Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место оценки в формировании информационной системы бухгалтерского учета. Порядок оценки средств




Виды бухгалтерских балансов

Функции и виды бухгалтерского баланса

Под бухгалтерским балансом понимают способ экономической группировки состава и размещения ресурсов хозяйствующего субъек­та, включаемых в актив баланса, и юридических источников их формирования в виде заемного и собственного капитала, отражае­мых как пассив (обязательства) баланса на отчетную дату, как правило, на 1-е число месяца. Бухгалтер­ский баланс является одним из признаков юридического лица, выпол­няет экономико-правовую функцию. Таким образом, обеспечивается реализация одного из важных принципов бухгалтерского учета — имущественной обособленности хозяйствующего субъекта. Бухгалтерский баланс служит основным источником информа­ции для обширного круга пользователей, поскольку он знакомит собственников, менеджеров и других лиц, причастных к управ­лению, с имущественным состоянием организации. Это вторая функция баланса. Третьей функцией баланса является информиро­вание о степени предпринимательского риска, то есть из баланса получают ответ на вопрос — сумеет ли организация в ближайшее время выполнить взятые на себя обязательства перед третьими ли­цами (инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами и др.) или ей угрожают финансовые затруднения. В бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль отчетного периода (непогашенный убыток), то есть ко­нечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации нало­гов и иных обязательных аналогичных платежей, включая санк­ции за несоблюдение правил налогообложения. Особенность бухгалтерского баланса состоит в том, что в нем со­поставляются имущество, права и обязательства (долги). При этом имущество может оказаться равным долгам, быть больше или мень­ше долгов. Если имущество равно долгам, то права и обязательства взаимно погашаются. Если оно больше долгов, имеется превышение имущества над обязательствами. Если имущество меньше долгов, возникает дефицит. В теории бухгалтерского учета имущество стали называть активом, долги (обязательства) — пассивом. Раз­личают несколько видов бухгалтерских балансов по функциональ­ному назначению:
  • вступительный;
  • операционный — проме­жуточный (месячный, квартальный) и годовой;
  • соединительный;
  • разделительный;
  • санируемый;
  • ликвидационный;
  • сводный;
  • сводно-консолидируемый;
  • отдельный.
Составлением вступительного (организационного)баланса от­крывается, по существу, ведение бухгалтерского учета в каждой организации. Промежуточный(месячный, квартальный) игодовой(операци­онные) бухгалтерские балансы по форме могут не отличаться один от другого (как правило, используется одна и та же форма бланка). Промежуточный баланс составляется обычно на основе книжных данных. Заключительный и вступительный балансы формально должны быть тождественны, так как только при этом условии обеспечивается выполнение одного из важнейших требований к бухгалтерской отчетности — преемственности балансов. Соединительный баланссоставляется при слиянии двух и более хозяйствующих субъектов в одно юридическое лицо. Вступитель­ный баланс нового хозяйствующего субъекта и будет соединитель­ным балансом. Он составляется на основании заключительных (ликвидационных) балансов сливающихся организаций путем сум­мирования показателей. Разделительный баланссоставляется при разделении одного хозяйствующего субъекта на ряд юридических лиц или при выде­лении из единого баланса хозяйства некоторой доли капитала для образования новой организации. На практике ему также, как пра­вило, предшествует составление ликвидационного баланса. Санируемый баланссоставляется в тех случаях, когда организа­ция приближается к банкротству. В этих условиях перед субъек­том возникает дилемма: либо ликвидироваться путем объявления о банкротстве, либо договориться с кредиторами об отсрочке пла­тежей. Санируемый баланс составляется, как правило, с привлечени­ем аудитора еще до окончания отчетного периода с целью пока­зать реальное состояние дел в организации. Ликвидационный балансотличается от других как оценкой сво­их статей актива (производимой по реализационной стоимости, в большинстве случаев более низкой, чем первоначальная балансо­вая стоимость), так и их структурой. Некоторые статьи, обычные для операционного баланса, в ликвидационном могут отсутство­вать, например бюджетно-распределительные статьи — «Доходы будущих периодов», «Расходы будущих периодов». С другой сто­роны, в ликвидационном балансе могут появиться и такие статьи, которых раньше не было, например стоимость деловой репутации фирмы и т. п. Обязательным условием составления лик­видационного баланса является полная инвентаризация всех объектов учета. Сводный балансформируется путем соединения отдельных за­ключительных балансов. При этом отчетные показатели по маке­ту суммируются и сводятся в особой колонке в виде общего итога актива и общего итога пассива. Такой баланс составляют различ­ные министерства и ведомства. Сводно-консолидируемый представляет собой объединение балан­сов организаций, юридически самостоятельных, но связанных экономическими отношениями. Такой баланс объединяет бухгал­терский баланс головной организации, ее дочерних и зависимых обществ. Особенность сводно-консолидируемого баланса состоит том, что из него исключаются все внутренние обороты. Он пред­ставляет активы и обязательства различных предприятий группы в качестве активов и обязательств единой организации. Отдельный баланс это баланс подразделения (филиала), его форма определяется учетной политикой организации. Оборотныйбаланс, по существу, представляет собой перечень всех счетов, приведенных в Главной книге, или более детализи­рованный согласно рабочему плану счетов, принятому в составе учетной политики организации. В него включаются все счета, даже те, которые не имеют сальдо, поэтому оборотный баланс можно также называть балансом-брутто. Сальдовый же баланс (операци­онный, вступительный и др.), который, по существу, представляет собой извлечение из оборотного баланса, по отношению к оборот­ному балансу можно назвать балансом-нетто.

