Задания для самостоятельной работы
1. Составьте логическую схему базы знаний по теме юниты:
2. Из перечисленных понятий выберите те, которые обозначают основные категории дидактики:
1) воспитание;
2) образование;
3) развитие;
4) умение;
5) навыки;
6) преподавание;
7) классно-урочная система;
8) учение;
9) обучение;
10) структура;
11) знание;
12) цель; 13) содержание; 14) эффективность; 15) организация; 16) форма; 17) класс; 18) метод; 19) средства; 20) альтернатива; 21) процесс; 22) формирование; 23) компьютеризация; 24) результаты.
3. Из приведенного перечня выделите общепризнанные дидактические принципы:
1) сознательность;
2) ободрение;
3) активность;
4) тройственность;
5) оптимизация;
6) наглядность;
7) систематичность;
8) эмоциональность;
9) последовательность;
10) прочность;
11) доступность;
12) научность; 13) связь техники с практикой; 14) учет возрастных особенностей; 15) своевременность; 16) действенность; 17) руководящая роль учителя; 18) самоконтроль.
4. Из перечисленных понятий выберите те, которые обозначают методы формирования сознания личности:
1) авторитет учителя;
2) этические беседы;
3) рассказ;
4) лекция;
5) собственное мнение;
6) наказание;
7) соревнование;
8) гласность;
9) разъяснение;
10) объяснение;
11) увещевание;
12) внушение; 13) поручение; 14) инструктаж; 15) пример; 16) опрос; 17) нотация; 18) контроль; 19) диспут; 20) доклад.
Глоссарий
№
п/п
| Новые понятия
| Содержание
|
1
| 2
| 3
|
1
| А.С. Макаренко
| советский педагог и писатель; выдвинул основные принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, разработал методику трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье
|
2
| В.А. Сухомлинский
| советский педагог, исследовал моральные проблемы молодежи
|
3
| Воспитание в узком значении
| воспитательная работа, в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты воли и характера, эстетические вкусы, физические качества человека
|
4
| Воспитание в широком значении
| целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности и подготовку ее к трудовой и общественной деятельности
|
5
| Гармония
| личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях
|
6
| Джон Локк
| представитель английской педагогики; предложил систему воспитания джентльмена - формирование "дисциплины тела" и "дисциплины духа"
|
7
| Ж.Ж. Руссо
| французский просветитель, верящий в силу воспитания; разработал теорию естественного воспитания, которое должно осуществляться в соответствии с природой человека, не мешая естественному и свободному развитию
|
8
| И.Г. Песталоцци
| педагог-гуманист, демократ; целью воспитания считал саморазвитие природных сил и способностей человека, постоянное его совершенствование, формирование нравственного образования
|
9
| К.Д. Ушинский
| педагог-демократ, основоположник русской педагогической науки в России; принципы педагогических взглядов К.Д. Ушинского - народность, самобытность русской педагогической науки, воспитание в труде
|
10
| Классификация методов по основным этапам обучающе-познавательного процесса
| методы этапов восприятия-усвоения, усвоения воспроизведения, учебно-творческого выражения
|
11
| Коллектив
| организационная форма объединения людей на основе какой-либо определенной целенаправленной деятельности
|
12
| Конформизм
| личность подчиняется коллективу
|
13
| Метод обучения
| совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности ребенка, развитие его умственных сил, обучающего взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой, с природой и общественной средой
|
14
| Метод поощрения
| положительная оценка действий воспитанников
|
15
| Метод упражнения
| создание воспитателем таких условий, в которых учащийся должен будет поступать в соответствии с нормами и правилами поведения
|
16
| Методы воспитания
| способы воздействия воспитателя на сознание, волю, чувства, поведение, выработка у них убеждений и навыков поведения
|
17
| Модели развития отношений между личностью и коллективом
| конформизм, гармония, нонконформизм
|
1
| 2
| 3
|
18
| Наказание
| метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми
|
19
| Нонконформизм
| личность подчиняет себе коллектив
|
20
| Нравственное воспитание
| формирование понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества
|
21
| Образование
| объем систематизированных научных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый
|
22
| Обучение
| планомерный, организованный и целенаправленный процесс передачи подрастающему поколению знаний, умений, навыков, руководство его познавательной деятельностью и выработка у него мировоззрения, средство получения образования
|
23
| Педагогика
| наука о закономерностях воспитания подрастающего поколения и взрослых людей, об управлении их развитием в соответствии с потребностями общества
|
24
| Политехническое образование
| ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях
|
25
| Принцип доступности
| соответствие учебного материала возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности учащегося
|
26
| Принцип наглядности обучения
| опора на реальные представления учеников
|
27
| Принцип прочности
| основательное изучение материала, при котором учащиеся всегда могут воспроизвести его в памяти или воспользоваться им как в учебных, так и в практических целях
|
28
| Принцип систематичности и последовательности
| получение знаний в системе, последовательное усвоение знаний
|
29
| Принцип сознательности и активности обучения
| взаимосвязь педагогического руководства с сознательной, активной творческой деятельностью учащихся
|
30
| Сфера долга
| ответственность родителей и детей за нормальное функционирование семьи
|
31
| Трудовое воспитание
| формирование трудовых действий и производительных отношений, изучение орудий труда и способов их использования
|
32
| Убеждение
| метод словесного воздействия, способствующий формированию убеждений
|
33
| Умственное воспитание
| вооружение обучаемых системой знаний основ наук
|
34
| Физическое воспитание
| управление физическим развитием человека и его физическим образованием
|
35
| Эстетическое воспитание
| базовый компонент воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов
|
36
| Ян Амос Коменский
| создатель научной педагогической системы и труда "Великая дидактика"
|
Литература
Основная литература
1. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М., 1996.
2. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996.
Дополнительная литература
1. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1988.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
3. Гончаров Н.К. Основы педагогики. - М., 1947.
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.
5. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. - М., 1987.
6. Липсиц И.В. Кроссворды для руководителя. - М., 1992.
7. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. - М., 1979.
8. Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков и способы педагогического воздействия на личность. - М., 1996.
9. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения. - М., 1961.
10. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. - М., 1980.
11. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1990.
12. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М., 1971
13. Хамблин Д. Формирование учебных навыков: Пер. с англ. - М., 1986.
14. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1990.
15. Шрейдер Г.А. Руководить сообразно ситуации. - М., 1994.
16. Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю. Новые технологии воспитательного процесса. - М., 1993.
17. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. - М., 1966.
Воспользуйтесь поиском по сайту: