Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2 Роль метафоры в работе с телесностью




Метафора  позволяет эффективно работать с телесностью посредством перевода скрытого эмоционального переживания в форму телесного выражения, и наоборот.     

Термин " телесная метафора" был предложен М. Джонсоном и Дж. Лакоффом. Согласно данному ими определению метафора — один из основных способов познания мира, когда мы думаем об одной сфере в терминах другой, осуществляя, таким образом, классификацию реальности. Поскольку первой сферой человеческого опыта является его собственное тело, то в психике возникают образно-схематические понятия, которые осознаются, как хорошо знакомые структуры телесного опыта. Таким образом, метафора образуется  " от тела": " рукой подать" — близко, " не видеть дальше своего носа" — не обладать прозорливостью и т. д. С другой стороны, само тело может стать целью переноса опыта из другой сферы: " глаза — зеркало души", " сердце — не камень", огонь (о характере), легко загорается, угасает (о состоянии), скачет (о мысли). Мы ориентируемся в реальности посредством образов, формируя метафору [11].

В телесно-ориентированной психотерапии функция телесной метафоры состоит в том, чтобы организовать, формализовать связь телесного переживания и психологической реальности, в рамках которой пребывает человек.

Формирование телесной метафоры может преследовать одновременно несколько целей:

1. Проявить и задать границы объекту терапевтической работы. " Материализованное" переживание (например, " комок" в горле) даёт возможность прикоснуться к нему руками и далее продолжить общение в образной или невербальной форме.
Важнейшая особенность метафорирования - возможность создать информационный канал, единое информационное поле, в котором могут присутствовать клиент и психотерапевт, переживая полноту контакта.

2. Метафора наделяет ощущения смыслом. Ощущения при таком подходе перестают расцениваться как болезненная реакция тела – они становятся функциональными, говорящими, осмысленными (" …эти " железные латы" в груди защищают меня от недоброжелателей" …).

3. Ценность метафоры при терапевтическом исследовании: уточняя нюансы телесной реакции, можно составить полное представления о её функции на границе личного и социального (" …этот " обруч" на горле выражает моё отношение к тому, насколько людям имеет смысл что-то говорить…" ).

4. В работе по освобождению тела от бессознательного, автоматического эмоционального контроля, в результате чего к человеку возвращается полноценное телесное переживание, он наполняется внутренним движением. Возвращается эмоциональная чувствительность, глубокая память и способность к переживанию смыслов. Движение тела и его звучание являются выражением внутреннего состояния, и служат метафорой любого явления в жизни человека. Практически, значение и смыслы начинают зарождаться часто только в одновременном движении и звучании. Тогда спонтанно и неожиданно на поверхность выходят чувства и сенсорные воспоминания [5, 30].

 

Телесная метафора позволяет вынести «на свет» и осознать соматическое проявление проблем человека. На примере именно телесных метафор особенно явно я могу увидеть прямую взаимосвязь между чувствами и реакцией на них со стороны тела. Телесная метафора раскрывает эти чувства через тело, показывает какие они, где они «осели» или зафиксировались.

Основоположники телесно-ориентированного подхода в психотерапии В. Райх и А. Лоуэн говорили о том, что все эмоции находят отражение в теле. Мы телесно проживаем весь наш психологический, эмоциональный опыт, накапливая его в теле. Негативный опыт накапливается в виде застывших напряжений – телесных блоков, которые разъединяют отдельные участки тела, нарушаю целостность. Метафора помогает бережно «распаковать» этот опыт – вынести его из тела, почувствовать и осознать. Снятие блоков буквально оживляет тело. Напряжения негативно влияют на кровообращение и работу тканей и органов человека, сковывая его, делая менее гибким и чувствительным. В местах формирования телесных блоков как правило начинают формироваться психосоматические явления – боли, зуд, онемение, различные болезни. Человек может забыть сам травмирующий опыт, который был «запечатан» в его теле и привел к формированию телесного блока, но через метафору телесного ощущения мы можем найти «дорогу назад» - вернуться к моменту формирования блока и отреагировать его, завершив гештальт и найдя адекватный способ поведения в травмирующей ситуации. Либо в целях избегания ретравматизации клиента работать непосредственно с самой метафорой, которая будет подсказывать, что «просит тело» в данный момент, что необходимо для его исцеления и ассимиляции полученного опыта.

Процесс накопления эмоционального опыта в теле неизбежно имеет связь с уровнями сознания человека – телом и мыслями. Мысли порождают эмоции, эмоции влияют на тело (или наше тело откликается определенным образом на эмоции).

Разблокировка телесного опыта позволяет заряду напряжения выйти из тела, а жизни и новой энергии войти в тело и естественным образом циркулировать в нем, делая человека чувствующим, интегрированным, буквально исцеляя.

В книге Р. Дальке, Т. Детлефсен «Болезнь как путь» есть точная и простая фраза, объясняющая связь психики и тела: «Симптом – соматическое уплотнение того, что вытеснено из сознания» [7]. То есть человек, сам того не осознавая, ведет себя так же как и больной орган в теле. Например, сокращение угла зрения при глаукоме может говорить о сужении взгляда на жизнь, сферы деятельности, интересов человека или нежелании что-то видеть.

Настойчивое проявление телесных симптомов притягивает к себе внимание. С одной стороны, тело само показывает, куда следует направить внимание и энергию для исцеления не только тела, но и психики человека. С другой, к сожалению, язык тела не понятен нашему уму – это то, чему не учат в школе. И здесь роль метафоры весьма значительная.
Есть авторы, посвятившие свою деятельность сфере психосоматики. Наиболее известные из них – Луиза Хей, Лиз Бурбо и наш соотечественник – Валерий Синельников. В их работах можно найти подсказки относительно связи между телесной симптоматикой и психологическими проблемами. Да, каждый случай индивидуален, и именно в метафоре эта индивидуальность может быть передана. И рассмотрена с учетом не только настоящего периода жизни клиента, но также его прошлого опыта и места в семейной (или родовой) системе, как минимум.

В работе с телесной метафорой важна детализация – феноменология происходящего. Это и внимательное наблюдение за действиями клиента, его жестами, мимикой, динамикой речи, движений, а также это подробный диалог с клиентом, когда поисходит развитие, усиление эмоционального контакта. Проходя в работе по кривой цикла контакта, можно прийти к пониманию причин ее возникновения. Этап ассимиляции, в котором состоялся контакт через метафору с беспокоящим симптомом или тревожным состоянием, приводит к пониманию возможностей и потребностей, лежащих за симптомом. По сути, сама метафора –  проводник к проблеме, которую тело «просит» нас решить.

Р. Дальке, Т. Детлефсен  отмечают, что решение проблем имеет свое выражение и на уровне языка. Например в слове «исцеление», подразумевается цельность, целостность. Внимательное, вдумчивое отношение к образам, которые содержатся в словах – напрямую воздействуют и на телесность.

Именно поэтому проблемы в теле являются следствием не только травмирующего опыта, но и ментальных установок, которые на определенном этапе жизни начинают мешать развитию, ограничивать восприятие. Ментальные фиксации вытесняют в подсознание негативные и болезненные переживания и представления, взамен чему пытаются демонстрировать обратное. Тело в этом случае несет в себе опыт такого «барьера» в виде зажима, ограничения в амплитудности, специфических реакций в виде почесывания, моргания, и прочее вплоть до хронических болезненных ощущений. Это может привести нас к работе с тенью или субличностями человека, которые тоже буквально «просят» о том, чтобы их заметили, признали их роль и интегрировали в сознание – «вывели на свет». Застарелые проблемы могут усугубляться со временем, старательно незамечаемые, маскируемые нами, они обрастают защитами, буквально вытягивая из нас энергию на свою маскировку. Вся эта ментальная конструкция отражается в теле – сначала в виде зажимов, блоков, причиняющих хроническую боль, а затем приобретая все более материальные очертания и со временем переходя в патологию.

Так наша теневая сторона проявляется в виде симптома. Симптом выступает соматическим уплотнением того, чего не хватает в нашем сознании – он честно показывает нам то, что мы не хотели принимать в себе.

Интересно, что сердце единственный орган не подверженный онкологии – в нем не формируются новообразования – поток крови циркулирует через все ткани сердца – оно открыто, оно постоянно в работе на благо всего организма. Мы можем заставить себя не чувствовать неприятные ощущения в желудке, кишечнике, легком – перенеся свое внимание оттуда. Тогда эта боль будет расти до тех пор, пока не заставит нас обратить внимание на себя. Но мы не можем не обращать внимание на боли в сердце – этот орган мы всегда чувствуем. Это наш мотор. Оно не может накапливать боль, оно реагирует сразу – сбоями ритма, острыми болями – сразу привлекая внимание для решения проблемы. По версии Лиз Бурбо болезни сердца связаны с недостаточным вниманием к себе – сердцу не хватает вашей любви [13].

Интегрирование своих теневые частей делает нас более целостными. Это процесс также можно проходить через телесную метафору с применением методов арттерапии – проективное рисование, лепка, сказкотерапия – все эти методы направлены на принятие своих неосознаваемых частей и их бережную интеграцию.

Для интеграции необходимо принятие и любовь – человеку приходится расширить свое сознание для того, чтобы впустить в него все ранее вытесненное, принять свой опыт, свои черты - полюбить себя более целостным. Важно отказаться от оценки – не разделять больше мир и себя на полюса, не оценивая себя и других с позиции «хорошо» и «плохо». Все наши проявления чем-либо обусловлены, являются реакцией на что-либо. Мы можем с интересом изучать эти реакции, проникаясь пониманием того, как наш организм строит свои защиты, свой способ жизни в этом мире. Но при этом не оценивать – иначе все плохое снова будет вытеснено сознанием.

Р. Дальке, Т. Детлефсен   выделяют «ступени эскалации» - интенсивность проявления симптома, в случае, если на него не реагируют. Чем сильнее сопротивление человека, тем сильнее становится давление симптома. Можно назвать это ступенями проявления телесной метафоры [7]:

 1. Психическое выражение (мысли, желания, фантазии).

 2. Функциональные нарушения.

 3. Острые физические нарушения (воспаления, повреждения, мелкие несчастные случаи).

 4. Хронические нарушения.

 5. Неизлечимые процессы, изменения на уровне целых органов, рак.

 6. Смерть (из-за болезни или несчастного случая).

 7. Врожденные нарушения (карма).

Задача психотерапии - помочь человеку в процессе саморазвития и преобразования. Важно помочь клиенту полюбить себя целиком. Помочь обнаружить вытесненные части, изучить их, признать и принять их. В дальнейшем клиент может работать с тем, что ему хотелось бы изменить, с позиции коррекции того, что мешает ему развиваться, препятствует контакту с миром. Но в такой работе важно понимать и даже благодарить то, что мешает, потому что когда-то это нас спасало в качестве защиты. А сейчас мы можем с благодарностью это отпустить и осознанно выбрать для себя другие реакции, другой способ контакта.

В процессуально-ориентированном подходе А. Минделла любые телесные симптомы рассматриваются как союзники, дающие ценные послания из глубины сущности: симптом – это выражение нашего качества, с которым мы потеряли осознанную связь и которое хочет быть услышанным и привнесенным в жизнь. Иными словами, у телесного симптома есть вполне позитивное намерение: указать на утраченную грань души, вытесненное из сознания качество, чтобы расширить наш жизненный потенциал.

Расшифровать послание и психологические корни болезни или симптома можно при помощи телесной метафоры. Это образно-чувственное описание того или иного процесса в теле: какого размера, цвета, температуры, на что это похоже, что оно делает. Например, боль в горле может представиться как горячий металлический шарик с колючками, который ерзает в горле и царапает его; или как плотное резиновое кольцо, сжимающее гортань; или как лезвие ножа, режущего связки – у каждого будет свое описание боли. Это описание –  метафорическое отображение неосознанного отношения, действия, запускающего данный симптом.

Мы довольно часто используем телесные метафоры в обыденной речи для описания своего переживания жизненных ситуаций. Вспомните: из меня всю кровь высосали, меня от этого тошнит, я это не перевариваю, мне перекрыли кислород, камень на сердце, руки чешутся что-то сделать и т. п. Даже говоря о боли, мы используем метафоры: что-то колет, режет, давит, тянет. Физически в теле нет колющих и режущих предметов. Это наше переживание боли, ее метафора. Но в этих выражениях не всегда явно описан внутренний конфликт. А именно он порождает телесные симптомы: это остановленные импульсы к действию, заблокированная в теле энергия. Поэтому при создании телесной метафоры болезни и поиске соответствующей ситуации в жизни очень важно найти ту ее форму, в которой конфликт будет очевидным: что с чем борется, что хочется сделать и что мешает. Например, в случае с описанной болью в горле – когда возникает ощущение стеснения, хочется расширить свое пространство, но мешает страх ранить собеседника.

В телесном симптоме всегда есть отражение обеих частей конфликта: если что-то режет, то есть тот, кого режут. Если что-то давит, есть то, на что давят. И в процессуально-ориентированном подходе мы говорим о том, чтобы овладеть силой создателя симптома. Та наша часть, которая создает симптом, является отвергнутой и хочет найти свое выражение. Эта часть содержит в себе силу, которую мы потеряли, запретили себе проявлять. Когда мы находим мудрое, чуткое выражение этой силы, мы обретаем целостность.

 


 

Глава 2. Работа с телесной метафорой в гештальт-подходе  
2. 1 Влияние работы с телесной метафорой на психосоматику  
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...