Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.2 Методы работы с телесной метафорой




Гештальттерапия сконцентрирована на феномене переживания. Через  осознавание этого переживания - в каждый конкретный момент времени. Фактически мы помогаем формировать навык осознавания. Но значение этого процесса не всегда ясно пациенту. Например, на любимый вопрос терапевта: что сейчас переживаешь? (чувствуешь), мы получаем ответ: «не знаю, нормально» и т. д. Чувства не сразу поддаются описанию. А вот с телом проще. Оно конкретно и реально, и существует в настоящий момент времени. Замечать его симптомы бывает нагляднее и проще. Другое дело, научиться слушать его постоянно непросто. Но в эту сторону и идет развитие.

Важно понимать, что телесность несет и отражает в себе как сознательную часть человека, так и влияние подсознания. Именно подсознательные процессы могут быть неопределенно пугающи, тревожны, непонятны. Они часто несут стихийное, импульсивное воздействие. Работа через метафору позволяет вынести на поверхность стихийные процессы, направляя в них наш луч осознавания. Растождествиться с болезненным состоянием, отделить себя от травмирующего опыта.

Например, в своей книге «Сила настоящего» Экхарт Толле говорит о совокупности травматического опыта и болезненных чувств, накопленных в теле человека как о «теле боли» от которого важно отделиться, учась наблюдать за чувствами, не вовлекаясь в них, не переходя к немедленному реагированию. Метафорический подход также позволяет отделиться от своей боли, но не избегать ее, а учиться ее наблюдать и принимать как часть своего опыта [32].

Мыслительный план в формировании психосоматики очень важен. Мы перестаем быть хозяевами самих себя если не умеем управлять своими мыслями. Недаром Грибоедов написал свое «Горе от ума». Само название этой книги является прямой метафорой, передающей перегруженное обильной информацией состояние современного человека. Перестав управлять своими мыслями, мы позволяем мыслям управлять нами и таким образом, влияние бессознательного сильно увеличивается. Неосознаваемые ожидания, установки, мыслеобразы начинают формировать нашу жизнь. А неосознаваемое часто означает – теневое, вытесненное, болезненное.

Так формируется тонкое содержание наших проекций. Что именно я привношу в контакт? С какими «фильтрами» я привыкаю смотреть на мир, на любимого человека, на ситуацию? Неосознаваемые мыслеобразы напрямую влияют на мою жизнь, заставляя удивляться – почему так не везет, почему меня не принимают в коллективе, почему я не реализован в профессии, в семье?

Это величайшая иллюзия думать, что мир именно такой, каким он нам кажется, а люди именно такие, как мы о них думаем. Сознание зачастую не в состоянии полностью контролировать ход мыслей и удерживать нас в состоянии контакта, в состоянии полного осознавания себя и собеседника.

Гештальтерапию в этом смысле можно считать преемницей духовных практик по очищению сознания, тем или иным образом направленных на возвращение человеку контроля над ментальной сферой. Для достижения необходимого уровня чистоты осознавания, для возвращения состояния ясности  и включенности в процесс тогда, когда это становится необходимым.

И в этом процессе фундаментально важно опираться на связку между физической, чувственной и мыслительной сферами. В этом суть психосоматики. Процесс осознавания основан на том, чтобы научиться грамотно распределять свое внимание по этим трем уровням. Когда я в контакте с телом – мой ум не может вовлечь меня в свои водовороты. Тело якорит, заземляет мое сознание. Когда я в контакте с телом, мои мысли гармонизируются, они опираются на реальность конкретных переживаний настоящего момента. Тело единственный гарант проживания «здесь и сейчас».   

Для меня, как для терапевта, мое тело - основа моего присутствия в процессе с клиентом. Своим осознаванием, своим внутренним балансом ума, чувств, телесности и контакта с реальностью я могу предлагать человеку контакт личный, для обучения такому же владению вниманием.     

И здесь важен существенный переход – от привычки контроля к практике внимания и концентрации. Осознавание – это позволение. Это наблюдение и созерцание, которое таит в себе потенцию трансформации. Доверие к такому процессу формируется постепенно.  

