Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структурное подразделение.




Положение о структурном подразделении — документ, предназначенный для нормативно-правовой регламентации деятельности каждого структурного подразделения. Положение определяет статус подразделения, отражает его место в составе службы безопасности, показывает его внутреннюю организацию. На основе Положения составляется штатное расписание подразделения, определяется степень ответственности за выполнение возложенных на него задач. Приведем пример Положения об отделе режима и охраны.

Отдел режима и охраны является самостоятельным структурным подразделением службы безопасности и подчиняется начальнику службы безопасности.

В своей деятельности отдел руководствуется требованиями «Инструкции по организации режима и охране».

Организация и осуществление мер по обеспечению безопасности деятельности и защите сведений, составляющих государственную и коммерческую тайну.

Разработка и совершенствование системы предотвращения несанкционированного допуска и доступа к сведениям, составляющим коммерческую тайну.

Организация и поддержание пропускного и внутри объектного режима.

Организация охраны арестованных по режиму конфиденциальных помещений.

Организация личной охраны руководителей и ведущих сотрудников.

Организация и установление мер физической и технической зашиты зданий и помещений.

Организация, разработка и контроль системы безопасности в повседневных и в особых условиях (стихийные бедствия, поломки, аварии, беспорядки и т.п.).

В составе отдела режима и охраны имеются следующие структурные единицы:

  • Сектор режима.
  • Сектор охраны.

В соответствии с основными задачами отдел режима и охраны выполняет следующие функции:

  • Организует работу по выполнению решений, приказов и распоряжений руководства предприятия по обеспечению защиты коммерческих секретов и обеспечению безопасности деятельности.
  • Определяет единство действий и организует защиту, безопасность, сохранность документов и ценностей в обычных и особых условиях.
  • Разрабатывает, обновляет и дополняет инструкции, положения и иные нормативные материалы по режиму и охране.
  • Осуществляет руководство работой по установлению степени конфиденциальности сведений, содержащихся в документах. Совместно с основными подразделениями проводит работу по анализу практики применения «Перечня сведений» составляющих коммерческую тайну», по подготовке и внесению в него в установленном порядке необходимых изменений и дополнений, а также организует его переработку и переиздание.
  • Организует разработку и контроль за эффективностью действующей разрешительной системы допуска сотрудников, компаньонов и клиентов к ознакомлению и работе с документами конфиденциального характера, с целью исключения возможности ознакомления со сведениями, не относящимися к выполняемой ими работе.
  • Разрабатывает и рассматривает совместно со специальным отделом и подразделениями предложения по совершенствованию делопроизводства с грифом «Коммерческая тайна», предотвращению факторов включения в документы секретного и несекретного характера излишнего объема сведений» являющихся коммерческой тайной, сокращению издаваемых и разрабатываемых документов конфиденциального характера, неоправданной из рассылки.
  • Организует и обеспечивает систему контролируемого доступа и специального пропускного«режима в здания и помещения.
  • Организует, обеспечивает и контролирует выполнение требований внутри объектного режима.
  • Определяет систему охраны и участвует в ее организации и обеспечении работы выделенных помещений.
  • Организует разработку тактических принципов использования средств автоматизации, сигнализации, связи и охраны.
  • Организует охрану, пропускной» допускной и внутри объектный режим и осуществляет оперативно-методическое руководство работами по защите выделенных помещений и информации, обрабатываемой и передаваемой с использованием технических средств.
  • Осуществляет руководство и режим защиты коммерческих сведений в работе по отбору, хранению и использованию архивных материалов.
  • Осуществляет методическое руководство и принимает непосредственное участие в проведении предупредительно-профилактической работы с исполнителями работ и документов конфиденциального характера.
  • Организует проведение служебных расследований по фактам утраты документов конфиденциального характера, разглашения охраняемых сведений, нарушения охраны и пропускного режима, необоснованного ознакомления сотрудников и командированных лиц со сведениями, составляющими государственную и коммерческую тайну и по другим фактам, которые привели или создавали условия, способствующие утечке конфиденциальной информации.
  • Обеспечивает личную охрану руководства и сотрудников.

На основе единоличия руководит деятельностью отдела режима и охраны по выполнению возложенных на отдел задач и функций начальник службы охраны, который:

Назначает проведение проверок состояния и эффективности работы по обеспечению сохранения коммерческих секретов, режима безопасности, охраны и технического ее обеспечения.

Требует от сотрудников представления объяснений по фактам, которые привели или могли привести к утечке информации, составляющей коммерческую тайну.

Ходатайствует о поощрении сотрудников, активно участвующих в работе по предупреждению утечки охраняемых сведений, выполнении требований режима и охраны.

Сектор режима.

Сектор режима является подразделением отдела режима и охраны службы безопасности и подчиняется непосредственно начальнику отдела.

