Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Теоретические аспекты системы документооборота в организации




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

 «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»

Факультет экономики и управления

Кафедра " Макроэкономика, экономическая информатика и статистика"

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Информационные системы управления производственной компанией»

на тему: «Проектирование системы документооборота отдела информационного обеспечения»

 

Выполнил:

студент 4 курса, гр. Б568

Баиржапов А. Б.

Проверил:

д. э. н., Садыкова Э. Ц.

 

 

Улан-Удэ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. Теоретические аспекты системы документооборота в организации. 5

1. 1 Сущность системы документооборота. 5

1. 2 Особенности системы документооборота в государственных организациях 16

1. 3 Подходы к проектированию системы документооборота. 22

Глава 2. Анализ системы документооборота отдела информационного обеспечения 25

2. 1 Анализ структуры и динамики документооборота. 25

2. 2 Оценка качества используемой системы документооборота. 31

Глава 3. Проектирование информационной системы электронного документооборота отдела информационного обеспечения 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 47

Список использованных источников. 48

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Основными информационными ресурсами любой организации, работа с которыми требует правильной организации являются документы. Они обеспечивают информационную поддержку принятия управленческих решений на всех уровнях и сопровождают ведение всех бизнес-процессов.

Документооборот является непрерывным процессом движения документов, объективно отражающий деятельность организации и позволяющий оперативно и эффективно управлять им.

Следует заметить, что для повышения эффективности управления в современных условиях необходимо совершенствовать работу, связанную с документами, так как любое управленческое решение основывается на информационных потоках, поступающих в организацию, а, следовательно, позволяют значительно упростить управленческий процесс.

Фактом, подтверждающим актуальность рассмотрения данной темы исследования, является то, что документооборот не рассматривается в отрыве от специфических бизнес-процессов конкретной организации, а рассматривается, прежде всего, в связке с  управлением бизнес-процессами.

Целью курсовой работы является исследование системы электронного документооборота.

Задачами курсовой работы являются:

- изучение теоретических аспектов системы документооборота в организации;

- проведение анализа и оценки системы документооборота отдела информационного обеспечения Министерства финансов Республики Бурятия;

- проектирование информационной системы электронного документооборота отдела информационного обеспечения Министерства финансов Республики Бурятия.

Объектом исследования является отдел информационного обеспечения МФ РБ.

Предметом исследования являются информационные отношения, возникающие в результате документооборота в организации.

Информационной базой исследования являются нормативно-правовые акты, документы Министерства финансов Республики Бурятии, статьи из электронного научно-практического журнала «Современная техника и технологии», онлайн-проекта «ДоксВижн», интернет-сайта «Центра компетенции по вопросам документационного обеспечения управления и архивного дела EDOU. RU», издания в сфере высоких технологий в России и странах СНГ «CNews», блога российской ИТ компании «Хоулмонт».


Глава 1. Теоретические аспекты системы документооборота в организации

1. 1 Сущность системы документооборота

Согласно определению «Энциклопедии делопроизводства», представленной на сайте «Центра компетенций по вопросам документационного обеспечения управления и архивного дела EDOU. RU» компании ООО «Термика. Ру», документооборот – это движение документов с момента их получения или создания до завершения исполнения или отправки. Документооборот является важным звеном делопроизводства, определяющим инстанции и скорость этого движения [18].

В сфере документооборота существует несколько правил. Одно из них заключается в обеспечении оперативного движения документов по наиболее перспективному пути с наименьшими временными и трудовыми затратами.

Перечень организационных документов, составляющих основу документооборота: схемы потоков документов, инструкции по делопроизводству и работе с документацией, приказы и распоряжения о распределении обязанностей, положения о службе документационного обеспечения, положения о структурных подразделениях, устав, пути прохождения отдельных видов документов.

В целом, документооборот – это технологический процесс. Данный процесс состоит из нескольких основных частей (потоков). Ии осуществляется прямая и обратная связь в управлении. Потоки разграничиваются по двум основным критериям: по отношению к управленческому объекту и по направлению.

