Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Методические указания для студентов




 

Комплексное изучение студентами учебной дисциплины «Архивоведение» предполагает: овладение материалами лекций, учебной и дополнительной литературы, указанными в рабочей программе дисциплины; творческую работу студентов в ходе проведения семинарских и практических занятий, а также систематическое выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.

В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание. Основой для подготовки студента к семинарским занятиям являются лекций и издания, рекомендуемые преподавателем (см. раздел «Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации»).

Основной целью лабораторных занятий является контроль за степенью усвоения пройденного материала и ходом выполнения студентами самостоятельной работы, обсуждение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы семинарского занятия. При обсуждении на занятиях сложных и дискуссионных вопросов и проблем используются методики интерактивных форм обучения (дискуссия), что позволяет погружать студентов в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем, оптимальную для выработки умений и владений.

Для успешной подготовки к лабораторным занятиям студенты в обязательном порядке, кроме рекомендуемой к изучению литературы, электронных изданий и интернет-ресурсов, должны использовать публикации по изучаемой теме в журналах: «Делопроизводство», «Отечественные архивы», «Российская история» и др.

Основной целью практических занятий является отработка профессиональных умений и владений. В зависимости от содержания практического занятия могут быть использованы методики интерактивных форм обучения. Основное отличие активных и интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.

 

Для выполнения заданий самостоятельной работы № 1 «Работа с ГОСТ Р 7.0.8-2013 Делопроизводство и архивное дело: термины и определения», № 2 «Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» (2004) и организация документов АФ РФ», № 3 «Изучение нормативно-методической базы комплектования Архивного фонда РФ и экспертизы ценности документов» и № 4 «Изучение нормативно-методической базы учета и обеспечения сохранности документов» студенты должны использовать нормативные и законодательные материалы (в традиционном печатном виде или в электронных версиях). Для выполнений самостоятельных работ № 5 «Анализ элементов научно-справочного аппарата архивов» и № 6 «Анализ отдельных форм использования архивных документов» необходимо проводить самостоятельный поиск литературы. Кроме учебных изданий рекомендуется использовать энциклопедии, словари и справочники, выявлять интернет-ресурсы, а также проводить самостоятельное изучение материалов, представленных на сайтах архивов.

 

III. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля

Успеваемости и промежуточной аттестации

 

Вопросы для подготовки к зачету

1. Происхождение и развитие славянского алфавитного письма.

2. Предпосылки зарождения архивного дела на Руси.

3. Первые архивы Киевской Руси.

4. Архивы на Руси в период феодальной раздробленности.

5. Исторические условия развития отечественного архивного дела в XVI – XVII в.в.

6. Государственный (царский) архив Московской Руси.

7. И. М. Висковатый – первый отечественный архивный деятель.

8. Архивы приказов как центральных учреждений Московского государства.

9. Монастырские и местные архивы Московского государства в XVII в.

10. Преобразования Петра I в области архивного дела.

11. Реформа государственного аппарата в 1775 – 1785 гг. и архивное дело.

12. Археографические экспедиции второй половины ХVШ в.

13. Постановка архивного дела в первой половине XIX в.

14. Исторические архивы в первой половине XIX в.

15. Архивное дело во второй половине XIX в.

16. Использование архивных документов в XIX в.

17. Проекты реорганизации архивного дела во второй половине XIX в., деятельность Н. В. Калачова.

18. Научно-издательская деятельность архивов в XIX веке.

19. Положение архивов в конце XIX – начале ХХ вв.

20. Архивное дело в 1917 – 1920-х гг.

21. Первые мероприятия Советской власти в области архивного дела.

22. Архивы и научная мысль в 1920-е гг.

23. Процесс централизации управления архивами (1922 – 1929 гг.)

24. Завершение создания командно-административной системы управления архивами (1930 – 1941 гг.).

25. Архивы в годы Великой Отечественной войны.

26. Архивы в 1945 – 1980-е гг.

27. Современный этап развития архивного дела.

 

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Архивы в Древнерусском государстве.

