Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2 Исторический путь развития свирели в русской культуре.




 

Еще на заре человечества наши предки изобрели музыкальные инструменты. Окружающая природа была для них настолько загадочной и опасной, что они обожествляли все непонятные явления. К тому же звуки природы очаровывали их, и хотелось повторить громовые раскаты, тихий плеск воды, шелест листвы, постоянно меняющуюся музыку ветра. Чтобы разговаривать с древними богами, человек во всех частях света срезал полые веточки кустарников и с усилием задувал воздух, перебирая пальцами у нижнего отверстия. Так появились примитивные духовые инструменты, которые со временем изменялись и усложнялись.

Инструментальный фольклор, как особая область музыкального твор­чества, является важной частью духовной культуры русского народа и тесно связан с его историей, особенностями экономики, быта, рели­гиозными и художественными представлениями. Игра на музыкальных ин­струментах занимала значительное место в жизни древних славян: помогала в трудовых процессах, сопровождала семейные и ка­лендарные обряды, служила средством оповещения, широко использо­валась в войске, звучала в семейном быту, на общинных праздниках. Она постоянно взаимодействовала с другими видами народного искус­ства: песенным, танцевальным, театральным, устно-поэтическим, де­коративно-прикладным.

Так же, как и для песенного фольклора, для инструментальной культуры характерна устная передача из поколения в поколение, соль­ная и коллективная формы музицирования, вариантность, нераздели­мость творческого и исполнительского процессов, многослойность ре­пертуара, наличие отдельных, отличающихся друг от друга локаль­ных традиций, особенности которых обусловлены историческими и со­циально-экономическими предпосылками.

История изучения русских народных инструментов насчитывает бо­лее двух столетий а музыка, исполняемая на них, до начала XX века практически не исследовалась, так как не было средств ее фик­сации (звукозаписывающей аппаратуры), ведь нотация по слуху от­дельных образцов (особенно ансамблевых) представляет большую труд­ность. В настоящее время проблемами инструментализма устной традиции занимается специальная научная дисциплина этноорганофония, которая постепенно выделилась из музыкальной этнологии (фоль­клористики).

Музыкальный фольклор - явление сложное, особым образом организо­ванное, что вызывает необходимость применения системного метода ис­следования, который впервые в советском музыкознании положил в ос­нову описания и изучения инструментальных традиций К. Квитка.

Русская инструментальная народная музыка — особая само­стоятельная область народного музыкального творчества. Из­давна, еще со времен Киевской Руси, у древних восточных сла­вян существовал богатый и разнообразный инструментарий. Об этом говорят данные археологических раскопок, древнерусская литература и памятники изобразительного искусства: книжные миниатюры, иконы, фрески. Установлено, что в Киевской Руси существовали инструменты духовые, струнно-щипковые, смычко­вые, ударные.

Игра на музыкальных инструментах сопровождала у древних восточных славян и события семейного быта, и массовые народные праздники на открытом воздухе, и военные походы. К традиционным народным инструментам русских относятся: свирель, жалейка, окарина, свистулька, владимирский рожок.

Природные условия лесной зоны Европы предопределили преоблада­ние скотоводчества в экономической системе местного населения и более поздний переход к нему от охотничьего хозяйства. Поэтому охотничьи инструменты исторически являются предшественниками па­стушьих и имеют с ними много общего. Объединяет их, прежде, всего, теснейшая связь с процессом выполнения работы, проходящим в сход­ных условиях, поэтому их можно рассматривать как особые орудия труда. Особенности конструкции и бытования, терминология, использо­вание одинаковых материалов и способов изготовления, а также при­менение однотипных инструментов (рогов и труб) указывают на не­сомненное их родство.

«Нежный звук свирели раньше хорошо знали на Руси. Так же, как на рожке или жалейке, на ней играли пастухи, собирая стадо. Помните пастушка Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка»? Его песни сопровождаются звучанием флейты, имитирующим свирельный наигрыш. Свирель - это и есть духовой инструмент, очень распространенный в России». [38]

Свирель (сопель, сопилка, сиповка, посвистень, пищаль, дудка) - древняя продольная свистковая флейта восточных славян. Использовался как пастуший, ратный и скомороший инструмент. Умение пастуха, посредством игры на инструментах, влиять на поведение зве­рей, управлять и «разговаривать» и с ними, и с духом (хозяином) леса, и «за­игрывать пасть» дикому зверю (хищникам) наделяло его магическими каче­ствами.

Неведомой сакральной силой обладали инструменты пастуха. Считалось, что прос­тым людям притрагиваться к ним нежелательно. После смерти пастуха его инструмен­ты никогда не хранили, а отправляли на «тот свет» вместе с владельцем — клали в гроб.

