Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Меры социальной защиты в случае гибели (смерти) сотрудников, причинения вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества




При поступлении на службу в органы внутренних дел граждане подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов.

Организация обязательного государственного страхования, вопросы возмещения ущерба в случае гибели или увечья сотрудника органов внутренних дел, а также порядок и условия выплаты страховых сумм сотрудникам и их семьям регулируются и определяются действующим законодательством, а именно:

- Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (ст. 20);

- Федеральным законом от 28 марта 1998 года «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих граждан, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сорудников федеральных органов налоговой полиции»;

- Законом РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции», который регулирует условия и порядок возмещения вреда сотрудникам милиции в случае их гибели или увечья;

- приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 805, которым утверждена «Инструкция о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких»;

- приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16 декабря 1998 года № 825, которым утверждена «Инструкция о порядке проведения обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, в системе МВД России».

При углубленном изучении проблем обязательного государственного страхования сотрудников органов внутренних дел важно понимать, что страховые суммы выплачиваются по двум основаниям:

- при наступлении страховых случаев в период прохождения службы сотрудников;

- при наступлении страховых случаев в связи со служебной деятельностью сотрудника (исполнением служебных обязанностей).

При этом следует учитывать, что согласно Инструкции, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 805, под осуществлением служебной деятельности (исполнением служебных обязанностей) сотрудниками понимается:

а) исполнение должностных обязанностей, установленных в соответствии с уставами, наставлениями, инструкциями и другими актами;

б) выполнение приказов и распоряжений руководителя (начальника) органа, подразделения, учреждения, учебного заведения;

в) участие в сборах, учениях, соревнованиях и других служебно-оперативных мероприятиях, проводимых в соответствии с планами, утвержденными руководителем органа внутренних дел;

г) следование к месту службы (командировки) и обратно, нахождение в служебной командировке;

д) нахождение на территории органа внутренних дел в течение установленного распорядком дня служебного времени или если это вызвано служебной необходимостью;

е) действия по защите жизни, здоровья, чести и достоинства личности;

ж) иные действия по обеспечению законных интересов личности, охраны общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (пожары, аварии, стихийные бедствия и др.), а также признанные судом совершенными в интересах общества и государства;

з) нахождение на лечении в лечебных, лечебно-профилактических учреждениях, следование к месту лечения и обратно;

и) нахождение в плену (кроме случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;

к) безвестное отсутствие - до признания сотрудника безвестно отсутствующим или объявления умершим в установленном законодательством порядке.

В то же время не признаются осуществляющими служебную деятельность (исполняющими служебные обязанности) сотрудники:

а) находящиеся на отдыхе или в отпуске, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "д" - "к";

б) в отношении которых служебной проверкой, органами дознания и следствия, судом установлено, что совершенные ими деяния:

- находятся в прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением;

- квалифицируются как умышленное преступление (умышленное административное правонарушение);

- признаны самоубийством или покушением на самоубийство и при этом не были вызваны болезненным состоянием или доведением до самоубийства.

Страховая сумма не выплачивается, если гибель (смерть), ранение или заболевание застрахованного сотрудника связаны с совершением им следующих умышленных или виновных действий:

1) совершение застрахованным лицом деяния, признанного в установленном судом порядке общественно опасным;

2) находится в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица;

3) является результатом доказанного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью или самоубийства застрахованного лица.

Однако страховщик не освобождается от выплаты страховой суммы в случае смерти застрахованного лица, если его смерть наступила вследствие самоубийства и к этому времени застрахованное лицо находилось на службе не менее двух лет.

Определение степени тяжести полученного ранения производится ВВК на основании Перечня увечий (ранений, контузий, травм), относящихся к тяжелым или легким, при наличии которых принимается решение о наступлении страхового случая у застрахованных по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников ОВД.

При обращении застрахованных лиц или выгодоприобретателей с просьбой о выплате страховой суммы кадровый аппарат, финансовая (пенсионная) служба ОВД, ВВК (МСЭК) в десятидневный срок со дня обращения оформляют и выдают получателям страховых сумм установленного образца документы, необходимые для принятия решения о выплате страховых сумм, которые перечислены выше.

С целью осуществления выплат страховых сумм в кадровом аппарате ведется журнал регистрации, выдачи и направления документов по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм.

Закон «О милиции» регулирует условия и порядок возмещения вреда сотрудникам милиции в случае их гибели или увечья. Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 октября 1999 года № 805 утверждена Инструкция о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких.

Данной Инструкцией регулируется порядок возмещения ущерба, причиненного при (исполнении служебных обязанностей) осуществлении служебной деятельности сотрудниками[23], а также порядок оформления и выплаты единовременных пособий и сумм в возмещение ущерба. Сбор и оформление документов на их выплату осуществляют кадровые аппараты органов внутренних дел.

В случае гибели (смерти) сотрудника в период прохождения службы согласно пункту 6 Инструкции единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания определяется из месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием на день его гибели (смерти).

