Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономико-географическое положение




ФГОУ ВПО

Московский государственный университет путей сообщения

(МИИТ)

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Экономическая география транспорта»

на тему: «Северо-Кавказская железная дорога»

 

Выполнила:

Коровкина Е.В.

Проверила:

Емельянова Н.В.

 

 

Москва

2011 г.

Введение.

Транспортный комплекс представляет собой особую сферу материальногопроизводства и выступает как самостоятельная отрасль. Транспорт призван удовлетворять потребности хозяйственного комплекса и населения в перевозках. Осуществляя эти перевозки, транспорт связывает в единое целое различные отрасли хозяйства и различные районы страны. Как отрасль материального производства транспорт имеет свои особенности. Он продолжает производственный процесс в сфере обращения, доставляя продукцию всех отраслей хозяйства к месту потребления.Особенно его роль возрастает в странах с большой протяженностью территории, в частности, в России. К тому же в нашей стране имеет место неравномерное размещение природных богатств и существенное различие в специализации районов и уровне их экономического развития. Обеспечивая экономические связи, он способствует успешному функционированию других отраслей хозяйственного комплекса страны.Осуществляя производственные связи между отраслями хозяйственного комплекса и районами страны, транспорт выступает как важный фактор развития специализации и комплексности экономических районов. Рациональное территориальное разделение труда, углубление специализации предприятий и районов, усиление экономических связей между ними невозможны без развитой транспортной сети, а комплексное развитие районов – без внутрирайонной транспортной системы. Следовательно, транспорт выступает как одна из важных основ территориального разделения труда, территориальной структуры хозяйственного комплекса страны и ее экономических районов, а также размещения производства и освоения новых территорий и природных богатств. Транспорт играет важную роль и в развитии внешнеэкономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья. Транспортный комплекс России представлен всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, трубопроводным, морским, внутренним водным ивоздушным. Каждый вид транспорта выполняет определенные функции в рамках транспортной системы страны, исходя из технико-экономических, географических, историческихособенностей развития провозной способности грузов и пассажиров.Железнодорожный транспорт играет важную роль в функционировании и развитии товарного рынка страны, в удовлетворении потребности населения впередвижении. Он является основным звеном транспортной системы России ибольшинства стран СНГ.Основным транспортным перевозчиком в нашей стране выступает ОАО «РЖД». В свою структуру ОАО «РЖД» включает 17 филиалов, расположенных на всей территории нашей страны от Калининграда до Сахалина. Одним из филиалов ОАО «РЖД» является Северо-Кавказская железная дорога и именно описанию ее истории, характеристики района тяготения, а также других показателей я бы хотела посвятить тему своей курсовой работы.2

История дороги

Образована 12 июля 1922 году по постановлению СТО после национализации частных железных дорог, из Армавир-Туапсинской железной дороги и Владикавказской железной дороги как Северо-Кавказские железные дороги.

В соответствии с Постановлением СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 10 июня 1935 г. и приказом НКПС СССР № 144Ц от 11 июня 1935 г. Северо-Кавказские железные дороги были разделены на Северо-Кавказскую железную дорогу (Орджоникидзе) и Азово-Черноморскую ж. д. (Ростов-на-Дону). В 1936 г. Азово-Черноморскую ж. д. переименовывают в железную дорогу имени К. Е. Ворошилова. Во исполнение Постановления СНК СССР от 13 марта 1937 н. и приказа НКПС СССР № 54Ц от 17 марта 1937 г. Северо-Кавказскую железную дорогу переименовывают в Орджоникидзевскую железную дорогу.

Во исполнение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1943 г. и приказа НКПС СССР № 714 от 15 сентября 1943 г. железная дорога имени К. Е. Ворошилова переименована в Северо-Кавказскую железную дорогу. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 748 от 13 июля 1959 г. и приказом МПС СССР № 42 от 14 июля 1959 г. Северо-Кавказская и Орджоникидзевская железные дороги были объединены в единую Северо-Кавказскую железную дорогу.

Строительство железных дорог на Северном Кавказе началось в 1861 году с прокладки линии Шахтная—Аксай. Затем были построены участки Зверево—Шахтная (1871), Аксай—Ростов (1875), Ростов—Владикавказ (1872—1875), Тихорецкая—Екатеринодар—Новороссийск (1884—1888).

С выходом дороги к порту резко возросли потоки зерна на экспорт, что придало дополнительный толчок развитию дороги. В начале XX века введены в эксплуатацию участки: Кавказская—Краснодар (1901), Батайск—Азов, Сосыка-Ейская—Ейск, Армавир—Майкоп (1911), Белореченская—Туапсе (1912), Краснодар—Ахтари, Крымская—Тимашевск—Кущёвка (1914), Батайск—Сальск, Прохладная—Гудермес (1915), Ставрополь—Винодельное (1916). К октябрю 1917 года общая длина дороги составляла 5000 вёрст.

В 1920-е—1940-е годы на дороге построены участки: Туапсе — Сочи (1923), Сочи — Адлер с веткой на Мацесту (1927), Петровское Село — Благодарное (1928), Винодельное — Дивное, Ростов — Хапры, Комсомольская — Нефтегорск, Майкоп — Хаджох, Ставрополь — Палагиада (1931), Лабинская — Шедок (1940).

Во время Великой Отечественной войны на дороге были построены линии: Гудермес — Астрахань и Адлер — Сухуми (1942), Крымская — Старотитаровка (1944).

В послевоенные годы строятся участки: Дивное — Элиста (1969), Зверево — Краснодонская (1971), Анапа — Юровский (1977), Краснодар — Туапсе (1978), западный обход Ростовского узла с электрификацией 25 кВ (1983), Благодарное — Будённовск (1987), Песчанокопская — Красная Гвардия(1989), Красная Гвардия — Передовая (1993), западный обход Батайска (1990), восточный обход станции Лихая с электрификацией (1991), Кизляр — Карланюрт (1997).

Дорога награждена орденом Ленина (1971).

 

В настоящее время разобраны следующие участки Северо-Кавказской железной дороги:

· от ст. Армавир-Туапсинский до ст. Ставрополь (был разрушен в период Гражданской войны в России 1918—1922 гг, впоследствии не восстанавливался);

· от ст. Кущёвка до ст. Староминская (был разрушен в годы ВОВ 1941—1945 гг, впоследствии не восстанавливался);

· от ст. Песчанокопская до ст. Красная Гвардия (линия строилась в 1980-х годах, в 1990-х была законсервирована и впоследствии разобрана);

· от ст. Морозовская-Южная до ст. Черкасская (участок частично разобран)

В конце 1990-х законсервирован участок Сосыка-Ейская — Уманская; в настоящее время участок полностью разобран. От ст. Уманская до ст. Староминская осуществляется только нерегулярное грузовое движение. На ряде участков отсутствует пассажирское сообщение:

· от ст. Курганная до ст. Шедок (ответвление от линии Армавир-Туапсе);

· от ст. Комсомольская до ст. Апшеронск (ответвление от линии Армавир-Туапсе);

· от ст. Крымская до паромной переправы ст. Кавказ и до ст. Темрюк (ответвления от линии Крымская-Анапа);

· от ст. Дарг-Кох до ст. Алагир (ответвление от линии Прохладная-Беслан);

· от ст. Светлоград до ст. Буденновск;

· от ст. Тимашевская до ст Ахтыри;

· от ст. Передовая до ст. Красная Гвардия.

До 1 января 2011 года состав дороги входили 5 отделений

· Грозненское отделение,

· Краснодарское отделение,

· Махачкалинское отделение,

· Минераловодское отделение,

· Ростовское отделение.

Ранее в составе дороги было также Лиховское отделение, впоследствии упразднённое и включённое в состав Ростовского.

С 1 января 2011 года дорога перешла на безотделенческую структуру управления, все отделения были преобразованы в регионы.

Экономико-географическое положение

Это самый южный район страны, площадь которого составляет 355,1 тыс. км2 и занимает 2 % территории страны. Протяженность береговой линии в границах района 350 км.

Северо-Кавказский экономический район имеет выгодное экономико-географическоеположение. Это проявляется в следующем. Во-первых, он имеет выход к трем морским бассейнам — Каспий­скому, Азовскомуи Черному, по которым осуществляются межрайон­ные хозяйственные связи. Выход территории Северного Кавказа к морям не только влияет на размещение и специализацию хозяйства самого района, но и обеспечивает внешнеэкономические связи Российской Федерации со странами Закавказья, Ближнего и СреднегоВостока и Южной Европы. Морские перевозки осуществляются через порты Новороссийск, Туапсе, Таганрог, Махачкала.

Во-вторых, Северо-Кавказский экономический район непосредственно граничит с бывшими республиками СССР – странами СНГ - Грузией, Азербайджаном и мощным Донецко-Приднепровским районом Украины. Тесные хозяйственные, этнические и инфраструктурные связи с этими странами усиливают стратегическое и экономическое значение данного района для всей России. Минусом в приграничном положении района с Грузией и Азербайджаном является то, что там в последние годы не прекращаются острые межнациональные конфликты, является дополнительным фактором дестабилизации национально-политической обстановки на Северном Кавказе. В составе России район граничит с развитыми Поволжским и Центрально-Черноземным районами.

В-третьих, выгодность положения Северного Кавказа проявляется в том, что на

территории района проходят важнейшие железнодорожные, автомобильные и

трубопроводные магистрали, связывающие Россию со странами Закавказья.

Благодаря своему выгодному положению Северо-Кавказский экономический район

имеет стабильные рынки сбыта. В межрайонном обмене Северный Кавказ выступает поставщиком продукции сельскохозяйственного, энергетического и транспортного машиностроения, нефтехимии, пищевой и легкой промышленности,

агропромышленного комплекса. Вывозятся также цемент и уголь. Основные

продукты ввоза - прокат черных металлов, некоторые виды минеральных

удобрений, деловая древесина и пиломатериалы, автомобили, тракторы, а в

последнее время нефть.

Пополнение рабочей силы связано с большим миграционным притоком населения, главным образом из государств Закавказья, а также Украины. В основном это нелегальные эмигранты, являющиеся источником дешевой рабочей силы.

Природные ресурсы.

Отличительная черта природных ресурсов района - их

разнообразие.

Запасы минерального сырья в районе разнообразны, но невелики. Есть месторождения

природного газа, (суммарные начальные запасы 2 трлн. м3, или 0,9%

общероссийских). Основная часть запасов природного газа приходится на

Ставропольский край. Небольшое коли­чество попутного газа добывают вместе с

нефтью. Общие запасы нефти невелики (0,8% общероссийских запасов нефти

промышленных катего­рий и 0,9% общероссийских перспективных и прогнозных

ресурсов), но она лучшая в стране по качеству: малосернистая, малосмолистая,

высокопарафинистая, с большим выходом при переработке светлых продуктов.

Наиболее значимы месторождения Майкопской и Кубано-Причерноморской площадей.

Намечается рост добычи нефти в Чечне. Освоение дагестанской нефти сдерживается каменный уголь (4% промышленных запасов угля России). Почти все его запасы (98%) сосредоточены в восточном крыле Донецкого бассейна в Ростовской области(более 16% общих геологических запасов всего Донбасса). Преобладают энергетические угли — антрациты.

Гидроэнергетические ресурсы по сравнению с другими источниками энергии

невелики. И хотя среди европейских районов России Северный Кавказ по их

запасам занимает видное место, их экономический потен­циал невелик — 25 млрд.

кВт-ч. Наиболее значительной долей потенциальных запасов гидроэнергии

выделяются Дагестан и Кубань.

В недрах Северного Кавказа обнаружены огромные запасы горячей воды и пара,

вовлечение которых в хозяйственный оборот дало бы ежегодно дополнительно

более 1,5 млн. т условного топлива.

В районе издавна добывают свинец и цинк. Однако многочисленные мелкие

месторождения этих полезных ископаемых расположены в сложных горно-

геологических условиях, а их руды содержат мало основных металлов. Поэтому

себестоимость их добычи высокая. Ценно то, что руды комплексные. Промышленные запасы полиметаллических руд сосредоточены в Садонском и других

месторождениях Северной Осетии. Известно также Эльбрусское месторождение

(Карачаево-Черкесия). Залежи свинцовых руд есть в Кабардино-Балкарии.

