Некоторые способы проверки результатов решения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ №1
по учебной дисциплине «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА» для студентов заочной формы обучения специальности
270843 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий»
Димитровград 2015г. Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………3 2. Варианты контрольных заданий…………………………………….4 3. Методические указания к выполнению контрольной работы……12 4. Экзаменационные вопросы…………………………………………23 5. Список рекомендуемой литературы………………………………..25
1 Пояснительная записка
Успешная профессиональная деятельность выпускников данной специальности в большой степени зависит от хороших теоретических знаний и твердых практических навыков, полученных при изучении дисциплины «Электротехника и электроники» Основным методом заочной формы обучения является самостоятельное изучение учащимися программного материала; для оказания им помощи данное пособие содержит указания к выполнению контрольной работы, перечень вопросов, перечень рекомендуемой литературы. В процессе самостоятельного изучения студент должен в первую очередь ориентироваться на решение задач и подготовиться таким образом, чтобы на экзамене и во время проведения им лабораторных работ давать преподавателю обстоятельные ответы по содержанию изучаемой темы. Контрольная работа №1 содержит две задачи и три теоретических вопроса. Варианты контрольной работы для каждого студента индивидуальные и определяются в соответствии с указаниями методической службы образовательного учреждения.
Работы, выполненные не по своему варианту, не засчитываются и возвращаются студенту. Для замечаний необходимо оставлять в тетради, где выполняется работа, поля 20-30 см. В конце работы приводится перечень литературы Неаккуратное выполнение работы, несоблюдение принятой размерности и плохое выполнение чертежей и схем могут послужить причиной ее возвращения.
2 Варианты контрольных заданий
Задача 1 Цепь постоянного тока со смешанным соединением состоит из четырех резисторов. В зависимости от варианта заданы: схема цепи (по номеру рисунка), сопротивление резисторов R1, R2, R3, R4, напряжение U, ток I, мощность Р всей цепи. Определить: 1. Эквивалентное сопротивление цепи Rэ; 2. Мощность на каждом резисторе R1, R2, R3, R4. Проверив баланс мощности убедиться в правильности решения задачи. Данные своего варианта взять из таблицы 3.
Таблица 3
Рисунок 1 Рисунок 2
Рисунок 3 Рисунок 4
Задача 2 Для неразветвленной цепи переменного тока с активным, индуктивным и емкостным сопротивлениями определить величины, которые не даны в условиях задачи: 1. Z – полное сопротивление цепи, Ом; 2. I – ток цепи, А 3. U – напряжение приложенное к цепи, В; 4. φ – угол сдвига фаз между током и напряжением; 5. S – полную мощность цепи, ВА; Р – активную мощность, Вт.; Q реактивную мощность, вар. Построить в масштабе векторную диаграмму и кратко описать порядок ее построения, указав, в какую сторону и почему направлен каждый вектор. Числовые значения электрических величин нужные для решения задачи, и номер рисунка даны в таблице 4. Проверить решения задачи, сравнивая значения приложенного напряжения U и угла сдвига фаз φ, полученные расчетным путем или заданные в условиях, с результатами подсчета по векторной диаграмме. При расхождении найти ошибку.
Таблица 4
Рисунок 5 Рисунок 6
Рисунок 7 Рисунок 8
Рисунок 9
Теоретические вопросы Вариант 1 1. Электрическая цепь, электрический ток, сила тока. Единицы измерения. 2. Приборы электромагнитной системы, устройство, принцип действия, достоинства и недостатки. 3. Измерение тока и напряжения в цепях постоянного и переменного тока. Расширение пределов измерения электроизмерительных приборов. 4.Активная, реактивная и полная мощность электрической цепи переменного тока. Коэффициент мощности. Вариант 2 1. Закон Ома для участка и полной электрической цепи. Определение, формулы. Электрическое сопротивление и проводимость. 2. Приборы магнитоэлектрической системы, устройство, принцип действия, достоинства и недостатки. 3. Классификация электроизмерительных приборов. Условные обозначения на шкале электроизмерительного прибора. 4. Принципы получения трехфазной ЭДС. Вариант 3 1. Проводниковые материалы. Зависимость сопротивления от температуры. 2. Приборы электродинамической системы, устройство, принцип действия, достоинства и недостатки. 3. Измерение мощности и сопротивления цепи постоянного и однофазного / трехфазного переменного тока. 4. Соединение электроприемников в «звезду». Линейные, фазные токи и напряжения.
Вариант 4 1. Способы соединения сопротивлений, законы Кирхгофа. 2. Приборы индукционной системы, устройство, принцип действия, достоинства и недостатки. 3. Измерение расхода электроэнергии в цепи постоянного и однофазного / трехфазного переменного тока 4. Соединение электроприемников в «треугольник». Линейные и фазные токи и напряжения.
