Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

а) правоустановительную;. б) удостоверительную;. в) охранительную;. г) юрисдикционную. 1) беспристрастность;. 2) независимость;




а) правоустановительную;

б) удостоверительную;

в) охранительную;

г) юрисдикционную.

Правоустановительная функция нотариата заключается в том, что нотариус обязан проверить необходимый юридический состав для совершения нотариального действия. Таким образом, нотариус при совершении нотариального действия устанавливает право, подлежащее применению.

Удостоверительная функция нотариата заключается в наделении нотариуса полномочием придания от имени государства юридическим действиям участников гражданского оборота особого правового характера.

Охранительная функция нотариата заключается в возложении на систему нотариата охраны прав участников нотариального производства, в том числе путем содействия в осуществлении их прав и исполнении обязанностей. При этом охранительная функция осуществляется нотариусами не только при совершении нотариальных действий одноименного характера (принятие мер к охране наследственного имущества), но и при совершении практически любого нотариального действия. Охранительная функция нотариата является производной от охранительной функции права, так как совершение нотариальных действий в конечном итоге направлено на охрану существующего порядка в общественных отношениях.

Юрисдикционная функция нотариата вытекает из роли нотариата как органа гражданской юрисдикции и проявляется в направленной деятельности по предупреждению правовых конфликтов в сфере гражданского оборота.

3. Доказательственные функции связаны с существом нотариальной деятельности - созданием квалифицированных письменных доказательств и выражаются в нескольких направлениях:

- в особом доказательственном значении конечного результата нотариального производства - нотариальном акте;

- в исследовании процедуры нотариального производства как процесса доказывания и особенностей доказательств, используемых в нотариальной сфере.

 

§ 4. Гарантии нотариальной деятельности

 

Гарантии нотариальной деятельности содержатся в ст. 5 Основ законодательства РФ о нотариате и представляют собой нормативно установленные правила, обеспечивающие осуществление им публичной функции по совершению нотариальных действий от имени государства.

Среди таких гарантий выделяются:

1) беспристрастность;

2) независимость;

3) осуществление своей деятельности на основании закона;

4) нотариальная тайна.

Беспристрастность нотариуса проявляется в том, что при обращении к нему граждан и юридических лиц для совершения нотариальных действий у него отсутствует предпочтение к одному из возможных вариантов защиты прав и законных интересов лиц, а также отсутствует предпочтение одной из заинтересованных сторон - все для него являются равными. Существенной характеристикой данного принципа является отсутствие у нотариуса заинтересованности и личной выгоды.

Независимость нотариуса характеризуется тем, что нотариус самостоятельно принимает решение о совершении нотариального действия при наличии всех юридических фактов либо отказе в его совершении. Отсутствие подчиненности является важным фактором данной гарантии.

Нотариус руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, конституциями (уставами) республик в составе РФ, Основами законодательства РФ о нотариате, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами.

Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, лицу, замещающему временно отсутствующего нотариуса, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий (нотариальная тайна), в том числе и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, когда сведения о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами, а также по требованию судебных приставов-исполнителей в связи с находящимися в их производстве материалами по исполнению исполнительных документов, по запросам органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в связи с государственной регистрацией и нотариусов в связи с совершаемыми нотариальными действиями. Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия.

Нотариальная тайна играет важную роль, обеспечивая доверие к нотариусу со стороны его клиентов. В связи с этим обязанность хранить ее закреплена в ряде основополагающих документов, включая Этический кодекс нотариусов Европы.

 

§ 5. Источники нормативного правового регулирования

нотариальной деятельности

 

Под источниками нормативного правового регулирования нотариальной деятельности следует понимать нормативные правовые акты, регламентирующие общественные отношения, складывающиеся в связи с организацией нотариата и осуществлением нотариальной деятельности. При этом следует учитывать неоднозначность самого понятия " источник права", которое можно понимать в двух смыслах. В первом случае источник права - это те условия общественной жизни, которые определяют процесс правообразования и появления правовых норм. Во втором случае источник права отождествляют с формой права, то есть источник рассматривается в формальном смысле.