Перечень общих требований для рациональной организации процесса документооборота:

- быстрота и качество обработки всей исходной документации, в данном случае зависит от способов и форм обработки информации, от качественного выполнения работы функциональными специалистами;

- непрерывность движения документов по направлениям, то есть от места составления или поступления в организацию до сдачи их на хранение в архив или отправки заинтересованным лицам, без задержек и скоплений на отдельных рабочих местах.

Организация работы с документами влияет на качество работы аппарата управления, организацию и культуру труда управленческих работников. От того, насколько профессионально ведется документация, зависит успех управленческой деятельности в целом.

С точки зрения автора учебного пособия «Документационное обеспечение управления» М. И. Басакова, документооборот представляет собой главную организационную проблему деятельности службы делопроизводства и проблему технологии документационных процессов, поэтому занимает место узлового звена любой системы делопроизводства [5].

Процесс организации работы с документами, включая их создание, регистрацию, контроль, продвижение, систематизацию и хранение, называют делопроизводством.

Все поступившие в организацию документы должны быть зарегистрированы и обработаны. Обработка входящей документации предполагает регистрацию документа в журнале входящей корреспонденции. После регистрации документ передается на рассмотрение руководителю, а затем – исполнителю, у которого он находится до момента окончательного разрешения вопроса. После исполнения документы подшиваются к делу.

Дело представляет собой совокупность документов, которые относятся к определенному вопросу. Это картотека или папка, внутри которой документация расположена в соответствующем порядке. После того, как истекает срок, дело передается в архив на хранение.

Схема документооборота. Если документ создается в самой организации, то возникает внутренний контур прохождения документа: инициация - исполнение - согласование - утверждение - регистрация.

Каждый документ в процессе движения должен проходить через три операции: регистрация, контроль, направление в дело.

Для организации четкого упорядочивания документов каждая операция должна выполняться только один раз.

В статье «Документооборот. Описание и определение понятия» интернет-портала информационной поддержки «Бизнес-Прост» описана классификация документов [8].

Существует целый ряд вариантов классификации документов (табл. 1. 1).

Таблица 1. 1 – Классификация документов

Классификационный признак Вид документы
по происхождению служебные, личные
по срочности срочные, несрочные
по гласности секретные, совершенно секретные, для служебного пользования, несекретные
по форме типовые, индивидуальные
по срокам хранения временного хранения, долговременного, постоянного
по характеру информационных связей входящие, исходящие и внутренние
по типу носителей бумажные, электронные

 

Особенно следует выделять классы управленческих документов (табл. 1. 2).

Таблица 1. 2 – Классы управленческих документов

класс управленческих документов документы
организационные документы устав предприятия, штатное расписание, должностные инструкции сотрудников
распорядительные распоряжения, приказы, решения
информационно-справочные письма, факсы, докладные записки, телефонограммы
документы по личному составу трудовые книжки, контракты с сотрудниками, личные дела сотрудников

 

Таким образом, при бумажном документообороте документы проходят все стадии в бумажном виде. Ранее этот вид документооборота преобладал, но с появлением компьютеров он постепенно сходит на нет. В настоящее время преобладающим является электронный документооборот.

Бумажные документы регистрировались в больших журналах, которые после заполнения передавались в архив на хранение.

После появления ПК, документы начали регистрировать в электронном виде.

Бумажный документооборот с использованием автономных ПК означает, что персональный компьютер используется для подготовки и регистрации документов.

На этом этапе и возникает понятие электронного документа, то есть документа такого вида, который хранится исключительно в компьютере.

Согласно определению, представленному в статье «Система электронного документооборота и проблема обеспечения защиты персональных данных» интернет-издания «CNews», э лектронным документом является созданный с помощью средств компьютерной обработки информации документ, который может быть подписан электронной подписью и сохранён на машинном носителе в виде файла соответствующего формата.

В этой же статье приведено понятие электронного документооборота - совокупности автоматизированных процессов по работе с документами, представленными в электронном виде, с реализацией концепции «безбумажного делопроизводства» [25].

Электронные документы по утвержденным формам являются составляющими всех бухгалтерских программ. Для признания юридической силы электронного документа, его необходимо подписать электронной подписью.

Согласно определению, представленному в статье «Что такое электронная подпись» интернет-проекта «Единый портал электронной подписи», электронной подписью является реквизит документа, позволяющий подтвердить принадлежность электронной цифровой подписи её владельцу, а также зафиксировать состояние информации и данных в электронном документе с момента его подписания [28].