Уникальность гештальт-подхода проявляется и в том, что не выделяется главенство одного из трех уровней человека: физический, эмоциональный и ментальный планы  равноценны. А это означает, что нет необходимости, например, дотошно искать первопричину заболевания или проблемы, делая акцент только на аналитической работе. Гораздо важнее научиться принимать через проживание и слышать в максимальной полноте сам симптом. В каждом отдельном моменте он может проявляться по разному. Иногда через физический, иногда через эмоциональный, а иногда больше через план ментальности, которые выражает человек. Задача терапевта – видеть, замечать целостность процесса. И как раз с помощью метафоры помогать соединять актуальные уровни симптома между собой, для достижения его полноты проявления и выражения. Это путь трансформации. И он возможен только благодаря развитию целостного восприятия.   

В заключении этой части важно подчеркнуть, что в основе психосоматики лежит упомянутая выше взаимосвязь трех уровней. Эта связанность работает как при формировании поблемы, так и при исцелении. Тело, чувства и ум напрямую влияют друг на друга, подчиняясь закону единства. Гештальт-подход основан на достижении целостного проживания симптома через осознавание.

2. 2 Методы работы с телесной метафорой

Работа с метафорой в гештальт-подходе базируется на ее осознавании и осознавании ее влияния на поведение и жизнь человека.

Психологи Г. В. Тимошенко и Е. А. Леоненко предлагают несколько вопросов, ответив на которые, психотерапевт (или сам клиент) сможет-получить довольно обширную информа­цию. Используя определение метафоры как перевода значе­ния в иную плоскость, они предлагают каждый вопрос рас­сматривать как проекцию изначального содержания на различные смысловые плоскости:

1. Вопрос «откуда? » проецирует телесное действие (позу, жест, мимику и т. д. ) в плоскость причинности. Отве­том на этот вопрос может быть поза, жест или целост­ное действие, которые предшествовали исследуемому действию, логически приведя к его совершению.

2. Вопрос «куда? » дает нам проекцию на плоскость це­ленаправленности. Ответом, по аналогии с предыду­щим, может быть поза, жест или целостное действие, которые с точки зрения телесного удобства вытекают из исследуемого.

3. Вопрос «зачем? » относится к плоскости осмысления. Ответ на него скорее будет вербальным, нежели те­ лесным и даст нам информацию о том, какие выгоды или преимущества может получить клиент от данного действия. Словесный характер ответа не переведет метафору в вербальную, так как, согласно нашему рабочему определению, для телесной метафоры дос­таточно телесной представленности одной из частей метафоры.

4. Вопрос «а надо ли? » даст нам проекцию на плоскость от­странения. Ответ — опять-таки скорее вербальный — будет состоять в том, чего лишится клиент, отказав­шись от осуществления этого действия.

5. Вопрос «сколько это стоит? » характеризует проек­цию на плоскость эффективности (или цены). Ответ, в сущности, состоит в сопоставлении выигрыша от действия с его «ценой» (энергетической, эмоциональ­ной и пр. ). Интересным вариантом анализа действия с точки зрения этой плоскости может стать исследо­вание тех чисто телесных ограничений, которые на­лагает на клиента данное действие, поза и пр.

6. Вопрос «за счет чего? » относится к плоскости ресур­са. Ответ на него может быть как вербальным, так и телесным.

7. Вопрос «как еще? » дает проекцию исследуемого дей­ствия на плоскость аналогий. Ответ подразумевает иные варианты получения тех же выигрышей, которые клиент намеревается получить за счет соверше­ния данного действия [30].

Согласно Соколову [29], базой для работы с метафорой является:

- наличие бессознательного у пациента и у психотерапевта;

- серьезная и постоянная проработка связей сознания и бессознательного у психотерапевта при обучении и супервидении;

- двойственность основных чувств, целей, форм общения и самого процесса психотерапии;

- перевод символов метафорического языка на уровень непосредственных взаимоотношений, жизненных сценариев, ценностей и убеждений как клиентов, так и терапевтов.

