Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Методы принятия управленческих решений в предприятии




ТЕМА 4. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ПРЕДПРИЯТИИ

 

1. Эвристические методы.

1. 1 Методы групповой работы

1. 2 Методы индивидуальной работы

2. Экспертные методы.

3. Активизирующие методы

4. Аналитические методы

 

1. Эвристические методы

 

Методы – это организация приемов и способов, которые обеспечивают достижение любых целей. При этом под способом понимают порядок использования сил и средств, лицом, принимающим решения.

Эвристика - совокупность приемов исследования, методика постановки вопросов и их решения; метод обучения с помощью наводящих вопросов, а также теория такой методики. Эти методы стимулируют творческое (образное) мышление в процессе принятия решения, позволяют генерировать новые идеи, использование которых дает возможность повышать эффективность решения управленческих задач.

 

1. 1. Методы групповой работы

 

Метод «мозговой атаки»

Существуют ситуации, когда лицу, принимающему решение, трудно найти решение. В этом случае можно применить метод «мозговой атаки». Он позволяет выявить и сопоставить индивидуальные суждения, спектр идей по решению проблемы, а затем принять решение.

Существует несколько разновидностей методов " мозговых атак" (ММА): прямая " мозговая атака", обратная, двойная, " конкуренция идей" и др.

Прямая " мозговая атака" - метод коллективного генерирования идей по решению творческой задачи. Ее цель - отбор идей.

Правила для участников:

1. Участники садятся лицом друг к другу.

2. Запрещаются споры, критика, оценки того, что говориться.

3. Время выступления для участника - 1-2 мин.

4. Высказываются любые идеи, вплоть до бредовых.

5. Количество идей важнее их качества.

Ограничения и условия:

§количество участников-4-15;

§желателен различный уровень их образования и специализации;

§необходимо соблюдать баланс в уровне активности, темперамента;

§время работы от 15 мин. до 1 часа.

Идеи отбирают специалисты - эксперты, осуществляющие оценки в два этапа. Сначала отбираются наиболее оригинальные и рациональные идеи, а затем оптимальные, с учетом задачи и цели ее решения.

Обратная " мозговая атака" предполагает не генерацию новых идей, а критику уже имеющихся. Она может быть проведена сразу после прямой, когда после коллективного генерирования идей формируются контридеи. При этом производятся:

§систематизация и классификация идей и группировки по признакам, которые выражают общие подходы к решению проблемы;

§оценка идей на реализуемость и поиск препятствий к этому;

§оценка критических замечаний, отбор идеи и контридеи, выдержавших критику.

Целесообразно всех участников разделить на группы:

§генераторов идей (когда проводится прямая “мозговая атака”);

§анализа проблемной ситуации;

§генераторов контридей.

Этот метод базируется на принципах:

§сотрудничества в процессе поиска решения;

§доверия к творческим возможностям и способностям друг друга;

§оптимального сочетания интуитивного и логического.

 

Метод ключевых вопросов

Метод целесообразно использовать для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся при решении проблемы.

Задаваемые вопросы служат стимулом для формирования стратегии и тактики решения задачи, развивают интуицию, формируют алгоритмы мышления, наводят человека на идею решения, побуждают к правильным ответам.

Известно, что еще в Древнем Риме политикам рекомендовалось для сбора более полной информации о событии ставить перед собой ряд вопросов и отвечать на них: кто? что? зачем? где? чем? как? когда?

Принципиальные требования к использованию метода.

§Проблемность и оптимальность. Искусно поставленными вопросами необходимо снижать проблемность задачи до оптимального уровня или снижать неопределенность проблемы.

§Дробления информации. С помощью вопросов постараться разделить проблемы на подпроблемы.

§Целеполагания. Каждый новый вопрос должен формировать стратегию, модель решения проблемы.

Вопросы должны стимулировать мысли. Рекомендуется поэтапная постановка вопросов, стимулирующая решение проблемы и повышающая ее определенность.

