Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Биогенетические и социогенетические направления




АКТУАЛЬНЫЕ И ОБЩИЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ

Задачи развития – те требования, в отношении отдельных психических состояний и свойств, которые ребенок должен достичь в своем развитии. Для того, что бы задачи развития стали условиями, педагоги должны адекватно определить требования к развитию ребенка.

1. В ыявление специфики развития на определенном возрастном этапе – особенности кризисов, литисов, определенных ситуаций развития.

2. В ыявление связей между возрастными и индивидуальными особенностями.

3. О пределение индивидуальных вариантов развития ребенка, выбор методов обучения и воспитания.

4. В ыявление особенностей развития, «пиков» развития, процессов, состояний, свойств.

Методы возрастной психологии

Метод – способ, прием, который наука использует для изучения предмета.

Ребенка следует изучать: а) в процессе деятельности;

б) в процессе обучения и воспитания.

1. Метод поперечных (возрастных) срезов. Сравнение свойств, выборок, отличающихся от других по хронологическому возрасту.

- Продольный срез (лонгитюдное исследование). Длительное время изучается один и тот же ребенок и один и тот же процесс и сопоставляется.

- Поперечный срез. Изучаются одни и те же дети в течение определенного отрезка их жизни. Выявляются особенности развития на определенном этапе.

- Комплексные исследования. Возрастной этап изучается комплексно.

2. Генетико-моделирующие методы. Основаны на каузально-генетическом методе (причинно-следственном). Формирующий, обучающий и воспитывающий эксперименты. Это методы активного формирования психических функций личности в целом. В зависимости от задач и целей выбирают различные формы исследования.

Генетически предполагаются следующие этапы:

1) Констатирующий – этап выявления АУР функций и личностных особенностей.

2) Постановка гипотезы – выбор методов и методик активного формирования особенностей психики: включение активных методов и форм эксперимента.

3) Констатирующий эксперимент – осмысление эффективности активного метода формирования.

3. Близнецовый метод. Осуществление длительного наблюдения за одно- и разнояйцовыми близнецами при варьировании условий их жизни и воспитания. Метод нацелен на выявление соотношений.

4. Проективные методы. Они основаны на принципе проекции – перенесении на других людей своих собственных потребностей, отношений, качеств. Ребенок, посмотрев на картинку со смутно изображенными на ней фигурами (ТАТ), рассказывает о них, исходя из своего опыта, наделяя их своими заботами и переживаниями.

5. Социометрический метод. Изучаются отношения между детьми, сложившиеся в группе детского сада или школьном классе.

6. Личностные и интеллектуальные тесты.

Становление зарубежной возрастной психологии.

ДОНАУЧНЫЙ ПЕРИОД

По мнению отечественных и зарубежных исследователей первые работы по психологии детей представляли дневниковые описания развития ребенка в первые годы жизни, которые проводились Д. Тидеманом и были опубликованы в 1787г. под названием «Наблюдения над развитием душевных способностей у детей» (был отмечен ряд разнообразных и специфических форм детской психологии).

Последующие работы: Б. Сигизмунд и А. Куссмануля – немецкие врачи, описавшие особенности психофизиологического развития своих детей. Сигизмунд выделил 5 периодов раннего детства:

1. 0-3 месяцев – грудной – до появления улыбки.

2. 3-6 месяцев – улыбающийся – до приучения к сидению.

3. 6-9 месяцев – хапун – до ходьбы.

4. 9-15 месяцев – пешеход – до говора.

5. 15-24 месяцев – говорун – от первых слов до первого предложения.

Теория Френсиса Гетчесона (1694 – 1747, шотл. философ)

В основу деления развития общества положил способ добывания пищи. Развитие общества было разделено на несколько этапов.

Этап филогенеза (по способудобывания пищи) Этап онтогенеза  
1. Копание и рытье земли /этап бродяжничества/.     Развитие ребенка 0-5 лет. В 3 года - наиболее полно проявляются все признаки. Наблюдения за играми, поведением детей показывают, что съедобность - мера всего.
2. Охота и захватпищи, добычи. С 4 до 12 лет. Пик в 7 лет. Дети любят прятаться, пугать друг друга. Игра в "войну".
3. Этап пастушества.   9-14 лет. Пик в 10 лет. Нежность к животным, постройка хижин. Желание иметь в своем доме животных.
4. Этап земледелия. С 9-14 лет. Пик в 12 лет. Появляется желание к земледелию, сажать, выкапывать растения. Страсть к садоводству.
5. Период торговли. С 16-40 лет. Пик в 20 лет. Выступление денежных интересов на первый план. Требование уплаты за свои услуги. Торговые сделки. Продажа.

 

НАУЧНЫЙ ПЕРИОД

Оформление психологии развития (детской или возрастной психологии) как самостоятельной отрасли научного знания отно­сится ко второй половине XIX в. К середине века в науке, в первую очередь благодаря работам Г.В.Ф.Гегеля и Ч.Дарвина, широкое рас­пространение получил принцип развития. Этот принцип, а также диалектический метод составили ядро философии Г.В.Ф.Гегеля, который показал, что психическое развитие человека есть процесс, подчиненный определенным закономерностям. Реализация диа­лектического метода в изучении психики привела к необходимости определения качественного своеобразия психики человека на раз­ных возрастных этапах, различий внутренних миров ребенка и взрослого человека.

Установленные Ч.Дарвином законы эволюции в органичес­ком мире поставили перед психологией задачу сопоставления пси­хики животных и человека, определения движущих сил развития человека. Научная разработка этих вопросов положила начало оформлению новых направлений и подходов в психологии — пси­хологии животных (зоопсихологии), психологии первобытных на­родов (этнопсихологии). Интерес к изучению детского возраста был обусловлен успехами эволюционной биологии. Под влиянием Ч.Дарвина возникла детская психология как отдельная отрасль психологической науки.

В 1876 г. французский философ, психолог, биолог И.Тэн опуб­ликовал статью «Заметки об усвоении речи у детей и в человечес­ком роде», в которой описал процесс усвоения речи своей дочери в сопоставлении с историческим развитием языка. Основой обоих процессов он полагал механизм ассоциаций. Отдельный этюд по детской психологии «Биографический очерк одного ребенка» (1877) принадлежит Ч.Дарвину. Очерк представлял собой описание наблюдений, которые провел автор, за поведением своего сына в период его развития от рождения до 10 месяцев.

Исследования в форме наблюдения за развитием ребенка проводили так же - Дж. Селли, Стэнли Холл, Вильям Штерн, Карл Гросс, Карл Бюлер.

Наибольшее влияние на становление детской психологии как научной отрасти оказал немецкий психолог, физиолог В. Прейер. В 1881 г. – книга «Душа ребенка».

В. Вундт (1832 – 1920) немецкий психолог, философ, физиолог, лингвист создал первую в мире психологическую лабораторию.

1905г. Альфред Бине (1857 – 1911) и Теодор Симон (1873 – 1961) начали разработку теста исследования интеллекта с последующим выявлением IQ.

Биогенетические и социогенетические направления

1. биологизаторское направление: подразумевает, что ребенок – существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход развития ребенка. (Френсис Гетчесон, Эрнест Геккель, Иоган Мюллер, Стэнли Холл и др.)

2. социологизаторское направление: основатель – Джон Локк (1632 – 1704) философ 17 века – «ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска». На этой доске воспитатель может написать все, что угодно. (Вильям Штерн, Пьер Жане, Эрик Эриксон и др.)

3. промежуточная точка зрения на процессы взросления (психическое развитие) – попытки объединить предыдущие теории, при этом более важным считается ответ на вопрос о соотношении биологических и социальных факторов в индивидуальном развитии ребенка (теория конвергенции, стохастические и функциональные теории взросления)

Теории конвергенции – В. Штерном выдвинут принцип конвергенции (сближения) генетических и средовых факторов при индивидуальном развитии. По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две линии. Эти линии развития, т.е. созревание наследственных данных и развитие под влиянием воспитания, пересекаются. Следует, однако, отметить, что в теориях конвергенции чаще всего определяющая роль оставляется за наследственностью, а среда является только регулятором условий, в которых эта наследственность реализуется.

В стохастических (вероятностных ) теориях развития утверждается, что конечный результат развития, достигаемый на каждой его ступени, изначально в генотипе не заложен. Изменения, происходящие на каждой ступени развития, связаны с генотипом, и со средой, но сами по себе определяются случайным стечением обстоятельств в жизни индивида. То, что он приобретает на каждой ступени развития, зависит в основном лишь от уровня, которого организм достиг на предыдущей стадии развития.

Функциональные теории развития утверждают, что формирование и преобразование той или иной функции определяется тем, как часто она используется в жизни организма. В них в качестве основного принципа выступает положение об определяющей роли образа жизни в развитии психики. Известным примером теории данного типа является культурно-историческая теория развития высших психических функций отечественного психолога Л.С. Выготского. Он подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес в них. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятий) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие функции практически полностью являются продуктом культурно-исторического развития человека. Чем сложнее психическая функция, тем длиннее путь ее онтогенетического развития, тем меньше сказывается на ней влияние наследственности. Таким образом, психическое развитие здесь не определяется простым механическим сложением биологических и социальных факторов – их единство динамично, функционально и изменяется в процессе самого развития.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...