Примерная тематика курсовых работ (проектов)
Содержание дисциплины
Содержание разделов дисциплины
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела (в дидактических единицах)
|
| Раздел I.Социально-психологический тренинг общения
| Психологические особенности групповой формы работы, правила взаимодействия в группе.
Формирование позиции взаимодействия, взаимопонимания и согласованности действий в группе.
Средства невербальной коммуникации, их классификация, правила интерпретации языка тела.
Анализ и развитие невербальных средств общения
Основные правила и приемы эффективного слушания. Нерефлексивное и рефлексивное слушание.
Правила вербального общения, барьеры непонимания, базовые навыки ведения беседы: начало, поддержание и завершение разговора. Упражнения на отработку умений вербального общения, ролевые игры.
Индивидуальные стратегии и тактики в общении. Влияние индивидуальных особенностей человека на процесс общения
Стили педагогического руководства, влияние личностных особенностей на выбор стратегии поведения. Ситуации и упражнения на осмысление собственной стратегии поведения, своего реального и желаемого «Я».
Навыки поведения в эмоционально напряженных ситуациях
Стрессоры педагогического труда, средства защиты от стресса и способы снятия напряжения. Развитие навыков снижения эмоционального напряжения у партнера
Конструктивный стиль общения. Конструктивное разрешение конфликтов
Педагогический конфликт, структура, динамика, способы разрешения конфликтов, типы личностей провоцирующих конфликт. Игровые процедуры,ролевые игры с конфликтным содержанием, игровые методы разрешения конфликтов.
|
| Раздел II. Социально-психологический тренинг как метод активного социального обучения и форма повышения профессиональной компетентности личности
| Психологический тренинг как метод практической психологии.
История развития тренинга. Основные теоретические подходы к проведению тренинга общения. Организация работы тренинговой группы. Содержание, формы, методы работы в тренинге.
Психологические особенности тренинговой группы. Групповые нормы. Понятие о групповой сплоченности. Количественный и качественный состав тренинговой группы.
Ведущий тренинговой группы. Основные роли. Стили руководства группой. Характеристика личности тренера. Подготовка ведущих тренинговых групп.
Этапы организации тренинга. Отбор участников. Заключение психологического контракта. Диагностические процедуры. Требования к месту работы тренинговой группы. Особенности организации тренинга в педагогическом коллективе.
|
Разделы дисциплин и виды занятий
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Лекции
| Практ. занятия
| Лабор. занятия
| Семинар. занятия
| Самост. работа студ.
| Всего часов
|
| Раздел I. Социально-психологический тренинг общения
| |
| | |
|
|
| Раздел II. Социально-психологический тренинг как метод активного социального обучения и форма повышения профессиональной компетентности личности
| |
| | |
|
|
Практические занятия (семинары)
№
п/п
| № раздела дисциплины
| Тематика практических занятий (семинаров)
| Трудоемкость (час.)
|
| Раздел 1. Социально-психологический тренинг общения
| |
|
| | Тема 1. Организация и проведение социально-психологического тренинга общения
|
|
|
| Тема 2. Невербальные средства общения
|
|
|
| Тема 3. Навыки слушания и понимания партнера
|
|
|
| Тема 4. Вербальные средства общения
|
|
|
| Тема 5. Влияние индивидуальных особенностей человека на процесс общения
|
|
|
| Тема 6. Навыки поведения в эмоционально напряженных ситуациях.
|
|
|
| Тема 7. Конструктивный стиль общения
|
|
| Раздел 2. Социально-психологический тренинг как метод активного социального обучения и форма повышения профессиональной компетентности личности
|
|
|
|
| Тема 1. Виды тренингов
|
|
|
| Тема 2. Организация, содержание, формы, методы работы в тренинге
|
|
|
| Тема 3.Участники тренинговых групп как субъекты активного общения
|
|
|
| Тема 4. Ведущий как руководитель, тренер и участник коммуникации. Задачи и содержание работы
|
|
|
| Тема 5. Требования к руководителю. Характер его работы
|
|
|
| Тема 6. Организация тренинга коммуникативных умений и профессионально-педагогического общения.
