Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 8. Обучение восприятию на слух речевого материала




Задание №1*. Содержание и методы работы по обучению восприятию на слух речевого материала.

Задачи изучения темы: обогатить представления студентов по теме, совершенствовать умения анализа теоретического и практического материала.

1. Студенты прорабатывают предложенную литературу, отвечают на вопросы, выполняют практическое задание.

2. Студенты просматривают видеозадание №3, где представлена видеозапись фрагмента занятия по обучению восприятию на слух речевого материала, анализируют его, разрабатывают методические рекомендации по его совершенствованию.

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте содержание работы по разделу «Обучение восприятию на слух речевого материала».

2. Раскройте последовательность отбора речевых единиц для аудирования.

3. Перечислите виды работы по восприятию на слух речевого материала, дайте их краткую характеристику, особенности и последовательность введения в педагогический процесс в зависимости от возраста детей, состояния их слуха, уровня речевого материала.

4. Охарактеризуйте условия и специфику использования ЗУА в работе, направленной на обучение восприятию на слух речевого материала.

5. Раскройте содержание и задачи работы на первоначальном этапе развития речевого слуха.

6. Опишите последовательность работы по различению и опознаванию фразового материала.

7. Охарактеризуйте условия и методику работы по распознаванию на слух речевого материала.

8. Разработайте фрагмент занятия по различению фразового материала с детьми 2-го года обучения (на примере фраз-поручений).

9. Ознакомьтесь с видеозаданием №3, где представлена видеозапись фрагмента занятия по обучению восприятию на слух речевого материала, проанализируйте его, ответьте на вопросы:

а) какой вид работы по восприятию речевого материала представлен?

б) какие задачи обучения восприятию речевого материала решались на занятии?

в) какие речевые единицы были отобраны для аудирования?

г) какой способ восприятия речевого материала использовался чаще, с чем это связано?

д) какой тип ЗУА использовался на занятии? Объясните причину использования данной аппаратуры?

е) назовите ошибки в методике работы, проанализируйте их, обоснуйте свою позицию;

ж) обозначьте рекомендации по совершенствованию данного занятия.

 

Литература:

1. Пелымская, Т. В. Формирование устой речи дошкольников с нарушенным слухом: пособие для учителя-дефектолога / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. –  М.: ВЛАДОС, 2003.

2. Дошкольное воспитание аномальных детей: кн. для учителя и воспитателя / Л. П. Носкова, Н. Д. Соколова, О. П. Гаврилушкина и др. / под ред. Л. П. Носковой. – М.: Просвещение, 1993.

3. Леонгард, Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников / Э. И. Леонгард. – М.: Просвещение, 1971.

4. Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста / Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц, Н. Д. Шматко и др. . – М.: Просвещение, 1991.

5. Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста / Л. А. Головчиц, Л. П. Носкова, Н. Д. Шматко и др. . – М.: Просвещение, 1991.

6. Пелымская, Т. В. Работа по развитию слухового восприятия и обучение произношению в дошкольных учреждениях для глухих детей: Методические рекомендации / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. – М.: [б. и. ], 1988.

7. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей / под ред. Л. А. Головчиц. – М.: ГРАФ ПРЕСС, 2003.

 

Задание №2. Восприятие на слух текстов.

Задачи изучения темы: обогатить и расширить знания студентов о специфике работы по восприятию на слух текстов глухими и слабослышащими детьми; совершенствовать умение проектировать педагогический процесс по разделу «Обучение восприятию на слух речевого материала».

1. Студенты прорабатывают конспекты лекций, предложенную литературу по теме, отвечают на вопросы.

2. Студенты проектируют педагогический процесс, разрабатывая содержание деятельности сурдопедагога по обучению восприятия на слух текстов слабослышащих дошкольников.

Вопросы и задания:

1. Перечислите виды речевого материала (речевых единиц), используемых для подготовки и собственно обучения восприятию на слух текстов. Объясните последовательность введения в работу разных речевых единиц.

2. Опишите методику и организацию работы на слух знакомых стихов и песенок. На основе анализа программного материала предложите материал для опознавания на 3-4 годах обучения.

3. Определите последовательность отработки восприятия на слух ключевых слов, словосочетаний, вопросов к тексту, отдельных фраз из текста и самого текста с глухими и слабослышащими дошкольниками. Обоснуйте свой ответ.

4. Опишите, как меняется объем текста, предъявляемого на слух, в зависимости от возраста дошкольника и срока обучения в детском саду.

5. Проанализируйте роль догадки в опознавании речевых единиц при работе над восприятием текста. Сопоставьте методические выводы с основными положениями теории (механизма) восприятия речи.

6. Опишите методику работы над текстом, выделяя слухо-зрительное и слуховое восприятие материала текста как основные способы восприятия, их взаимодополняемость и самоценность.

7. Разработайте (спроектируйте) и опишите методику работы над текстом со слабослышащими детьми 5 года обучения. Для отбора речевых единиц проанализируйте программу.

Литература:

1. Пелымская, Т. В. Формирование устой речи дошкольников с нарушенным слухом: пособие для учителя-дефектолога / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. – М.: ВЛАДОС, 2003.

2. Леонгард, Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников / Э. И. Леонгард. – М.: Просвещение, 1971.

3. Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста / Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц, Н. Д. Шматко и др. . – М.: Просвещение, 1991.

4. Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста / Л. А. Головчиц, Л. П. Носкова, Н. Д. Шматко и др. . – М.: Просвещение, 1991.

5. Багрова, И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух: Пособие для учителя / И. Г. Багрова. – М.: Просвещение, 1990.

 

По результатам изучения раздела в качестве рубежного контроля проводится тестирование. Возможен выборочный, устный или письменный.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...