Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение блеска минерала. Блески минералов. Твердость минерала. Определение твердости минерала




Определение блеска минерала

Металлический и неметаллический блеск различаются на глаз. Переходную форму — полуметаллический блеск — очень тяжело определить однозначно.

Степень интенсивности металлического блеска обычно не определяется, но в большинстве случаев он сильный (как, например, у пирита или галенита).
Отражение света при неметаллическом блеске связано с рядом таких факторов, как гладкость отражательной поверхности, прозрачность минерала, величина двупреломления, строение агрегата (т. е. сростка кристаллов) и т. п. Поэтому при неметаллическом блеске мы различаем как степень его интенсивности, так и его виды, обусловленные структурой минерала.

 

Блески минералов

 

 

Минерал алмаз с алмазным блеском

  

 

Минерал кальцит со стеклянным блеском

 

 

Минерал пирит с металлическим блеском

 

 

      

                                                                                      Минерал галит с жирным блеском

 

Минерал графит с полуметаллическим блеском

                

 

Минерал асбест с шелковистым блеском  Халцедон с восковым блеском

                                                                                       

 

  

 

Дендриты марганца (матовый блеск)                     Опал с перламутровым блеском

Твердость минерала

— это способность его противостоять механическому воздействию — царапанию острым инструментом или другим минералом. Для практических целей пользуются эмпирической шкалой твердости, предложенной в начале XIX в. австрийским минералогом Моосом..

Шкала Мооса

1. тальк

  1. гипс
  2. кальцит
  3. флюорит ( плавиковый шпат)
  4. апатит
  5. полевой шпат
  6. кварц
  7. топаз
  8. корунд
  9. алмаз

Определение твердости минерала

Твердость определяется следующим образом. На поверхности исследуемого минерала выбирают гладкую площадку и, взяв минерал из шкалы Мооса, проводят им по ней под острым углом с нажимом. Если на поверхности исследуемого образца остается царапина, то его твердость меньше, чем у эталонного минерала. Необходимо убедиться в том, что на исследуемом образце остается именно царапина (углубление), а не порошок эталонного образца. Используя последовательно эталонные минералы от самого мягкого до наиболее твердого, добиваются такого положения, когда испытуемый образец располагается по своей твердости между двумя эталонными или испытуемый образец царапается эталонным и сам царапает его. В первом случае твердость исследуемого образца оценивается средней величиной, во втором — равна твердости эталонного. Например, если какой-нибудь минерал царапается кварцем и не царапается ортоклазом, то его твердость равна 6, 5. Если же другой минерал царапается кальцитом и сам оставляет на нем царапину, то его твердость 3.

(При отсутствии шкалы Мооса твердость минералов можно определить и другими способами. Так, у графита мягкого карандаша твердость около 1. Минералы с такой твердостью пишут на бумаге, не оставляя на ней царапины. Минералы с твердостью до 2 царапаются ногтем; железный гвоздь, проволока имеют твердость 4 (бронзовая монета 3, 5—4), стекло — 5, стальной нож, игла — 6. Кварц, имеющий твердость 7, широко встречается в природе)..
Следует иметь в виду, что отдельные минералы могут обладать различной твердостью в разных направлениях. Например, твердость дистена вдоль удлиненной грани равна 4, а перпендикулярно к ней —6.
Чтобы определить твердость минерала, представляющего собой порошкообразный или землистый агрегат, необходимо потереть этим порошком эталонный образец. Если последний покроется царапинами, то твердость эталона меньше, чем исследуемого образца.
Важно подчеркнуть, что единицы твердости по шкале Мооса относительны. Так, например, алмаз по методу вдавливания имеет твердость 10 000 кг/мм2, а тальк — 43 кг/мм2, т. е. твердость алмаза больше твердости талька не в 10, а в 232 раза.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...