Если мы говорим об источниках нормативного правового регулирования нотариальной деятельности, то имеем в виду именно источники в формальном смысле, то есть формы выражения правовых норм и доведения их до адресата.

В Российской Федерации основным источником права является нормативный правовой акт, а среди таких актов высшей юридической силой обладает закон.

Согласно ст. 72 Конституции РФ нотариат находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает, что отношения в сфере нотариальной деятельности регламентируется не только федеральными законами, но также и иными нормативными актами. Данное положение нашло свое отражение в ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате, содержащей указание на то, что нотариат осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ и Основами законодательства РФ о нотариате.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила о нотариальных действиях, чем те, которые предусмотрены законодательными актами Российской Федерации, при совершении нотариальных действий применяются правила международного договора (ч. 1 ст. 109 Основ законодательства РФ о нотариате). Следовательно, наряду с законами эти правовые акты также должны рассматриваться в качестве источников права.

Часть 1 ст. 5 Основ законодательства РФ о нотариате конкретизирует, что нотариус в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, Основами законодательства РФ о нотариате, иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами.

Система источников нормативного правового регулирования деятельности нотариата выглядит следующим образом.

1. Важнейшим законом в системе источников правового регулирования нотариата является Конституция РФ. В ней содержатся как нормы общего характера, не затрагивающие непосредственно вопросы нотариата, но и определяющие принципы и условия, в которых институт нотариата существует и действует.

Основой законодательного регулирования организации нотариата в России являются следующие нормы Конституции РФ:

- государство гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45);

- каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно (ч. 1 ст. 48);

- нотариат находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. " л" ч. 1 ст. 72).

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ (ч. 1 ст. 15). Это означает, что все законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

2. Международные договоры. Правила международного договора применяются при условии принятия Россией согласия на обязательность данного договора в форме федерального закона. Россия является участницей многосторонних и двусторонних международных договоров, конвенций, соглашений об оказании правовой помощи, связывающих ее международными обязательствами. Среди них можно выделить следующие:

- Всеобщая декларация прав человека (Париж, 10 декабря 1948 г. );

- Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г. );

- Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г. );

- Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г. );

- нормы, касающиеся нотариата, и содержащиеся в различных двусторонних договорах о правовой помощи, как правило, касаются освобождения от какой-либо легализации, апостилирования или выполнения других аналогичных формальностей нотариальных актов при их предъявлении на территории другой страны < 1>.

--------------------------------

< 1> См., например: ст. 26 Договора между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой о сотрудничестве и правовой помощи по гражданским, торговым, трудовым и административным делам (Москва, 20 ноября 2000 г. ).

 

3. Федеральные законы. В романо-германской правовой семье, в состав которой входит и правовая система России, главным источником права является закон.

Закон - это нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке и регулирующий наиболее важные вопросы государственной и общественной жизни.

Центральным актом, регулирующим организацию нотариата, являются Основы законодательства РФ о нотариате, в которых определены все вопросы организации и деятельности нотариата, а также правила совершения нотариальных действий.

Важнейшим источником правового регулирования нотариальной деятельности является Гражданский кодекс РФ, в котором содержатся материальные нормы экономической деятельности граждан и юридических лиц, а также формы, в которые облекается эта деятельность при участии нотариуса. Особо следует подчеркнуть, что в Гражданском кодексе РФ дано нормативное определение нотариального удостоверения сделки (ст. 163), под которым понимается проверка законности сделки. Это определение является основой для нотариальной процедуры по заключению сделок, несоблюдение которой может повлечь их недействительность. Самые востребованные нормы Гражданского кодекса РФ касаются порядка оформления доверенностей, завещаний, договоров отчуждения недвижимого имущества и долей в обществах с ограниченной ответственностью, а также оформления наследства.

В развитие Гражданского кодекса РФ принято немало федеральных законов, в которых содержатся вопросы, касающиеся нотариальной деятельности. Это ФЗ " Об обществах с ограниченной ответственностью", ФЗ " О порядке выезда из РФ и въезда в РФ"; ФЗ " Об ипотеке (залоге недвижимости)" и др.

