Технологическая карта №4 « Материалы и оборудование».
Проект в ДОУ по теме «Природа Красноярского края»
Проект в детском саду для детей второй младшей группы
Краткосрочный проект по теме «Природа Красноярского края. Обитатели водоемов». Вторая младшая группа
Автор-составитель: воспитатель 1 кв. категории Стародубова Галина Николаевна, г. Шарыпово Красноярского края, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей»
Цель: Познакомить детей с природой родного края, с разнообразием обитателей водоемов, их связью со средой обитания; сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять.
Задачи:
1. Систематизировать знания об окружающем мире.
2. Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимозависимостях в жизни, в природе.
3. Расширять кругозор детей о природе Земли.
4. Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие ее красоты и многообразия.
5. Развивать поисковую деятельность детей.
6. Расширять и систематизировать знания детей об обитателях водоемов Красноярского края (реки, озера).
7. Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
8. Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов и рассказов о природе, через практическую деятельность.
9. Развивать художественное творчество детей через работу по изготовлению книжки – малышки «Кто, кто в нашем озере живет?»
Участники проекта: дети дошкольного возраста (3-4 лет), родители воспитанников, воспитатели групп, специалисты ДОУ.
Предполагаемый результат проекта:
- узнают особенности нашего района;
- появится ярко выраженный интерес к водным объектам нашего города.
- будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе;
- сформируется стремление к исследованию объектов природы;
- узнают значение воды в жизни всего живого;
- узнают много интересного из жизни обитателей пресных водоемов (рыб, земноводных, водоплавающих, животных, насекомых, растений);
- научатся вести наблюдения за рыбами;
- научатся проводить простейшие опыты с водой, уточнят ее свойства, будут с интересом заниматься поисковой деятельностью;
- станут гуманно обращаться с живыми объектами природы;
- будут привлечены родители, это даст большой плюс в экологическом воспитании детей, в приобщении к природе родного края.
Итоговое мероприятие:
Выставка книжек - малышек «Кто, кто в нашем озере живет?».
Технологическая карта №1
Вопросы к утреннему сбору, которые направлены на выбор темы и деятельности.
Какая у нас тема?
Что мы уже знаем о реках и озерах?
Что еще можно узнать?
Чем бы ты хотел заняться сегодня?
Как ты это будешь делать? С чего ты начнешь?
Какие материалы тебе понадобятся (нужны, пригодятся)?
С кем ты будешь вместе работать?
Что такое река, озеро?
Кто живет в водоемах?
Какие растения растут у воды и в воде?
Как охранять водоемы?
Какие озера нашего края ты знаешь?
Зачем нужны озера людям нашего города, края?
Технологическая карта №2
Вопросы к вечернему сбору, которые направлены на обсуждение результатов деятельности, вариантов итогового события; планирование деятельности на следующий день.
Кто хочет рассказать о своей работе?
Что было самое интересное?
Что ты узнал нового об озерах и реках?
Что еще хочешь узнать?
Получилось ли у тебя то, что ты задумал?
Что бы ты хотел изменить?
Тебе было трудно или легко?
Что легче всего было сделать?
Какие материалы вы использовали?
Вы полностью выполнили свой план?
Планируете ли вы продолжить свою работу?
На какие вопросы мы ответили сегодня?
Какие новые слова вы узнали?
Каких новых обитателей водоемов узнали?
Технологическая карта №3
Примерное комплексно - тематическое планирование
Образовательные области
Интеграция
Педагогические задачи
Планируемые результаты
Познание Конструирование
«Социализация», «Физическая культура», «Познание» (ФЦКМ), «Коммуникация».
«Чтение художественной литературы».
Тема: «Встреча на полянке» (Лягушка)
Цель: Поддерживать интерес к изготовлению поделок в технике оригами.
Познание: закреплять знание базовой формы «треугольник»;
продолжать формировать умение работать по технологическим картам-схемам;
продолжать упражнять в складывании квадрата по диагонали;
познакомить с разнообразием животного и растительного мира наших озер.
Социализация: способствовать обогащению игрового опыта посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.
- воспитывать любовь к животному миру, давать детям знания об окружающем мире.
Физическая культура: формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
Коммуникация:
Развивать стремление к игровому и речевому общению, активизировать речевую деятельность.
-формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого;
-формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
Чтение художественной литературы:
- учить отгадывать загадки.
- стихи про обитателей водоемов.
