Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2.2. Особенности исполнения авторских произведений прозаического жанра




 

 

Задания:

 

1. Осветите особенности чтения прозаических произведений детям дошкольного возраста.


 

 


 

 

 


2. Познакомьтесь Приложением 3 (Алгоритм литературно-исполнительского анализа авторской сказки).

 

3. Подготовьте к выразительному чтению по ролям сказку М. Горький «Воробьишко»

 

 

4. Познакомьтесь Приложением 3 (Алгоритм литературно-исполнительского анализа рассказа).

 

 

5. Определите основной тон рассказа Н. Носова «Ступеньки». С помощью интонаций

 

и других средств выразительности передайте юмористическую направленность данного произведения.

 

 

6. Составьте примерный план подготовки к выразительному чтению рассказа В.

 

 


Бианки «Купание медвежат».

 

 


7. Прочитайте рассказ М. Пришвина «Ребята и утята». Разделите его на части по содержанию. В зависимости от темы и содержания подчеркните слова, на которые падают логические ударения. Прочитайте текст вслух в соответствии с разметкой

 

 

 



8. Ознакомьтесь с содержанием сказки В. Осеевой     «Волшебная иголочка».

 

Прочитайте её вслух, соблюдая правила дыхания, меняя уровень высоты голоса, меняйте окраску голоса в связи с содержанием произведения.

 

 

9. Приготовьте к выразительному чтению один из рассказов (Н. Носов «Затейники»,

 

М. Пришвин «Золотой луг», В. Бианки «Купание медвежат», Л. Воронкова «Маша-растеряша», С. Прокофьева «Маша и Ойка»): подготовка текста, литературно-исполнительский анализ, постановка исполнительской задачи, обозначение логических ударений, пауз, темпа, силы, высоты голоса, проверка слов по словарю, произношение которых вызывает сомнение; тренировочное чтение.

 

 


10. Прочитайте отрывки из сказки Х. -К. Андерсена «Гадкий утенок» с соответствующей интонацией и мимикой

 

1) Утята зашевелились, застучали клювами и высунули головки.

 

- Пип, пип! - сказали они.

 

- Кряк, кряк! - ответила утка. - Поторапливайтесь!

 

2) И вот наконец большое яйцо треснуло.

 

- Пип! Пип! - пропищал птенец и вывалился из скорлупы.

 

Но какой же он был большой и гадкий! Утка оглядела его со всех сторон и всплеснула крыльями.


 


- Ужасный урод! - сказала она. - И совсем не похож на других! Уж не индюшонок ли это в самом деле? Ну, да в воде-то он у меня побывает, хоть бы мне пришлось столкнуть его туда силой!

 

 

3) И он опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, а лебеди,

 

завидев его, замахали крыльями и поплыли прямо к нему.

 

- Убейте меня! - сказал гадкий утенок и низко опустил голову.

 

И вдруг в чистой, как зеркало, воде он увидел свое собственное отражение. Он был уже не гадким темно-серым утенком, а красивым белым лебедем!

 

 

15. Построить ролевой диалог героев рассказа Н. Носова «Живая шляпа» по предложенной модели:

 

 


Сюжет

 

 

Ситуация

 

 

Атрибуты

 

 


Действия ролей

 

 


Содержание

 

взаимодействия ролей

 

 


Педагогическая

 

ценность    содержания

 

роли.


 



11. Подготовьте к инсценированию сказку В Сутеева «Кто сказал «мяу? »»

 

 

Инсценирование –это переработка литературной первоосновы на уровне текста, превращение в литературный сценарий для театра. Инсценирование предполагает воплощение текста художественного произведения в действии. В произведении, предназначенном для инсценирования, обязательно должен быть элемент игры либо откровенной условности - театр картинок как первый шаг к «оживлению» персонажей художественного произведения.

 

Критерии оценки инсценировки:

 

1) Музыкальное и звуковое оформление спектакля

 

2) Декорации и куклы

 

3) Выразительность речи и артистизм актеров

 

4) Сплоченность участников спектакля

 

 

12. Подготовьте игру-импровизацию по текстам коротких сказок и рассказов (К.

 

Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; В. Чарушин «Утка с утятами»).

 

 

13. Подготовьте игру-драматизацию с несколькими персонажами по народным сказкам

 

(«Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

 

Критерии оценивания:

 

1. Ясная и правильная передача идеи автора.

 

2. Верность выбора силы голоса.

 

3. Соблюдение мелодики чтения (повышение и понижение голоса).

 

4. Выбор точного темпа чтения.

 

5. Тембровая окраска речи персонажей сказки

 

6. Соблюдение логических и психологических пауз

 

7. Расстановка логических ударений.

 

8. Эмоциональность прочтения.

 

9. Выражение отношения чтеца к читаемому.

 

10. Контакт со слушателем

 

11. Невербальные средства выразительности: жесты; мимика; поза.


 

 


  № задания Баллы
     
  2, 3, 4, 9
     
  1, 6, 7, 8
     
  5, 10, 11
     
  Максимальный
  итоговый балл  
     

«Отлично» - 18-21 баллов

 

«Хорошо» - 14-17 баллов

 

«Удовлетворительно» - 7-13 баллов

 

«Неудовлетворительно» - 0-6 баллов

 

 

 

Рекомендации:

 

Прежде чем начать читать прозаическое произведение, необходимо обдумать сведения об авторе, жанр, тематику, основную идею произведения, подтекст, образы героев и их взаимоотношения, пронаблюдать язык и особенности композиции.

 

Во время исполнения прозаических произведений чтец постоянно держит контакт с аудиторией, поскольку он переполнен мыслями, чувствами, впечатлениями, чем и старается поделиться со слушателями. Он заставляет слушателей неотрывно следить за развитием действия, поведением героев, их поступками; он заставляет слушать себя. Использовать рассказывающую интонацию, которая является своеобразным образцом устной литературной речи.

 

 

Список литературы:

 

1. Дмитриева, Е. Д. Выразительное чтение / Е. Д. Дмитриева. – М.: Просвещение, 1981.

 

2. Кубасова, О. В. Выразительное чтение / О. В. Кубасова. М.: издательский центр «Академия», 2001.

 

3. Петрова Т. И., Сергеева Е. Я., Петрова Е. С. Театрализованные игры в ДОУ. М.: «Школьная пресса», 2010г.

 

4. Попова, Т. Интонационная выразительность речи / Т. Попова // дошкольное воспитание. – 2008. - № 5.

 

5. Хрестоматии для чтения детям в детском саду и дома. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.

 

6. Шпунтова, А. И. Работа над средствами выразительности устной речи / А. И. Шпунтова // Начальная школа. – 1991. - № 4.


 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...