Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2. Методика развития слухового восприятия




Раздел 2. Методика развития слухового восприятия

у глухих и слабослышащих детей

Тема 5. Выработка условной двигательной реакции на звук

Задание. Определение максимальногорасстояния, с которого ребенок воспринимает звучание различных предметов, голоса различной громкости.

Задачи изучения темы: Познакомиться с материалами Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымской, позволяющих оценивать состояние слуха маленьких неговорящих детей; разработать методические рекомендации по ее оценке при выработке условной двигательной реакции на звук.

Студенты изучают предложенную литературу и справочный материал, разрабатывают методические рекомендации для проведения исследования, направленного на оценку слуха маленьких детей.

Вопросы и задания:

1. Раскройте значение выработки условной двигательной реакции на звук на начальном этапе обучения.

2. Охарактеризуйте специфику работы по выработке условной двигательной реакции на звук у детей до 3-х лет.

3. Опишите особенности выработки условной двигательной реакции на звук у детей старше 3-х лет.

4. Познакомьтесь с примерной схемой оценки состояния слуха неговорящих маленьких детей, проанализируйте ее значение и возможности.

5. Составьте методические рекомендации для педагогов и родителей по проверке состояния слуха на звучание разных предметов и голоса различной разговорной громкости и соотнесения результатов изучения с данными тонального слуха. Для выполнения задания студенты используют справочный материал.

Литература:

1. Пелымская, Т. В. Формирование устой речи дошкольников с нарушенным слухом: пособие для учителя-дефектолога / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. –  М.: ВЛАДОС, 2003.

2. Королева, И. В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста / И. В. Королева. – СПб.: КАРО, 2005.

3. Леонгард, Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников / Э. И. Леонгард. – М.: Просвещение, 1971.

Тема 7. Обучение восприятию на слух неречевых и речевых сигналов

Задание №1*. Содержание и методы работы по обучению восприятию на слух неречевых и речевых сигналов.

Задачи изучения темы: уточнить и обогатить представления и знания студентов по теме; учится анализировать материал (учебный и практический).

1. Студенты прорабатывают предложенную литературу, отвечают на вопросы, выполняют практическое задание.

2. Студенты просматривают видеозадание №2, где представлена запись фрагмента занятия по обучению восприятию на слух неречевых и речевых сигналов, анализируют его, разрабатывают методические рекомендации по его совершенствованию.

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте содержание работы по обучению восприятию на слух неречевых и речевых сигналах на разных годах обучения (в разных возрастных группах).

2. Проанализируйте значение работы по каждому из направлений в контексте возможностей формирования навыков восприятия устной речи.

3. Охарактеризуйте, какие условия педагог должен учитывать и соблюдать, чтобы работа по данному разделу была эффективной (аппаратура, расстояние и т. д. ).

4. Составьте схему последовательности работы по обучению восприятию на слух неречевых и речевых сигналов.

5. Опишите алгоритм обучения деятельности различения разных звучаний.

6. Раскройте методику работы по всем содержательным направлениям раздела (различение звучащих игрушек, определение количества звучаний, различение на слух длительности, слитности, темпа, громкости и т. п. )

7. Охарактеризуйте специфику использования ЗУА.

8. Разработайте фрагмент занятия для глухих детей 3-го года обучения по различению ритма звучаний.

9. Ознакомьтесь с видеозаданием №2, где представлена запись фрагмента занятия по обучению восприятию на слух неречевых и речевых звучаний, проанализируйте его, ответьте на вопросы:

а) какое направление работы по обучению восприятию на слух неречевых и речевых сигналов представлено?

б) каков возраст (год обучения) детей, участвовавших в занятии?

в) какие задачи работы решались на занятии?

г) какие приемы работы были использованы для решения задач занятия? Соответствуют ли они друг другу?

д) какой способ восприятия звучания преимущественно использовался на занятии? Насколько обоснованным было использование данного способа (с позиций: содержания занятия, возрастных и слуховых возможностей детей)?   

е) назовите типичные ошибки, проанализируйте их и обоснуйте свою позицию;

ж) составьте рекомендации по совершенствованию данного занятия.

Литература:

1. Пелымская, Т. В. Формирование устой речи дошкольников с нарушенным слухом: пособие для учителя-дефектолога / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. –  М.: ВЛАДОС, 2003.

2. Дошкольное воспитание аномальных детей: кн. для учителя и воспитателя / Л. П. Носкова, Н. Д. Соколова, О. П. Гаврилушкина и др. / под ред. Л. П. Носковой. – М.: Просвещение, 1993.

3. Леонгард, Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников / Э. И. Леонгард. – М.: Просвещение, 1971.

4. Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста / Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц, Н. Д. Шматко и др.. – М.: Просвещение, 1991.

5. Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспи тание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста / Л. А. Головчиц, Л. П. Носкова, Н. Д. Шматко и др. . – М.: Просвещение, 1991.

6. Пелымская, Т. В. Работа по развитию слухового восприятия и обучение произношению в дошкольных учреждениях для глухих детей: методические рекомендации / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. . – М.: [б. и. ], 1988.

7. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей / под ред. Л. А. Головчиц. – М.: ГРАФ ПРЕСС, 2003.

Задание №2. Методические приемы по обучению восприятию на слух неречевых и речевых сигналов.

Задачи изучения темы: обогатить представления студентов о методическом оснащении раздела; учится анализировать предложенный материал, осуществлять подбор методического материала.

Студенты выполняют содержательные направления раздела «Обучение восприятию на слух неречевых и речевых сигналов», прорабатывают предложенную литературу и составляют картотеку методических приемов работы с детьми разных возрастов.

Направления работы по разделу:

1. Различение звучащих игрушек.

2. Определение количества звучаний.

3. Различение на слух длительности, слитности, темпа, громкости, высоты и ритма звучаний.

4. Определение направления звука.

5. Различение музыкальных ритмов.

6. Различение на слух инструментальной и вокальной музыки, речи.

7. Различение на слух голосов птиц и животных.

Рекомендации к составлению картотеки:

1. Формат карточки А6 (1/4 формата А4);

2. На лицевой стороне карточки отмечаются:

· название метода;

· автор (если есть);

· сфера применения (направление работы, год обучения, возраст, состояние слуха – для глухих, для слабослышащих, без ограничений);

· где опубликован (возможны авторские, то есть студенческие варианты).

3. На обратной стороне карточки дается краткое описание приема, необходимое оборудование, делаются ссылки о необходимости использования и типе ЗУА.

Литература: см. рекомендованную к заданию №1 по данной теме.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...