3 Методические указания к выполнению контрольной работы
3.1 Указания к решению задачи 1 Решения задачи 1 требует знания основных законов постоянного тока, производных формул этих законов и умения их применять, для расчета электрических цепей со смешанным соединением. Методику и последовательность действий при решении задач со смешанным соединением резисторов рассмотрим в общем виде на конкретном примере. Выписываем условия задачи (содержание условий задач выписывать применительно к своему варианту). Задача Цепь постоянного тока со смешанным соединением состоит из четырех резисторов. Задана схемы цепи (рисунок 12), значения сопротивлений резисторов: R1 = 30 Ом, R2 = 20 Ом, R3 = 3 Ом, R4 =5 Ом, мощность цепи Р=320 Вт
Рисунок 12
Определить: Эквивалентное сопротивление цепи R э; токи, проходящие через каждый резистор. Решение задачи проверить, применив первый закон Кирхгофа. Решение Выписываем из условий то, что дано и нужно определить в виде буквенных обозначений и числовых значений. Продумаем план (порядок) решения, подбирая при необходимости справочной материал. В нашем случае принимаем такой порядок решения:
1. Находим эквивалентное сопротивление цепи R э = R 12 + R 34, где R 12= R I R2 (R I + R2) – параллельное соединение, а R23 = R3 + R4 – последовательное соединение. 2. Обозначим токи II, I2 , I3, I4 на рисунке стрелками и определим их значения из формулы мощности: Р = I 2 ·R э → I = I4 = I3 = I, так как при последовательном соединении они одинаковые,а I I = U12 / R I; I2 = U12 /R 2, где U12 = I ·R12. 3. Выполняем решение не забывая нумеровать и кратко описать действия. Отсутствие письменных пояснений действий приводит к непониманию решения задачи и быстро забывается. 4. Выполняем проверку решения следующими способами: а) логичность получения такого результата; б) проверка результатов с применение первого и второго закона Кирхгофа, подсчетом баланса мощности; в) сравнение результатов решением задачи другими способами. Некоторые способы проверки результатов решения. Применение первого закона Кирхгофа.
Формулировка закона: алгебраическая сумма токов в узловой точке равна нулю. Математическая запись для узла б схема рисунок 14: II + I2 = I или II + I2 – I = 0
Применение второго закона Кирхгофа. Формулировка закона: во всяком замкнутом контуре электрической цепи алгебраическая сумма ЭДС (∑ Е) равна алгебраической сумме падений напряжений ∑ I ·R на отдельных сопротивления этого контура. В замкнутом контуре рисунок 12 приложенное напряжение U и падения напряжения U12 = I · R12 U3 = I ·R3 и U4 = I· R4. Обходя контур по направлению тока (в данном случае по часовой стрелке), составим уравнение по второму закону Кирхгофа U = U12 + U3 + U4. Подсчет баланса мощности Общая мощность цепи равна сумме мощностей на отдельных резисторах. Для схемы цепи Р = Р1 + Р2 +Р3 +Р4, так как Р = I 2 ·R, или Р = U 2/ R, то Р = I2 1 ·R 1 + I2 2 ·R 2 + I2 3 ·R 3 + I 2 4 ·R 4 или Р = U 212 / R1 + U 212 / R2 + U 23 / R3 + U 24 / R4. Если поверку решения проводить путем сравнения результатов решения другими способами, то в данном случае вместо определения тока из формулы Р = I2 ·R э, можно было найти напряжение U = из Р = U 2/ R э, а затем – I = U/ R э по формуле закона Ома.
Для закрепления материала рекомендуется рассмотреть решение задачи
Задача На рисунке 13 изображена электрическая цепь со смешанным соединением резисторов. Известны значения сопротивлений R I = 3 Ом, R 2 = 10 Ом, R 3 = 15 Ом, R 4 = I Ом, напряжение U = 110 В и время работы цепи t = 10 ч. Определить: токи проходящие через каждый резистор II, I2 , I3, I4, общую мощность цепи Р и расход энергии W.
