Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учет расходов на продажу с использованием счета 44

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА. ПОКАЗАТЕЛИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В УЧЕТЕ, ФУНКЦИИ, ОБЪЕКТЫ И ЗАДАЧИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Виды бухгалтерского учета:

1) управленческий учет представляет собой вид такого учета, при котором происходит сбор, обработка и предоставление учетной информации для нужд управления на предприятии. Цель управленческого учета – формирование информационной системы на предприятии.

Главная задача управленческого учета – подготовка достоверной и полной информации, которая служит источником для принятия на предприятиях необходимых управленческих решений в процессе управления.

Основной частью такого учета является учет и анализ затрат (себестоимости произведенной продукции). Управленческий учет тесно взаимосвязан с анализом готовой информации для руководства организации (улучшение технологического процесса производства, оптимальное снижение расходов и т. п.).

Эта информация, как правило, используется в процессе принятия управленческих решений при планировании и прогнозировании на предприятии (в целях финансового учета). Данные управленческого учета организации являются ее коммерческой тайной и не должны разглашаться ее работниками;

2) финансовый учет – это учетная информация о затратах и доходах предприятия, о дебиторской и кредиторской задолженностях, о составлении имущества, о фондах и т. д.;

3) налоговый учет – это вид бухгалтерского учета, при котором происходит обобщение информации в целях определения налоговой базы по налогам на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ (НК РФ).

Цель налогового учета – обеспечение правильности и достоверности учета расчетов между предприятиями и государственными органами.

Функции бухгалтерского учета:

1) контролирующая – обеспечивает контроль за сохранностью, наличием и движением предметов труда, средств труда, денежных средств, за правильностью и своевременностью расчетов с государством и его службами. С помощью учета осуществляются три вида контроля: предварительный, текущий и последующий;

2) информационная функция – является одной из главных функций, так как является источником информации для всех подразделений предприятия и вышестоящих организаций. Информация должна быть достоверной, объективной, своевременной и оперативной;

3) обеспечение сохранности имущества. Выполнение этой функции зависит от действующей системы учета, от наличия специализации, складских помещений, которые оснащены организационной техникой;

4) функция обратной связи – бухгалтерский учет формирует и передает информацию обратной связи;

5) аналитическая функция – с помощью нее происходит раскрытие имеющихся недостатков, наметить и проанализировать способы совершенствования деятельности организации и ее основных служб.

Объектами бухгалтерского учета являются:

1) имущество предприятия – основные средства, нематериальные активы и т. д.;

2) обязательства предприятия – расчеты, сделки и т. д.;

3) хозяйственные операции – операции, связанные с деятельностью предприятия.

Основные задачи бухгалтерского учета:

1) своевременное и правильное производство необходимых расчетов и обязательств;

2) оперативный контроль за правильностью и достоверностью информации в учетных документах;

3) своевременное отражение учетных данных в регистрах бухгалтерского учета.

 

2. ОБЯЗАННОСТИ ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА ПРЕДПРИЯТИЯ РФ

Главный бухгалтер, осуществляя организацию бухгалтерского учета

на основе установленных правил его ведения, обязан обеспечить:

· Использование современных средств автоматизации учетно-

вычислительных работ, прогрессивных форм и методов бухгалтерского

учета,

· Полный учет поступающих денежных средств, товарно-материальных

ценностей и основных средств, а также своевременное отражение в

бухгалтерском учете операций, связанных с их движением;

· Достоверный учет исполнения смет расходов, реализации продукции

и других работ, составление экономически обоснованных отчетных

калькуляций себестоимости продукции, работ и услуг,

· Правильное начисление и своевременное перечисление платежей в

государственный бюджет, взносов на государственное социальное

страхование, погашение в установленные сроки задолженности банкам по

ссудам; отчисление средств в фонды и резервы;

· Сохранность бухгалтерских документов, оформление и передачу их

в установленном порядке в архив.

