Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи внеурочной деятельности:




• мотивирование школьников к участию в различных видах внеурочной деятельности;

• обучение школьников способам овладения различными видами внеурочной деятельности;

• помощь школьникам в осуществлении ими самостоятельного планирования, организации, проведения и анализа наиболее значимых для них дел и проектов различной направленности;

• формирование и развитие детских коллективов, совместно участвующих в различных видах внеурочной деятельности. Принципы организации внеурочной деятельности:

·соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

· опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

· опора на ценности воспитательной системы школы.

· свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Организуя внеурочную деятельность, мы, тем самым, создаём определённые условия:

· Нормативно-правовое и методическое обеспечение. Опираемся на Закон «Об образовании в РФ», ФГОС, ООП; осуществляется кадровое обеспечение (классные руководители, педагог-психолог, музыкальные работники, воспитатели, библиотекарь, учителя-предметники, специалисты УДО). Продумывается материально-техническое обеспечение (кабинеты, спортзалы, библиотека, спортплощадка, рекреации, актовый зал; интерактивное оборудование, спортивный инвентарь, аудио-системы)

· Руководствуемся не только интересами детей, но и социальным запросом общества. Выбор внеурочной деятельности осуществляется на родительском собрании. Предоставляется реестр программ, осуществляется план-учёт занятости учащихся (таблицы выбора ВУД)

· Руководствуемся требованиями к личностным и метапредметным результатам образовательной деятельности (проектная деятельность, портфолио).

· Организация ВУД предполагает широкую сферу деятельности: дополнительное образование в гимназии (музыкальный уклон), кружки, секции, студии в гимназии. Деятельность в рамках воспитательного процесса: классные часы, общегимназические события, соц. проекты и т.п. Осуществляется социальное партнёрство на различных уровнях.

На внеурочную деятельность в базисном плане выделяется 10 часов Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

 • 1) игровая деятельность;

• 2) познавательная деятельность;

• 3) проблемно-ценностное общение;

• 4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

• 5) художественное творчество;

• 6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

 • 7) трудовая (производственная) деятельность;

• 8) спортивно-оздоровительная деятельность;

• 9) туристско-краеведческая деятельность.

Внеурочная деятельность организуется по пяти направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

3. Формы организации внеурочной деятельности школьников.

Нужно помнить, что внеурочная деятельность только дополняет, расширяет образовательное пространство и формы должны отличаться от тех, которые используются на уроке: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и так далее.

Кружок – форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в начальной школе.

 Функции: расширение, углубление, компенсация предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха. Форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д.

Клуб – форма объединения детей на основе совпадения интересов, стремления к общению. Принципы клуба: добровольность членства, самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом. Может иметь устав, программу, эмблему, девиз и другие внешние атрибуты. Возглавляется клуб Советом, избираемым общим собранием членов клуба. Вместе с тем, состав клуба не отличается обязательным постоянством. Результат деятельности - наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения

Секция - форма объединения детей для занятия физической культурой и спортом (шахматная секция, секция дзюдо и т. д.). Секция – среда формирования физической культуры и здорового образа жизни. Результат - проявление у ребенка техники спортивного мастерства.

Студия - форма добровольного объединения детей для занятий творчеством в определенном виде деятельности. (театр-студия, киностудия, музыкально=хореографическая студия)

Цели деятельности студий - развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, поддержка и развитие творческой одаренности.

Театр - форма добровольного объединения детей, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр – объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации (фольклорный театр, театр моды и пр.).

Мастерская - форма добровольного объединения детей для занятий определенной деятельностью. Учитель выступает в роли мастера (творца, автора), создавшего свою «школу – производство» учеников, последователей. Отличительные черты: принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства; приоритет целей обучения и предметно-практических задач; ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий; демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (выставки, конкурсы, фестивали).

Проект - наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности. Его универсальность позволяет реализовывать все направления внеурочной деятельности.

Спортивно-оздоровительное: занятия в спортивных секциях, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах, спортивные турниры, олимпиады, праздники, классные часы, спортивные и оздоровительные акции в окружающем школу социуме; туристические походы; военно-спортивные игры.

Социальное направление: участие в праздниках чествования ветеранов, пожилых людей; социально значимые акции в социуме; разработка проектов социально значимой деятельности «Я – гражданин России»; коллективные творческие дела; тимуровское движение; трудовые десанты, социально-моделирующие игры.

Духовно-нравственное направление: этические беседы, тематические диспуты, дебаты, проблемно-ценностные дискуссии; благотворительные акции в социуме; туристические походы, экскурсии (очные и заочные), работа школьных музеев; день рождения школы (КТД); праздники; поисково-краеведческие экспедиции.

Общеинтеллектуальное направление: предметные факультативы, олимпиады, исследовательская деятельность, школьные научные общества, конференции, общественный смотр знаний, чествование лучших учеников, интеллектуальные марафоны и др.

Общекультурное направление: культпоходы в театры, кино (с последующим анализом), концерты, выставки, смотры-конкурсы, досуговоразвлекательные акции в социуме, фестивали искусств, занятия в коллективах художественной самодеятельности.

Массовые, групповые и индивидуальные формы организации внеурочной деятельности. Соответствие образовательных форм уровню результатов внеурочной деятельности. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый- уровень результатов Второй уровень результатов Третий уровень результатов
Предполагает приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Предполагает получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Предполагает получение школьником опыта самостоятельного общественного действия
     

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни. Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма, свои методы. Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами и методами, второй уровень — более сложными, третий уровень — самыми сложными. Например, этическая беседа даст только понимание школьниками обсуждаемого жизненного сюжета (проблемы). А вот участвуя в дебатах, школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрицательные моменты, сравнить своё отношение к проблеме с отношением других участников. Однако дебаты, будучи во многом игровой формой коммуникации, не ставят ребёнка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (т. е. эта форма не нацелена на выход школьника в самостоятельное общественное действие, хотя это и может случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей).

Такая необходимость диктуется другой формой — проблемно-ценностной дискуссией с участием внешних экспертов, где участники высказываются только от себя лично, не класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).         

Необходимо помнить, что результаты должны достигаться последовательно, в соответствии с возрастными и психологическими особенностями. Практически невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако важно понимать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности. Педагог, не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровня. В помощь организаторам внеурочной деятельности выпущен методический конструктор. Его авторами являются Д.В.Григорьев и П.В.Степанов. Он основан на взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности и может быть использован педагогами для разработки образовательных программ внеурочной деятельности с учётом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...