Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономическая сущность основных средств и анализ литературы

 

Для осуществления своей деятельности предприятия должны иметь необходимые средства и материальные условия, которые являются важнейшим элементом производительных сил и определяют их развитие. В бухгалтерском учете средства труда выделены в отдельный объект учета, именуемый основными средства (фондами) предприятия. Понятия основных средств приведены в Приложении 1.

Как видно из Приложения 1, что различные авторы дают сходные определения основных средств. Однако существуют и различия: в некоторых источниках литературы указывается только то, что основные средства используются в течение длительного периода (более 1 года), но не указывается в каком количестве операционных циклов задействованы основные средства и какова длительность операционного цикла. Существует также различие между понятиями основных средств и основные фонды: понятие «основные фонды» использовалось ранее и относилось к пассиву, в то время как понятие основные средства определяет активы предприятия.

В соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 7 «Основные средства» в бухгалтерском учете под основными средствами понимают материальные активы, которые предприятие содержит с целью их использования в процессе производства или поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных или социально-культурных функций, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых более одного года (или операционного цикла, если он больше года) [18]. Таким образом, согласно П(С)БУ 7 для признания актива основным средством существует один основной критерий – срок полезного использования.

Согласно Международного стандарта бухгалтерского учета 16 «Основные средства» основные средства – это материальный актив [35]:

- которые предприятие содержит с целью использования их в процессе производства или снабжения товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций,

- ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых более одного года (или операционного цикла, если он дольше года).

Согласно МСБУ 16, объект основных средств признается активом, если он отвечает определению и критериям признания актива, которые освящены в Концептуальной основе составления и предоставления финансовых отчетов. Таким образом, основным критерием признания активом здесь тоже считается срок полезного использования. Следовательно, в украинском стандарте определение термина основные средства отличается от определения, приведенного в МСБУ 16, тем, что основные средства относятся к тем активам, которые предназначены для осуществления социально-культурных функций и от использования которых изначально не ожидается получения экономической выгоды.

Однако остаются проблемы законодательного регулирования основных средств в налоговом учете. Согласно ЗУ «О налогообложении прибыли предприятия», основные средства – это материальные ценности, которые предназначаются налогоплательщикам для использования в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 365 календарных дней с даты ввода в эксплуатацию таких материальных ценностей, и стоимость которых превышает 1000 грн. и постепенно уменьшается в связи с физическим или моральным износом [7]. Данное определение основных средств раскрыто более детально и развернуто, чем в МСБУ 16 и П(С)БУ 7, в которых не указаны стоимость, по достижении которой средства приравниваются к основным, а так же то, что она постепенно уменьшается в связи с физическим или моральным износом.

В Законе Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» № 996 – XIV к основным средствам относятся те средства труда, которые, находясь в сфере материального производства, непосредственно участвуют в изготовлении материальных благ (машины, оборудование и т. п.), создают условия для осуществления производственного процесса (производственные здания, сооружения, электросети, трубопроводы и др.), служат для хранения и перемещения предметов труда [4].

Таким образом, исходя из закона, основным критерием признания активом являются средства труда, которые, находясь в сфере материального производства, непосредственно участвуют в процессе производства.

К основным средствам относятся здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения и прочие основные средства.

Отличительной особенностью основных средств является длительное время их использования, постепенный износ и передача стоимости на себестоимость вновь созданного продукта (изготовленной продукции, выполненных работ и услуг).

Основные средства используются в хозяйственной деятельности длительное время, не изменяя своего внешнего вида, изнашиваются частями, в течение нормативного срока их службы путем начисления износа (амортизации) по установленным нормам.

Методологические основы формирования информации об основных средствах и раскрытие информации о них в финансовой отчетности предприятий, организаций и других юридических лиц всех форм собственности регламентируется П(С)БУ 7 «Основные средства».