Среди норм Семейного кодекса РФ как источника нотариального законодательства выделяются нормы, касающиеся оформления брачного договора, алиментных соглашений, согласий супругов на заключение одним из супругов сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации (ст. 35).

Налоговым кодексом РФ устанавливается размер государственной пошлины за совершение нотариальных действий, для которых законодательством предусмотрена обязательная нотариальная форма. Налоговым кодексом РФ предусмотрены льготы по уплате государственной пошлины, а также определен порядок налогообложения нотариусов, занимающихся частной практикой.

К источникам, регулирующим деятельность нотариата, также относятся: Трудовой кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ и другие федеральные законы.

4. Законодательство субъектов Российской Федерации. Поскольку нотариат находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то законодательные органы субъекта Российской Федерации вправе издавать нормативные правовые акты, регулирующие нотариальную деятельность. Как правило, законодательные акты субъекта Российской Федерации детализируют правовое регулирование, предусмотренное Основами законодательства РФ о нотариате, либо расширяют те или иные положения, либо предусматривают выбор в пользу особенностей местного менталитета.

Некоторые статьи Основ законодательства РФ о нотариате имеют прямые отсылки к возможности дополнительного законодательного регулирования. Например, в ст. 10 Основ законодательства РФ о нотариате указано, что нотариальное делопроизводство ведется на языке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области и автономных округов; ст. 15 Основ законодательства РФ о нотариате предоставляет субъектам РФ возможность расширить права нотариусов в их субъекте; ст. 25 Основ законодательства РФ о нотариате допускает, что в законодательстве субъекта РФ могут быть предусмотрены дополнительные полномочия нотариальной палаты; согласно ст. 39 порядок совершения нотариальных действий нотариусами устанавливается Основами законодательства РФ о нотариате и другими законодательными актами РФ и субъектов РФ.

Законодательство субъектов РФ регулирует деятельность как нотариусов, так и должностных лиц органов местного самоуправления. Среди законодательных актов субъектов РФ можно указать Закон города Москвы от 19 апреля 2006 г. N 15 " Об организации и деятельности нотариата в городе Москве", Закон Московской области от 17 июля 2009 г. N 99/2009-ОЗ " О совершении нотариальных действий главами администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений в Московской области".

5. Ведомственные нормативные акты. К ведомственным нормативным актам, регулирующим деятельность нотариата, следует относить, в частности: Правила нотариального делопроизводства, утверждены Приказом Минюста России от 16 апреля 2014 г. N 78 < 1>; Инструкция о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, утверждена Приказом Минюста России от 27 декабря 2007 г. N 256 < 2>; Приказ Минюста России от 27 декабря 2016 г. N 313 " Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядка их оформления" < 3>; Приказ Минюста России от 29 июня 2015 г. N 151 " Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса" < 4>; Приказ Минюста России от 15 марта 2000 г. N 91 " Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации" < 5>; Приказ Минюста России от 17 июня 2014 г. N 129 " Об утверждении Порядка ведения реестров единой информационной системы нотариата" < 6>, Регламент совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования, утвержден решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 28 августа 2017 N 10/17 г. и Приказом Министерства юстиции РФ от 30 августа 2017 г. N 156 < 7>.

--------------------------------

< 1> См.: РГ. 2014. 25 апр. N 95.

< 2> См.: РГ. 2008. 11 янв. N 3.

< 3> См.: Официальный интернет-портал правовой информации (www. pravo. gov. ru), 30 декабря 2016 г.

< 4> См.: Официальный интернет-портал правовой информации (www. pravo. gov. ru), 30 июня 2015 г.

< 5> См.: Бюллетень Минюста России. 2000. N 4.

< 6> См.: РГ. 2014. 20 июня. N 136.

< 7> См.: Официальный интернет-портал правовой информации (www. pravo. gov. ru), 7 сентября 2017 г.

 

Таким образом, система нормативного правового регулирования нотариальной деятельности состоит из большого количества актов различной юридической силы. В условиях отсутствия систематизации этих источников практическая деятельность по реализации содержащихся в них правовых норм сталкивается с определенными сложностями.