В своей деятельности сектор руководствуется требованиями «Инструкции по режиму и охране» в части режима.

Организация пропускного и внутри объектного режима.

Разработка разрешительной системы и обеспечение допуска сотрудников к документам, материалам и сведениям, составляющим коммерческую тайну.

Контроль за соблюдением режима допуска к сведениям и документам.

Совершенствование системы пропускного и внутри объектного режима.

Участие в разработке «Перечня сведений, составляющих коммерческую тайну».

В составе сектора режима выделяются следующие штатные должности:

  • заведующий сектором режима;
  • старший инспектор по режиму — начальник бюро пропусков;

инспектор по режиму;

  • инспектор по работе с персоналом, допущенным к сведениям, составляющим коммерческую тайну.

В части обеспечения режима основными функциями сектора являются разработка, реализация и осуществление основных положений системы получения разрешений на доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе:

  • права, обязанности и ответственность сотрудников, допущенных к работе с документами, содержащими коммерческую тайну;
  • схема выдачи разрешений на доступ сотрудников к сведениям, составляющим коммерческую тайну;
  • порядок доступа на совещания по вопросам, содержащим сведения^ составляющие коммерческую тайну;
  • порядок и контроль доступа к сведениям, составляющим коммерческую тайну, представителей других предприятий и государственных органов;
  • ведение, уточнение и изменение «Перечня сведений, составляющих коммерческую тайну";
  • учет сотрудников, допущенных к работе с документами и материалами, содержащими сведения, составляющие коммерческую тайну;
  • учет и анализ нарушений режима работы с документами, содержащими коммерческую тайну, различного рода попыток несанкционированного доступа к конфиденциальным документам традиционного и автоматизированного исполнения (базы данных, персональные файлы и др.), случаев телефонных переговоров, содержащих конфиденциальную информацию;
  • организация и проведение деловых совещаний* переговоров и встреч с обсуждением вопросов, связанных с коммерческой тайной;
  • организация и обеспечение пропускного^ и внутри объектного режима: выдача пропусков (постоянных, временных, разовых), порядок посещения, учет посетителей;
  • определение выделенных помещений, проведение их паспортизации» обеспечение их защиты совместно с группой Инженерно-технической защиты информации.

В части работы с персоналом учитывается, что сотрудники — главный источник утечки конфиденциальной информации, С учетом этого функции группы составляют:

  • беседы с поступающими на работу в подразделения, работа которых связанна с коммерческой тайной, с целью установления их пригодности для этой работы;
  • изучение поступающего на работу в части его прошлой трудовой деятельности;
  • оформление обязательств о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну;
  • анализ служебной осведомленности сотрудников;
  • анализ и учет трудовой удовлетворенности с целью предупреждения увольнения сотрудников, допущенных к сведениям, составляющим коммерческую тайну;
  • ведение досье на сотрудников, допущенных к документам с коммерческой тайной;
  • организация обучения сотрудников по вопросам защиты коммерческой тайны;
  • беседы с увольняющимися и оформление контракта (обязательства) не разглашать коммерческие секреты.

Всю полноту ответственности за выполнение задач и функций по режиму и работе с персоналом несет заведующий сектором режима.

Степень ответственности других сотрудников сектора устанавливается должностными инструкциями.

Сектор охраны.

Сектор охраны является подразделением отдела режима и охраны службы безопасности и подчиняется непосредственно начальнику отдела.

В своей деятельности сектор руководствуется требованиями «Инструкции по режиму и охране» в части охраны.

Обеспечение надежной защиты зданий, помещений, оборудования, валютных и материальных ценностей, а также личной охраны руководящего состава в обычных и экстремальных условиях.

Сектор охраны состоит из:

1. комендантской службы;

2. группы личной охраны руководства.

Комендантская служба может состоять из коменданта здания, дежурного мастера по вневедомственной и объектовой технической охране и дежурного мастера по противопожарной охране.

  • Сектор охраны осуществляет охрану зданий, помещений, оборудования, линий связи и перевозок, пожарную охрану, а также личную охрану руководящего состава.
  • Сектор охраны обеспечивает необходимые условия, исключающие несанкционированный доступ в охраняемые здания, помещения, отдельные конфиденциальные участки и зоны территории и служебных помещений. Особое внимание уделяется критическим условиям, связанным со стихийными бедствиями, поломками, авариями.

Сектор охраны:

- реализует учет, контроль и наблюдение за охраняемыми зонами, помещениями, хранилищами;

- обеспечивает установку и работу на местах технических средств охраны, охранной и пожарной сигнализации;

- осуществляет прием под охрану и сдачу в эксплуатацию охраняемых помещений, проверяя при этом надежное срабатывание средств охраны, делая соответствующую запись в журнале приема и сдачи под охрану;

- принимает меры по ликвидации возможных пожаров и других аварийных ситуаций.