http://buhuchet1.ru/BuhO/Funkcii_vidi_buh_balansa/index.html

Понятие и значение оценки в информационной системе бухгалтерского учета.

Место оценки в формировании информационной системы бухгалтерского учета. Порядок оценки средств

Роль оценки и калькуляции в формировании информационной системы бухгалтерского учета. Понятие оценки хозяйственных средств, ее принципы и значение.

Объекты бухгалтерского учета, подлежащие оценке: основные средства, нематериальные активы, производственно-материальные запасы, готовая продукция, товары, финансовые вложения.

Основополагающие принципы, определяющие правильность оценки имущества и обязательств: реальность, единство.

Способы оценки.

Первоначальная стоимость, восстановительная стоимость, остаточная стоимость (основные средства).

Первоначальная, остаточная стоимость (нематериальные активы).


Средневзвешенная себестоимость, себестоимость первых по времени закупок (ФиФо), себестоимость последних по времени закупок партий (Лифо) (товарно-материальные ценности).

Прочие виды оценок, применяемых в бухгалтерском учете: стоимость возможной реализации, рыночная цена объекта, ликвидационная стоимость, дисконтированная стоимость, справедливая стоимость.

Амортизируемые и неамортизируемые объекты бухгалтерского учета. Амортизация. Методы начисления амортизации.

Калькуляция как элемент метода ведения бухгалтерского учета. Классификация затрат.

http://otvet.mail.ru/question/12582282

Сущность и значение стоимостной оценки
Особенностью бухгалтерского учета, которая отличает его от других видов учета, является отражение хозяйственных средств, их источников и хозяйственных процессов в денежном выражении, тоесть в стоимостном измерении. Иными словами, бухгалтерский учет отражает те средства, процессы и явления, которые подлежат стоимостном измерению.
С этой целью используют такие элементы метода бухгалтерского учета как оценка и калькуляция. Усвоение этих элементов метода бухгалтерского учета является одним из важнейших этапов изучения методологии бухгалтерского учета и главной предпосылкой изучения
ние текущего учета отдельных операций, а также такие темы, как "Бухгалтерская отчетность" и "Учетная политика".
В экономической литературе калькуляцию часто считают частью оценки, способом оценки, связывают ее рамки только с определением себестоимости продукции. Поэтому необходимо четкое разграничение понятий "стоимостное измерение", "денежное выражение", "оценка", "калькуляция".
Денежное выражение - это измерения хозяйственных средств, их источников и хозяйственных процессов в денежной единицы (гривнях и копейках). Аналогичное значение имеет и понятие стоимостное измерение. В связи с этим правильно характеризовать бухгалтерский учет как таковой, которому обязательно присуще стоимостное измерение, предусматривающий использование денежного измерителя.
Измеряемость считается необходимой предпосылкой признания. Под измерением, или оценкой, следует понимать присвоение числовых значений объектам и событиям по определенным параметрам. Оценка включает три элемента:
1. объект или событие.
2. подлежащую количественной оценки свойство (качество, признак, характеристику).
3. шкалу измерения или совокупность единиц выражения свойства.
Любой объект или событие имеют несколько свойств, которые можно измерить.