Согласно П(С)БУ 7, объект основных средств – это: законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему; конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций; обособленный комплекс конструктивно соединенных предметов одинакового или разного назначения, имеющих для их обслуживания общие приспособления, принадлежности, управление и единый фундамент, вследствие чего каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс – определенную работу только в составе комплекса, а не самостоятельно; другой актив, соответствующий определению основных средств, или часть такого актива, контролируемая предприятием [18].

Если один объект основных средств состоит из частей, имеющих различный срок полезного использования (эксплуатации), то каждая из этих частей может признаваться как отдельный объект основных средств.

Классификация основных средств представлена в схеме (см. Приложение 2).

Согласно П(С)БУ 7 и для целей бухгалтерского учета основные средства подразделяются на группы. Группа основных средств представляет собой совокупность однотипных по техническим характеристикам, назначению и условиям использования необоротных материальных активов [18].

Капитальные инвестиции в необоротные материальные активы – капитальные инвестиции в строительство, изготовление, реконструкцию, модернизацию, приобретение объектов необоротных материальных активов, ввод которых в эксплуатацию на дату баланса не произошел, а также авансовые платежи для финансирования строительства.

С 1 января 2007 года в классификацию основных средств внесены изменения. Группа «Рабочий и продуктивный скот» переименована в «Животные» [36].

Также в составе капитальных инвестиций на субсчете 155 отражается «Приобретение (выращивание) долгосрочных биологических активов», вместо отражавшегося ранее «Формирование основного стада». Изменения обусловлены вступлением с 01.01.07 г. в силу Положения (стандарта) бухгалтерского учета 30 «Биологические активы», утвержденные приказом Минфина от 18.11.2005 г. № 790, которым, в частности, определены методические основы формирования информации о биологических активах и сельскохозяйственной продукции [13].

Из данной схемы следует, что основные средства можно классифицировать по различным признакам в зависимости от задач, которые ставятся пользователями.

Основные средства также классифицируются по затратам на содержание и улучшение основных средств (см. Приложение 3).

Процедура отнесения конкретного объекта к той или иной группировке требует специальных знаний, а также привлечения специалистов, обладающих этими знаниями.

Таким образом, различные авторы дают неоднозначные трактовки понятия основных средств. В зависимости от выбранной цели, основные средства можно классифицировать по различным признакам: по принадлежности, по степени использования в производственной и хозяйственной деятельности, по отраслям народного хозяйства, по функциональному назначению, по натурально-вещественному содержанию.


2. Анализ нормативно-правовой базы

 

Нормативно-правовое регулирование осуществляется путем принятия законов, постановлений и других нормативных актов, регламентирующих те или иные стороны отношений, связанных с формированием, учетом и движением капитала, а также установление соблюдения за контролем законодательства через государственные органы. Согласно Хозяйственному кодексу Украины предприятие осуществляет бухгалтерский учет результатов своей работы, ведет статистическую отчетность. Порядок ведения бухгалтерского учета и статистической отчетности определяется действующим законодательством. Основные законодательные акты, регулирующие учет основных средств предприятия, следующие:

- Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" - утверждает основы регулирования, организации ведения бухгалтерского учета основных средств и составление финансовой отчетности в части отражения основных средств [4];

- П(С)БУ 1 "Общие требования к финансовой отчетности" - детализируется цель, состав и принципы подготовки финансовой отчетности и требование к признанию и раскрытию ее элементов, в частности, основных средств [12];

- П(С)БУ 2 "Баланс" - раскрывает требования к раскрытию информации об основных средствах, находящихся на балансе предприятия и величине начисленного износа по ним [13];

- П(С)БУ 3 "Отчет о финансовых результатах" - раскрывает требования к признанию и отражению доходов и расходов, связанных с основными средствами предприятия [14];

- П(С)БУ 4 "Отчет о движении денежных средств" - раскрывает требования к признанию и отражению денежных потоков, связанных с основными средствами предприятия [15];

- П(С)БУ 5 "Отчет о собственном капитале" - раскрывает требования к признанию и отражению собственных источников формирования основных средств [16];

- П(С)БУ 6 "Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах" - раскрывает порядок исправления ошибок, внесение и раскрытие других изменений в финансовой отчетности в части основных средств [17];