В соответствии с законодательством Российской Федерации, квалифицированная электронная подпись является эквивалентом подписи, проставляемой «от руки» и обладающей полной юридической силой.

В Российской Федерации кроме квалифицированной представлены еще два вида электронной цифровой подписи (табл. 1. 3).

Таблица 1. 3 – Виды электронной цифровой подписи

Вид ЭЦП Свойства ЭЦП
Неквалифици-рованная обеспечивает юридическую значимость документа, но только после заключения дополнительных соглашений между подписантами о правилах применения и признания ЭЦП, позволяет подтвердить авторство документа и проконтролировать его неизменность после подписания.
простая не придает подписанному документу юридическую значимость до заключения дополнительных соглашений между подписантами о правилах применения и признания электронной цифровой подписи и без соблюдения законодательно закрепленных условий по ее использованию, не гарантирует его неизменность с момента подписания, позволяет подтвердить авторство. Применение данной подписи не допускается в случаях, связанных с государственной тайной.

Однако преимущества электронного документа при отсутствии локальной сети могут быть реализованы лишь в незначительной степени. Передача, согласование и утверждение документов на этом этапе осуществляется в бумажной форме.

При смешанном документообороте ПК, объединенные в локальную сеть, используются для подготовки документов, их передачи и хранения, но юридической силой обладают только бумажные документы. То есть юридические и финансовые документы в таком случае утверждаются и согласуются в бумажной форме.

Проект документа готовится на компьютере, после чего отправляется секретарю. Секретарь регистрирует документ, печатает и отдает директору или руководителю на утверждение. Руководитель вносит правку и отдает документ исполнителю на доработку. После того как документ утвержден, он рассылается по локальной сети всем исполнителям.

Безбумажный документооборот означает, что все операции с документами производятся в электронном виде.

Электронный документ, подписанный электронной подписью, может использоваться, если законодательство РФ не содержит прямого запрета на его использование. Таким образом, договоры, разного рода счета, заявки, отчеты, заявления, а также товарные накладные, акты и счета-фактуры могут являться электронными документами.

Также электронные документы делятся на неформализованные документы и формализованные документы табл. 1. 4).

Таблица 1. 4 – Виды электронных документов

Виды электронных документов Документы Особенности
Неформализованные документы письма, договоры, доверенности, техническая документация и другая корреспонденция. свободны от жесткого регулирования со стороны государства.
Формализованные документы электронные счета-фактуры, универсальные передаточные документы, корректировочные счета-фактуры, акты приёмки работ, документы о передачи товаров (ТОРГ-12). документы, созданные по формату Федеральной налоговой службы, напрямую влияют на правильность налоговых расчетов, прописаны в отдельных законодательных актах жесткие требования к формату и регламенту передачи.

 

Для некоторых формализованных первичных документов Федеральная налоговая служба России разработала рекомендованный формат товарной накладной по форме ТОРГ-12 и Акта приема-сдачи работ или услуг.

Несмотря на то, что для таких документов указано на рекомендованный характер формата, именно в таком формате компании должны направлять эти документы в электронном виде по требованию налоговой инспекции в случае необходимости подтверждения расходов по налогу на прибыль.

Варианты электронного документооборота. Существует два варианта организации системы электронного документооборота.

Первый - заключить с контрагентами соглашение об электронном документообороте и обмениваться документами, подписанными электронной подписью через электронную почту. При этом можно использовать простую электронную подпись.

Второй вариант - организовать электронный документооборот через спецоператора. При таком способе компания присоединяется к регламенту обмена электронными документами и может обмениваться с контрагентами как формализованными документами (для которых официально ФНС России утвердила формат), так и неформализованными (договоры, соглашения, акты сверки и т. д. ).

Основными функциями системы электронного документооборота являются (табл. 1. 5).