В части личной охраны руководящего состава сектор руководствуется отдельным положением, разрабатываемым службой безопасности с учетом конкретных условий ее деятельности, по которому сотрудники обязаны:

  • Проверять наличие, состояние и функционирование технических средств охраны охранной и пожарной сигнализации.
  • Требовать строгого соблюдения установленного внутриобъектового режима и правил трудового распорядка.
  • Участвовать в разработке мероприятий по усилению безопасности и сохранности имущества, средств, зданий и помещений.
  • Не допускать случаев использования неисправного оборудования, охранной и пожарной техники.
  • Принимать меры воздействия к сотрудникам, допускающим порчу или неправильную эксплуатацию охранно-пожарной техники.
  • Требовать своевременного ремонта и профилактики технических средств охраны и пожарной сигнализации.

Всю полноту ответственности за качество и своевременное выполнение возложенных на сектор настоящим Положением задач и функций несет заведующий сектором.

Специальный отдел.

Специальный отдел является самостоятельным структурным подразделением службы безопасности и подчиняется непосредственно начальнику службы.

В своей деятельности отдел руководствуется требованиями «Инструкции по режиму и охране» в части коммерческих секретов.

Организация и руководство делопроизводством секретных документов и документов с грифом «Коммерческая тайна».

Специальный отдел состоит из следующих структурных единиц:

1. сектор обработки секретных документов;

2. сектор обработки документов с грифом «Коммерческая тайна»;

3. машинописное бюро оформления специальных документов;

экспедиция.

Осуществляет следующие функции:

  • Обработка поступающей и отправляемой корреспонденции, доставка ее по назначению.
  • Осуществление контроля за сроками исполнения документов.
  • Организация работы по регистрации учету и хранению документальных материалов текущего пользования.
  • Разработка номенклатуры дел, осуществление контроля за правильным формированием дел в подразделениях и подготовкой материалов к своевременной сдаче в архив.
  • Разработка и внедрение предложений по совершенствованию системы делопроизводства.
  • Печатание и размножение секретных документов и документов с грифом «Коммерческая тайна».
  • Участие в подготовке созываемых и проводимых руководством закрытых совещаний и организация их технического обслуживания.

Специальный отдел в части обеспечения обработки секретных документов руководствуется соответствующими документами, в части ведения делопроизводства с грифом «Коммерческая тайна» выполняет требование «Инструкции по защите коммерческой тайны».

1. Требовать от руководителей подразделений и исполнителей четкого и своевременного выполнения нормативных документов по организации и ведению специального делопроизводства.

2. Регулярно проверять правильности ведения делопроизводства в подразделениях, указывать руководителям подразделений на выявленные недостатки и требовать их устранения.

3. Возвращать исполнителям документы, оформленные с нарушением установленных правил делопроизводства.

4. Указания специального отдела в пределах его функций, предусмотренных Положением, являются обязательными к руководству и исполнению подразделениями предприятия.

5. Всю полноту ответственности за качество и своевременное выполнение возложенных настоящим Положением задач и функций несет заведующий отделом.

6. Степень ответственности других сотрудников отдела устанавливается должностными инструкциями.

Заключение.

 

В заключении хотелось бы сказать о самих сотрудниках службы безопасности, профессиональные требования, предъявляемые к сотруднику служб безопасности весьма схожи с аналогичными требованиями к сотрудникам государственных структур безопасности, поэтому формирование твердого морально- идеологического стержня у сотрудника службы безопасности жизненно необходимо.

Хорошим образцом для подражания в деле идеологической обработки персонала являются японские корпорации. Конечно в наших условиях не стоит петь каждое утро гимн предприятия, у нас совсем другой менталитет и простое копирование будет восприниматься персоналом только в качестве издевки. Но сделать так, чтобы каждый сотрудник чувствовал себя важным элементом трудового коллектива стоит.

Функционирование любой спецслужбы, как государственной, так и не государственной невозможно без железной дисциплины. Хорошее знание законодательства и повышенное чувство ответственности за последствия принятого решения и совершенных действий должны являться одним из основных компонентов успешной карьеры специалиста в области обеспечения безопасности. Если обратиться к положительному опыту израильских спецслужб, то, согласно их внутреннему уставу, сотрудники, уличенные в использовании служебного положения в личных целях, во лжи или неполной отчетности подлежат увольнению без пенсии и выходного пособия. Такой жестокий дисциплинарный режим имеет свой целью создание внутренней атмосферы, основанной на взаимном доверии и полной подотчетности руководству. Руководство "Шин Бет" (израильская контрразведка) со дня своего основания постоянно внедряет в умы своих подчиненных постулат о том, что независимо от обстоятельств их отчеты в штаб-квартиру должны быть полными и правдивыми. Да, сама природа работы сотрудника спецслужб требует лжи внешнему миру, однако своему руководству оперативные работники должны говорить только правду.