- П(С)БУ 7 "Основные средства" - регламентирует критерии признания, классификацию, оценку основных средств, раскрытие информации об основных средствах в примечаниях к финансовой отчетности [18];

- П(С)БУ 14 «Аренда» - раскрывает принципы формирования в бухгалтерском учете информации об аренде необоротных активов и ее раскрытия в финансовой отчетности;

- П(С)БУ 21 «Влияние изменений валютных курсов» - раскрывает порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с имуществом и обязательствами, стоимость которых выражена в иностранной валюте;

- Приказ Министерства статистики об утверждении типовых форм первичных документов №352 от 29.12.95 утверждает типовые формы первичных документов по учету основных средств ОЗ-1 – ОЗ9, ОЗ-14 – ОЗ-16;

- Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» - содержит требования по формирования валовых доходов, валовых расходов, связанных с приобретением, использованием и выбытием основных средств, а также раскрывает методику начисления амортизации основных средств для целей налогообложения [7];

- Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость»- раскрывает методику начисления и уплаты НДС, связанного с операциями приобретения, использования и выбытия основных средств [6];

- Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов № 69 - раскрывает порядок проведения инвентаризации, дооценки, уценки основных средств [24];

- Порядок определения размеров убытков от хищения, недостач №116 - раскрывает порядок определения размеров убытков от хищения, недостачи основных средств.

Рассмотрим различные нормативные акты, которые регулировали до 1 января 2000 г. и регулируют в настоящее время вопросы, связанные с учетом основных средств. Стоимость приобретения (первоначальная стоимость) основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, складывается из затрат на их сооружение или оплату поставщику, включая затраты на их доставку (транспортировку), а также установку, монтаж и государственную регистрацию, с учетом страховых платежей при транспортировке и сооружении.

Что касается основных непроизводственных фондов, то расходы на их ремонт и улучшение амортизации не подлежат, на валовые затраты не относятся, а финансируются как расходы на их приобретение за счет прибыли после налогообложения.

Расходы, связанные с ремонтом и улучшением основных средств, следует относить на валовые затраты в том периоде, когда произошло первое из событий: оплата ремонтных работ или фактическое выполнение улучшения [47].

Таким образом, можно констатировать, что на сегодняшний день в украинской практике выделяют большое количество подлежащих регулированию вопросов, касающихся учета основных средств: вопросы признания, оценки основных средств, начисления амортизации и пр. Нормативная база по учету основных средств не совершенна, она представлена разными нормативными актами, которые не всегда увязываются между собой. Недостатками нормативной базы является несоответствие налогового и бухгалтерского законодательства, в отношении методики формирования доходов и расходов, связанных с использованием основных средств, в связи с чем, предприятия вынуждены отдельно вести налоговый и бухгалтерский учет. Положительным моментом в нормативно-правовом обеспечении учета основных средств является ее соответствие международным стандартам учета.

 


3. Признание и оценка основных средств

 

Признание элемента отчетности — это процесс, который предусматривает опись статьи, определение ее денежной суммы (оценки), в которой элемент отчетности будет отражен в соответствующей форме финансовой отчетности. В соответствии с П(С)БУ 7 объект основных средств признается активом тогда, когда существует вероятность того, что предприятие получит в будущем экономические выгоды, связанные с использованием актива, и его стоимость может быть достоверно определена. Основные средства признаются:

1) существует вероятность, что в будущем предприятие получит экономические выгоды от его использования;

2) оценка может быть достоверно определена.

Принципы оценки основных средств одинаковы для всех предприятий независимо от форм собственности.

Существуют различные виды оценки основных средств (см. рисунок 3.1).