а) б) в)
Рисунок 13
Решение 1. Обозначим стрелками токи, проходящие через каждый резистор с учетом их направления. (рисунок 13 а). 2. Определим общее эквивалентное сопротивление цепи, метод подсчета которого для цепи со смешанным соединением резисторов сводится к последовательному упрощению схемы. Сопротивления R 2 и R 3 соединены параллельно Найдем общее сопротивление при таком соединении: 1 / R 23 = 1 / R 2 + 1 / R 3, приводя к общему знаменателю, получим R 23 = R2 ·R3 / (R2 + R3) = 10 · 15 (10 + 15) =6 Ом. Схема имеет вид 13б. Теперь резисторы R23, R1, R4. соединены последовательно, их общее сопротивление Rэ = R1 + R23 + R4 = 3 + 6 + 1 = 10 Ом. Это общее сопротивление, включенное в цепь вместо четырех сопротивлений (рисунок 13в) при таком же значении напряжения не изменит тока в цепи. Поэтому сопротивление чаще называется общим эквивалентным сопротивлением цепи. 3. По закону Ома для внешнего участка цепи определим ток I = U / Rэ =110 / 10 = 11 А 4. Найдем токи, проходящие через все резисторы. Через резистор R I, проходит ток I I =1 А. Через резистор R 4 проходит ток I 4 = 1 А Для определения токов, проходящих через резисторы, R 2 и R 3, нужно найти напряжение на параллельном участке U 23. Это напряжение можно определить двумя способами:
U 23 = I· R23 = 11·6 = 66 В или U23 = U - I· R1 - I ·R4 = U – I (R1 + R4) = 110 – 11 (3 + I) = 66 В По закону Ома для параллельного участка цепи найдем I 2 = U 23 / R2 = 66 / 10 = 6,6 А, I 3 = U 23 / R3 = 66 / 15 = 4,4 А или, применяя первый закон Кирхгофа, получим I 3 = I - I 2 = 11 - 6,6 = 4,4 А 5. Найдем общую мощность цепи: Р = U ·I = 110 · 11 = 1210 Вт = 1,21 кВт 6. Определим расход энергии: W = Р· t = 1,21 · 10 = 12,1 кВт ч · 7. Выполним проверку решения задачи описанными ранее способами: а) проверим баланс мощности Р = Р1 + Р2 + Р3 + Р4 = I 2 1 ··R1 + I 2 2 · R2 + I 2 3 ·R3 + I 2 4 ·R4 = 11 2 · 3 +6,62 ·10 + 4,42 ·15 + 11 2 · 1 = 1210 Вт б) для узловой точки а применим первый закон Кирхгофа: I = I 2 + I 3 = 6,6 + 4,4 = 11 в) составим уравнение по второму закону Кирхгофа, обходя контур цепи по часовой стрелке, U = U1 + U23 + U4 = I · R1 + I · R23 + I · R4
3.2 Указания к решению задачи 2 Решение этой задачи требует знания основных понятий об однофазном переменном токе, мгновенных и действующих значений токов, напряжений и ЭДС, периоде и частоте изменений переменных синусоидальных величин, начальной фазе и сдвиге фаз между током и напряжением. Необходимо также понимать физические процессы в неразветвленных цепях однофазного тока с последовательным соединением активного, индуктивного и емкостного сопротивлении, знать формулы для расчета таких цепей. Индексы буквенных обозначений в задачах соответствуют индексам сопротивлений. Так, например Р I – активная мощность первого сопротивления; U А1 – напряжение на первом активном сопротивлении; U L2 - напряжение на втором индуктивном сопротивлении и т. д. Рассмотрим пример по расчету неразветвленных цепей переменного тока.
Задача В неразветвленной цепи переменного тока с сопротивлениями (рисунок 14) R 1 = R 2 = 2 Ом, Х L1 = 4 Ом, Х L2 = 5 Ом, Х С1 = 4 Ом, Х С2 =2 Ом, подведенное напряжение U = 220 В.
Рисунок 14
Определить: Z (полное сопротивление цепи), Сos φ, Sin φ, S, P и Q (полную, активную и реактивную мощности), I (ток цепи). Построить в масштабе векторную диаграмму. Решение 1. Находим полное сопротивление цепи Z = где R = R1 + R2 = 2 + 2 = 4 – арифметическая сумма всех активных сопротивлений, Ом; Х L = Х L1 + Х L2 = 4 + 5 = 9, X C = X C1 + X C2 = 4 + 2 = 6 – арифметические суммы однотипных индуктивного и емкостного сопротивлений, Ом. Подставляем полученные значения в формулу. Z = = = 5 Ом 2. По закону Ома для цепи переменного тока определим ток в цепи: I = U / Z = 220 / 5 = 44 А 3. Из треугольника сопротивлений следует: Сos φ = R / Z = 4 / 5 = 0,8; Sin φ= =(9 – 6) / 5 = 0,6 По таблицам тригонометрических величин найдем значения угла сдвига фаз: φ = 360 4. Подсчитываем мощности: полная мощность S = U· I = 220 · 44 = 9680 ВА = 9,6 кВА активная Р = S ·Сos φ = 9680 · 0,8 = 7744 Вт =7,744 кВт реактивная Q = S· Sin φ = 9680· 0,6 = 5808 вар = 5,808 квар При построении векторных диаграмм тока и напряжений следует исходить из следующих условий: · ток одинаков для любого участка цепи, т. к. разветвлений в ней нет; · на каждом сопротивлении при прохождении тока создается падение напряжения, значение которого определяют по закону Ома для цепи и называют напряжением на данном сопротивлении: UА = I ·R – на активном, UL = I ·Х L – на индуктивном; U С = I ·Х С – на емкостном.