|
|
Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины
Содержание самостоятельной работы студентов по темам
№
п/п
| Темы дисциплины
| Содержание самостоятельной работы студентов
| Трудоемкость (час.)
|
| Раздел 1. Социально-психологический тренинг общения
|
|
|
| Тема 1. Организация и проведение социально-психологического тренинга общения
| Оформление правил проведения тренинговых занятий
|
|
| Тема 2. Невербальные средства общения
| Подбор и оформление игр для развития навыков невербального общения
|
|
| Тема 3. Навыки слушания и понимания партнера
| Составление картотеки игр по развитию навыков общения
|
|
| Тема 4. Вербальные средства общения
| Подбор игр для развития навыков убеждающего воздействия
|
|
| Тема 5. Влияние индивидуальных особенностей человека на процесс общения
| Изучение личностных особенностей участников группы
|
|
| Тема 6. Навыки поведения в эмоционально напряженных ситуациях.
| Подбор и анализ способов эмоциональной регуляции педагогов
|
|
| Тема 7. Конструктивный стиль общения
| Подбор и оформление игр для развития навыков конструктивного общения
|
|
| Раздел II. Социально-психологический тренинг как метод активного социального обучения и форма повышения профессиональной компетентности личности
|
|
|
| Тема 1. Виды тренингов
| Подбор классификаций тренингов
|
|
| Тема 2. Организация, содержание, формы, методы работы в тренинге
| Подбор притчи и метафоры для тренинга педагогического общения
|
|
| Тема 3.Участники тренинговых групп как субъекты активного общения
| Подбор и систематизация методик для изучения индивидуального стиля педагогического общения
|
|
| Тема 4. Ведущий как руководитель, тренер и участник коммуникации. Задачи и содержание работы
| Подбор игры на развитие навыков педагогического общения для самостоятельного проведения в тренинговой группе
|
|
| Тема 5. Организация тренинга коммуникативных умений и профессионально-педагогического общения.
| Разработка примерного плана занятия тренинга педагогического общения.
|
|
| Тема 6. Организация тренинга коммуникативных умений и профессионально-педагогического общения.
| Разработка примерной тематики занятий.
|
|
Содержание вариативной (необязательной) составляющей самостоятельной работы
Вариативная (необязательная) самостоятельная работа предлагается для различных категорий студентов:
· для студентов, которые особенно заинтересовались содержанием какого – либо раздела и желали бы расширить свои познания в данной области. В данном случае самостоятельно выполненная работа может быть представлена для обсуждения на семинарское занятие, практическое занятие и в случае удачной защиты может быть зачтена как «бонус» при сдаче зачета, экзамена.
· для студентов, которые работают по индивидуальному учебному плану в связи с педагогической работой в ДОУ и стремятся выполнить работу обобщающего характера. В этом случае выполнение вариативной работы служит заменой выполнению других видов самостоятельной работы.
· для студентов, имеющих большое число пропусков по неуважительной причине и стремящихся выполнить задания для отработки пропущенных занятий. В этом случае выполнение вариативной самостоятельной работы может быть зачтено как компенсация пропущенных занятий.
№
п/п
| Содержание самостоятельной работы студентов
| Трудоемкость (час.)
|
| Написание реферата по теме История развития групповых методов психотерапии и психологии
| 12 часов
|
| Написание реферата по теме Психологический тренинг как метод практической психологии
| 12 часов
|
| Написание реферата по теме Психологические особенности тренинговой группы.
| 12 часов
|
| Написание реферата по теме Общие тренинговые методы.
| 12 часов
|
| Написание реферата по теме Классификация и основные виды тренинговых групп.
| 12 часов
|
| Написание реферата по теме Ведущий тренинговой группы.
| 12 часов
|
| Разработка проекта занятия с элементами тренинга для педагогов ДОУ и его апробация на участниках тренинговой группы
| 4 часа
|
| Разработка проекта тренинга общения для педагогов ДОУ, апробация отдельных элементов на занятии
| 4 часа
|
Примерная тематика курсовых работ (проектов)
Воспользуйтесь поиском по сайту: