходов приходится на жилищно - коммунальное хозяйство. Расходы на национальную экономику занимают, как правило, незначительную долю в местных бюджетах (от 1 до 5 %) после внесения изменений в структуру полномочий органов местного самоуправления. Как правило, данные расходы связаны с содержанием и ремонтом автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами вне границ населенных пунктов в границах муниципального образования, а также с субсидированием определенных градообразующих предприятий муниципального образования или дотированием предприятий, имеющих важное социальное значение для местности. Вторую группу расходов местных бюджетов, имеющих важнейшее значение для повышения уровня и качества бюджетных услуг в муниципальном образовании и отражающих эффективность проводимой в нем бюджетной политики, составляют социально-культурные расходы, на долю которых приходится более 70% совокупных расходов. Наибольший удельный вес в этой группе занимают расходы на образование, доля которых превышает 38% совокупных расходов местного бюджета. В группе совокупных социальных расходов на долю образования приходится более 50 %. Таким образом, направления использования средств местного бюджета по Саратовской области в целом (и Саратовскому муниципальному району в частности) характеризуются большой долей расходов на социально-культурную сферу. Доля социальных расходов, финансируемых местным бюджетом, составляет свыше 30 % от всего объема средств, расходуемых на данные цели. Вторым ключевым направлением муниципальных расходов является жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство территории, которое отражает собственные полномочия органов местного самоуправления по содержанию и развитию коммунальной и территориальной инфраструктуры.
Для современной финансовой системы характерен процесс усиления роли финансов местного самоуправления. Основными факторами этого процесса являются: 1) увеличение поступлений налоговых платежей при их обоснованном распределении между бюджетами различных уровней; 2) повышение общей эффективности использования финансовых ресурсов при осуществлении определенных расходов на местном уровне; 3) необходимость повышения качества жизни населения, в частности, комфортности проживания; 4) усиление требований к инфраструктуре городов и поселков при размещении производительных сил (при создании новых предприятий). Объем полномочий, который могут выполнять муниципальные органы власти, определяется объемами ресурсов, которыми они располагают. В широком плане ресурсы административной единицы - это ее возможности по обеспечению совместно удовлетворяемых потребностей населения. К таким потребностям относится обустроенность среды обитания; обеспеченность граждан видами деятельности, приносящими доход; образование; здравоохранение; социальная помощь нетрудоспособным. Избыточная централизация финансовых ресурсов на верхних уровнях управления не позволяет проводить активную региональную политику и лишает местные власти стимулов к эффективному использованию средств, поэтому для формирования бюджета Саратовской области (местного бюджета) важна каждая статья доходов. К доходам местного бюджета относятся налоговые доходы, безвозмездные поступления и неналоговые доходы [7]. Налоговые доходы местного бюджета - собственные налоговые доходы местного бюджета от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством Российской Федерации; отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам Российской Федерацией.
Неналоговые доходы местного бюджета: 1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; 2) доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; 3) доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; 4) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, и иные суммы принудительного изъятия; 5) доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; 6) иные неналоговые доходы [32]. Из сказанного выше следует, что деятельность государственного земельного надзора и эффективность этой деятельности является одним из источников формирования местного бюджета. Именно поэтому государственный земельный надзор (в сотрудничестве с муниципальным, общественным) обеспечивает не только сохранение и восстановление плодородия, целевое использование земель, но и обеспечение одной из основных статей доходов органов местного самоуправления. Эффективность деятельности государственного земельного надзора, в соответствии с таблицей 6, таблицей 7, таблицей 8, в Саратовском муниципальном районе рассчитывается, исходя из показателей деятельности Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области (Управления Росреестра по Саратовской области) по исполнению государственной функции по государственному земельному надзору. Показатель устраняемости выявленных при осуществлении государственного земельного надзора правонарушений (Ун) определяется по формуле: Ун=(Ну/Нв)×100,Ун2012=(24/24)×100=100%,Ун2013=(20/20)×100=100%,Ун2014=(46/46)×100=100% (1), где Ну – количество нарушений земельного законодательства (без учета правонарушений, предусмотренных главами 19, 20 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – административные правонарушения против порядка управления, административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность), выявленных в ходе проводимых государственными инспекторами по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области (Управления Росреестра по Саратовской области) проверок (независимо от даты выявления правонарушения), срок исполнения которых наступил в отчетном периоде (количество нарушений указывается нарастающим итогом с начала текущего года), ед.;