 

 


Рис. 3.1 -   Виды оценки основных средств

 

Основные средства зачисляются на баланс предприятия по первоначальной стоимости, состоящей из таких затрат: суммы, уплачиваемой поставщикам и подрядчикам за оборудование, инструмент, инвентарь и прочие необоротные активы, за выполненные проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы (без косвенных налогов); регистрационные сборы, государственная пошлина и аналогичные платежи, которые осуществляются в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств; суммы ввозной таможенной пошлины; суммы косвенных налогов в связи с приобретением (строительством) основных средств (если они не возмещаются предприятию); затраты по страхованию рисков доставки основных средств; затраты на транспортирование, установку, монтаж, настройку и пуск основных средств; прочие затраты, непосредственно связанные с доведением основных средств до состояния, в котором они пригодны для использования с запланированной целью [33].

Оценка на дату баланса. Стоимость основных средств, по которой они отражены в балансе, может не соответствовать их реальной стоимости. Приведение остаточной стоимости объекта в соответствие с их справедливой стоимости называется переоценкой основных средств. Проведение переоценки производится добровольно, по решению предприятия.

В соответствии с П(С)БУ 7 «Основные средства» исключение из состава активов объекта основных средств в случае его выбытия может произойти вследствие продажи, ликвидации, безвозмездной передачи, недостачи, окончательной порчи либо иных причин несоответствия критериям признания активом.

Объекты основных средств, которые предприятие готовится продавать, в соответствии с новой редакцией П(С)БУ 27, необходимо переводить в состав необоротных активов. До продажи таких активов основные средства следует относить к составу запасов, то есть отражать соответствующую стоимость по дебету субсчета 286 «Необоротные активы и группы выбытия, предназначенных для продажи». Доход от продажи таких активов и соответствующие расходы нужно отражать на счетах прочих операционных доходов и расходов. Это субсчета 712 «Доход от реализации прочих оборотных активов» и 943 «Себестоимость реализованных производственных запасов» соответственно.

Если по каким-либо причинам объект основных средств не отвечает признакам актива, то принимается решение о его списании. Разница между первоначальной стоимостью и суммой начисленного износа списывается на расходы отчетного периода, в котором произошло принятие такого решения. Если при ликвидации объектов основных средств получены какие-либо материальные ценности, то они должны быть оприходованы по стоимости возможной реализации, которую определяет комиссия. В бухгалтерском учете стоимость таких материальных ценностей будет отражена в составе доходов.

Для определения непригодности основных средств к использованию, возможности их использования другими предприятиями оформления соответствующих первичных документов руководителем предприятия создается постоянно действующая комиссия.

Постоянная действующая комиссия: осуществляет непосредственный осмотр объекта, подлежащего списанию; устанавливает причины несоответствия критерия актива; определяет лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие основных средств из эксплуатации, вносит предложения об их ответственности; определяет возможность продажи (передачи) объекта другим предприятиям, организациям и учреждениям или использование отдельных узлов, деталей, материалов, которые могут быть получены при демонтаже, разборке (ликвидации) основных средств, устанавливает их количество и стоимость; составляет и подписывает акты на списание основных средств.

За время эксплуатации, основные средства постепенно теряют свои потребительские и физические качества и становятся непригодными к использованию. Поэтому предприятие должно производить амортизационные отчисления, чтобы постепенно возвратить себе стоимость затрат понесенных на приобретение и ввод основных средств.

Под методом начисления амортизации понимаются методы распределения стоимости основных фондов по годам их службы в определенном системном порядке. Существуют различные способы начисления амортизации, которые можно разделить на три группы: методы нормального начисления амортизации, методы ускоренного начисления амортизации и методы замедленного начисления амортизации (см. Приложение 4).

Метод расчета амортизации основных средств существенно влияет на прибыль, которая отражается в финансовой отчетности, а соответственно и на решения, принимаемые пользователями финансовой отчетности. Предприятия могут применять различные методы начисления амортизации основных средств (см. Приложение 5).

Выбор оптимального метода начисления амортизации для каждого конкретного объекта основных средств является главной составляющей формирования амортизационной политики предприятия. С учетом всего выше изложенного для амортизации стоимости наиболее распространенных видов основных средств могут быть предложены методы начисления и нормы амортизации, приведенные в (см. Приложении 5).