1.2. Непосредственно на главного бухгалтера возлагаются обязанности,

· Определение направлений (по согласованию с директором) и

принятие решений о расходовании средств с рублевых и валютных счетов

предприятия, а также учет других операций по счетам в кредитных

организациях.

· Принятие решений (по согласованию с директором) о привлечении

заемных средств и своевременное погашение задолженности по ним,

отражение финансовых операций в бухгалтерском учете.

· Составление достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности на

основе первичных документов и бухгалтерских записей, предоставление ее

в установленные сроки соответствующим органам;

· Осуществление экономического анализа хозяйственно-финансовой

деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в

целях выявления внутрихозяйственных резервов, предупреждения потерь и

непроизводительных расходов;

ПРАВА ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА ПРЕДПРИЯТИЯ РФ

· Главный бухгалтер устанавливает служебные обязанности для

подчиненных ему работников, с тем, чтобы каждый работник знал круг

своих обязанностей и нес ответственность за их выполнение. Работники

других подразделений и служб, занятые бухгалтерским учетом, по вопросам

организации и ведения учета и отчетности подчиняются главному

бухгалтеру.

· Требования главного бухгалтера по документальному оформлению

операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и

сведений являются обязательными для всех подразделений и служб

предприятия.

· За невыполнение или нарушение указаний главного бухгалтера, вытекающих

из осуществления возложенных на него обязанностей, виновные могут

лишаться по распоряжению руководителя предприятия премий полностью или

частично, а в необходимых случаях привлекаться к ответственности в

установленном законом порядке.

Главный бухгалтер имеет право требовать от руководителей отделов, в необходимых случаях и от руководителя предприятия принятия мер к усилению сохранности собственности предприятия, обеспечению правильной организации бухгалтерского учета и контроля и, в частности:

пересмотра завышенных и устаревших норм расхода материалов, затрат труда и других норм;улучшения складского хозяйства, надлежащей организации приемки и хранения материалов и других ценностей, повышения обоснованности.

 

 

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ.

Управленческий учет — это установленная организацией система сбора, регистрации, обобщения и предоставления информации о хозяйственной деятельности организации и ее структурных подразделений для осуществления учета, планирования, контроля и управления этой деятельностью.

Основная цель управленческого учета — предоставление руководителями специалистам организации и ее структурных подразделений плановой, фактической и прогнозной информации о деятельности организации и ее внешнем окружении для обеспечения возможности принятия обоснованных управленческих решений. Процесс подготовки такой информации может существенно отличаться от такового в финансовом учете.

Применительно к управленческому учету учетная политика организации — это принятая ею совокупность способов ведения учета, калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) и составления внутренней отчетности с целью контроля и управления деятельностью организации, которая влияет на развитие предприятия.

 

3. СЧЕТА И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ. СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ

Для учета хозяйственных операций используются счета бухгалтерского учета, где отражаются средства и источники их формирования.
Счет бухгалтерского учета, представляет собой способ группировки однородных средств и их источников, предназначенный для систематического, текущего отражения средств субъекта хозяйствования и источников их формирования и целях оперативного контроля за ними.
Различают активные, пассивные и активно-пассивные счета. Счета, предназначенные для учета состояния, движения и изменения состава имущества, называются активными, предназначенные для учета состояния, движения и изменения источников средств (обязательств) - пассивными.
Каждый счет представляет собой двухстороннюю таблицу в виде буквы «Т» и включает в себя следующие элементы:
1)код счета, соответствующий номеру в плане счетов бухгалтерского учета для субъектов хозяйствования всех форм собственности;
2)название счета, которое соответствует определенному виду или группе однородных средств и их источников;
3)левая часть - дебет (сокращенно Дт или Д), правая - кредит (Кт или К);
4)сальдо (С-до или С) - остаток средств или источников на определенную дату, обычно на начало и конец месяца (конечное сальдо текущего месяца переносится на начало следующего месяца);
5)оборот (Об, Об-т или О) - общая сумма хозяйственных операций за отчетный период без начального сальдо.