При исключении возможности дальнейшего прохождения службы сотрудником, признании его ВВК негодным к военной службе в связи с телесным повреждением непосредственно по окончании лечения или при определившемся неблагоприятном исходе последствий телесного повреждения, причинная связь которого определена в формулировке «военная травма», единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания определяется из месячного денежного содержания сотрудника на день его увольнения со службы в ОВД по болезни (пункт «ж» ст. 58 Положения о службе).

В случае смерти сотрудника до истечения одного года после увольнения со службы, когда ВВК вынесено заключение о причинной связи с телесным повреждением, иным повреждением здоровья, полученным при осуществлении служебной деятельности, или заболеванием, полученным в период прохождения службы, единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания определяется из месячного денежного содержания, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации для сотрудников ОВД по занимаемой ими должности и специальному званию на день смерти.

Указанные в настоящей Инструкции единовременные пособия и суммы в возмещение ущерба не выплачиваются, если служебной проверкой, органами дознания и предварительного следствия, судом будет установлено, что:

- гибель сотрудника не связана с осуществлением служебной деятельности (исполнением служебных обязанностей);

- смерть сотрудника наступила от телесного повреждения, не связанного с осуществлением служебной деятельности, либо заболевания, полученного не в период прохождения службы;

- телесные повреждения сотрудника не связаны с осуществлением служебной деятельности;

- инвалидность сотрудника не связана с телесным повреждением, иным повреждением здоровья, полученным при осуществлении служебной деятельности.

Необходимо заметить, что единовременные пособия и суммы в возмещение ущерба выплачиваются независимо от выплаты страховых сумм по обязательному государственному или добровольному страхованию.

Установленный порядок возмещения ущерба применяется и в случае возмещения ущерба, причиненного в связи со служебной деятельностью сотрудника, имуществу его близких.

Итак, социальная защита персонала ОВД – это совокупность определенных мер, касающихся вопросов социально-экономического обеспечения сотрудников органов внутренних дел не только в период прохождения сотрудниками службы, но также после прекращения ими службы и в случае гибели (смерти) сотрудников, причинения вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества.

В настоящее время в Российской Федерации предпринимаются определенные меры для совершенствования правовых основ прохождения службы в органах внутренних дел, обеспечения их правовой и социальной защиты. Вместе с тем неблагоприятная экономическая ситуация, отсутствие четкого механизма реализации отдельных положений некоторых законов, неурегулированность в законодательстве функций социальной защиты в МВД и механизмов их использования; неполнота и фрагментарность правовой базы, касающейся вопросов социально-экономического обеспечения сотрудников ОВД; неадекватная современным условиям оплата труда и пенсионное обеспечение личного состава ОВД; затянувшееся решение их жилищных проблем; несовершенство системы медицинского обеспечения способствуют тому, что многие нормы приобретают явно декларативный характер. Механизм реализации социально-экономических гарантий правовой и социальной защиты нуждается в дальнейшем развитии и специальном законодательном закреплении.

Разрешению этих проблем способствовала бы и разработка программ по правовой и социальной защите сотрудников органов внутренних дел и контроль за их реализацией, а также внедрение положительного опыта взаимодействия органов внутренних дел со структурами федеральной государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, организациями и общественными объединениями в органах и подразделениях внутренних дел в целях применения и других мер социальной помощи сотрудникам МВД РФ.

Заключение

Вопросы повышения мер по социально-правовой защите личного состава постоянно находятся в поле зрения руководства страны. В основополагающих документах МВД России речь идет о необходимости проведения целенаправленной работы по реализации социально-правовых гарантий сотрудникам ОВД, которая оказывает непосредственное влияние на укрепление правопорядка и борьбу с преступностью, охрану прав и свобод граждан.

Как отмечается в решении Коллегии МВД России от 06.02.2008 г., «осуществлен значительный комплекс мер по улучшению социальной защищенности личного состава, повышению уровня денежного довольствия сотрудников, военнослужащих… Принят ряд решений, направленных на дополнительное материальное стимулирование отдельных категорий сотрудников органов внутренних дел»[24].

Поэтому одним из главных условий дальнейшей ста­билизации системы МВД России остается необ­ходимость повышения денежного довольствия сотрудников, которое является основной составляющей, обеспечивающей необходимый уровень социальной защи­щенности личного состава органов внут­ренних дел. В течение 3 лет (2005-2007 гг.) в соответствии с решениями Президента Российской Федерации и Правительства РФ проведены системные по­вышения денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел. Например, в 2005 г. благодаря введению ежеме­сячного денежного поощрения (ЕДП) размер де­нежного довольствия возрос в среднем на 22%.

После индексации денежного довольствия в 2006-2007 гг. среднестатистический сотрудник милиции (старший оперуполномоченный РОВД, капитан милиции с выслугой 10 лет) получает на руки с учетом дополнительных выплат в среднем 12,0 тыс. руб. в месяц, а милиционер патрульно-постовой службы (сержант милиции с 5-летней выслугой) - 7,9 тыс. руб. в месяц[25].