При изготовлении инструмента пастух «знал», какие выбрать породы дерева: так, например, в Поволжье и северных областях России пастушью трубу и рожок делали исключительно из можжевельника; в западных традициях существовал обычай изго­товления труб и жалеек из дерева, в которое попала молния (считалось, что она тем самым наделила дерево особой энергией и силой). Хорошим материалом для инстру­мента было дерево, под которым находился муравейник: подобно тому, как муравьи собираются в муравейник, будут и коровы собираться в стадо.

Русская свирель является ещё недостаточно изученной. Специалисты давно пытаются соотнести бытующие свистковые инструменты с древнерусскими названиями.

Слово «свирель» более древнее, чем «сопель», поскольку оно встречается в общеславянском языке и, следовательно, существовало еще в эпоху, предшествовавшую разделению этого языка на восточную, западную и южную ветви. Однако относилось ли такое название к инструменту определенного вида сказать трудно: в древней Руси «свирцом», «свирянином» называли исполнителя на любом духовом инструменте, кроме рога и трубы – «трубачея». [39]

Свирель - народный инструмент, который получил широкое распространение в эпоху Киевской Руси. По способу добычи звуков она принадлежит к самым давним духовым инструментам. Встречаем упоминания об этом инструменте в древних летописях восточных славян ХІ века, в содержании старого украинского письма Теодосия Печерского, митрополита Киевского Кирилла, Памфила (ХІ - ХІІІ ст. ), украинских песнях, сказках, легендах, переводах, произведениях русских и украинских писателей.

Самый древний в мире музыкальный инструмент был найден на территории нашей страны. Это была свирель, возраст которой около 34 тысяч лет! Сделана она из куска минерала (гематита). Свирель обнаружили археологи из Сибирского отделения Академии наук при раскопках в Хакасии, неподалеку от деревушки Малая Сыя.

 На раскопках Древнего Новгорода в двадцатом веке было обнаружено две свирели, одна из которых датируется одиннадцатым веком, а другая – пятнадцатым. Уже один этот факт наглядно доказывает, что свирель «шла в ногу» с историей развития человеческого общества и никогда не устаревала. Конфигурации претерпевала лишь ее внешняя форма. Так, свирель в одиннадцатом веке имела четыре игровых отверстия и длину около двадцати трех сантиметров, а более поздняя свирель имела уже три игровых отверстия.

В Ленинградский государственный музей музыкальных инструментов в 1965 году поступила большая партия предметов, найденных при археологических раскопках в разных районах нашей страны. Самый древний экспонат — флейта из птичьей кости, сделанная руками неизвестного мастера еще 4 тысячи лет назад. Найден этот инструмент около деревни Фомино в Рязанской области. Еще более древняя флейта была обнаружена при раскопках древнекаменного века. Ей около 20 тысяч лет. Это — свисток из сустава северного оленя. Путешествовавший во II веке нашей эры греческий историк Полидевк писал, что скифы «дуют в кости орлов и коршунов наподобие флейт». (В это время в самих Афинах игра флейтистов и флейтисток уже ласкала слух людей в театрах и храмах). [40]

Какова была древнерусская свирель, была ли она парной или одинарной флейтой, сказать трудно, сведений об этом не сохранилось. Положение усложняется еще тем, что нередко перемешиваются названия сходных инструментов родственных национальностей: русских, украинцев, белорусов.

Н. И. Привалов закрепил название «свирель» за парной флейтой, потому что так назывался этот инструмент на Смоленщине – основном районе его бытования. Одинарную свирель в таком случае называют «сопелью». В наше время свирелью все чаще называют инструмент типа продольной флейты со встроенным в верхнюю его часть свистковым устройством.

Область распространения одинарной свирели на русской этнической территории довольно широка. Бытование этого инструмента зафиксировано в Калининской, Смоленской, Курской, Калужской, Белгородской и других областях. Наиболее обследованным участком ареала одинарной свирели является Курская область, где сосуществуют две разновидности одинарной свирели – со специальным свистковым устройством и без него.

Двойная свирель не была равномерно распространена по всей русской этнической территории. Зафиксированный в литературе и частично изученный район ее бытования охватывает Смоленскую область, а также некоторые районы Калужской, Брянской и Калининской областей. Не исключено, что она существовала и в других областях России. Однако наиболее глубокие традиции игры на этом инструменте, несомненно, находятся в смоленских землях.

Внутри Смоленской области традиция игры на двойной свирели распространена также неравномерно. По наблюдениям И. Горюнова и К. Квитки, она сосредоточена главным образом в центральных и юго-западных районах (Смоленском, Духовщинском, Краснинском, Шумячском, Рославльском). Есть сведения о существовании двойной свирели и во многих других районах области, в том числе в восточных.