Умеет создавать простую работу в технике оригами, пользуясь картой-схемой.
Знает обитателей водоемов.
Общается в процессе работы с детьми и воспитателем, отвечает на заданные вопросы.
Умеет развить сюжет игры, используя собственную поделку.
Соблюдает правила м/п игры, согласовывает движения с музыкальным сопровождением.
Умеет отгадывать загадки, отвечает на вопросы воспитателя.
«В поисках Золотой рыбки».
Цель: Уточнить представление о пространственных отношениях: «вверху», «внизу», «на», «над», «под».
Закрепить знание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).
ФЭМП: ориентировка в пространстве (тренировать умение понимать и правильно употреблять в речи слова «в», «выше», «ниже»).
Закрепление - геометрические фигуры.
Здоровье, физическая культура: физминутка «Веселая разминка»,
зарядка для глаз «Рыбка плавает в пруду».
Коммуникация: загадки об обитателях водоемов.
Ориентируется в пространстве относительно самого себя.
Употребляет в речи слова «в», «выше», «ниже».
Знает и называет геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник.
Согласовывает движения с текстом.
Умеет отгадывать загадки, объясняя свой ответ.
Тема: «Водоемы родного края. Представитель подводного мира - щука».
Познание: Познакомить детей с водоемами – озерами нашего района, с разнообразием животного и растительного мира.
Рассказать, что наш Шарыповский район называют Краем голубых озер.
Воспитывать бережное отношение, любовь к природе.
Познакомить с рыбой наших озер – щукой.
Безопасность: познакомить с правилами поведения у воды.
Художественное творчество: Развивать мелкую моторику рук.
Развивать воображение, мышление, память, воспитывать эстетический вкус и чувство прекрасного.
Социализация: воспитывать дружеские взаимоотношения; умение работать сообща, не мешая друг другу.
Физическая культура: закреплять умение играть в подвижную игру соблюдая правила.
«Наблюдение за аквариумной рыбкой»
расширение представления детей о том, что рыбы – живые, они дышат, у них есть жабры, дышать которыми они могут только в воде; плавники, при помощи которых они плавают.
Виртуальная экскурсия на озеро.
- уточнить представления детей о водоеме в зимнее время года. Вызвать удовольствие от экскурсии, воспитывать любовь к природе. Активизировать слова, определяющие свойство льда, состояние погоды.
Знает название некоторых озер Шарыпово.
Знает представителей животного и растительного мира не только водоемов, но и окружающей его экосистемы – луг.
Узнает щуку на картинке, выделяет ее из множества других рыб, знает, что она хищник.
Понимает, как нужно вести себя на отдыхе у озера.
Может раскрашивать картинку, не вылезая за контуры предметов.
Работает в группах, не мешая друг другу.
Умеет играть, соблюдая правила подвижной игры.
Умеет наблюдать, отмечает характерные особенности рыб, отличие одной от другой.
Понимает изменения в природе с наступлением разных сезонов года.
Может отметить красоту окружающей природы.
Правильно отвечает на вопросы.
Коммуникация.
Чтение художественной литературы
«Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»,
«Познание»,
«Музыка»,
«Социализация».
Тема: Заучивание наизусть В. Данько «Головастик». Познание: Воспитывать интерес к явлениям природы.
Познакомить детей с обитателями водоема и реки. Учить детей понимать основную мысль стихотворения, учить эмоционально, с юмором читать стихотворение. Чтение художественной литературы: Вызвать желание выучить стихотворение, читать его громко и понятно.
Социализация: учить активному общению в процессе обсуждения произведения, отвечать на вопросы, не перебивая других.
Внимательно слушает стихотворение;
активно отвечает на заданные вопросы.
Выразительно имитирует движения и голоса животных.
Умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения;
Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Физическая культура.
«Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация»,
«Чтение художественной литературы»,
«Познание» (ФЭМП).
«Веселые рыбки».
Физическая культура: формирование правильной осанки;
развитие координации движений, равновесия;
обучение влезанию на гимнастическую скамейку с дополнительным заданием для рук;
повторение умения прыгать через предметы высотой 5-10 см;
закрепление навыков бросания среднего мяча двумя руками из-за головы через веревку;
развивать эмоциональность, выразительность в имитации движений
Коммуникация: учить координировать движения с текстом стихотворения, игры.
Выразительно проговаривать слова, сопровождающие игру.
Социализация: учить соблюдать очередность водящего, слушать педагога, выполнять правила игры.
