Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Установка на интерактивность и полемичность




Установка на интерактивность и полемичность

Н. С. Петрова [23] полагает, что для колонок также, как и для любого интеренет-текста, характерна интерактивность – « В интернете любой из читателей может мгновенно ответить автору либо в комментариях, гостевой книге, на форуме, либо частным письмом. Автор начинает лучше представлять себе притязаний, интеллектуальный и социальный уровень. В любой момент ему могут указать на ошибку, похвалить или раскритиковать.

Возможность резкого отклика со стороны читателя уравнивает автора с аудиторией. Добавим к этому возможность формирования тематических он-лайн сообществ, очень маленькую психологическую дистанцию между пишущими и изначальную дискуссионность интернет-сообщения – и получим истинную интерактивность среды. Журналистский материал, по сути, создается не только авторами, но и читателями, и процесс его создания можно легко проследить» [23, с. 43].

Приведем в пример комментарии читателей сайтов www. izhlife. ru и www. myudm. ru, www. kp. ru соответственно:  

· «Jack 13 января 2011 09: 49

Вот видите, Оксана.

Газету " Центр" и её сайт люди воспринимают не как будуарно-альковный листок,

а хотели бы видеть в ней действительно интересующую их информацию

 Вот Вам (и не лично, а всему коллективу, начиная с главного редактора) и " сигнал снизу". Обратная связь, если хотите.

Если, конечно, руководство Вашей газеты интересует мнение тех, для кого вы работаете.. . » [83].

· «02 декабря 2010 — 10: 25 — Мелания Макошева

Про какие 20 лет идёт речь? Откуда эта цифра? Сколько лет было автору 20 лет назад? Уверена, ей тогда было не по силам оценивать грамотность населения). Я же могу компетентно заявить, что и в то время неучей хватало). Тема статьи надумана; автор нагнетает пессимизм умышленными, придуманными ею же, глупостями: " уникальные трусы" — до этой статьи про них никто не знал). Кстати за фразу " всяких там... " автора надо отшлёпать» [80].

· «читатель: 17. 01. 2011, 13: 32

" у любого, даже самого говенного, самого подлого и мерзкого коммуниста предательски зачешутся глаза" - сказал Мешков. Сам ты - Мешок полный говна и давно спившийся ублюдок, который еще буковки различает и что-то там шлепать на компе может. Жизнь прожил, половину мира объездил. Но так ничего ни в мире, ни в жизни не понял. Был дерьмом - дерьмом и остался - " золотое перо КП", точнее - золотарное. Впрочем, какая газета - такие и перья» [64].

Вообще интерактивность – свойство не только интернет-колонки. Мы смело можем говорить, что интерактивность характерна и для колонки в печатных СМИ, или, по крайней мере, установка на интерактивность. Это проявляется, во-первых, в указании после колонки интернет-версии издания и точного адреса колонки, а также в призыве читателей заглянуть на сайт и обсудить предъявленную тему. Например, колонка Оксаны Усик «Ижевск приблизился к мировым столицам» в газете «Центр» (№11, 2011) [82].

Во-вторых, часто колонки публикуются под рубриками «Мнение», «Особое мнение», например, в той же газете «Центр», «Дневник учителя» в «Литературной газете». Можно сделать логический вывод: если текст – это мнение, дневник, то он априори оспорим, т. е. предполагает полемичность, а значит и интерактивность.

В-третьих, авторы колонок напрямую обращаются к читателю, призывая его продолжить дискуссию. «Ну, какие ещё варианты? » [80]; «Вы, однако, жестоко опешитесь, как предупреждал гоголевский Ноздрев, если решите, что заботятся эти потенциальные трибуны о простом, непрестижном народе…» [63]; «На что же была направлена революция? Судите сами» [48] и т. д.

Таким образом, авторская колонка обладает изначальной установкой на интерактивность, а значит и полемичность, поскольку интерактивность дает возможность прямой дискуссии с автором.