Двойная запись – каждая хозяйственная операция записывается на счетах бухгалтерского учета дважды в одинаковой сумме в дебет одного и кредит другого счета на основании документов. Двойная запись представляет собой элемент метода бухгалтерского учета.
Взаимосвязь между счетами, возникающая в результате отражения на них хозяйственных операций при помощи двойной записи, называется корреспонденцией счетов, а запись хозяйственных операций на корреспондирующих счетах с указанием их дебета и кредита вместе с суммой - бухгалтерской проводкой.
Бухгалтерские проводки бывают простые и сложные.
В простой проводке корреспондируют только два счета, на одном из которых сумма отражается по дебету, на втором та же сумма - по кредиту. В сложной бухгалтерской проводке дебет одного счета может корреспондировать с кредитами нескольких счетов или кредит одного счета - с дебетами нескольких счетов. Такую проводку можно записать несколькими простыми проводками.

Синтетические счета являются счетами первого порядка, или главными счетами. Они служат для получения обобщенной информации учета в денежном измерителе.
Субсчетами называются счета, предназначенные для группировки (обобщения) в денежном измерителе данных аналитических счетов в пределах синтетического с целью получения по группе аналитических счетов сводных показателей, необходимых для оперативного управления и составления отчетности.
Аналитические счета используются для детализации объектов учета, отражаемых на синтетических счетах и субсчетах. Наряду с денежным измерителем, на аналитических счетах объекты учета могут отражаться в натуральных и трудовых измерителях.
Остатки, дебетовые и кредитовые обороты по совокупности аналитических счетов за отчетный период всегда должны быть равны остаткам и оборотам по синтетическому счету (субсчету), в развитие которого открыты аналитические счета.
Название, содержание и назначение синтетических счетов устанавливаются государственными органами управления, а аналитических счетов и субсчетов - самими субъектами хозяйствования.
Обобщенное отражение объектов учета и денежном измерителе на синтетических счетах (субсчетах) называется синтетическим учетом.
Отражение составных частей отдельных видов средств, их источников и хозяйственных процессов в системе аналитических счетов - аналитический учет. Он детализирует данные синтетического учета.
Для целей управления субъектом хозяйствования нужна информация как синтетического, так и аналитического учета. Так, для его руководства важна информация не только об общей стоимости имеющихся материалов в денежном измерителе на определенную дату, отражаемая на синте-тическом счете «Материалы» и его субсчетах, но и об определенных их группах, видах, марках, фасонах, сортах в натуральном и денежном измерителях, отражаемых на соответствующих аналитических счетах, открытых к синтетическому счету «Материалы» и его субсчетам.

 

4. СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ

В настоящее время сформировалась четырехуровневая систе­ма нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Первый (законодательный) уровень представлен федеральны­ми законами Российской Федерации, постановлениями Прави­тельства, указами Президента, которые прямо или косвенно ре­гулируют постановку бухгалтерского учета в организациях. Документами этого уровня являются федеральные законы "О бух­галтерском учете", "Об акционерных обществах" и др. Федераль­ным законом "О бухгалтерском учете" общее методологическое руководство бухгалтерским учетом возложено на Правительство РФ. Федеральными законами предоставлено право регулирова­ния бухгалтерского учета Центральному банку РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Департаменту по надзору за страховой деятельностью Минфина РФ. При этом нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издава­емые этими органами, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Минфина РФ.

Второй (нормативный) уровень составляют положения (стан­дарты) по бухгалтерскому учету, в которых излагаются принци­пы и основные правила бухгалтерского учета. Это утвержден­ные Минфином РФ Положения по бухгалтерскому учету: ''Учет­ная политика организации" (ПБУ 1/98), "Учет договоров (кон­трактов) на капитальное строительство" (ПБУ 2/94), "Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых вы­ражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/95). "Бухгалтерская от­четность организации" (ПБУ 4/98), "Учет материально-производ­ственных запасов" (ПБУ 5/98), "Учет основных средств" (ПБУ 6/97), "События после отчетной даты" (ПБУ 7/98), "Условные факты хозяйственной деятельности" (ПБУ 8/98), "Доходы орга­низации" (ПБУ 9/99), "Расходы организации" (ПБУ 10/99) и др.