Вольфрамовые руды распространены значительно шире, но основным

разрабатываемым месторождением остается Тырныаузское. Месторождения медных руд есть в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Дагестане и др.

На территории района имеются запасы ртутного сырья. Месторож­дения киновари, из которой возможно извлечение ртути в промышлен­ных количествах, известны в Дагестане, Краснодарском крае (бассейн: р. Большой Лабы), Кабардино-Балкарии(бассейн р. Терека) в рудопроявлениях, которые тянутся от Туапсе доНовороссийска. Имеются про­мышленные запасы никеля (Садонский рудоносныйрайон).

Значительны ресурсы неметаллического сырья. Особенно широко распространен

барит, много гипса, известняков, очень велики залежи каменной соли (бассейн

р. Лабы), серы (Дагестан и др.).

Водные ресурсы района значительны — 69,3 км3. Однако по водообеспеченности и на душу населения, и на единицу территории Северный Кавказ

занимает одно из последних мест в стране. Осложняет использо­вание водных

ресурсов их крайне неравномерное распределение по тер­ритории и сезонам года.

Во многих местностях, где воду активно используют для орошения (в бассейнах рек Дона, Кубани, Терека), положение с водой напряженное. Здесь нет значительных озер, а самое крупное водохранилище — Цимлянское, площадь которого составляет

Потенциальные запасы подземных вод на Северном Кавказе состав­ляют 34 876 тыс. м3/сутки (4% их запасов по России в целом), но здесь самая высокая в стране

степень их использования (наравне с Централь­но-Черноземным районом) —13,6%.

Особенно велико потребление воды из подземных источников в Краснодарском крае(второе место в России после Московской области).

Для района в целом характерна небольшая лесистость — около 10%, Общие запасы древесины составляют 0,7% от запасов России. Но лесные ресурсы Северного Кавказа резко выделяются значимостью породного состава. Здесь сосредоточено 100% буковой и 23% дубовой древесины в России, распространены граб, явор и другие ценные породы деревьев. Легкодоступные для разработки массивы (около25% всей лесной пло­щади) практически уже вырублены. Освоение леса не должноснижать его защитных функций по отношению к другим компонентам природ­ных

комплексов. В этих условиях чрезвычайно важно не только восстанавливать и

повышать продуктивность лесов, но и рационально использовать и сохранять

имеющиеся экологические ареалы.

Особенно ценны рекреационные ресурсы района. Важнейший среди них — климат.Широко известны и используются в бальнеологических целях различные

минеральные воды: азотные, азотно-метановые (минерализация до 25 г/л)

Нальчика, Майкопа, Махачкалы, Каякенте, Рычал-Су; азотные и метановые

сульфидные термальные, хлоридные или хлоридно-гидрокарбонатного натриевого

состава (минерализация до 35 г/л) Сочи, Дагестана и др. Особенно богаты

минеральными источ­никами северные предгорья Большого Кавказа, черноморский

склон Кавказа. Много их в предгорьях Ставропольского края, Кабардино-

Бал­карии, Северной Осетии.

Уникален и наиболее освоен старейший рекреационный район России — Кавказские Минеральные Воды (бальнеологические курорты Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки,Железноводск). Разнообразие минеральных вод, высокая эффективность лечения позволили реги­ону Кавказских Минеральных Вод на протяжении многих десятилетий оставаться ведущим курортным районом России.

 

Великобальнеологиче­ское значение целебного ила озера Тамбукан (около Пятигорска),грязи Чембургского озера (в окрестностях Анапы) и некоторых лимановАзов­ского моря.

Несравненны эстетические рекреационные ресурсы Северно­гоКавказа, играющие важную роль в его хозяйственной специализации. Это и заснеженные высочайшие горы, и ландшафты яркой южной приро­ды Причерноморья, исторические памятники и др. Все это создает особую привлекательность Северного Кавказа для туризма и альпинизма, лечения и отдыха.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...