Конечно, практика показывает, что ожидать всемерного исполнения этого принципа было бы весьма наивно. Рано или поздно человек, которому разрешено лгать при одних условиях, может солгать и в других.

На сегодняшний день сотрудник службы безопасности должен уже на "мышечном уровне" осознавать, что его служебная деятельность строго регламентируется действующим законодательством, за рамки которого он не имеет права выходить.

В последнее время на руководство службы безопасности помимо всех его служебных обязанностей ложится еще одна функция - воспитательная, особенно по отношению к молодому пополнению. Подход к воспитательной работе должен быть творческим, и во многом индивидуальным.

Хотелось бы отметить, что работа негосударственных структур безопасности снизу доверху строится на доверии. Каждый сотрудник должен быть уверен, что ему полностью доверяют, должен ценить это доверие и никогда им не злоупотреблять. Однако доверие подразумевает соответствующий контроль за деятельностью всех элементов системы безопасности предприятия, а в кадровой политике - разработку таких критериев оценки деятельности каждого отдельного работника, которые бы стимулировали его активность, способствовали объективной оценке его достижений и служебному росту и не толкали на злоупотребления. Вывод -воспитательные методы должны подкрепляться контролем эффективности деятельности каждого сотрудника и жесткой профилактической работой по обеспечению собственной безопасности службы.

Проблема воспитательных мер тесно связанна с задачей комплектования подразделений негосударственной безопасности квалифицированными кадрами. Эта проблема очень часто решается с помощью прежних связей. В свою очередь это имеет как положительные, так и отрицательные моменты и как показывает практика, минусы здесь очень часто могут перевешивать кажущиеся плюсы. Да, действительно с прежними, коллегами проще найти общий язык, они располагают определенными навыками и связями в соответствующих структурах. Но для них характерны следующие вещи:

Во-первых, как известно, если не работать в определенной среде, то связи % рано или поздно обрываются.

Во-вторых, часто бывает, что потеряв официальное прикрытие в виде заветных слов и служебного удостоверения, отдельные работники становятся совершенно непригодны для оперативной работы.

В-третьих, комплектация подразделения безопасности только отставниками весьма чревата "пенсионным" синдромом.

В-четвертых, сегодня обеспечение' экономической безопасности - это не только опыт работы по сбору информации, но и знание экономики, аудита, современных информационных технологий, а также многое, многое другое.

Это в госструктурах можно распределить всех работников по линиям работы и каждому поручить какой-то конкретный участок: один ищет полезные связи и устанавливает с ними первичный контакт, другой ведет их изучение, третий осуществляет вербовку, четвертый "ведет" информатора и т.д. и т.п. Ну, а в итоге многим бывшим сотрудникам, даже имеющим большой опыт оперативной работы, очень часто требуется от двух месяцев до полугода, чтобы освоиться в негосударственных службах безопасности и отойти от своей узкой специализации. Показательно и то, что если на "государевой службе" существует определенная специализация, т.е деление по принципу "оперативник" - "аналитик", "объектовик" - "линейщик", то в коммерческих структурах структура служебных обязанностей сильно размыта.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что совсем необязательно комплектовать службу безопасности полностью ветеранами спецслужб или правоохранительных органов. Как показывает практика, достаточно 30% высококлассных специалистов (которые составят костяк подразделения) для эффективного обучения подрастающего поколения. Самым эффективным способом решения задачи по повышению квалификации "молодняка" без отрыва от производства может стать "работа в паре", т.е. когда новичок прикрепляется к более опытному сотруднику. Вероятность возможности наломать дров по незнанию в это случае значительно снижается, кроме того при работе в паре происходит так называемый мультипликативный эффект, когда "ветеран" передает свой богатый оперативный опыт "молодому", а тот в свою очередь консультирует его в области работы с компьютерной техникой и новыми информационными технологиями.

Еще одним эффективным способом повышения профессионализма сотрудников является регулярная ротация кадров, время от времени сотрудники должны принимать участие в деятельности своих коллег и хотя бы в общих чертах представлять себе направление их работы. Жизнь уже неоднократно доказывала, что универсалы, способные делать все одинаково хорошо» в природе встречаются весьма редко. Но стремиться к взаимозаменяемости сотрудников с минимальным отрывом их друг от друга в знаниях и умениях, жизненно необходимо.

Список используемой литературы.

1. Ж

2. Ж

3. Ж

4. Ж

5. Ж

6. Ж

7. Ж

8. Ж

9. Ж

10. Ж

11. Ж

12. Ж

13. Ж

14. Ж

15. ж

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...