Последовательность действий:

§Что неизвестно?

§Что дано?

§В чем состоит условие?

§Есть возможность удовлетворить условие?

§Достаточное ли условие для определения неизвестного?

§Сделать чертеж (или рисунок).

§Привести пригодные переменные и значения

§Разделить условие на части.

§Постараться записать их.

Поиск идеи и разработка плана решения:

§Как найти связь между данными и неизвестными?

§Известна ли какая-либо родственная задача?

§Нельзя ли ею воспользоваться?

§Нельзя ли использовать метод ее решения?

§Не стоит ли ввести какой-нибудь вспомогательный элемент, чтобы воспользоваться прежней задачей?

§Нельзя ли сформулировать задачу проще?

§Нельзя ли придумать более доступную задачу? Более общую? Более современную? Аналогичную?

§Нельзя ли решить часть задачи, удовлетворяющих часть условий?

§Нельзя ли извлечь что-либо полезное из данных?

§Все ли данные и условия использованы?

§Приняты ли во внимание все условия задачи?

Осуществление плана:

§Когда Вы реализуете план решения, контролируйте свои шаги.

§Ясно ли Вам, что принятый план правильный?

§Сумеете ли Вы доказать, что он правильный?

Контроль и самоконтроль полученного решение:

§Нельзя ли проверить результат?

§Нельзя ли проверить ход решения?

§Нельзя ли получить этот результат по-другому?

§Можно проверить правильность полученного результата?

§Нельзя ли использовать полученный результат в другой задаче?

§Нельзя ли решить задачу, обратную или противоположную этой?

 

Метод свободных ассоциаций

Отмечено, что на этапе генерирования идей при использовании новых ассоциаций повышается результативность творческой деятельности за счет рождения новых идей. В процессе зарождения ассоциаций устанавливаются неординарные связи между элементами решаемой проблемы и прежним опытом лиц, привлеченных к коллективной работе. Метод учитывает особенности деятельности мозга человека, что производит новые идеи при возникновении новых ассоциативных связей.

Так, если члены группы предлагают слово, понятие, то оно может стать базисом для установления ассоциативных связей.

Например, у некоторых людей слово, услышанное случайно, чей-то образ, картина, мелодия рождают идею, способствующие решению проблемы.

 

Метод инверсии

При поиске идеи решение проблемы часто можно найти, изменив направление поиска на противоположное, противоречащий сложившейся традиционным взглядам, продиктованным логикой и здравым смыслом. Нередко в ситуациях, в которых логические приемы, процедуры мышления оказываются бесплодными, оптимальна противоположная альтернатива решения.

Классический пример инверсии – изобретение ракеты К. Циолковским. Он решил, что придумал пушку, но пушку летающую, с тонкими стенками и выпускающую вместо ядер газы.

Метод базируется на принципе дуализма (двойственности), диалектического единства и оптимального использования противоположных (прямых и обратных) процедур творческого мышления, диалектического подхода к анализу объекта исследования.

Метод позволяет:

§развивать диалектику мышления;

§находить выход из безвыходных ситуаций;

§отыскивать оригинальные решения различного уровня трудности.

Использование метода требует развитых творческих способностей, базовых знаний, умений и навыков.

 

Метод личной аналогии

При решении проблемы иногда осуществляется замена исследуемого объекта, законы функционирования которого неизвестны, на аналогичный объект с уже известными свойствами.

Обычно используются " прямые аналогии", " субъективные аналогии", символические и фантастические аналогии. Для ОПР необходимые личные аналогии, когда объекту исследования приписываются свои чувства, эмоции, цели, функции и т. п. Это дает возможность как бы " слиться" с объектом, " почувствовать", осмыслить и испытать его плюсы и минусы на себе. В основу метода положено замещение исследуемого объекта (процесса) другим (собой).