Построение векторной диаграммы 1. Выписываем значение тока и напряжений: I= 44 А; U L1 = I ·Х L1 = 44· 4 = 176 В; U А1 = I· R1 = 44 · 2 = 88 В; UL2 = I ·Х L2 = 44 ·5 = 220 В; U А2 = I ·R2 = 44 · 2 = 88 В; Uc1 =I ·Х С1 = 44 · 4 = 176 В; U С2 = I· Х С2 = 44 · 2 = 88 В. 2. Исходя из размеров бумаги (миллиметровки, или тетрадного листа в клетку), задаемся масштабом по току и напряжению. Для рассматриваемого примера принимаем масштаб: по току m I= 10 А /см, по напряжению m U =44 В/ см. Тогда длины векторов ℓ следующие: длина вектора тока ℓI = I / m I = 44 / 10 = 4,4 см; длины векторов напряжений ℓ U L1 = U L1 / m U = 176 В / 44 В / см = 4 см; ℓ U L2 = U L2 / m U = 220 В / 44 В / см = 5 см ℓ UС 1 = U С1 / m U = 176 В /44 В/см = 4 см ℓ UА 1 = U А1 / m U = 88 В / 44 В / см = 2 см ℓ UА 2 = U А2 / m U = 88 В / 44 В / см = 2 см ℓ UС 2 = U С 2 / m U = 88 В / 44 В см = 2 см
3. Выполняем построение диаграммы в такой последовательности: а) за начальный принимается вектор тока, так как ток имеет одинаковое значение для всех участков цепи. Строим этот вектор горизонтально в масштабе (рисунок 15)
Рисунок 15
Далее следует строить векторы напряжений на каждом сопротивлении с учетом сдвига фаз относительно вектора тока. При этом целесообразно придерживать схемной (рисунок 14) последовательности расположения сопротивлений и напряжений на них. UL1→ UА1 → UL2→UА2 → UС1 →UС2; б) вектор напряжения на первом индуктивном сопротивлении строим от начало вектора тока под углом 900 в сторону опережения этого вектора (вверх) (рисунок 16) Опережение или отставание вектора определяется характером нагрузки и принятым направлением вращения векторов против часовой стрелки; в) вектор напряжения на первом активном сопротивлении UА1 строим от конца вектора UL1, параллельно вектору тока, т. к. между этими векторами I и UА1 сдвига фаз нет (рисунок 17)
m U = 44 В / см m U = 44 В / см ℓ U L1 = 4см ℓ UА 1 = 2см Рисунок 16 Рисунок 17
г) вектор напряжения на втором индуктивном сопротивлении UL2 строим от конца вектора UА1 в сторону опережения на 900 (вверх) (рисунок 18)
m U = 44 в / см m U = 44 в / см m U = 44 в / см ℓ UL 2 = 5см ℓ UА 2 = 5см ℓ UС 1 = 4см ℓ UС 2 = 2см
Рисунок 18 Рисунок 19 Рисунок 20
д) вектор напряжения на втором активном сопротивлении UА2 строим от конца вектора UL2 параллельно вектору тока аналогично построению вектора UА1 (рисунок 19). е) векторы напряжений на первом и втором емкостных сопротивлений UС1 и UС2 строим от конца вектора UА2 под углом 90 0 в сторону отставания от вектора тока (вниз) (риcунок 20). ж) вектор полного напряжения U находим геометрическим сложением векторов по правилу многоугольника; начало принятого за первый вектор UL1 соединением с концом последнего вектора UС2 (рисунок 21). Угол между векторами тока I и общего (приложенного) напряжения U обозначают φ и называют углом сдвига фаз данной цепи.
Рисунок 21
Проверка: Следует проверить аналитическое решение и построение векторной диаграммы путем их сопоставления следующим образом. 1. Проверка угла φ производится с помощью транспортира и сравнением полученного угла в градусах с расчетным значением решения в данном случае по расчету φ = 36 0 по диаграмме этот угол также равен φ = 36 0. 2. Проверка значения приложенного напряжения по диаграмме длина этого вектора ℓ U = 5 см, значение напряжения U = ℓ U ·m U = 5 см · 44 В / см = 220 В, что соответствует условием задачи. Значит, диаграмма построена верно. В случае значительных расхождений при такой проверке следует найти ошибку.