Представления, относящиеся к метафоре в гештальт-терапии, основаны на том, что организм, избегая боли, относящейся к проживанию того или иного чувства или опыта, представляет проблему или состояние в виде образа, предоставляя информацию в замаскированной символической манере. Под таким нелогичным образом скрывается что-то, что впоследствии может помочь сформировать гештальт и понять, какая потребность требует удовлетворения.

При этом терапевт, работающий с метафорой клиента, обращает внимание на то, насколько она связана с культурным, семейным или личным опытом и насколько именно этот опыт (концепция мира, проблемы) вносит ограничения в жизнь клиента и формирует его проблему. Иногда терапевт может концентрироваться на буквальном смысле метафоры, расширяя телесный опыт клиента. Иногда требуется акцент на концепции мира, то есть ментальном аспекте. Более того, для работы с метафорами, ограничивающими опыт клиента, необходимо путешествие в другую метафору, расширяющую этот опыт.

Возможны различные методы индивидуальной и групповой работы с переживаниями через тело.

Первый вариант заключается в обучении пациента находить связь между отдельными зонами осознавания: тело-чувства-мысли и развитие функций «Id» и «Self» во взаимосвязи) [12]. При этом мостом для перехода от физических ощущений к психологической проблеме, является тело. Внимание пациента направляется на телесные реакции (сердцебиение, дыхание, напряжение в теле), затем устанавливается связь между ощущениями в теле и эмоциями. На этом этапе можно услышать от клиента  телесную метафору. Например, я «выдохся, выжат как лимон» возможно, имеется ввиду «я устал». Я «сжался, съежился» возможно в переводе с языка тела – это «я чувствую страх, тревогу, я угнетен чем-то». Переводить метафору должен не терапевт, а сам пациент. В ходе сессии важно удерживать состояние и реакции тела в фокусе внимания клиента, что позволит ему осознать свои истинные чувства в реальный момент времени.

Для групповой работы мы можем применить немного другой вариант:
Логика интервенции заключается в одновременной фокусировке двух моментов: вывод симптома на границу контакта и внимание на телесных реакциях. Для этого можно использовать следующую игровую психодраматическую процедуру. Пациент назначает членов группы на следующие роли: «Тело» (своё), «Симптом» (свой) и хотя бы одного или двух значимых фигур своей жизни, которые участвуют в системе отношений тело-симптом. Дальнейшая работа проходит в форме расстановки. Таким образом, клиент может увидеть со стороны свою систему – свою жизнь и осознать роль и задачу симптома.

На втором этапе описываемой процедуры на место «Тела» становится сам клиент, все проигрывается снова. В этот момент уже есть телесная метафора жизни клиента.

Следующая задача найти телом способ изменения сложившейся ситуации. Терапевт побуждает клиента следовать за телесным импульсом.

Обобщая сказанное, можно предложить следующую общую последовательность работы с метафорой в гештальт-подходе:

1. Образ (метафора) проблемы в теле

2. Чувства по отношению к этому образу

3. Исследование и усиление того, что вызывает эти чувства к образу – какие мысли, установки, убеждения, верования заставляют нас чувствовать именно это

4. Осознавание своих установок и возвращение их первоисточнику (родители, общество, Род и т. д. )

5. Трансформация прежних установок (интроектов) – «переваривание» чужих мыслей, установок и ассимиляция этого опыта через их преобразование в приемлемые для себя, либо их полное отпускание из своей жизни.

Мы также можем добавить методы арттерапии для того, чтобы облегчить процесс создания метафоры. В этом случае первым шагом будет произвольное движение, танец, рисунок, музыкальная импровизация для выражения актуальных чувств клиента.

Осознавание своего творческого проявления, связанных с этим чувств ложится в основу метафоры своего текущего состояния.

Арттерапия помогает человеку ответить на вопрос – Какой вы сейчас? Что вы чувствуете?

Затем можно переходить к образным ассоциациям – на что это похоже?

И формированию метафоры своего состояния – «меня уносит – я лечу»… на что вы похожи сейчас? – «на воздушный шарик». Что у вас внутри? – «мысли, фантазии, мечты о прекрасном будущем». А от чего вы улетаете? – «от земли»…

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...