Познание: закрепить знание об обитателях сибирских озер, сезонных изменениях в их жизни.
Чтение художественной литературы: использование считалок, стихотворных сопровождений игр.
Правильно выполняет основные движения;
Внимательно слушает и отгадывает загадки;
Выполняет движения, согласуя их с музыкальным сопровождением;
Знает цвета – красный, желтый, синий, зеленый;
Соблюдает правила игры.
Выразительно проговаривает слова игры.
Может координировать свои действия с действиями товарищей.
Адекватно реагирует на смену водящего.
Знает обитателей водоемов.
«Весной просыпаются разные звуки»
Познание детьми окружающего мира через звук.
«Коммуникация» - развитие свободного общения о музыке со взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов устной речи.
«Познание» - расширение музыкального кругозора детей; сенсорное развитие,
формирование целостной картины мира средствами музыкального искусства.
«Социализация» - формирование: представлений о музыкальной культуре и
музыкальном искусстве; чувства принадлежности к мировой культуре.
«Художественное творчество» - развитие детского творчества в импровизированных движениях под музыку, использование художественного слова для обогащения
восприятия музыки.
Умеет внимательно слушать произведения классической музыки, слышать заданную тему.
Может сказать о своих впечатлениях о прослушанной музыке.
Свободно двигается под музыку, изображая насекомых водоема – стрекоз,
Представителей животного мира – рыб, лягушек.
Аппликация «Уточка с утятами».
Познание: закреплять знание обитателей водоемов Красноярского края, значение воды в жизни людей и животных;
Художественное творчество: продолжать учить составлять образ утки и утят из предложенных частей.
Освоение техники обрывной аппликации (растения);
Закрепить умение наносить клей на готовую форму и наклеивать ее на лист;
Труд: Воспитывать аккуратность и самостоятельность при выполнении работы.
Лепка барельефная «Рыбка».
Закреплять умение лепить предметы округлой формы.
Формировать интерес к лепке.
Закреплять цвета – желтый, зеленый, красный.
Развивать общую моторику, координацию движений, способность действовать по инструкции.
Обогащать словарь прилагательных.
Кружок «Маленькие волшебники»
«У родителей и деток вся одежда из монеток…» - Учить выполнять аппликацию из разных материалов, украшать изделие мелкими деталями.
Умеет правильно использовать площадь листа.
Аккуратно работает с клеем, пользуясь салфеткой и клеенкой.
Выполняет работу самостоятельно.
Владеет навыками самообслуживания.
Знает и называет обитателей водоемов.
Имеет представление об экосистеме «водоем».
Убирает за собой рабочее место по окончании работы.
Умеет лепить предметы округлой формы.
Знает желтый, зеленый, красный цвет.
Умеет координировать движения со словами;
Использует в речи прилагательные, обозначающие ласковые слова
Умеет создавать образ золотой рыбки по образцу воспитателя из различных материалов.
Самостоятельно украшает объект мелкими деталями.
Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к водоему и его обитателям, сформулировать правила поведения на водоемах.
Воспитывать бережное отношение к природе, учить понимать и ощущать ее красоту.
Развивать у детей интерес к окружающему миру в процессе игры;
формировать у детей умение соблюдать в процессе игры правила поведения.
Понимает значение воды, растений и животных водоемов в жизни человека.
Знают правила поведения в природе.
Придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации. Умеет играть вместе с другими детьми. Соблюдает правила игры
Развивать умение заботиться о своём здоровье; рассказать, насколько важна вода для укрепления здоровья человека;
продолжать развивать культурно - гигиенические навыки;
продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.
Соблюдает элементарные правила приема пищи, гигиены. Выполняет физические упражнения на укрепление организма.
Понимает значение воды для здоровья человека.
Труд
Чтение художественной литературы, «Художественное творчество», «Труд», «Социализация».
Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате, в уголке природы и на участке детского сада.
Продолжать учить ухаживать за растениями в группе.
Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы все убирать со стола (рисование, лепка, аппликация).
Замечает беспорядок в группе и самостоятельно устраняет его;
Убирает на место игрушки и игры после игры;
помогает воспитателю ухаживать за комнатными растениями в группе;
самостоятельно приводит в порядок свое рабочее место после образовательной деятельности.
Учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя; правильно использовать в речи названия предметов; активизировать предлоги, глаголы в предложениях; познакомить детей с правилами безопасного поведения у водоемов.