Третий (методический) уровень образуют инструкции, реко­мендации и методические указания по ведению бухгалтерского учета, которые принимаются Минфином РФ, федеральными орга­нами исполнительной власти. К документам этого уровня отно­сятся План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, методические указания по инвентаризации имуще­ства и финансовых обязательств, методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обраще­ния и производства, финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания и др.

Четвертый уровень составляют организационно-распоряди­тельные документы, формирующие учетную политику организа­ции. Они разрабатываются самой организацией или консульта­ционными фирмами по ее заказу. Документами этого уровня являются приказы, распоряжения, рабочие инструкции, указания по учету конкретных объектов или операций.

5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ

МСФО; IFRS англ. International Financial Reporting Standards — набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия.

С 1973 по 2001 год стандарты разрабатывал Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (Board of the International Accounting Standards Committee) (IASC) и выпускал их под названием International Accounting Standards (IAS). В 2001 году IASC был реорганизован в Совет по Международным стандартам финансовой отчётности (IASB). В апреле 2001 года IASB принял существовавшие IAS и продолжил работу, выпуская вновь создаваемые стандарты под названием IFRS.

МСФО, в отличие от некоторых национальных правил составления отчетности, представляют собой стандарты, основанные на принципах, а не на жестко прописанных правилах. Цель состоит в том, чтобы в любой практической ситуации составители могли следовать духу принципов, а не пытаться найти лазейки в четко прописанных правилах, которые позволили бы обойти какие-либо базовые положения. Среди принципов: принцип начисления (accrual basis), принцип непрерывности деятельности (going concern), осторожности (prudence), уместности (relevance) и ряд других.

Международные стандарты финансовой отчётности приняты как обязательные в нескольких странах Европы. В большинстве стран Европы отчётность в соответствии с МСФО обязаны подготавливать компании, чьи ценные бумаги обращаются на бирже.

В 1998 году в России принята и исполняется программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО. В частности, с 2005 года все кредитные организации обязаны подготавливать отчётность в соответствии с нормами МСФО.

Национальный совет по стандартам финансовой отчетности (Фонд НСФО) ведет работу по созданию комплекта национальных стандартов финансовой отчетности (СФО) с июня 2006 года.

В 2011 году принято Положение о признании МСФО и их разъяснений для применения на территории Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107). Предполагается, что каждый документ МСФО будет проходить отдельную экспертизу на предмет применимости в России. Решение о вступлении документа МСФО в силу будет принимать Министерство финансов РФ.

По словам бывшего министра финансов РФ Алексея Кудрина, уже сейчас 61 из 100 крупнейших российских компаний осуществляют аудит по МСФО. Однако прежде чем законодательно закрепить обязательное применение МСФО, их необходимо адаптировать и перевести на русский язык.

6. УЧЕТ ДОЛГОСРОЧНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Действующей методологией бухгалтерского учета не предусмотрено ведение синтетического учета использования чистой прибыли организации в качестве источника долгосрочных инвестиций. Но организация может самостоятельно вести аналитический учет и контроль за использованием прибыли на эти цели. Для этого необходимо к синтетическому счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» открыть отдельные субсчета: «Прибыль в обращении» и «Прибыль использованная». При использовании прибыли как источника долгосрочных инвестиций на этих счетах может быть сделана запись:

Д-т 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», субсчет «Прибыль в обращении»
К-т 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», субсчет «Прибыль использованная».

Следующим источником финансирования долгосрочных вложений могут быть амортизационные отчисления. Амортизационные отчисления включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) и поэтому являются частью выручки от продажи конечной продукции. Выручка же в виде денежных средств поступает либо в кассу организации, либо на ее счета в учреждениях банков. Эти денежные средства могут использоваться для финансирования капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы. В системном бухгалтерском учете не предусмотрено записей об использовании амортизации как источника финансирования долгосрочных вложений. Но при анализе достаточности средств для планируемых инвестиций необходимо сопоставить те суммы, которые требуются, с остатками на счетах 02 «Амортизация основных средств» и 05 «Амортизация нематериальных активов».

Если же для финансирования долгосрочных инвестиций используются бюджетные средства на безвозвратной основе, учет их движения ведется на счете 86 «Целевое финансирование». Средства целевого финансирования, полученные в качестве источника долгосрочных инвестиций, отражаются:

Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
К-т 86 «Целевое финансирование».

Получение бюджетных средств на безвозвратной основе отражается:

Д-т 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банках»
К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Списываются бюджетные средства со счета 86 «Целевое финансирование» систематически. При использовании указанных средств на бухгалтерских счетах делаются записи:

Д-т 86 «Целевое финансирование»
К-т 98 «Доходы будущих периодов», субсчет «Безвозмездные поступления».

После ввода объекта в эксплуатацию суммы, отраженные на субсчете «Безвозмездные поступления», списываются в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной по ним амортизации как внереализационные доходы:

Д-т 98 «Доходы будущих периодов», субсчет «Безвозмездные поступления»
К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы».

Кредиты и займы, привлеченные инвестором в качестве источника финансирования долгосрочных инвестиций в форме капитальных вложений, отражаются на счетах 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Поступление кредита из банка или заимодавца отражается:

Д-т 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банках»
К-т 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Аналогично отражается получение средств бюджетов различных уровней на возвратной основе (бюджетные кредиты).

Средства, полученные от других организаций в порядке их долевого участия в долгосрочных инвестициях, учитываются или на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», или на счете 86 «Целевое финансирование». После завершения инвестиций обязательства перед соответствующими дольщиками погашаются путем перечисления их доли:

Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 86 «Целевое финансирование»
К-т 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Строительно-монтажные работы финансируются через подрядчика или непосредственно через затраты организации-застройщика, в зависимости от способа строительства (подрядного или хозяйственного).

7. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Бухгалтерский учет наличия и движения основных средств, принадлежащих предприятию на правах собственности, осуществляется на счете 01 «Основные средства». Основные средства, приобретаемые за плату у других предприятий и лиц, а также созданные на самом предприятии, отражаются по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Основные средства, поступившие от других организаций и лиц безвозмездно, отражаются по дебету счета 08 и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов» по рыночной стоимости, при вводе в эксплуатацию безвозмездно полученного основного средства его стоимость списывается с кредита счета 08 в дебет счета 01 «Основные средства».

Принятие к учету основных средств, внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал, отражается проводкой Д 08 К75, затем Д 01 К 08. При принятии к учету полученного основного средства возникшие курсовые разницы списываются на счет 91 «Прочие доходы и расходы». По договору аренды основных средств арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение. Арендодатель сданное в аренду имущество учитывает на своем балансе в составе собственных основных средств. Арендатор учитывает имущество, полученное во временное пользование по договору аренды на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства». Предприятие может самостоятельно изготавливать или сооружать объекты основных средств. В этом случае по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражаются все фактические затраты предприятия, связанные с созданием объекта, а именно: стоимость используемых материалов, заработная плата работников и отчисления во внебюджетные фонды, стоимость работ сторонних организаций, амортизация основных средств предприятия, используемых при создании нового объекта основных средств, другие расходы. Такой способ создания основных средств называется хозяйственным. Организация может также заключить договор на создание объектов основных средств со специализированной организацией. В этом случае по дебету счета 08 будет отражена стоимость работ, выполненных в соответствии с договором. Данный способ создания объектов основных средств называется подрядным.

При приобретении основных средств покупатель помимо стоимости основного средства уплачивает продавцу сумму налога на добавленную стоимость. Сумма НДС при приобретении основных средств учитывается на б/сч 19 субсчет «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств». Порсле фактической оплаты и при наличии счета-фактуры данная сумма НДС списывается с кредита б/сч 19 —1 в дебет б/сч 68 «Расчеты с бюджетом».