Нв – количество нарушений земельного законодательства (без учета правонарушений, предусмотренных главами 19, 20 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – административные правонарушения против порядка управления, административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность), выявленных в результате деятельности инспекторов по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области (Управления Росреестра по Саратовской области) проверок (независимо от даты выявления правонарушения), которые были устранены в отчетном периоде (количество нарушений указывается нарастающим итогом с начала текущего года), ед. Исполняемость вынесенных предписаний об устранении нарушений земельного законодательства (У19.5) определяется по формуле: У19.5=((Ну+Н19.5)/Пв)×100,У19.52012=((24+23)/47))×100=100%,У19.52013=((20+25)/45)))×100=100%,У19.52013=((46+46/92)))×100=100% (2), где Н19.5 – количество дел об административном правонарушении по статье 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, возбужденных государственными инспекторами по использованию и охране земель по факту неисполнения в установленный срок предписаний к окончанию отчетного года, ед.; Пв – количество выданных предписаний об устранении нарушений земельного законодательства, срок устранения которых наступил в отчетном периоде (учитываются все предписания, в том числе выданные в предыдущие годы, срок устранения которых был продлен), ед. Показатель взыскания административных штрафов (Вш) определяется по формуле: Вш=((Швз+Шотм)/Шн×100,Вш2012=((120500+0)/120500)×100=100%,Вш2013=((95000+0)/95000)×100=100%,Вш2014=((260000+0)/260000))×100=100% (3),где Швз – сумма административных штрафов взысканных, срок уплаты которых наступил в отчетном периоде, тыс. руб.; Шотм - сумма административных штрафов не взысканных, срок уплаты которых наступил в отчетном периоде, тыс. руб.; Шн - сумма административных штрафов, наложенных государственными инспекторами по использованию и охране земель, срок уплаты которых истек в отчетном периоде, независимо от даты вынесения постановления о назначении административного наказания, тыс. руб. Показатель выполняемости планов соблюдения земельного законодательства (Впл) определяется по формуле: Впл=(Пп/Зп)×100,Впл2012=(297/297)×100=100%,Впл2013=(251/251)×100=100%, Впл2014=(162/162))×100=100% (4), где Пп – количество фактически проведенных государственными инспекторами по использованию и охране земель плановых проверок соблюдения земельного законодательства по окончанию отчетного периода, ед.; Зп – количество проверок соблюдения земельного законодательства, предусмотренных планом проверок к окончанию отчетного периода, ед. Показатель обоснованности вынесенных постановлений по делам о административным правонарушениям (Оп) определяется по формуле: Оп=((Побщ–Потм)/Побщ)×100,Оп2012=((24-0)/24))×100=100%, Оп2013=((20-0)/20))×100=100%,Оп2014=((46-0)/46))×100=100% (5), где Побщ – общее количество постановлений по делам об административных правонарушениях по статье 7.1 (самовольное занятие земельного участка), части 1 статьи 7.2 (уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков), статье 7.10 (самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом, а равно самовольная мена земельного участка), статье 8.8 (использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению) Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, вынесенных к окончанию отчетного периода и вступивших в законную силу, ед.; Потм - количество постановлений по делам об административных правонарушениях по статье 7.1, части 1 статьи 7.2, статье 7.10, статье 8.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, признанных незаконными и отмененных вышестоящим должностным лицом либо в судебном порядке, к окончанию отчетного периода, ед. Показатель занятости государственных инспекторов по использованию и охране земель (З) определяется по формуле: З=(Пров/(52×n×И))×100,З2012=(360/52×1×2)×100=3,5, З2013=(303/52×1×2)×100=2,9,З2014=(230/52×1×2)×100=2,2 (6), где Пров – количество проведенных государственными инспекторами по использованию и охране земель проверок соблюдения земельного законодательства с начала года, ед.; n – порядковый номер отчетного периода в отчетном году, ед.; И – количество государственных инспекторов по использованию и охране земель в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области (Управлении Росреестра по Саратовской области) без учета главных государственных инспекторов по использованию и охране земель, ед. (приложение 3). Показатель устраняемости выявленных при осуществлении государственного земельного надзора правонарушений, исполняемость вынесенных предписаний об устранении нарушений земельного законодательства, показатель взыскания административных штрафов, показатель обоснованности вынесенных постановлений по делам об административным правонарушениям, показатель занятости государственных инспекторов по использованию и охране земель дают возможность проследить эффективность ведения надзора в Саратовском муниципальном районе (таблица 5, таблица 6, таблица 7).