Кроме названий, перечисленных выше, двойная свирель в Смоленской области имеет еще следующие местные названия: двойчатки, двойни, параняты, свистульки. Они употребляются наряду с более распространенным народным термином дудки и служат для отличия двойной свирели от одинарной, бытование которой зафиксировано в этой области и которая называется здесь одиночкой или просто дудкой». [5]

Курские духовые инструменты, относящиеся к типу свирели, используются наряду с другими инструментами (жалейкой, скрипкой, кугиклами, балалайкой) главным образом для ансамблевой игры. Вместе с тем, на курском ареале существует и сольная традиция свирельной музыки, изученная на настоящий момент по сравнению с ансамблевой значительно меньше.

Другой разновидностью одинарной свирели является терская дудка, описанная Приваловым. Терские казаки, потомки выходцев понизовой вольницы, делают дудку из пустотелого толстого тростника или из прямой древесной ветки с выбитой сердцевиной. Однако в отличие от смоленской свирели этот инструмент не имеет специального свисткового устройства. Струя воздуха пускается через зубы на верхний край ствола, отчего и происходит возбуждение звука. Длина терской дудки 60 см, диаметр 2 см. Звук ее настолько громкий, что она применялась для сопровождения целого хора мужских голосов. [22]

О свирели сложено много стихов, легенд, мифов, песен. В каждом из произведений видна «душевная суть» свирели, ее доброта и чистота звуком.  Иногда упоминается о материале, из которого сделан этот инструмент, а также его роль в жизни человека.

На Руси считалось, что свирель – особый инструмент, созданный для любви. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады — Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы и услаждал слух девушек мелодичными наигрышами. «Известна одна из красивых историй о любви в славянской мифологии. «История о Волшебной Свирели», которую из уст в уста передали многие поколения славян. (Приложение 1).

Предполагается, что в Россию свирель перекочевала из Древней Греции. В античные времена свирель представляла собой музыкальный духовой инструмент, состоящий из семи тростниковых трубочек разной длины, связанных друг с другом. Согласно древнегреческой мифологии, её изобрёл Гермес, чтобы забавляться, когда будет пасти коров. Есть другое предание про древнегреческого бога леса Пана, который связал несколько тростинок и играл на свирели для своей любимой. Этот музыкальный инструмент и по сей день, весьма любим пастухами Греции. Здесь видим, что под свирелью понимается инструмент, который в России называется «кувиклы», «кугиклы».

«Вспомним всем известную русскую народную песню «Во поле береза стояла», вернее, то место в ней, где поется:

«Срежу я с березы три пруточка, Сделаю себе я три гудочка... ».

Песне этой не одна сотня лет, исследователи фольклора, однако, относят ее к не очень древним. Но слова ее невольно возвращают нас к временам языческой Руси, когда по весне водили хороводы, приветствуя бога солнца Ярилу. Вот тогда-то, видимо, и были срезаны эти пруточки. А гудочки (имеются в виду свистульки) делались очень просто. Весной дерево просто наполнено соком. И очень легко, кстати, не только у березы, а и у ольхи, и у орешника, отделить всю толщу коры от сердцевины. А уж когда сердцевина вынута, очень просто проделать отверстия и сделать свисток. По преданию, как уже говорилось, на свирели играл сын славянской богини любви Лады — Лель. Он тоже делал себе весной свирель из прутиков березы». [41]

О том, насколько древним ин­струментом является этот духо­вой инструмент, упоминается в одном из древнегреческих мифов.

«Однажды, блуждая по по­лям Фригии, Марсий, фригий­ский сатир, нашел трост­никовую флейту. Ее бросила богиня Афина, заметив, что игра на изобретенной ею са­мой флейте обезображивает ее прекрасное лицо. Афина прокляла свое изобретение и сказала: «Пусть же жесто­ко будет наказан тот, кто поднимет эту флейту». Ни­чего не зная о словах Афины, Марсий поднял флейту и вско­ре научился так хорошо играть на ней, что все заслу­шивались этой незатейливой музыкой». [42]

«На глубокую древность сопилки указывает еще встречающееся у многих европейских народов сказание о том, что на могиле убитого или убитой выросло дерево или камыш, из которого делают сопилку, и эта сопилка, помимо воли играющего, вещает миру о преступлении. По малорусским и галицийским народным поверьям, звук сопилки любят русалки (они топили людей)». [43]

Согласно древнегреческой мифологии, свирель изобрёл Гермес, чтобы забавляться, когда будет пасти коров. Этот музыкальный инструмент и сейчас любим пастухами Греции.

Многое о свирели сказано стихами. (Приложение 2, 3, 4, 5). Отсюда видно подтверждение, что свирель – пастуший инструмент, а игра на ней говорит о любви, красоте и добром начале.