Учет накопленного износа по основным средствам ведется на счете 02 «Износ основных средств», по кредиту которого записывается сумма ежегодных амортизационных начислений, а по дебету — накопленный износ реализованных, ликвидированных или иным образом выбывших основных средств.

Счет 02 «Износ основных средств», пассивный. Аналитический учет по счету 02 «Износ основных средств» ведется по видам и отдельным инвентарным объектам основных средств.

Переоценка основных средств осуществляется двумя методами: путем индексации их балансовой стоимости и путем прямого пересчета балансовой стоимости. Переоценка осуществляется организацией самостоятельно или путем привлечения экспертов.

Увеличение стоимости объектов основных средств, оборудования к установке и капитального строительства при переоценке отражается по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 83 «Добавочный капитал».

Уменьшение стоимости указанных объектов при переоценке отражается соответственно по дебету счета 83 и кредиту счета 01.

Увеличение суммы износа при переоценке основных средств отражается по кредиту счета 02 «Износ основных средств» и дебету счета 83, а уменьшение износа — по дебету счета 02 «Износ основных средств» и кредиту счета 83.

При выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль организации (Д-т 83 К-т 84).

Организации могут создавать ремонтный фонд для накапливания средств на осуществление ремонтных работ, особенно в организациях с сезонным производством. Для учета ремонтного фонда открывается субсчет «Резерв на ремонт основных средств» к счету 96 «Резервы предстоящих расходов».

Субсчет «Резерв на ремонт основных средств» к счету 96 «Резервы предстоящих расходов», пассивный.

Выявленные излишки основных средств приходуются по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 99 «Прибыли и убытки».

При недостатке и порче объектов основных средств сумма износа списывается проводкой: дебет счета 02 «Износ основных средств» и кредит счета 01. Остаточная стоимость основных средств списывается с кредита счета 01 в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». При выявлении конкретных виновников недостающие или испорченные основные средства оцениваются по рыночной стоимости, и списываются с кредита счета 94 в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Разница между рыночной ценой и остаточной стоимостью основных средств отражается по дебету счета 94 и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». По мере погашения задолженности ее виновником соответствующая часть списывается со счета 98 в кредит счета 99 «Прибыли и убытки».

Если конкретные виновники не установлены, то недостающие и испорченные основные средства списываются с кредита счета 94 на издержки производства (обращения) по решению руководителя организации.

Основные средства, передаваемые в счет вклада в уставный капитал других организаций, отражаются по стоимости, определенной соглашением сторон, по дебету счета 58 «Финансовые вложения» и кредиту счета 91. Первоначальная стоимость передаваемых основных средств списывается с кредита счета 01 «Основные средства» в дебет субсчета «Выбытие основных средств», а сумма износа — дебет счета 02 «Износ основных средств» и кредит субсчета «Выбытие основных средств». Дополнительные расходы, связанные с передачей основных средств, списывают в дебет счета 91 с кредита соответствующих счетов.

8. УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

Расходы по приобретению и созданию нематериальных активов относятся к долгосрочным инвестициям и отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет 08-5 «Приобретение нематериальных активов» с кредита расчетных, материальных и других счетов. После принятия на учет приобретенных или созданных нематериальных активов они отражаются по дебету счета 04 «Нематериальные активы» с кредита счета 08.

Поступление нематериальных активов в порядке бартера (обмена) также первоначально отражают на счете 08 в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» с последующим отражением по дебету счета 04 с кредита счета 08. Переданные в порядке бартера имущественные объекты списываются с кредита соответствующих счетов (01, 10, 40 и др.) в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Нематериальные активы, внесенные учредителями или участниками в счет их вкладов в уставный капитал организации (по согласованной стоимости), отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет 08-5 «Приобретение нематериальных активов» в корреспонденции с кредитом счета 75 «Расчеты с учредителями». Затем отражается проводка дебет 04 и кредит 08.