 

§ 6. К вопросу о термине " нотариальное право"

 

Анализ системы источников правового регулирования нотариальной деятельности помогает ответить на вопрос, существует ли в правовой системе современной России нотариальное право как самостоятельная комплексная отрасль права.

Отрасль права - это элемент системы права, представляющий собой совокупность правовых норм и институтов, регулирующих большую группу однородных общественных отношений.

Употребляя термин " нотариальное право", мы имеем в виду совокупность норм, регулирующих статус нотариусов и их профессиональную деятельность. Но составляют ли эти нормы отдельную комплексную отрасль права?

В научной и учебной литературе представлены различные точки зрения по данному вопросы.

1. Нотариальное право является комплексной отраслью права в составе правовой системы Российской Федерации < 1>.

--------------------------------

< 1> Гонгало Б. М., Зайцева Т. И., Крашенинников П. В. и др. Настольная книга нотариуса: В 2 т. 2-е изд., исп. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2004. Т. 1. С. 144.

 

2. Нотариальное право - это подотрасль конституционного права, представляющая собой совокупность правовых норм и институтов, регулирующих общественные отношения в сфере организации и осуществления нотариальной деятельности, а также отношения по государственному регулированию нотариальной деятельности < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Черемных Г. Г., Черемных И. Г. Нотариальное право Российской Федерации. М., 2005.

 

3. Для выделения нотариального права в качестве отдельной отрасли права пока нет достаточных оснований < 1>.

--------------------------------

< 1> Пиепу Ж. -Ф., Ягр Ж. Профессиональное нотариальное право / Пер. с фр. И. Г. Медведева. М.: Юристъ, 2001. С. 31.

 

Традиционно для решения вопроса о существовании той или иной отрасли права применяют такие критерии, как предмет и метод правового регулирования. Однако этих критериев не всегда оказывается достаточно, если речь идет о так называемых комплексных отраслях. В связи с этим предлагаем посмотреть на такой критерий, как однородность системы источников права. Из изложенного выше материала понятно, что деятельность нотариата регулируется широким кругом источников, которые принадлежат к самым различным отраслям права. Круг источников настолько широк, что это, по нашему мнению, свидетельствует в пользу третьей из представленных точек зрения. Говорить о нотариальном праве как самостоятельной комплексной отрасли права пока рано. Тем не менее, в будущем можно прогнозировать кодификацию всех норм, связанных с регулированием нотариата и нотариальной деятельности, что станет основой для завершения формирования нотариального права как новой отрасли права в правовой системе Российской Федерации.

 

§ 7. Сравнительная характеристика государственного

и частного нотариата

 

Особенностью современного этапа развития нотариата в Российской Федерации является параллельное существование государственного и частного нотариата.

Важно отметить, что в соответствии со ст. 2 Основ законодательства РФ о нотариате при совершении нотариальных действий нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах и занимающиеся частной практикой, обладают равными правами и несут одинаковые обязанности, оформленные нотариусами документы имеют одинаковую силу.

В отличие от ранее действующей редакции Основ законодательства РФ о нотариате государственные и частные нотариусы в настоящее время обладают равной предметной компетенцией - совершают все нотариальные действия без каких-либо ограничений (ст. 35 Основ законодательства РФ о нотариате).

Однако между организацией деятельности государственных и частных нотариусов имеются существенные различия. Приведем наиболее существенные из них.

1. Назначение на должность. Нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе, являются государственными служащими, осуществляющими свою деятельность на основании трудового договора, заключенного с территориальным органом юстиции. Соответственно, государственные нотариусы находятся в трудовых отношениях с территориальным органом юстиции и подчиняются требованиям трудового законодательства. Увольнение их также производится в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, назначаются на должность территориальным органом юстиции на конкурсной основе и в трудовых отношениях с этим органом не состоят.

2. Прекращение деятельности. Увольнение нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе, производится в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Частный нотариус слагает полномочия по собственному желанию либо в случаях, предусмотренных Основами законодательства РФ о нотариате, освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности (ст. 12 Основ законодательства РФ о нотариате).

3. Назначение на должность помощника нотариуса. Назначение на должность помощника нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществляется нотариусом с согласия нотариальной палаты субъекта РФ (ст. 19. 1 Основ законодательства РФ о нотариате). Нотариальная палата должна рассмотреть обращение нотариуса и направить ответ в течение пяти рабочих дней со дня получения обращения. В назначении на должность помощника нотариуса может быть отказано только в случае, если кандидатура помощника нотариуса не соответствует требованиям, предъявляемым к нотариусу в соответствии со ст. 2 Основ законодательства РФ о нотариате, за исключением требований, касающихся наличия стажа работы по юридической специальности и достижения возраста двадцати пяти лет.

Назначение на должность помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе осуществляется в порядке, установленном федеральным органом юстиции. Согласно Порядка назначения на должность помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе, утвержденного Приказом Минюста России от 22 января 2016 г. N 12, назначение на должность помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе осуществляется территориальным органом Минюста России, для этого лицо, желающее работать помощником нотариуса в государственной нотариальной конторе, направляет в территориальный орган Минюста России заявление с просьбой назначить его на должность помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе. В случае принятия решения о соответствии гражданина РФ требованиям Основ законодательства РФ о нотариате территориальный орган Минюста России издает приказ о назначении на должность помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе, который является основанием для заключения с ним трудового договора.

4. Членство в нотариальной палате. Государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальным органом. Должность нотариуса учреждается и ликвидируется территориальным органом юстиции по согласованию с нотариальной палатой субъекта РФ. Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть в обязательном порядке членом нотариальной палаты субъекта Российской Федерации, на территории которого он осуществляет нотариальную деятельность. Государственный нотариус не может состоять в членстве нотариальной палаты и на него не распространяются требования Кодекса профессиональной этики нотариусов РФ о привлечении к дисциплинарной ответственности.

5. Финансирование нотариальной деятельности. Государственная нотариальная контора финансируется полностью за счет отчислений из бюджета субъекта РФ. За свою деятельность нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, получает заработную плату. Источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Согласно ст. 23 Основ законодательства РФ о нотариате денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса. Таким образом, государство не осуществляет финансирование деятельности частных нотариусов. Они самостоятельно решают вопросы, связанные с расходами на их деятельность, исходя из личных потребностей с учетом требований, предъявляемых Основами законодательства РФ о нотариате.

В соответствии со ст. 8 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору в любом месте нотариального округа, в который он назначен на должность, при этом он имеет право на заключение договоров аренды, а равно и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях осуществления нотариальной деятельности (в том числе для хранения архива нотариальных документов) или размещения нотариальной палаты, без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров (ст. 11. 1 Основ законодательства РФ о нотариате). Частный нотариус для осуществления своей деятельности вправе открывать в любом банке расчетный и другие счета, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом.

6. Оплата нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности. Нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе и занимающиеся частной практикой, за совершение нотариальных действий взимают государственную пошлину (нотариальный тариф). Ставка государственной пошлины (нотариального тарифа) за совершение нотариальных действий, для которых законодательством РФ предусмотрена обязательная нотариальная форма, устанавливается Налоговым кодексом РФ. В других случаях, т. е. для которых не предусмотрена обязательная нотариальная форма, размер нотариального тарифа устанавливается ст. 22. 1 Основ законодательства РФ о нотариате. Льготы по уплате государственной пошлины для физических и юридических лиц, предусмотренные налоговым законодательством, распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий как нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, так и нотариусом, занимающимся частной практикой (ст. 22 Основ законодательства РФ о нотариате).