Таким образом, существует три вида оценки основных средства: оценка поступления (первоначальная стоимость), оценка на дату баланса, оценка выбытия. Первоначальная стоимость приходуемых на баланс зависит от способа их получения. Балансовая стоимость объектов основных средств изменяется вследствие ее амортизации, а также под влиянием других факторов, в том числе, если остаточная стоимость объекта основных средств существенно отличается от его справедливой стоимости. Также все предприятия самостоятельно избирают один из шести методов начисления амортизации основных средств, определяют срок полезного использования отдельных объектов основных средств и формируют их амортизируемую стоимость.


4. Информационное обеспечение учета выбытия основных средств

 

Начальным звеном в цепочке функционирования хозяйственного учета является первичный учет. От того, как он будет выполнен, зависит полнота и достоверность учетной информации, которую подготовит бухгалтерия ее пользователям. Поэтому содержанию и организации первичного учета уделяется большое внимание [43].

Цель первичного учета основных средств – сбор данных о фактах хозяйственной деятельности.

Содержанием первичного учета являются первичное наблюдение и восприятие хозяйственного факта (явления или процесса), измерение в натуральном и стоимостном выражении, фиксирование в носителях учетной информации – документах. Восприятие и измерение возможны лишь тогда, когда объекты учета конкретизированы в виде учетных номенклатур. Поэтому первым объектом организации первичного учета является учетная номенклатура. Организация учетных номенклатур включает два вида работ: выбор (или формирование) и составление перечня.

Учетная номенклатура – это перечень хозяйственных фактов о формах функционирования имущества – средств хозяйства, капитала – источника образования указанных средств, о хозяйственных операциях, а также результатах хозяйственной деятельности, которые должны найти отражение в бухгалтерском учете [32].

Для того чтобы определить перечень учетных номенклатур топологического подразделения бухгалтерского учета основных средств, необходимо составить перечень всех объектов, которые должны быть зафиксированы в первичных документах. После определения учетной номенклатуры переходят к выбору носителей учетной информации. Учет наличия основных средств строится, как правило, централизованно в бухгалтерии предприятия (или централизованной бухгалтерии).

Первичными носителями учетной информации являются документы.

К бухгалтерским документам выдвигаются следующие требования [3]:

- наличие обязательных специальных реквизитов;

- обеспечение контроля за хозяйственными фактами составления отчетных данных;

- удобство обработки;

- четкость;

- компактность и т.д.

На выбор материальных носителей документов влияют наличие технических средств, вычислительных машин, методика восприятия первичных данных (ручным, машинным, автоматическим способами и т.п.).

Первичные и сводные учетные документы составляются на бумажных или машинных носителях и имеют следующие обязательные реквизиты:

- название документа (формы);

- дату и место составления;

- название предприятия, от имени которого составлен документ;

- содержание и объем хозяйственной операции;

- единицу измерения хозяйственной операции;

- должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления;

- личную подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, которое принимало участие в осуществлении хозяйственной операции [25].

Типовые формы первичного учета утверждены приказом Министерства статистики Украины от 29.12.95 г. № 352 [45]. Перечень первичных документов по учету основных средств, которые целесообразно использовать на предприятиях, представлен в таблице 4.1.

Руководствуясь данным перечнем первичных документов, предприятия осуществляют первичный учет основных средств.


Таблица 4.1  - Документальное оформление движения основных средств

№ п/п Типовая форма Наименование Назначение
1 ОС-1 акт приема-передачи (внутреннего перемещения) основных средств для зачисления в состав основных средств отдельных объектов, для учета ввода их в эксплуатацию, внутренних перемещений и вывода объекта из состава ОС
2 ОС-2 акт приема-передачи отремонтированных, реконструированных объектов для оформления приема или сдачи основных средств в (из) ремонт, реконструкции, модернизации
3 ОС-3 акт списания основных средств отображаются первичная стоимость объекта, который выбывает, сумма начисленного износа, остаточная стоимость, причина выбытия объекта (реализация, ликвидация, безвозмездная передача, и тому подобное), расходы, связанные с выбытием, а также результат, от списания объекта. На основе акта осуществляются соответствующие записи в инвентарных карточках и инвентарном списке
4 ОС-4 акт на списание автотранспортных средств для оформления списания грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа при полном или частичном их списании
5 ОС-5 акт на установку, пуск и демонтаж строительной машины в строительно-монтажных организациях для оформления передачи, установки и пуска строительных машин