Принятие к учету нематериальных активов, полученных от других организаций безвозмездно, отражается изначально по дебету счета 08 и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов», затем в момент ввода в эксплуатацию производится запись по дебету 04 и кредиту 08.

Амортизационные отчисления по положительной деловой репутации организации отражаются в бухгалтерском учете путем уменьшения ее первоначальной стоимости. Отрицательная деловая репутация организации отражается в бухгалтерском учете предприятия как расходы будущих периодов (счет 98), а затем ежемесячно списывается на финансовые результаты.

Выбытие нематериальных активов отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы». В кредит этого счета списывают остаточную стоимость выбывающих активов, расходы, связанные с их выбытием, а также сумму выручки от реализации или другого дохода от выбытия нематериальных активов в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов (62,76) и др., по дебету счета 91 списывают сумму НДС по реализуемым активам. Финансовый результат от выбытия нематериальных активов списывается со счета 91 «Прочие доходы и расходы» на счет 99 «Прибыли и убытки».

При этом если сумма выручки от реализации нематериальных активов (без НДС) превышает их остаточную стоимость и расходы, связанные с выбытием, то разница списывается в дебет счета 91 и кредит счета 99. Если же остаточная стоимость нематериальных активов не возмещается выручкой от их реализации (без НДС), то разница между ними списывается с кредита счета 91 в дебет счета 99.

При передаче нематериальных активов в счет вклада в уставные капиталы других организаций договорная стоимость может превышать балансовую стоимость активов. В этом случае сумма превышения отражается по кредиту счета 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетом 91.

Для учета нематериальных активов используются счета 04 «Нематериальные активы» и 05 «Износ по нематериальным активам», а также субсчет 19-2 «НДС по приобретенным нематериальным активам».

В случае приобретения нематериальных активов для использования в производстве товаров, работ и услуг, освобожденных от обложения НДС, сумма уплаченного НДС относится на счет 04.

9. УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

Для учета наличия и движения производственных запасов используются следующие счета бухгалтерского учета: 10 «Материалы», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей», 41 «Товары», 42 «Торговая наценка».

На счете 10 «Материалы» учитываются только материалы, принадлежащие предприятию на праве собственности, полного хозяйственного ведения, оперативного управления. Материалы, находящиеся на ответственном хранении, учитываются на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», сырье и материалы заказчиков, принятые на переработку, но не оплачиваемые (давальческое сырье), учитываются на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку».

В дебет счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» относится покупная стоимость материальных ценностей, по которым на предприятие поступили расчетные документы поставщиков. При этом записи производятся в корреспонденции со счетами 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.п. в зависимости то того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов на предприятие.

В кредит счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» в корреспонденции со счетом 10 «Материалы» относится стоимость фактически поступивших на предприятие и оприходованных материальных ценностей.

Сумма разницы в стоимости приобретенных материальных ценностей, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления) и учетных ценах, списывается со счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» предназначен для обобщения информации о разницах в стоимости приобретенных материальных ценностей, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления) и учетных ценах. Этот счет используется предприятиями, которые учитывают материалы на счете 10 «Материалы» по учетным ценам.

Сумма разницы в стоимости приобретенных материальных ценностей, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления) и учетных ценах, списывается в дебет или кредит счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» со счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

Для учета налога на добавленную стоимость, приходящегося на производственные запасы применяется субсчет 19-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам»

Счет 41 «Товары» предназначен для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи. Этот счет используется в основном снабженческими, сбытовыми и торговыми предприятиями, а также предприятиями общественного питания.

Счет 42 «Торговая наценка» предназначен для обобщения информации о торговых наценках (скидках, накидках) на товары в предприятиях розничной торговли, если их учет ведется по продажным ценам.

10. УЧЕТ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ. УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ПРОЧИМ ОПЕРАЦИЯМ

Учет начисления и выдачи заработной платы и других оплат ведется на пассивном счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». На этом счете отражаются операции по расчетам с персоналом, как состоящим, так и не состоящим в списочном составе предприятия, по оплате труда, а так же по выплатам доходов по акциям и други<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...