Таблица 1. 5 – Основные функции электронного документооборота

Функции электронного документооборота
Функция по регистрации входящей документации.
Контрольная функция над исполнением документов.
Функция по созданию и работе со справочниками.
Функция контроля над движением электронных и бумажных документов. Функция ведения истории работы с документацией.
Функция по созданию реквизитов документов (с возможностью их редактирования).
Функция по формированию отчетности по документообороту организации.
Функция по импорту электронных документов из Интернета и файловой системы.
Функция по созданию документа прямо из системы на основе шаблона (прямая интеграция).
Возможность работать с версиями документа, сложными многоформатными и многокомпонентными вложениями и документами.
Функция по электронному распространению документов.
Возможность работы с документами в папках.
Возможность получения документов путем их сканирования и распознавания.
Снижение затрат на обработку документов и доступ к информации.

К основным достоинствам электронного документооборота можно отнести следующие свойства (табл. 1. 6).

Таблица 1. 6 – Основные достоинства электронного документооборота

Достоинства электронного документооборота
Большая оперативность подписания документов.
Снижение затрат на хранение счетов-фактур в бумажном виде, а также на их печать и пересылку.
Обеспечение единообразного подхода к процедурам формирования документов и их обработки.
Минимизация временных затрат на доставку документов, их согласование и регистрацию.
Возможность систематизированного, структурированного и централизованного хранения документов в электронной базе.
Обеспечение быстрого поиска документов.
Возможность совершать всевозможные операции с документами в онлайн-режиме (искать, загружать, печатать, сверять, отклонять, отслеживать движение документов).

 

Конфиденциальность обмена обеспечена шифрованием документов.

Электронная цифровая подпись обеспечивает идентификацию подписанта и целостность передаваемых документов.

Доставка электронных документов гарантируется оператором документооборота.

Внедрение системы электронного документооборота. Чтобы вести в действие систему электронного документооборота, необходимо:

- разработать и утвердить порядок электронного документооборота;

- назначить ответственных лиц за его ведение;

- организовать электронный архив получаемых и отправляемых документов;

- прописать в учетной политике правила создания, получения и хранения электронных документов, назначить ответственных за формирование и подписание электронных документов.

У каждого ответственного работника, к числу функций которого относится обязанность по подписанию электронных документов, должна быть электронная подпись.

После внедрения в практику системы электронного документооборота предприятие может хранить документы в электронном виде, а не распечатывать их.

Когда возникает необходимость, документы из электронного архива могут быть распечатаны и представлены надзорным органам. Такой документ должен содержать электронные подписи сторон, заверенные надлежащим образом.

Систему электронного документооборота регулируют следующие нормативно-правовые акты (табл. 1. 7).

Таблица 1. 7 – Нормативно-правовые акты, регулирующие работу системы электронного документооборота

Нормативно-правовой акт
распоряжение Правительства РФ от 27. 09. 2004 N 1244-р (ред. от 10. 03. 2009) «О Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года и плане мероприятий по ее реализации»;
ФЗ от 6 апреля 2011 года №63-ФЗ «Об электронной подписи»;
приказ Министерства финансов РФ от 25 апреля 2011 года №50-н;
- ст. 434 ГК РФ; - ст. 160 ГК РФ; - ст. 169 НК РФ;
приказы ФНС: №MMB-7-6/138@; №MMB-7-6/36@; №MMB-7-6/172@; №MMB-7-6/253@.

 

Рисунок 1 иллюстрирует систему электронного документооборота [24].

Рисунок 1 – Система электронного документооборота

 

В рамках изучения объекта исследования была рассмотрена целевая федеральная программа «Электронная Россия», которая действовала в Российской Федерации с 2002 по 2010 года и была направлена на внедрение технологий «электронного правительства».

Целью программы было обеспечение «кардинального ускорения процессов информационного обмена в экономике и обществе в целом, в том числе между гражданами и органами государственной власти, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления».

В соответствии с данными, представленными в свободной энциклопедии «Википедия», по оценке состояния на конец 2010 год, эффективность исполнения программы оценивалась как низкая: в полной мере электронный документооборот между государственными органами, а также электронные коммуникации между государственными органами и гражданами так и не функционировали.

Эффективность государственного управления в России, по оценке Всемирного банка, за эти годы практически не изменилась.

Первоначально планировалось направить на реализацию программы 77 млрд руб. (в ценах 2002 года), фактически было израсходовано лишь 21 млрд руб [24].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...