 

 

Блог как место предъявления колумнистики

Для начала разберемся, что такое блог. «Блог (англ. blog, от web log — интернет-журнал событий, интернет-дневник) — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи вре́ менной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (курсив наш – Авт. ) (в комментарии к блогозаписи или своих блогах). Людей, ведущих блог, называют бло́ герами. Совокупность всех блогов Сети принято называть блогосферой. Для блогов характерна возможность публикации отзывов (комментариев, «комментов») посетителями. Она делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей, веб-форумами и чатами», - так определяет блог свободная энциклопедия Википедия [2].     Интересным наблюдение поделилась доцент факультета ФПИЯ Удмуртского университета В. М. Громова, которая обозначает блоги (наряду с чатом, гостевой книгой, электронной почной) как жанр Интернета. «Электронный дневник… - это гибридный жанр Интернета, объединяющий в себе черты других жанров киберпространства (чат, форум, гостевая книга, электронная почта), а также традиционные письменные формы» [5, с. 162]. Но ведь вышеперечисленные «жанры» внутри неоднородны. Блоги бывают очень разные: кто-то выкладывает фото, кто-то только видео, другие авторы пишут стихи, прозу. Таким образом, мы видим, что следует подробнее рассмотреть особенности блогов и блоггеров их ведущих.

«С появлением Интернета лишь очень небольшое время отделяло нас от того момента, когда колумнисты получили также и сетевую прописку. … Объединившись, колонка и Интернет подарили миру блоги. Именно они дают возможность получить в сети информацию о том, как относятся к этим фактам те, чье мнение по многим вопросам совпадает с вашим собственным», - утверждает исследователь С. С. Успенская [33]. Но попробуем разобраться кто такие «те, чье мнение совпадает с нашим», т. е. кто такие блоггеры и правомерно ли называть всех блоггеров журналистами.

«Подавляющее большинство российских блоггеров – жители городов-милионников. Им, как правило, около 30 лет, считают себя журналистами (курсив наш – Авт. ), освещают серьезные вопросы, имеют в среднем несколько десятков друзей-читателей» [38, с. 406] – заявляет А. Н. Чумиков.

С исследователем соглашается преподаватель журналистики Удмуртского университета Н. С. Петрова, которая в статье «Гражданская журналистика – выход аудитории «к микрофону» [22] рассматривает блоги как оплот гражданской журналистики. Но что такое гражданская журналистика? И что способствовало ее появлению и распространению? «…своим происхождением гражданская журналистика обязана кризису традиционной системы СМИ. Ситуация, при которой пресса, изначально являвшаяся инструментом, обеспечивающим взаимодействие различных социальных групп …, утратила свои демократические принципы и стала для властных и экономических структур рычагом управления обществом и способом воздействия на массовое сознание, привела к всплеску активности аудитории» [22, с. 94-95]. Действительно, доверие к официальной прессе с каждым годом падает. У многих пользователей интернета теперь есть список блогов, которые вызывают у него больше доверия, нежели традиционные СМИ. А, кроме того, современному человеку в глобальном мире, где информация стала очень доступной и избыточной, важно иметь какие-то ориентиры. Таким ориентиров часто является выбранный блог, мнение автора которого читателем признается авторитетным. «Фактически только здесь на нейтральной площадке открыто сталкиваются политические идеологии» [13, с. 387]. «Гражданские журналисты», ведущие блог, помогают фильтровать информацию из глобального потока сети Интернет. Авторы собирают разрозненные факты, создают единую картину события, высказывают свою точку зрения, строго аргументированную этими фактами и примерами из жизни. Если все эти составляющие присутствуют в блоге, то перед нами знак хорошей колумнистики.

Исследователь Н. С. Петрова предостерегает от ассоциирования термина «гражданская журналистика» с другими, похожими, но не тождественными: «народная журналистика», «независимая журналистика», «непрофессиональная журналистика», «неангажированная журналситика». «Гражданкая журналистика является особой формой СМИ – созданной аудиторией. Основным ее признаком является центральное положение в ней личности с гражданским сознанием, представлением о гражданском обществе, независимым мышлением» [22, с. 95]. Однако А. О. Алексеева переводит термин «citizen journalism» по-другому [1, с. 80]: «Перевести на русский язык его можно «народная журналистика», «общественная журналистика» или «журналистика участия». Сочетание «гражданская журналистика», которое на первый взгляд является наиболее точным переводом термина «citizen journalism», на проверку оказывается не точным, поскольку уже несет на себе иную смысловую нагрузку: имеется в виду журналистика, которая осознает свою гражданскую ответственность в обществе». Уже долгое время в журналистике ведутся споры о том, могут ли непрофессионалы, «гражданские журналисты», блоггеры, «народные журналисты» и т. д. называться журналистами? Но этот спор не входит в рамки нашего исследования, нам же было важно обозначить явление «народной журналистики», блоггеров-колумнистов как существующее и активно развивающееся.

Н. С. Петрова говорит о некой специализации блогов и «журналистов», их ведущих: «Тематика выступлений может варьироваться в самых широких пределах. Одни авторы делают упор на рассмотрение политической и/или экономической ситуации в стране, другие делают упор на положение малого бизнеса, третьи освещают проблемы и достижения современной культуры, четвертые занимаются благотворительностью, пятые – делятся кулинарными секретами и т. д. » [22, с. 95-96]. Этот список можно продолжить: шестые - готовы рассматривать практически любые темы и делают это, чаще всего, в форме эссе, что и обозначается ими колумнистикой.

Конечно, следует отличать блоги друг от друга. Каждодневные сообщения о своем меню или ссылки на фильмы, которые автор посмотрел нельзя относить к журналистике. Ни к «гражданской», ни, тем более, к профессиональной. Есть блоги «звезд» и популярных политиков в Рунете. Содержание здесь вторично: их все равно прочитают – не важно о кулинарии будет текст или о новом законе, принятом в Госдуме. Например, блоги Дмитрия Медведева, Тины Канделаки, Тимати и др.

     Но иногда в блогах встречаются типичные авторские колонки и даже качественные аналитические статьи и обозрения. Теоретик журналистики А. А. Тертычный приводит пример блога «Чемпионат. ру», которые ведет известный спортивный журналист М. Семин. Он анализирует наиболее актуальные события в мире спорта. «Основной жанр записей в блоге М. Семина – аналитический комментарий», - уверен исследователь [28, с. 26].

Профессор университета Сиракуз в США, Памела Шоумейкер, в интервью журналу «Журналист» утверждает: «Посмотрите на колумнистов, в бумажных и цифровых СМИ: ведь это блоггеры, хотя и выходцы из профессиональной среды. Одних колумнистов читают, а других – нет. Почему? Потому что читатель – хороший оценщик. И среди блоггеров есть разные уровни популярности, основанные или на авторитете, на репутации автора, или на его таланте, или на его скандальности» [14, с. 78]. Обратим внимание на словосочетание «выходцы из профессиональной среды». Это важное условие успеха колумниста. У профессиональных журналистов гораздо больше шансов стать читаемыми в Интернете, хотя бы потому, что они обладают навыками правильного построения текста и находятся в курсе последних событий. Но нас интересуют, прежде всего, авторские колонки в сети, а блоги – только в контексте существования в них колумнистики.

«Журналистский блог – весьма распространенное явление в российской блогосфере. Популярное сообщество « Paparazzi» в системе «LiveJournal» объединяет профессиональных журналистов и насчитывает более 7 тыс. участников. Исторически сложилось так, что в российской блогосфере журналисты – одна из наиболее представленных профессий» [10, с. 37].

Но что заставляет профессиональных журналистов вести параллельно работе в официальных СМИ блоги? Вероятно, это популязирует его творчество, т. к. в своем блоге журналист может выкладывать материалы, подготовленные им и уже вышедшие в прессе, чтобы их прочитали как можно больше пользователей сети Интернет. Д. Е. Колезев полагает, что блог – это «творческая лаборатория» журналиста: «Некоторые опрошенные журналисты отметили, что используют свой блог для написания черновых текстов, запуска «пробных шаров», обкатки тех или иных тем. Это можно назвать он-лайновой «творческой лабораторией». Она позволяет моментально получать отзывы читателей на результаты тех или иных журналистких экспериментов» [10, с. 39]. А журналист газеты «Центр» Мукминова С. Р. призналась нам, что часто на сайте www. izhlife. ru материалы, планируемые для печатной версии, проходят апробацию. Например, «разведывая обстановку», журналист может написать авторскую колонку на волнующую его тему, и если эта тема найдет широкий отклик у читателей Интернет-портала, значит можно готовить большую статью для печатной версии. «С помощью блогов журналисты также организуют сбор информации, проводят расследования или развенчивают мифы…< > … Причем важно, что массовость только повышает качество и охват собирающейся информации» - говорит аспирант кафедры социологии журналистики МГУ, М. М. Панюшева [20, с. 114].

Д. Е. Колезев уверен: «Далеко не каждый интернет-дневник журналиста можно назвать журналистским блогом» [10, с. 37]. Это подтверждает и журналист, автор рубрики «Мастерская КМЖ» в «Журналисте», Елена Черникова [37, с 85]: «Блоггер – он, как писатель: все про себя, даже если про других. А журналисту про себя – последнее дело. Ему про других надо рассказывать – другим же». Исследователь В. М. Громова не согласна с предыдущими ораторами, она говорит о том, что блоги «… пишутся не «для себя», а ради признания себя Другими» [5, с. 163].

В связи с вышесказанным уместно привести классификацию журналистских блогов, сделанную исследователем Д. Е. Колезевым [10]. Это поможет нам четче выделить предмет нашего исследования. Итак, ученый делит блоги журналистов:

«1. Автор способен описывать в своем дневнике и личную жизнь, фактически не касаясь профессиональных аспектов. Например, интернет-дневник Светланы Лебедевой, креативного директора журнала «ТелеШоу». «Мой блог – совершенно личный, рассказала она в интервью. – Он никак не влияет на мою журналистскую деятельность».

2. Блог может быть смешанным: автор говорит как об отвлеченных темах, так и о профессиональном (пример – блог журналиста Олега Кашина).

3. Блог может быть посвящен исключительно профессиональным вопросам журналистики или темам, затрагиваемым в журналистских текстах (пример – блог публициста Максима Соколова).

4. Наконец, существуют блоги (как журналистов, так и нежурналистов) фактически дублирующие функции традиционных СМИ» [10, с. 37].

Мы также можем привести пример ижевских блогов, дублирующих функции традиционных СМИ: например, «Блог умного города» Александра Старкова – журналиста и пиар-менеджера галерее «Грифон» [81], где публикуются репортажи с вытсавок «Грифона», новости культуры, интервью с ижевскими творческими коллективами. Или, например, блог журналиста газеты «Центр» Андрея Попова – сетевой журнал «Комбайнёр» с говорящим подзаголовком «Иногда провокационный интернет-журнал о жизни в Ижевске” [72].

В ходе нашего исследования блогов Удмуртии выяснилось, что практически никто из блоггеров не представляет на суд читателей авторскую колонку. Есть, правда, заметки с высказыванием в них точки зрения автора. Но можно ли считать эти заметки колунимнистикой? На наш взгляд, нельзя, ведь колумнистика должна быть направлена на большую аудиторию, а значит, в текст должен быть выверенным, четким, публицистичным, он не может напоминать простую «болтовню» среди друзей. Из примерно сотни представленных ижевчанами блогов следует выделить несколько, которые содержат в себе хоть какой-то намек на колумнистику. Блог «в помощь студенту» www. magistrblog. ru, где  в рубрике «Заметки студента» публикуются тектсы-мнения автора блога студента ИжГТУ Александра Соловьева, вполне пригодные для широкой аудитории. Например, так начинается статья «Нехватка средств - стабильность России? » [76]: «Жизнь, художественные фильмы, документальные фильмы, всё это показывает нам нехватку денег государства даже хотя бы не на постройку новых муниципальных зданий, а на ремонт старых. Руководители которые более ответственно и, если можно выразиться, патриотичнее относятся к своей работе, к своему " наместью" каждый день ходят и выбивают выбивают деньги " тут подкрасить, там подлатать". Неужели это нормальная ситуация, когда люди приходя куда-то - в больницу, в милицию, в детский сад, в исполком, везде наблюдают ситуацию разрухи». Автор задумывается над глобальными российскими проблемами. Однако же есть минус в этом тексте, присущий блогам вообще – неконтролируемая речь. Автор блога может себе позволить выразиться так, как никогда нне позволит журналист, пишущий на широкую аудиторию. В том же материале Александра Соловьева видим: «Через пару лет придумали менять выход от унитаза к канализации - почему нельзя было сделать это тогда ну ёбаны в рот, почему из-за какой то перемычки у меня в туалете снова устроили разруху». Практически все блоггеры не контролируют свою речь, так довольно хорошая идея колонки превращается просто в разговорные «муждусобойчики». Еще пример, «Эпический наноблог Марата Каримова» www. epicvision. ru  в рубрике «Мыслификация» есть текст «Про кино»: «Быдло справа, быдло слева, быдло спереди и быдло сзади. Жрём попкорн, пакетом от чипсов хрустим, некоторые умудряются еще и семки пощёлкать… про пивасик я вообще молчу… не услышать посреди сеанса звука открывающихся банок – всё, зря в кино сходить.

А ведь раньше посещение кино приравнивалось к походу в театр. Мужчины в костюмах, дамы в вечерних платьях. Культурное обогащение людей происходило.

  А сейчас? Иногда выходиш из зала и говном себя ощущаешь, и бабла с тебя поимели низачто и «соседи» твои сидели и болтали пол фильма.

Кинотеатр уже не торт. И люди – свиньи и кино – говно» (орфография и пунктуация сохранены) [59].

Другая проблема подобных «колонок» - это множество риторических вопросов, которыми с отчаянием задается автор, но не предлагается никакого ответа, никакого возможного решения проблемы, мы видим одно только недовольство этой проблемой, бессмысленный гнев, тогда как в колумнистике должны содержаться ответ на вопросы, четко сформированная авторская позиция, а не просто восклицания типа: «как все плохо! » Тот же Александр Соловьев в другой «колонке» «Сутенерство – как все просто» пишет: «Это что получается, что в этой стране можно стать сутенером, потом раскаяться в монастыре и получаешь условный срок? Это полный бред какой то, что нас будет ждать в дальнейшем - можно будет совращать малолетних, распространять наркотики, грабить и воровать, потом раскаяться пару лет в монастыре и получишь " условку"? Почему наказания действуют на всех по разному, почему по настоящему голодных людей, идущих на воровство хлеба сажают без условностей на года, а за сутенерство дают условку. Что такое творится с законами, или я ничего не понимаю. А может быть суды основаны на жалости и милости, достаточно раскаяться и они всё простят? » [77].

Таким образом, поскольку колумнистика в блогах практически не поддается распознаванию, мы будем обращаться к колумнистике официальных региональных сайтов www. izhlife. ru, www. kp. ru, www. myudm. ru, где материалы публикуют профессиональные журналисты. Также будем обращаться к блогам крупных профессиональных журналистов, но уже не региональных, т. к. ижевских журналистов практически нет среди блоггеров-колумнистов.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...