Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение 1. Оцените, опираясь на словарную статью из СОШ, нарушена ли лексическая норма в следующих контекстах




Упражнение 1. Оцените, опираясь на словарную статью из СОШ, нарушена ли лексическая норма в следующих контекстах

«Вкусный ресторан на воде» (рекламная вывеска), «актеру М. удалось создать яркий и прямо-таки вкусный образ своего героя» (из критического разбора фильма)

Упражнение 2. Оцените следующие сочетания, вошедшие в наш речевой обиход в последнее десятилетия. Нарушаются ли в них лексические нормы русского языка?

· Только у нас самые демократичные цены на услуги (из рекламного объявления).

· Красивые зубы — пропуск в мир успешных людей.

· Нужен еще один амбициозный и целеустремленный сотрудник

· Экстремально комфортно! (реклама спортивной одежды)

· Мудрость ведь предполагает жизненный опыт, философский взгляд на вещи и лояльное отношение к человеческим слабостям и недостаткам.

· Лояльный покупатель.

· Деликатно-розовый цвет < о лаке для ногтей>

· Мы должны пропагандировать осознанное родительство

 

Упражнение 3. Установите ошибки в употреблении фразеологизмов (неоправданное расширение или сокращение их состава; возникновение неправильного выражения путём объединения двух известных выражений; искажение смысла фразеологизма; проявление прямого необразного значения устойчивого оборота и т. д. ).

1. Кончится тем, что Оля станет басней во языцех для всей улицы. 2. Оба они словно братья-близнецы, капля в каплю похожи друг на друга. 3. Один за одним вышли из прибрежных кустов друзья-товарищи. 4. А совсем недавно Семёнова хвалили и пели ему фимиамы. 5. Дело ещё осложняется тем, что здесь всех меряют под одну гребёнку. 6. А ведь тут и зарыт секрет самовоспитания в коллективе. 7. Изучение новых материалов даёт свои плоды. 8. На этот раз шахматисту не повезло, он получил фиаско. 9. Взяв на себя такие обязательства, мы должны теперь работать не покладая сил. 10. Ольга никогда не пряталась за чужую широкую силу. 11. Результат не замедлил себя ждать. 12. Женившись на крепостной крестьянке, граф низко пал в свете. 13. Будем бороться и проливать кровь, сражаться до последнего издыхания. 14. Львиную часть дня она занималась живописью. 15. Живое внимание слушателей вызвал рассказ полярника.

.

Список литературы и источников:

Литература для изучения

7. Петрякова, А. Г. Культура речи / А. Г. Петрякова. – 3-е изд., стер. – Москва: Издательство «Флинта», 2016. – 488 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http: //biblioclub. ru/index. php? page=book& id=79449 – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-9765-2101-8. – Текст: электронный.

8. Новикова, Л. И. Правильность русской речи: справочник по культуре речи / Л. И. Новикова; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия. – Москва: Российский государственный университет правосудия, 2016. – Ч. 1. – 216 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http: //biblioclub. ru/index. php? page=book& id=439591. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-93916-491-7. – Текст: электронный.

9. Боженкова, Р. К. Русский язык и культура речи / Р. К. Боженкова, Н. А. Боженкова, В. М. Шаклеин. – 4-е изд., стереотип. – Москва: Издательство «Флинта», 2016. – 607 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http: //biblioclub. ru/index. php? page=book& id=83539. – Библиогр.: с. 548-552. – ISBN 978-5-9765-1004-3. – Текст: электронный.


 

Практическое занятие № 6

Нормы, функционирующие в устной и в письменной речи

 (морфологические, синтаксические)
 

Подготовка к занятию.

Самостоятельная работа студентов (обязательные формы)

1. Прочитайте в учебниках разделы о лексических нормах. Выпишите определение понятия «лексическая норма» (1 балл);

2. Подготовьтесь на основе прочитанного к обсуждению перечисленных ниже вопросов и проблем (участие в обсуждении оценивается от 1 до 3 баллов).