2. Архивное дело в русском централизованном государстве.

3. Архивное дело в Российской империи XVIII века.

4. Развитие архивного дела в первой половине XIX века. Деятельность П.М. Строева.

5. Проекты реформы архивного дела в XIX веке.

6. Изменения в области архивного дела во второй половине XIX века.

7. Положение архивов в конце XIX – начале ХХ веков.

8. А.В. Калачёв: теоретическая и практическая архивная деятельность.

9. Д.Я Самоквасов: теоретическая и практическая архивная деятельность.

10. Первые мероприятия Советской власти в области архивного дела (октябрь 1917 – 1920 гг.).

11. Централизация управления архивным делом (сентябрь 1920 – 1928 гг.).

12. Укрепление командно-административной системы управления архивами (1929 – начало 1938 гг.)

13. Архивы накануне и в период Великой Отечественной войны (апрель 1938 – 1945 гг.).

14. Архивы в послевоенный период (1945 – 1961 гг.).

15. Архивное строительство в 1962 – 1980-е годы.

16. Архивная реформа РФ 1990-х гг.

17. Организация Архивного фонда РФ.

18. Понятие о классификации документов в архивах.

19. Понятие об объединенных архивных фондах и коллекциях. Методика их создания.

20. Определение границ архивных фондов. Особенности определения границ фондов личного происхождения.

21. Понятие и признаки классификации документов в пределах архивных фондов.

22. Классификация документов личного происхождения, объединенных архивных фондов и коллекций.

23. Документальный фонд страны как источник комплектования Архивного фонда Российской Федерации.

24. Критерии определения источников комплектования государственных архивов.

25. Понятие, назначение и задачи экспертизы ценности документов.

26. Принципы экспертизы и методы оценки документов.

27. Основные группы критериев ценности документов.

28. Критерии происхождения документов при экспертизе их ценности.

29. Виды и формы повторяющейся информации. Критерии отбора документов с повторяющейся информацией.

30. Этапы экспертизы ценности документов. Целевая экспертиза ценности документов в государственных архивах.

31. Задачи и функции экспертных (ЭК) и центральных экспертных комиссий (ЦЭК) учреждений и экспертных комиссий в государственных архивах.

32. Экспертно-проверочные комиссии (ЭПК) органов архивного управления и некоторых центральных государственных архивов. Их задачи и функции.

33. Задачи и функции Центральной экспертно-проверочной комиссии (ЦЭПК) Росархива.

34. Перечни документов, подлежащих приему в государственные архивы. Их значение при комплектовании государственных архивов.

35. Перечни документов учреждений; организаций и предприятий с указанием сроков хранения. Назначение и роль системы документов отрасли.

36. Перечни типовых документов с указанием сроков хранения, их назначение и методика составления.

37. Учет документов как составная часть по обеспечению их сохранности.

38. Учет документов в ведомственных и государственных архивах.

39. Центральный фондовый каталог. Его структура и состав.

40. Научно-справочный аппарат как часть информационной системы архива.

41. Определение, структура, состав системы НСА к документам АФ РФ.

42. Требования, предъявляемые к системе НСА.

43. Преемственность учетно-справочного аппарата делопроизводства, НСА ведомственных и государственных архивов.

44. Основные проблемы и пути оптимизации системы НСА к документам Архивного фонда РФ.

45. Понятие об описании дел. Аналитико-синтетическая переработка первичной документной информации.

46. Опись, ее определение, назначение, особенности и методика составления.

47. Назначение, виды и место каталогов в системе НСА государственного архива.

48. Схемы классификации документной информации в каталогах.

49. Понятие о каталогизации документов.

50. Обзоры документов, их определение, виды, назначение и методика составления.

51. Путеводители, основные виды, назначение и методика составления.

52. Направления использования документов.

53. Основные формы использования документов ведомственного архива.

54. Учет использования документов в архиве учреждения.

55. Совершенствование работы ведомственных архивов, экспертных комиссий учреждений и организации документов в делопроизводстве.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...