Выбор свойства определяется целью оценки.
Цель оценки - формулировка основной задачи, который следует решить в результате оценки. Формулировка цели оценки предусматривает:
а) полное и правильное наименование объекта оценки.
б) вид активов, которые оцениваются.
в) вид имущественных прав, которые оцениваются.
г) дату оценки.
Поэтому от правильности поставленной цели зависит выбор адекватной оценки и избежания ошибок при оценке активов и пассивов предприятия. Стоимостное измерение охватывает все объекты бухгалтерского учета: хозяйственные средства, их источники и хозяйственные процессы. Согласно ст. 4 Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" единый денежный измеритель является важным принципом бухгалтерского учета и финансовой отчетности, который гласит: измерение и обобщение всех хозяйственных операций предприятия в его финансовой отчетности осуществляется в единой денежной единицы, а именно в денежной единице Украины - гривне.
Оценка - это способ стоимостного измерения хозяйственных средств, источников их образования, а калькуляция - способ стоимостного измерения процессов приобретения материальных ценностей, производства продукции, их реализации, а также отдельных этапов процесса расширенного воспроизводства.
Оценка хозяйственных средств (активов) и их источников (капитала и обязательств) является отправным моментом бухгалтерского учета и реальной основой его построения.
В разных источниках этот элемент метода бухгалтерского учета определено по-разному. Одни, определяют оценку как способ выражения в денежном измерении хозяйственных операций, другие - как способ решения в денежной единицы затрат живого и овеществленного труда, вложенного в отдельные виды средств и процессов.
Цена как денежное выражение стоимости является базовой категорией при оценке активов и хозяйственных операций. Любая цена складывается из следующих элементов: себестоимости реализации. накладных расходов (административные, сбытовые и тп). прибыли. налогов. торговых наценок (скидок). Основой формирования цены производителя продукции является себестоимость производства продукции. Определение себестоимости является прерогативой управленческого учета.
В основу оценки хозяйственных средств возложено оптовые, розничные, средневзвешенные, расчетные, учетные и другие цены. Наиболее распространенными являются оптовые и розничные цены. Оптовые цены - это цены, по которым предприятие реализует продукцию другим предприятиям, сбытовым или торговым фирмам. Оптовая цена предприятия включает: себестоимость реализации, накладные расходы, прибыль и налоги. Розничные цены - это цены, по которым товары реализуются потребителям. Они включают оптовую цену предприятия и торговую наценку (скидку) с целью покрытия издержек обращения.
Концептуальная основа составления и представления финансовых отчетов международных стандартов бухгалтерского учета содержит такую формулировку оценки: это процесс определения денежных сумм, по которым должны признавать и отражать элементы финансовых отчетов в балансе и отчете о прибылях и убытках. Поэтому бухгалтерский учет должен обеспечить реальную, фактическую картину наличия хозяйственных средств и состояния хозяйственных процессов.
Теория бухгалтерского учета ставит к оценке основные требования, обеспечивающие правильность отображения объектов учета и достоверность оценки. К этим требованиям относятся: реальность (адекватность), единство и целеустремленность оценки.
Реальность (адекватность) оценки обеспечивает объективную соответствие денежного выражения объектов учета их фактической величине, отражение в денежном измерителе истинной величины хозяйственных средств и операций. Адекватность оценки требует точного исчисления фактической себестоимости всех объектов учета путем проведения инвентаризации и переоценки.
Единство оценки обеспечивает единообразие и неизменность оценки течение длительного времени и на всех субъектах хозяйствования (предприятиях, организациях, учреждениях). Единства оценки достигают установлением обязательных положений (стандартов), инструкций, правил учета и калькулирования.
Система стоимостных оценок, применяемая в бухгалтерском учете, имеет универсальный характер. Оценка в бухгалтерском учете необходима в процессе хозяйственной деятельности:

при поступлении и выбытии активов.

при возникновении прав и обязательств, при осуществлении таких операций, как купля-продажа, аренда имущества, залог, страхования, инвестирования, переоценка активов, при создании, об `единении, ликвидации предприятия, при исполнении права наследования, выполнении судебного решения и тп
Этим обстоятельством объясняется существование разнообразных денежных оценок: экономических, юридических, экспертных, статистических, страховых (актуарных).
Экономические оценки используют, определяя ценность имущества при реализации или приобретении. имеют, как правило, калькуляционные характер.
Юридические оценки могут быть ограничены двумя группами оценок, вытекающих из заключенных соглашений (договоров), обусловленных необходимостью возмещения причиненного вреда.
Статистические оценки характеризуют совокупность объектов с некоторыми средними величинами. используются в макроэкономическом учете и анализе.
Экспертные оценки проводятся, как правило, специалисты. это самостоятельный вид оценки в бухгалтерском учете, не лишенный, как известно, субъективизма.
Страховые (актуарные) оценки рассчитывают индивидуально для каждого страхового объекта. окончательно устанавливаются после проверки страховой организацией данных, предоставленных ему страхователем.
В связи с тем, что фактическую оценку хозяйственных средств и их источников не всегда возможно, а иногда и экономически нецелесообразно получить, вместо определения фактической стоимости применяют определенные учетные предположения относительно стоимостного измерения того или иного объекта учета - применяют различные базы (способы) оценки.
Международные стандарты бухгалтерского учета предусматривают возможность нескольких разных основ оценки одновременно с разной степенью и в разных комбинациях. Выделяют такие базы оценки:
• историческая себестоимость. Активы отражаются по сумме уплаченных денежных средств и их эквивалентов или по справедливой стоимости компенсации, выданной, чтобы приобрести их, на момент приобретения. Обязательства отражаются по сумме поступлений, полученных в обмен на обязательства или по сумме денежных средств, которые, как ожидается, будут оплачены с целью погашения обязательства в ходе обычной деятельности предприятия.
• текущая себестоимость. Активы отражаются по сумме денежных средств или их эквивалентов, которая была бы уплачена в случае приобретения такого же или эквивалентного актива на текущий момент. Обязательства отражаются по недисконтованою суммой денежных средств или их эквивалентов, которая была бы необходима для погашения обязательства на этот момент.
• стоимость реализации (погашения). Активы отражаются в учете по сумме денежных средств или их эквивалентов, которую можно было бы получить на текущий момент путем продажи актива в ходе обычной реализации.

Обязательства отражаются по стоимости их погашения, то есть за недисконтованою суммой денежных средств, которую, как ожидается, будет оплачен для погашения обязательств в ходе обычной деятельности предприятия.
• нынешняя стоимость. Активы отражаются по настоящей дисконтированной стоимости будущих чистых поступлений денежных средств, которые, как ожидается, должен генерировать объект учета в ходе обычной деятельности предприятия. Обязательства отражаются по настоящей дисконтированной стоимости будущих чистых отливов денежных средств, которые, как ожидаются будут необходимы для погашения обязательств в ходе обычной деятельности предприятия.
На основании принципа исторической (фактической) себестоимости, основой оценки зачастую принимается историческая себестоимость - оценка на основе затрат на производство или приобретение активов. Историческая себестоимость, как правило, комбинируется с другими основами оценки. Так, стандарты учета требуют отражать запасы по более низкой из двух оценок - себестоимости (исторической) или чистой стоимости реализации. Такое сочетание способов оценки вытекает из принципа осмотрительности.
Рыночные ценные бумаги, а также другие активы, по которым существует активный рынок, можно отражать по рыночной стоимости. Выбор основы оценки предприятием зависит от требований стандартов учета, экономической целесообразности, а также действующего законодательства.
Оценка различных объектов учета, активов, обязательств, капитала, хозяйственных процессов - определяется в соответствующих стандартах учета. Для каждого вида активов, как правило, определяются несколько ситуаций, в которых осуществляется оценка активов: оценка при приобретении (получении), оценка при выбытии, оценка на дату баланса (на конец отчетного периода). Оценка приобретение осуществляется по первоначальной стоимости, которая, как правило, является исторической (фактической) себестоимости актива, по которой он зачисляется на баланс предприятия.
Также при оценке активов может использоваться такой способ оценки, как оценка по справедливой стоимости - сумма, по которой можно осуществить обмен актива или оплату обязательства в результате операции между осведомленными, заинтересованными и независимыми сторонами. Оценка по справедливой стоимости должен применяться в таких операциях, как безвозмездное получение активов, внесение активов в уставный капитал (при этом стоимость соглашается с учредителями), обмен активами и т.д.

Калькуляция.

Калькуляция (от лат. calculatio — счёт, подсчёт) — определение затрат в стоимостной (денежной) форме на производство единицы или группы единиц изделий, или на отдельные виды производств. Калькуляция даёт возможность определить плановую или фактическую себестоимость объекта или изделия и является основой для их оценки. В строительных организациях оценка и калькуляция используется для объектов бухгалтерского учёта в денежном выражении. Калькуляция служит основой для определения средних издержек производства и установления себестоимости продукции.

Методы калькуляции — это методы расчёта издержек производства, себестоимости продукции, объёма незавершённого производства, основанные на калькуляции затрат. Различают простой, нормативный, позаказный, попередельный методы калькуляции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...