 

Несмотря на то, что типовые формы первичного учета утверждены приказом министерства статистики Украины, они не являются совершенными, т.к., во-первых, были приняты в 1995 г. и успели устареть, а, во-вторых, первичные документы рекомендованы всем предприятиям без учета специфики производства и последующих изменений, внесенных реформой учета.

Например, акт (накладная) приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств содержит такие сведения как поправочный коэффициент, вид и код оборудования, сумма амортизации (износа) по данным переоценки или по документам приобретения, которые не используются предприятиями.

Таким образом, документы, являющимися основанием для бухгалтерских записей по учету основных средств, являются первичные документы, которые были перечисленные выше. Они должны отвечать следующим требованиям: четкое и полное заполнение всех граф и реквизитов, наличие подписи лиц, ответственных за оформление или приказы, на основании которых произведены прием, передачи, списание, перемещение и переоценка основных средств. Кроме того, в документах на поступление и списание основных средств обязательно должны быть указаны их стоимость, сумма износа и установленный для объекта процент амортизации. Типовые формы первичных документов по учету основных средств утверждены приказом Министерства статистики Украины от 29.12.95 г. № 352, однако они не являются совершенными и требуют доработки.


5.  Аналитический и синтетический учет выбытия основных средств

 

Основные средства выбывают из организации по следующим причинам:

- при списании в случае морального или физического износа;

- при ликвидации (полной или частичной);

- в результате продажи;

- как вклад в уставный капитал других организаций;

- в результате безвозмездной передачи по договору дарения;

- как вклад по договору простого товарищества;

- при передаче в доверительное управление;

- по другим причинам.

На основе данных первичного учета осуществляется аналитический учет основных средств, который ведется по каждому инвентарному объекту [33].

Аналитический учет отражает техническую и экономическую характеристики объекта, его местонахождение, первоначальную оценку и переоценку по восстановительной стоимости, а также норму амортизационных отчислений. В аналитическом учете отражают все изменения, произошедшие за время эксплуатации основных средств. Аналитические счета группируются по местам, где находятся основные средства, по материально ответственным лицам, по методам начисления амортизации, по группам и видам, по отраслевому признаку, по принадлежности, по признаку использования.

Перечень регистров аналитического учета основных средств, которые целесообразно использовать на предприятии, приведен в таблице 5.1.

На основе указанных регистров предприятия осуществляют аналитический учет основных средств.

 

 


 

Таблица 5.1 - Перечень регистров аналитического учета основных средств

№ п/п Название формы первичного документа Первичный документ (типовая форма) Назначение первичного документа
1 Инвентарная карточка учета основных средств № ОС-6 Учет всех видов основных средств, а также групповой учет однотипных объектов, поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце, и таких, которые имеют одно и то же производственно-хозяйственное назначение, техническую характеристику и стоимость
2 Опись инвентарных карточек по учету основных средств № ОС-7 Регистрация инвентарных карточек учета основных средств
3 Ведомость движения основных средств (см. Приложение 25) № ОС-8 Регистрация основных средств по классификационным группам
4 Инвентарный список основных средств   № ОС-9 Регистрация основных средств по месту их нахождения, эксплуатации
5 Расчет амортизации основных средств (для строительных организаций) (см. Приложение 26) № ОС-15 Применяется строительными организациями для определения суммы амортизации основных средств, подлежащих начислению в отчетном месяце

 

Основным регистром по аналитическому учету основных средств является инвентарная карточка - типовая форма № ОС-6. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. Если инвентарный объект включает в себя отдельные приспособления и принадлежности, составляющие с ним одно целое, то в этой же карточке приводится перечень таких частей.

Заполнение инвентарных карточек производится на основе первичной документации: актов приема-передачи основных средств, технических паспортов и других документов по приобретению, сооружению, перемещению и ликвидации объектов ОС.

