Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы преобразования энергии. В электротехнических комплексах и системах. Введение. Лабораторная работа №1. Исследование преобразователей лучистой энергии




 

 

ОСНОВЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭНЕРГИИ

В ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСАХ И СИСТЕМАХ

 

Методические указания к выполнению лабораторных работ

 

 

Новосибирск


Министерство образования и науки Российской Федерации

 

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ОСНОВЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭНЕРГИИ

В ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСАХ И СИСТЕМАХ

 

 

Методические указания к выполнению лабораторных работ по курсу «Основы преобразования энергии» для студентов 3-го курса направлений подготовки 220700 и 140400 всех форм обучения.

 

Новосибирск


 

 

Составители:

канд. техн. наук, доц. М. В. Калугин,

канд. техн. наук, доц. Е. А. Спиридонов

 

Рецензент канд. техн. наук, доц. С. В. Мятеж

 

 

Работа подготовлена на кафедре

электротехнических комплексов НГТУ

 


Введение

 

Лабораторный практикум по дисциплине «Основы преобразования энергии» преследует целью закрепление знаний и приобретение практических навыков в области различных преобразователей энергии. Большое внимание в лабораторном цикле уделено процессам получения и преобразования электрической энергии, как наиболее удобной для транспортировки и дальнейшего использования вида энергии. Основной задачей лабораторного цикла является определение и количественное сравнение коэффициентов полезного действия различных преобразователей.

При выполнении лабораторных работ студенты получают практические навыки управления процессами преобразования электрической энергии, оценки коэффициента полезного действия преобразователя.

Отчет по каждой лабораторной работе должен содержать краткие теоретические сведения, основные расчетные формулы и выражения, результаты измерений в виде таблиц и графиков и выводы. В выводах к работе студенту необходимо провести анализ полученных результатов, сравнить их с ожидаемыми результатами. При написании вывода необходимо ориентироваться на цель работы, дословное цитирование цели работы не является выводом. При оформлении отчета о выполнении лабораторной работы необходимо пользоваться рекомендациями по оформлению работ, которые выдает ведущий преподаватель.


Лабораторная работа №1

Исследование преобразователей лучистой энергии

Цель работы

Ознакомиться с процессом преобразования световой энергии в электрическую и определить КПД преобразователя.

Теоретическая часть

Типичная конструкция солнечного элемента (СЭ) показана на рисунке 1. 1. На полупроводниковую пластину с проводимостью n-типа нанесен тонкий слой полупроводника p-типа. На границе двух полупроводников образуется р-n переход. Свет падает со стороны p-слоя. Для включения СЭ в цепь имеются металлические контакты: сплошной со стороны n-слоя и по периферии – с освещаемой стороны.

 

 

Рисунок 1. 1 – Конструкция солнечного элемента

 

Напомним, что происходит в р-n переходе в отсутствие света и внешнего источника напряжения. В области р-n перехода образуется двойной электрический слой из положительных и отрицательных ионов примесных атомов, в результате между p и n областями возникает контактная разность потенциалов U (в переходе из кремния она близка к 1 В). При этом через переход протекают два небольших, равных по величине и противоположных по направлению тока: неосновных носителей –IS и основных носителей +IS, в результате суммарный ток через переход равен нулю. Если к p-n переходу подключить резистор, то ток в нем будет отсутствовать. Таким образом, в отсутствие света и при одинаковой температуре всех участков замкнутой цепи электрический ток не протекает.

Внешние, валентные электроны атомов полупроводника принадлежат кристаллу в целом, при этом они имеют дискретные значения энергии, объединенные в энергетические зоны. Поглощая квант света, электрон занимает более высокий энергетический уровень в кристалле, например, переходит из валентной зоны в зону проводимости, создавая в валентной зоне вакансию (дырку). В результате появляются дополнительные носители тока – электроны проводимости и дырки. Это явление называется внутренним фотоэффектом.

Внутренний фотоэффект имеет «красную границу»: энергия кванта света (фотона) должна превышать ширину запрещенной зоны EG, разделяющей валентную зону и зону проводимости, т. е. hν ≥ EG, где h – постоянная Планка, ν – частота света. В кремнии внутренний фотоэффект имеет место для волн с длиной λ ≤ 1, 1 мкм, т. е. для видимого, ультрафиолетового и ближнего инфракрасного излучений.