3. Опираясь на словари и справочники, составьте рекомендации по трудным случаям употребления форм частей речи (см. вопросы в части II) – задание выполняется индивидуально или в микрогруппах (по 2-4 человека)

Самостоятельная работа студентов (формы по выбору студента) (3 балла)

1. Подготовьте аргументированное письменное рассуждение по следующему вопросу (3 балла)

Оцените данные примеры с точки зрения морфологических норм русского языка. Нарушаются ли они? (примеры из статьи филолога М. Эпштейна «О творческом потенциале русского языка. Грамматика переходности и транзитивное общество» // Знамя. - 2007. - № 3 (http: //magazines. russ. ru/znamia/2007/3/ep18. html)

· Прыгни мяч! (ударь по мячу и заставь его отскочить от пола или земли).

· Не лопни шарик, перестань его надувать!

· Чашка упала. — Это ты ее упал?

· Ты куда машину едешь? Там же яма!

· Вот тебе бумажный самолетик, полетай его.

· Ты все время зависаешь мой компьютер!

2. Составьте буклеты с рекомендациями по трудным случаям употребления грамматических форм слов в русском языке (примеры в п. 2 плана занятия), оформите рекомендации в форме буклета или презентации.

3. Подготовьте аргументированное письменное рассуждение по следующему вопросу (3 балла)

«Феминитивы» в русском языке: проблема обозначения лиц женского пола по профессиональному признаку. Оцените возможности применения слов типа «парикмахерша», «капитанша», «врачиха», «профессорша», «докторша», «летчица» и под. Как называть женщин в «мужских» профессиях?

ЧАСТЬ I ПОТРЕНИРУЕМСЯ – практикум по орфографии и пунктуации) – готовится индивидуально или в парах

Подготовьте и проведите со своими одногруппниками тренинг на тему

· «Разграничение НЕ и НИ. Правописание НЕ с существительными, прилагательными и числительными». (Подберите дидактический материал, оформите его в виде удобной для восприятия таблицы, схемы, инфографики и т. д. Проведите объяснение материала, закрепите полученные знания и проверьте их, проведя проверочную работу. По ее итогам оцените полученные результаты. )

· Подготовьте и проведите со своими одногруппниками тренинг на тему «Знаки препинания при уточняющих и присоединительных оборотах». (Подготовительная работа аналогична описанной выше)

ЧАСТЬ II ОБСУДИМ – вопросы для обсуждения на занятии.

1. Понятие морфологических норм как правил употребления слов в общепринятых грамматических формах.

2. Нормы употребления грамматических форм имён существительных:

- Формы рода имен существительных. Оцените с точки зрения нормативности следующие варианты: Секретарь выдал/ выдала справку; Врач пришел / пришла на вызов; Известный профессор Иванова прочел/ прочла лекцию; Составьте рекомендации по употреблению подобных форм.

- Падежные формы существительных в сочетаниях с именами числительными: два закадычных/ закадычные друга; два больших/большие окна; три старых/ старые подруги; Составьте рекомендации по употреблению подобных форм;

3. Колебания в образовании видовых форм глаголов: обусловливать/ обуславливать. Как решается вопрос с образованием форм несовершенного вида у глаголов просрочить, узаконить, оторочить и подобных?

4. Употребление форм причастий: забредший – забревший, приобретший – приобревший; обезопасенный – обезопашенный, иссякнувший – иссякший… Какие ограничения есть в русском языке для образования форм причастий?

5. Синтаксические нормы:

- Нормы согласования подлежащего и сказуемого в числе: большинство частников поддержало/поддержали, пять школьников участвовало/ участвовали  и т. п.

- Нормы согласования подлежащего и сказуемого в роде: Врач пришла; Профессор сказал(а); Директор школы призвал(а); Город Чебоксары понравился/понравились мне;

- Нормы согласования определения с существительным при наличии числительного: Два новые/новых автомобиля, три красивых/ красивые машины;

- Употребление вариативных форм составных именных сказуемых: был свой человек (своим человеком), звать Люба (Любой), бывает любезная (любезной);

- Формы дополнений при глаголах: Не забуду твою доброту/ твоей доброты; Ждать трамвая/ Ждать трамвай; Не любил весну/ Не любил весны.  

Нормы употребления союзов и союзных слов в сложном предложении:

· Речь шла не только об успеваемости, но мы говорили также об отношении к учёбе

· То небо чёрное, но вот оно становится светлым;

· Условия для работы созданы, однако тем не менее улучшений нет

· Прокурор хотел, чтобы преступники получили бы  по заслугам

· Учитель, который слушал ученика, который отвечал на экзамене…,

ЧАСТЬ III. УПРАЖНЕНИЯ – тренировочные задания и упражнения на закрепление изученного материала.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...