Инвентарные карточки сверяются с данными синтетического учета.

Для контроля за хранением инвентарных карточек составляется в одном экземпляре опись инвентарных карточек по учету основных средств (типовая форма № ОЗ-7). Для пообъектного учета основных средств в местах нахождения у материально ответственных лиц ведутся инвентарные списки основных средств (типовая форма № ОЗ-9). Для обеспечения надлежащего учета основных средств им в момент приема в эксплуатацию присваивается инвентарный номер. Инвентарный номер присваивается на весь период эксплуатации объекта до его списания. Нумерация инвентарных объектов строится по серийно-порядковой системе.

Регистром синтетического учета является оборотно-сальдовая ведомость по счету 10, Журнал 4. Данный регистр заполняется на основе первичных документов и сверяется с регистрами аналитического учета.

В разделе 1 Журнала 4 отражается:

- в графах 3, 4, 5 - выбытие основных средств, других необоротных активов и нематериальных активов вследствие их продажи, бесплатной передачи, списания, а также суммы уценки;

- в графе 6 - сумма начисленной амортизации и сумма увеличения износа необоротных активов вследствие их дооценки или уменьшения их полезности;

- в графе 7 - стоимость отрицательного гудвилла, возникшего вследствие приобретения или объединения предприятий.

Для бухгалтерского учета выбытия основных средств, предприятиями используются счет 10 «Основные средства».

Счет 10 «Основные средства» предназначен для учета имущества предприятия, то есть для систематизации информации о наличии и движении собственных или полученных на условиях финансового лизинга объектов и арендованных комплексов, которые отнесены к составу основных средств. Счет 10 является активным, балансовым, основным, постоянным.

По кредиту счета 10 отражается выбытие основных средств: в результате продажи, безвозмездной передачи или несоответствия критериям признания активом, в случае частичной ликвидации объекта основных средств, суммы уценки и уменьшения полезности основных средств и т.п.

Разница между дебетовыми и кредитовыми оборотами счета 10 может быть выявлена на первое число каждого месяца. Остаток будет только дебетовым, и он показывает стоимость действующих собственных основных средств на конец отчетного периода. Данный остаток отражается в первом разделе актива баланса по статье 030 «Основные средства: первоначальная стоимость». Структура счета 10 «Основные средства» показана в Приложении 6.

Порядок отражения в учете операций, связанных с реализацией основных средств приведена в табл. 5.2:

Таблица 5.2 - Проводки по операциям реализации основных средств

п/п

Содержание операции

Корреспонденция

счетов

Дебет Кредит
1 Отгружены основные средства и отражен доход от реализации (отражена дебиторская задолженность) 377 742
2 Отражена сумма износа по отгруженным основным средствам 131 10
3 Списана остаточная стоимость реализованных основных средств 972 10
4 Отражена сумма затрат, связанных с реализацией основных средств 972 66, 65
5 Отражена сумма НДС (в случае реализации производственных основных средств) 742 641
6 Погашена дебиторская задолженность по отгруженным основным средствам 311 377
7 Списан полученный доход от реализации основных средств на финансовый результат 742 793
8 Списана себестоимость реализованных основных средств на финансовый результат 793 972

В случае, когда объект основных фондов пришел в негодность и его нецелесообразно ремонтировать и реконструировать, он подлежит ликвидации.

При ликвидации объектов основных средств в учете делают следующие проводки (табл. 5.3):

Таблица 5.3 - Бухгалтерские проводки по ликвидации основных средств

<

п/п

Содержание операции

Корреспонденция

счетов

Дебет Кредит
1 Отражена сумма износа по объекту, подлежащему ликвидации 131 10
2 Списана остаточная стоимость ликвидируемого объекта 976 10
3 Отражена сумма расходов, понесенных предприятием при ликвидации объекта 976 661, 65 и т.д.
4 Отражена стоимость полученных от ликвидации объекта товарно-материальных ценностей (оприходование полезных объектов) 20 746
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...