Таблица 5 Эффективность ведения государственного земельного надзора в Саратовском муниципальном районе (2012 год)
Продолжение таблицы 5
Таблица 6 Эффективность ведения государственного земельного надзора в Саратовском муниципальном районе (2013 год)
Продолжение таблицы 6
Таблица 7 Эффективность ведения государственного земельного надзора в Саратовском муниципальном районе (2014 год)
Рис. 3. Экономическая эффективность ведения государственного земельного надзора в Саратовском муниципальном районе
Экономическая эффективность (увеличение местного бюджета) ведения государственного земельного надзора в Саратовском муниципальном районе существенно возросла в 2014 году. Данная ситуация связна с высоким профессионализмом работы инспекторов Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области (Управления Росреестра по Саратовской области) (рисунок 3). Отрицательной стороной вышеуказанного факта улучшения экономической эффективности является то, что, в не последнюю очередь, она является следствием роста числа административных правовых нарушения в Саратовском муниципальном районе, которые, в свою очередь, являются противоправными, виновными действиями или бездействиями физического или юридического лица, за которое законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Объектами посягательства при административных правонарушениях могут являться собственность, здоровье населения, общественная нравственность, общественный порядок, экология, физические лица, юридические лица, земля и многое другое. Рис. 4. Основные административные правовые нарушения в Саратовском муниципальном районе
Подавляющее большинство нарушений в Саратовском муниципальном районе связано с самовольным занятием земель и использованием земельных участков не по целевому назначению, невыполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (рисунок 4) [36]. Уклонение правонарушителей от мероприятий по осуществлению государственного земельного надзора, начиная с этапа проверки, также является существенной проблемой, так как при проведении проверки должностные лица, осуществляющие государственный земельный надзор, не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя [9]. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный земельный надзор, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до тысячи рублей, на должностных лиц – от двух тысяч до четырех тысяч рублей [15]. Количество административных правонарушений в Саратовском муниципальном районе увеличилось в 2014 году. Данный факт связан со снижением уровня жизни и ухудшением экономической ситуации в целом. Подобное положение дел является следствием падения цен на нефть, роста цен, особенно на продовольственные товары и бытовую технику, снижения доходов населения. Нередко нарушение земельного законодательства является лишь следствием незнания правовых норм.
Основные результаты диссертационного исследования изложены в публикациях автора: 1. Влияние законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на управление земельными ресурсами (земельный контроль) [Текст] / А.А. Герасимов // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель.– 2011. – № 12. – С. 56-61 (0,6 п.л.). 2. Государственный земельный контроль в России: общее состояние [Текст] / А.А. Герасимов // Проблемы управления земельными ресурсами страны на современном этапе: сб. науч. тр. / ГУЗ. – М., 2010. – С. 208-216 (0,4 п.л.). 3. Государственный земельный контроль в России: общее состояние [Текст] / А.А. Герасимов // Землеустройство, кадастр и геопространственные технологии: сб. ст.: материалы VI Международной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов (8-9 декабря 2010 года) / ГУЗ. – М., 2011.– С. 63-69 (0,3 п.л.). 4. Государственный и муниципальный земельный контроль: анализ практики, предложения по совершенствованию [Текст] / А.А. Герасимов // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2011. – № 10. – С. 90-95 (1,1 п.л.). 5. Информационное обеспечение государственного земельного контроля: понятие, содержание, проблемы, предложения по совершенствованию [Текст] / А.А. Герасимов // Аграрная Россия. – 2011. № 6. Ч.1.– С. 51-56 (0,8 п.л.). 6. Концептуальные подходы к повышению эффективности государственного земельного контроля (на примере Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии) [Текст] / А.А. Герасимов, А.А. Варламов, А.А Герасимов // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель.– 2010. – № 9.– С. 15-24 (0,7 п.л.). 7. Управление земельными ресурсами в Российской Федерации: контроль за использованием и охраной земель (земельный контроль). [Текст] / А.А. Герасимов, А.А. Герасимов.– LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. - 241 c. (9,0 п.л.).– На рус. яз.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|