Частные нотариусы в отличие от государственных нотариусов вправе также взыскивать с лиц, обращающихся в нотариальную контору за совершением нотариального действия, денежные средства за оказание услуг правового и технического порядка. С целью экономического обоснования размеров платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера и оказания помощи нотариальным палатам субъектов РФ Федеральной нотариальной палатой (решение Правления ФНП от 28 марта 2016 г., протокол N 03/16) были утверждены Методические рекомендации по определению предельного размера платы за оказание нотариусом услуг правового и технического характера < 1>. Согласно п. п. 1. 3, 1. 4, 2. 1 указанных Методических рекомендаций размер платы за оказание услуг правового и технического характера утверждается ежегодно уполномоченным органом нотариальной палаты субъекта Российской Федерации и подлежит применению с 1 января следующего года. Размер платы за оказание услуг правового и технического характера не должен превышать предельных размеров, рассчитанных в соответствии с Методическими рекомендациями. Предельные размеры платы за оказание услуг правового и технического характера учитывают социально-экономическую ситуацию в регионе, характеризуемую прожиточным минимумом в регионе, и среднее число нотариальных действий, приходящихся на одного нотариуса в регионе (" серийность" нотариальных действий). При этом учитывается, что чем больше однотипных действий выполняет нотариус, тем меньше времени требуется на выполнение одного действия и тем меньше должен быть размер платы за оказание услуг правового и технического характера.

--------------------------------

< 1> Письмо ФНП от 1 апреля 2016 г. N 1078/03-16-3 " О направлении Методических рекомендаций по определению предельного размера платы за оказание нотариусом услуг правового и технического характера" // СПС " КонсультантПлюс".

 

7. Имущественная ответственность нотариуса. В соответствии со ст. 17 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус, занимающийся частной практикой, несет полную имущественную ответственность: 1) за вред, причиненный по его вине имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия с нарушением закона, 2) за реальный ущерб, причиненный неправомерным отказом в совершении нотариального действия, а также 3) за разглашение сведений о совершенных нотариальных действиях. Нотариус, занимающийся частной практикой, несет полную имущественную ответственность также за вред, виновно причиненный его работниками или лицом, временно замещающим нотариуса, при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением нотариальной деятельности. При этом он вправе предъявить лицу, временно его замещавшему, регрессный иск в размере вреда, причиненного по вине такого лица и возмещенного за счет личного имущества нотариуса. Государство, органы государственной власти не несут ответственность за вред, причиненный действиями (бездействием) нотариуса, занимающегося частной практикой.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ ответственность за вред, причиненный действиями (бездействием) нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, несет государство. Вред возмещается за счет казны субъекта РФ. Согласно ст. 238 Трудового кодекса РФ нотариус, работающий в нотариальной конторе, обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. При этом за причиненный ущерб нотариус, работающий в нотариальной конторе, несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (ст. 241 Трудового кодекса РФ).

8. Страхование деятельности нотариуса. Нотариус, занимающийся частной практикой, обязан заключить договор (договоры) страхования гражданской ответственности нотариуса при осуществлении им нотариальной деятельности со страховой организацией, аккредитованной Федеральной нотариальной палатой. Нотариус не вправе выполнять свои обязанности и совершать нотариальные действия без заключения указанного договора страхования гражданской ответственности (ст. 18 Основ законодательств РФ о нотариате). Договор страхования гражданской ответственности нотариуса заключается на срок не менее чем один год с условием возмещения имущественного вреда, причиненного в период действия данного договора, в течение срока исковой давности, установленного законодательством РФ для договоров имущественного страхования. Нотариальная палата субъекта РФ в целях обеспечения имущественной ответственности нотариусов - членов нотариальной палаты заключает договор страхования ответственности нотариусов. Выплата страхового возмещения по указанному договору производится в случае недостаточности страхового возмещения по договору страхования гражданской ответственности нотариуса.

Нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе, не осуществляют страхование своей деятельности.

9. Контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства и профессиональных обязанностей. В соответствии со ст. 9 Основ законодательства РФ о нотариате контроль за исполнением Правил нотариального делопроизводства (утверждены решением Правления ФНП от 17 декабря 2012 г. и Приказом Минюста России от 16 апреля 2014 N 78) < 1> нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляется территориальными органами юстиции, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, - комиссией в составе не менее двух человек, в которую входят представители территориального органа юстиции и нотариальной палаты субъекта РФ (п. 180 Правил нотариального делопроизводства).

--------------------------------

< 1> См.: РГ. 2014. 25 апр. N 6367 (95).

 

Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют территориальный орган юстиции, а нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты субъектов РФ (ст. 34 Основ законодательства РФ о нотариате).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...