Знает элементарные правила поведения у берега водоема; свободно отвечает на заданные вопросы по теме, использует в речи предлоги и глаголы.
Технологическая карта №4 «Материалы и оборудование».
Социально – личностное развитие
Безопасность
Социализация
Труд
Центр «Островок безопасности»
Альбом с картинками и иллюстрациями о безопасном поведении у водоемов.
Альбом о поведении у воды «Разрешается – запрещается».
Центр «Наш маленький дом»
Атрибуты к с\р играм «Дом, семья», «Рыбалка», «Пикник», «Путешествие».
Центр «Сибирячок».
Карта озер Шарыповского района.
Карта Красноярского края.
Альбом с фотографиями Шарыповских озер, наборы открыток с видами Шарыповских озер.
Центр «Пчелки»
Лейки, детские грабли, лопатки;
Опрыскиватели для растений;
Тряпочки, губки для протирания пыли, ухода за растениями;
Фартуки для работы с растениями.
Алгоритмы ухода за комнатными цветами.
Алгоритм сервировки стола к завтраку, обеду, ужину.
Алгоритм подготовки рабочих мест для деятельности: аппликация, лепка, ручной труд.
Художественно – эстетическое развитие
Художественное творчество
Развитие детского творчества
Музыка
Центр «Радуга»
Материалы и инструменты для творчества: бумага, карандаши, пластилин.
Клей, природный и бросовый материал.
Старые иллюстрации из книг и журналов.
Алгоритмы рисования, лепки объектов – обитателей водоемов.
Заготовка для макета «Обитатели водоемов».
Трафареты «Рыбы», «Обитатели водоемов».
Раскраски по теме. Раскраска «Щука».
Театральный центр «В гостях у сказки»
Шапочки для театрализации стихов и сказок по теме «Обитатели водоемов»: рыбки, лягушки, цапли, насекомые водоемов.
Центр «Веселые нотки»
Карандаши, краски, кисти, бумага для рисования, различные трафареты.
Мультимедийная презентация «Река, озеро – пресный водоем».
Игра «Музыкальная карусель», «Караси и щука».
Физическое развитие
Центр «Здоровячок»
Подвижные игры: ««Кто больше?», «Жук – плавунец и головастики», «Где вы, рыбки?», «Лягушки и цапля», «Караси и щука».
Малоподвижные игры: «Раки», «Щука».
Физминутки: «Море очень глубоко», «Море волнуется», «Гуси – гуси», «Стрекоза».
Соревнования «Кто быстрее до воды?».
Познавательно-речевое развитие
Познание Коммуникация, чтение художественной
литературы
ФЦКМ
ФЭМП, Конструирование
Природа
Худ. Литер., Развитие речи
Тематический центр
Иллюстрации к сказкам, рассматривание картин. Набор картинок «Подводные жители».
Д/и:
«Кто живет в воде».
«Где чей дом».
«Угадай морское животное».
«Кто живет около воды, а кто в воде».
Картинки с изображениями птиц, животных, рыб, растений, насекомых, живущих в воде и у воды.
Схема строения рыбы – щуки.
Дополнительная литература, энциклопедии «Мир вокруг нас».
Центр «Соображалочка»
Счетные палочки, д/у «Много – мало». «». Игры «Закрой двери в домиках», «Кто где живет», «Подбери детеныша маме».
Мягкий набор вкладышей «Водные жители».
Центр «Маленькие строители»
Материал для изготовления поделок – рыбок: еловые и сосновые шишки, бросовый материал – коробочки, баночки, ленты и пр… Алгоритмы изготовления поделок.
Мини- лаборатория «Капитошка»
Прозрачная посуда для воды,
стаканчики пластиковые, емкости для переливания воды, стаканы для питьевой воды, прозрачные баночки и разноцветные краски для окрашивания воды.
Центр «Лукоморье»
Загадки о воде.
Пословицы и поговорки о воде.
Стихи И.А.Бунин «Родник», С.Погореловский «Родник иссяк, ручей ослаб…».
Сказки: А.С.Пушкин
«Сказка о рыбаке и рыбке», И.Токмакова
«Сказка про Сазанчика».
Н.Сладков «Жалейкин и лягушонок».
Пальчиковые упражнения: «Лягушки», «Рыбки весело плескались», «Рыбка плавает в водице».
Наборы картинок «Рыбы», «Кто живет в воде и у воды».
В.Сутеев «Как я ловил рыбу», «Кот – рыболов».