О музыкальной красоте свирели пишут и наши кузбасские поэты, например Ирина Фролова. (Приложение 6).

Существует еще одна история о свирели, которая показывает, насколько трогательна и сильна ее музыка. Ведь она может растрогать чувства каждого, кто слышит эти звуки. ( Приложение 7). Известна также лезгинская легенда о свирели. (Приложение 8).

Во всех произведениях, так или иначе, мы видим образы красоты, любви, доброты. Свирель говорит только о том добро начале, только о красоте и отражает душу каждого умелого игреца на этом уникальном инструменте.

 Репертуар свирельных наигрышей состоял из песенных, плясо­вых и танцевальных мелодий. Мелодии песен исполнялись как аккомпанемент или самостоя­тельные инструментальные наи­грыши. В Смоленской области на них исполнялись плясовые ме­лодии «Барыни», «Камаринской», «Русского».

Репертуар наигрышей на свирели обширен и весьма разнообразен. Его составляют инструментальные транскрипции песенных, плясовых и танцевальных произведений народного творчества.

Многочисленные песенные наигрыши, составляющие большую часть репертуара, представлены произведениями, различными по песенно-жанровым истокам. Это – календарные, в частности, масленичные, свадебные, лирические. В зафиксированном репертуаре много песен-баллад, городских романсов, встречаются песни композиторского творчества.

Мелодии как обрядовых, так и необрядовых песен исполняются либо в виде сопровождения пению, либо, чаще, как самостоятельные инструментальные наигрыши. В результате опроса игрецов установлено, что исполнение каждого наигрыша (без пения) оканчивается тогда, когда оканчиваются слова соответствующей песни, которую исполнитель во время игры держит в уме. Инструментальными же в строгом смысле слова являются лишь некоторые плясовые наигрыши.

Бытовая функция и эстетическое назначение наигрышей на свирели изучались недостаточно. По свидетельству игреца А. Романова, он играл на дудках обыкновенно для себя, особенно в ночном, у лошадей. На вечеринках у них играли больше на скрипке или на гармошке. По другим сведениям, дудки применялись не только на пастьбе, в ночном (наравне с жалейкой – пищиком, по местному названию), но и на вечеринках, где на них исполнялись песни и особенно пляски.

Известно, что многие игрецы на свирели достигали большого искусства владения инструментом. По описанию Н. И. Привалова, рабочие Путиловского завода Ф. Лесников и О. Дудкин, выходцы из крестьян Смоленской губернии “искусно и с большой техникой играли на принесенных ими деревенских свирелях; при этом виртуозы исполняли все возможные музыкальные приемы, блестящие пассажи, трели, фрулато; мягкий и преимущественно свойственный характеру инструмента звук низких нот – на верхних регистрах достигал неслыханной еще мною до того силы. Кроме того, закрывая иногда пальцем половину голосового отверстия, эти искусники производили и полутон, то есть умели исполнять на своих первобытных флейтах как мажорные, так и минорные мелодии.

Выдающимся игрецом на двойной свирели был Стратон Петрович Егоров (умер около 1935 года в возрасте 89 лет) – крестьянин деревни Щетинино (Смоленский район). По воспоминаниям о Стратоне, записанным Горюновым, в 1912 году на выставке изделий Талашкинских мастеров для этого замечательного игреца был выстроен специальный павильон, в котором он демонстрировал игру на двойной свирели. По отзыву известного народного скрипача И. Мефодова “Стратон был такой музыкант, что лучше не было, не будет и быть не может”.

Недостаточно изучены ансамблевые возможности и функции свирели. Кроме использования свирели в ансамбле с хором, есть сведения о том, что игра танцев на ней сопровождалась бубном.

  В конце XIX века В. В. Андреев ввел в оркестр народных инстру­ментов усовершенствованную свирель, которая была снабжена клапанами, позволяющими из­влекать хроматический звуко­ряд.

Делая вывод по данному параграфу, мы установили, что игра на музыкальных ин­струментах занимала значительное место в жизни русского народа, еще с Киевской Руси. Первые раскопки найдены в Древнем Новгороде, затем в Хакассии, Рязанской, Смоленской, Курской областях. Игра на музыкальных инструментах, в частности на свирели, сопровождала массовые и семейные праздники, трудовые процессы. Скотоводчество определило традицию свирели как пастушьего инструмента. Об этом инструменте сложено много мифов, легенд, стихов и песен, в которых упоминается о его красивом «душевном» звучании, материале, из которого он изготовлен и в целом о его роли в жизни человека (см. приложение). Репертуар свирельных наигрышей состоял в основном из песенных, плясо­вых и танцевальных мелодий. К концу XIX века В. В. Андреев вводит уже усовершенствованную свирель в оркестр народных инстру­ментов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...