Рассмотрим, что происходит в СЭ при освещении. Излучение поглощается в p-области и генерирует в ней электронно-дырочные пары, образующиеся вблизи p-n перехода. Электроны (не основные носители в р-области) перебрасываются контактным полем в n-область, заряжая ее отрицательно. Подавляющая часть дырок не способна преодолеть потенциальный барьер и остается в p-области, заряжая ее положительно. Электрическое поле контакта пространственно разделяет отрицательные электроны и положительные дырки образующиеся под действием света. Вследствие этого на переходе формируется прямое смещение U, понижающее потенциальный барьер на величину qU, где q – заряд электрона по модулю. Перемещение электронов через р-n переход создает ток –Iф, называемый первичным фототоком, которому, как и току неосновных носителей, приписывают отрицательный знак. Понижение барьера ведет к возрастанию тока основных носителей, который становится равным ISexp(qU/(kT)). Таким образом, через переход протекают следующие токи: неосновных носителей –IS, основных носителей +ISexp(qU/(kT)) и первичный фототок –Iф. Полный ток через p-n переход равен

 

.                                    (1. 1)

Эта формула описывает вольтамперную характеристику (ВАХ) идеального СЭ. Из нее легко определить прямое смещение напряжения

.                               (1. 2)

Таким образом, при освещении р-n перехода контактная разность потенциалов в нем уменьшилась на величину U, а другие контактные разности потенциалов не изменились. В результате на клеммах СЭ появилось напряжение U, называемое фотоЭДС, а в сопротивлении – ток I. Следовательно, p-n переход стал источником тока, в котором энергия света преобразуется непосредственно в электрическую энергию. Так как фотоЭДС равна понижению контактного напряжения, она не может превысить само контактное напряжение U (для кремния примерно 1 В).

Как во всяком другом источнике тока в СЭ должны быть сторонние силы, природа которых отличается от сил электростатического поля. Под действием электростатических сил заряды перемещаются в направлении уменьшения потенциальной энергии. Для непрерывного протекания тока по замкнутой цени необходимо, чтобы хотя бы на одном участке цепи заряды перемещались в направлении от меньшей к большей потенциальной энергии, т. е. поднимались на потенциальный барьер. Это участок действия сторонних сил. Их физическая природа может быть различной. В гальванических элементах сторонние силы возникают в результате химических реакций на электродах, а энергия, освобождаемая в реакциях, превращается в работу тока. В явлении электромагнитной индукции сторонние силы – это силы электрического поля, однако не электростатического, а вихревого. В СЭ потенциальная энергия элек­тронов повышается за счет энергии фотонов, когда электроны переходят на более высокий энергетический уровень в кристалле – из валентной зоны в зону проводимости.

Первичный фототок пропорционален потоку излучения (мощности излучения) Ф, падающему на СЭ: Iф=α ∙ Ф, где α – коэффициент пропорциональности. Ток I в нагрузке зависит от Iф и сопротивления нагрузки R. При коротком замыкании СЭ, когда R=0, напряжение на сопротивлении U=IR=0, а ток, как следует из (1. 1), равен Iф. Это означает, что все генерированные светом носители поступают во внешнюю цепь, а высота барьера в p-n переходе не изменяется. Если внешняя цепь разомкнута, то I=0. При этом напряжение, называемое напряжением холостого хода Uхх, как следует из (1. 2), равно

     .                               (1. 3)

Зависимость тока от напряжения, т. е. вольтамперная характеристика идеального СЭ, показана на рисунке 1. 2.

 

Рисунок 1. 2 – Вольтамперная характеристика преобразователя

 

Каждой точке кривой соответствует определенное сопротивление нагрузки: с увеличением R напряжение растет, а ток падает. В нагрузке выделяется электрическая мощность Р=IU. Она зависит от R и при некотором его значении Rm достигает максимального значения Pm=Im∙ Um, где Im и Um – ток и напряжение при максимальной мощности (максимальная мощность равна площади заштрихованного прямоугольника на рисунке 1. 2). При изменении потока излучения ВАХ изменяются так, как показано на рисунке 1. 3. С ростом Ф увеличиваются напряжение, ток и мощность, а оптимальное сопротивление Rm уменьшается.

Коэффициентом полезного действия СЭ называют отношение максимальной электрической мощности к потоку падающего излучения

η =Рm/Ф.                                                     (1. 4)

Многие процессы уменьшают КПД, отметим некоторые из них. Частично свет отражается от поверхности полупроводника, поэтому для уменьшения отражения СЭ покрывают интерференционным просветляющим слоем. Фотоны, энергия которых недостаточна для внутреннего фотоэффекта, не дают вклада в электрическую энергию. Некоторые пары электрон-дырка рекомбинируют и не дают вклада в фототок. Мощность теряется при прохождении тока через объемное сопротивление полупроводника. Согласно теории, солнечный элемент из кремния имеет КПД не более 20 %, а практически – меньше.

 

Рисунок 1. 3 – Вольтамперная характеристика при различных потоках излучения

Методика проведения эксперимента:

Включить галогенную лампу накаливания (ГЛН). Установить определенную мощность излучения. Меняя нагрузку в цепи СЭ снять ВАХ (4-5 точек при неизменной мощности питания). Повторить измерения еще для двух вариантов входной мощности.

Измерения повторить для двух и трех включенных ГЛН. Результаты занести в таблицу 1. 1.

 

Таблица 1. 1 – Данные измерений с ГЛН (КПД 12%)

UВХ IВХ РВХ Ф UВЫХ IВЫХ PВЫХ η

1 лампа

    РВХ1  

3-4 измерения

   
    РВХ2  

3-4 измерения

   
    РВХ3  

3-4 измерения

   

2 лампы

               
               

3 лампы

               
               
               
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...