В текущем году разрабатываются проекты законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматри­вающих индексацию денежного содержания. В результате к концу 2008 г. денежное довольствие капитана милиции возрастет до 16,4 тыс. руб., а сержанта мили­ции до 10,9 тыс. руб. в месяц, что, несомненно, скажется на кадровой ситуации в МВД России[26].

Таким образом, социальную защиту сотрудников органов внутренних дел как комплексное понятие необходимо рассматривать в качестве одной из важнейших государственных задач. Мероприятия по социальной защите данной категории государственных служащих должны осуществляться посредством поддержания на высоком уровне социально-экономических и общественно-политических условий обеспечения социальных гарантий и материальных компенсаций сотрудникам органов внутренних дел, учитывающих специфические особенности прохождения службы по охране правопорядка и поддержания законности.

Главной целью совершенствования социальной работы в органах внутренних дел РФ является приведение её в состояние, позволяющее обеспечить надёжную социальную защиту сотрудников органов внутренних дел и создать условия для роста их благосостояния, полноценного отдыха, оздоровления, профессионального и духовно-нравственного развития.


Список литературы

Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 22 апреля 1991 г. № 16. Ст. 503.

Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации: Постановление Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. 1992. № 2.

ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. № 22. Ст. 2063.

ФЗ Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 4 марта 1993 г. № 9. Ст. 328.

Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Утверждено Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 июля 2004 г. № 30. Ст. 3149.

Алешина С.А. Пенсионное обеспечение сотрудников и военнослужащих в системе МВД России // Экономический вестник МВД России. 2007. №6.

Глущенко П.П., Кикоть В.Я. Теория и практика социально-правовой защиты конституционных прав, свобод и интересов граждан в Российской Федерации: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. М.: ЦОКР МВД России, 2006.

Дикажев М.М. Правовая и социальная защита личного состава органов внутренних дел при увольнении со службы: Монография / Под. Ред. В.П. Сальникова. СПб.: Фонд «Университет», 2005.

Зыбин С.Ф., Стремоухов А.В. Научные основы организационно-правовой работы с кадрами органов внутренних дел: Монография. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт МВД России, 1994.

Кикоть В. Обгоняя закон диалектики // Щит и меч. 2005. № 37 (1005).

Максименко Н.Г. Нормотворческая деятельность МВД России в сфере денежного довольствия и оплаты труда // Экономический вестник МВД России. 2007. №10.

Максименко Н.Г. Оплата труда как основная составляющая социальной защищенности //Экономический вестник МВД России. 2007. №11.

Мякишев Г.М. Обязанности, права и ответственность начальника горрайоргана внутренних дел в работе с кадрами. М.: ГУК МВД РФ, 2002.

Новиков С.С. О механизме ипотечного кредитования сотрудников ОВД // Экономический вестник МВД России. 2005. № 8.

Нургалиев Р. Главным критерием оценки нашей работы является доверие граждан // Независимая газета. 2008. №055 (4296).

Основы управления персоналом (кадрами) в органах внутренних дел: Учебно-методическое пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное / Под общей редакцией З.З. Абубакирова. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003.

Организация работы с кадрами органов внутренних дел: Курс лекций. М.: Академия МВД России, 1997.

Пивченко В.А. Жилищное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России // Экономический вестник МВД России. 2006. №5.

Шамаров В.М. Организация работы с личным составом органов внутренних дел: Учебно-практическое пособие. М.: Академия МВД России, 1997.

Приказ МВД РФ от 6 марта 2003 г. № 142 «О статистической отчетности о состоянии правовой работы в системе МВД России».

Приказ МВД РФ от 13 сентября 1999 г. № 693 «Об объявлении решения Коллегии МВД России от 31 августа 1999 г. № 6 км/1». (Утверждена Концепция совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации).

Приказ МВД РФ № 147 от 12 февраля 2001 года «О создании комиссии МВД России по социальным вопросам сотрудников органов внутренних дел РФ, военнослужащих внутренних войск МВД России и членов их семей».

Приказ МВД РФ №750 от 30.09.1999 г. «Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников ОВД».

Приказ МВД РФ от 13 марта 2003 г. № 155 «О дополнительных выплатах сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации».

Приказ МВД РФ от 16 декабря 1998 года №825 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, в системе МВД России».

Приказ МВД Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 805 «Об утверждении Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких».

Приказ МВД России от 27.02.2008 «Об объявлении решения Коллегии МВД России».

Приказ МВД РФ от 14 декабря 1999 г. № 1038 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации».

Приказ МВД РФ от 3 февраля 2005 г. № 67 «О временном порядке обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации проездными документами на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси)».

Приказ МВД РФ от 6 ноября 2007 г. № 974 «О пособии сотрудникам милиции на содержание детей, посещающих государственные и муниципальные детские дошкольные учреждения».

Приказ МВД РФ от 22 февраля 2007 г. № 188 «О некоторых вопросах организации и развития социального туризма в системе МВД России и ФМС России».

Приказ МВД РФ от 20 октября 2005 г. № 845 «О внесении изменения в Инструкцию о порядке оказания безвозмездной финансовой помощи сотрудникам органов внутренних дел по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство, утвержденную приказом МВД России от 2 июля 2002 г. № 631».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...