Метод позволяет:

§развивать воображение, фантазию, образное мышление, и на этой основе получать оригинальные решения проблем;

§" исследовать" исследуемые объекты, не привлекая средства, ресурсы.

Благодаря использованию метода можно получить только идею решения проблемы.

 

Метод номинальной группы

Этот метод используется для нахождения наилучших вариантов решения проблем.

Условия и требования:

§привлекаются эксперты, которые хорошо решают проблемы, но ранее вместе не работали;

§участники в процессе совместной работы могут генерировать собственные идеи, но впоследствии, с учетом позиции коллег, могут их просматривать;

§состав группы – не более 12-15 чел. (минимум – 6-8 чел. );

§эксперты не должны быть связаны служебными отношениями;

§продолжительность работы группы – 5 часов (с учетом усвоения метода);

§высказанные идеи воспринимаются не только на базе личного отношения к ним, но и с учетом обстановки в группе;

§происходит взаимный опрос экспертов, в результате чего идея как бы отделяется от авторов.

 

Метод синектики

Метод синектики заключается в получении наиболее оригинальных идей за счет обучения участников использованию в процессе " мозговой атаки" методов аналогии, интуиции, абстрагирования, свободного размышления, применения неожиданных метафор, элементов игры, что позволяет привычную проблему в непривычной ситуации решить неожиданно и оригинально.

Условия и требования:

§проблема формулируется в общем (образном) виде;

§обсуждение необходимо начинать не с проблемы, а с анализа ее общих признаков, характеризующих сложившуюся ситуацию;

§не рекомендуется останавливаться на одной, даже самой оригинальной идее решения;

§при осложнениях в решении проблемы следует вернуться к анализу ситуации, в которой возникла проблема;

§выдвижение идей и их отбор зависят от мастерства, такта, находчивости руководителя, его умения стимулировать творческое мышление участников;

§критический отбор и оценку идей решения проблемы лучше осуществлять поэтапно:

1) анализ каждой выдвинутой идеи;

2) группировка и классификация идей;

3) критический анализ выдвинутых идей;

4) отбор оригинальных, оптимальных решений.

 

Метод 635

Группа из шести участников анализирует и формулирует заданную проблему. Каждый участник записывает в формуляр три предложения для решения проблемы (в течение 5 мин. ) и передает формуляр соседу.

Последний принимает к сведению предложения своего предшественника, а под ними в трех полях вносить еще три собственных предложения. Эти предложения могут использоваться в дальнейшей разработке записанных решений, но могут выдвигаться и новые. Процесс заканчивается, когда участники обработали все формуляры.

Условия: рекомендуемое количество участников – 6 человек. Время на ротационную фазу может увеличиваться на последующих фазах.

Метод позволяет получить до 108 (6х3х6) предложений.

 

Метод Дельфи («кибернетический арбитраж»)

Непосредственное обсуждение заменяют письменным обменом информацией и размышлением на основании разработанных вопросов (при сохранении анонимности мнений) и аргументов «за» и «против». Для статистического анализа полученных соображений и определения средней оценки данные обрабатываются на ПК. Эксперту сообщают среднюю оценку и просят повторно рассмотреть те положения, относительно которых одержано наибольшие разногласия. Как правило, процедура повторяется 4-5 раз, пока не будет достигнуто достаточного сближения точек зрения. Методика “Дельфи” повышает объективность и надежность экспертных оценок, но в тоже время достаточно сложная и трудоемкая.

В процессе подготовки и принятия управленческих решений в ряде стран начали использовать “модели черной доски”, которые базируются на регламентации процесса обсуждения альтернатив, постепенном-шаг за шагом обосновании решения и отражении этого на условной “доске” для всех участников, участвующих в подготовке решения. Специалисты считают, что развитие этой модели будет происходить прежде всего благодаря внедрению эффективных средств обработки и коллективного использования данных, использования мультимедийных документов в режиме видеоконференций.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...