4 Экзаменационные вопросы
1. Определение и изображение электрического поля. Закон Кулона. 2. Напряженность электрического поля. Электрическое напряжение. 3. Электроизоляционные материалы. 4. Электрическая емкость. Плоский конденсатор. Соединение конденсаторов. Энергия электрического поля. 5. Преобразование электрической энергии в тепловую энергию. 6. Электрическая цепь, электрический ток, сила тока. 7. Проводниковые материалы. Зависимость сопротивления от температуры. 8. Закон Ома для участка и полной электрической цепи. 9. Способы соединения сопротивлений. 10. Законы Кирхгофа. 11. Электрическое сопротивление. Проводимость. 12. Энергия и мощность электрической цепи, их единицы измерения. 13. Магнитная индукция и магнитная проницаемость. 14. Магнитные материалы, применяемые в электрических приборах и машинах. 15. Действие магнитного поля на проводник с током. 16. Классификация измерительных приборов, классы точности. 17. Расширение пределов измерения приборов в цепях переменного и постоянного тока. 18. Измерение тока, напряжения, сопротивления. 19. Ваттметр, электрический счетчик, способ включения в цепь переменного тока. 20. Приборы электромагнитной системы,устройство, принцип действия, достоинства и недостатки. 21. Приборы магнитоэлектрической системы, устройство, принцип действия, достоинства и недостатки. 22. Приборы электродинамической системы, устройство, принцип действия, достоинства и недостатки. 23. Получение однофазного переменного тока. 24. Переменный ток. Амплитудное, действующее и мгновенное значение величины переменного тока, период, частота, фаза, сдвиг фаз. 25. Цепь с последовательным соединением активного и индуктивного сопротивления. 26. Электрическая цепь с последовательным включением активного и емкостного сопротивления. 27. Цепь с последовательным соединением активного, индуктивного и емкостного сопротивлений. Условия резонанса напряжений. 28. Условия и принцип действия трехфазных синхронных электрических двигателей. 29. Треугольник сопротивления и мощности при последовательном соединении R,L,C. 30. Понятие об электроприводе, структурная схема. Режимы работы электродвигателей. 31. Электрическая цепь с параллельным включением активного, индуктивного и емкостного сопротивления. Резонанс токов. 32. Передача и распределение электрической энергии. 33. Активная, реактивная и полная мощность электрической цепи 34. Принципы получения трехфазной ЭДС 35. Транзистор. Устройство, назначение и принцип действия. Условное обозначение. 36. Соединение электроприемников в «звезду». Линейные, фазные токи и напряжения. 37. Двух – полупериодная схема выпрямления с использованием средней точки вторичной обмотки трансформатора. 38. Соединение электроприемноков в «треугольник». Линейные и фазные токи и напряжения. 39. Устройство и принцип действия трансформаторов и автотрансформаторов. 40. Электрическая схема реверсивного магнитного пускателя. 41. Источники света и осветительная аппаратура на строительной площадке 42. действие электрического тока на организм человека. 43. Виды электрической сварки. 44. Использование сварочных аппаратов в строительных технологиях.. 45. Особенности работы электрооборудования грузоподъемных машин. 46. Простейшие схемы электроснабжения. 47. Защитное заземление и зануление. 48. Требования к крановым электродвигателям. 49. Классификация электрических машин. 50. Классификация электрических сетей. 51. Трансформаторные подстанции и особенности их размещения на строительной площадке.
5 Список рекомендуемой литературы
1. Зайцев В.Е. Нестерова Т.А. Электротехника. Электроснабжение, электротехнология и электрооборудование строительных площадок. М.: Мастерство, 2001. 2. Данилов И.А., Иванов П.М. Общая электротехника с основами электроники. М.: Высшая школа, 1989. 3. Зайцев В.Е., Нестерова Т.А. «Задания на лабораторные работы по электронике». Смоленск, 1966. 4. Евдокимов Ф.Е. Общая электротехника. М.: Высшая школа. 5. Чикаев Д.С., Федуркина М.Д. Электрооборудование строительных машин и энергоснабжение строительных площадок. 6. Рабинович Э.А. Сборник задач по общей электротехнике. М.: Стройздат, 1981. 7. elec_umk.zip
Читайте также: I. Показатели, характеризующие состояние факторов среды обитания и достижение конечных общественно значимых результатов Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|