Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Доктрина. Судебная практика. Постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" // СПС &quo




Доктрина

Л. Ю. Михеева указывает на необходимость сбалансированного сочетания саморегулирования и государственного контроля в силу уникального правового положения нотариальных палат. Она отмечает желательность установления специального правового регулирования в данной сфере, так как нотариальные палаты способны не только организовывать деятельность нотариусов, но при этом эффективно контролировать их и оказывать им требуемую поддержку < 1>.

--------------------------------

< 1> Михеева Л. Ю. Реформа российского нотариата: основные идеи // Актуальные проблемы частного права: Сб. статей к юбилею П. В. Крашенинникова. М.: Статут, 2014.

 

По мнению С. В. Смирнова, Т. Г. Калиниченко и В. А. Бочковенко, в целях осуществления качественной проверки работы нотариусов проверяющий должен обладать необходимыми знаниями и подготовкой, а этим требованиям могут отвечать только нотариусы < 1>.

--------------------------------

< 1> Смирнов С. В., Калиниченко Т. Г., Бочковенко В. А. О контроле в сфере нотариата в свете грядущей реформы // Российская юстиция. 2011. N 9. С. 32 - 36.

 

Судебная практика

" Осуществление нотариальных функций от имени государства предопределяет публично-правовой статус нотариусов и обусловливает необходимость организации государством эффективного контроля за их деятельностью, включая деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой и в качестве таковых принадлежащих к лицам свободной профессии. В связи с этим Основами законодательства Российской Федерации о нотариате предусматривается создание во всех субъектах Российской Федерации нотариальных палат - некоммерческих организаций, представляющих собой профессиональные объединения, которые основаны на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой, и организуют работу на принципах самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации и своим уставом (ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 24).

Публично-правовое предназначение нотариальных палат проявляется прежде всего в том, что они осуществляют контроль за исполнением нотариусами, занимающимися частной практикой, своих профессиональных обязанностей, а также обращаются в суд с ходатайствами или представлениями о лишении их права нотариальной деятельности за нарушение законодательства".

Постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. N 15-П " По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" // СПС " КонсультантПлюс".

 

§ 7. Стажер и помощник нотариуса

 

Сложный характер нотариальной деятельности предполагает, что ее не осуществляет единолично нотариус. К субъектам нотариальной деятельности также можно отнести таких лиц, как стажер и помощник нотариуса.

Стажером нотариуса может быть гражданин Российской Федерации, получивший высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования.

Стажировка проводится в целях подготовки данного гражданина к сдаче квалификационного экзамена. Порядок прохождения стажировки утверждается федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Количество стажеров ежегодно определяется нотариальной палатой по согласованию с территориальным органом юстиции.

Стажировка проводится в течение одного года у нотариуса, занимающегося частной практикой и имеющего стаж нотариальной деятельности не менее чем три года. Срок стажировки может быть сокращен в порядке, установленном федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой, но не может быть менее чем шесть месяцев.

Время отсутствия стажера в период прохождения им стажировки не засчитывается в срок стажировки.

Организацию стажировки и контроль за ее проведением осуществляет нотариальная палата.

Помощником нотариуса может быть гражданин Российской Федерации, сдавший квалификационный экзамен и соответствующий требованиям Основ законодательства о нотариате, которые предъявляются к нотариусу, за исключением требований о достижении возраста двадцати пяти лет и наличии стажа работы по юридической специальности.

Права и обязанности помощника нотариуса определяются Основами законодательства о нотариате, а также трудовым законодательством и трудовым договором между нотариусом и помощником нотариуса.

Помощник нотариуса по поручению и под ответственность нотариуса вправе участвовать в подготовке совершения нотариальных действий, составлять проекты нотариально оформляемых документов, давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий, а также совершать иные предусмотренные законом действия.

В определенных предусмотренных законодательством случаях помощник нотариуса замещает временно отсутствующего нотариуса.

Назначение на должность помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе осуществляется в порядке, установленном федеральным органом юстиции.

Назначение на должность помощника нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществляется нотариусом с согласия нотариальной палаты. Нотариальная палата должна рассмотреть обращение нотариуса и направить ответ в течение пяти рабочих дней со дня получения обращения. В назначении на должность помощника нотариуса может быть отказано только в случае, если кандидатура помощника нотариуса не соответствует требованиям законодательства.

Прекращение трудового договора с помощником нотариуса осуществляется по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством, а также по основаниям прекращения полномочий нотариуса в соответствии с Основами законодательства о нотариате. Трудовой договор с помощником нотариуса также должен быть прекращен по решению суда о лишении его права нотариальной деятельности.

Помимо помощников и стажеров помощь нотариусу в осуществлении его профессиональных обязанностей оказывают лица, обеспечивающие деятельность нотариуса.

Законодательство предусматривает, что нотариус для обеспечения своей деятельности имеет право нанимать работников, в отношении которых он осуществляет права и несет обязанности работодателя.

Правовой статус работников, которые обеспечивают деятельность нотариуса, устанавливается законодательством о нотариате, трудовым законодательством и трудовым договором с нотариусом.

Нотариус самостоятельно определяет количество работников, необходимых для обеспечения его деятельности.

Работник, с которым заключен трудовой договор, по поручению нотариуса вправе осуществлять следующие действия:

1) сбор необходимых информации, документов, сведений;

2) передачу документов в рамках процедур государственной регистрации прав;

3) получение выписок из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющих государственную регистрацию возникновения или перехода прав на недвижимое имущество, и иных документов;

4) составление проектов документов;

5) произведение записей в реестрах и иных документах нотариуса;

6) участие в формировании нотариального архива;

7) осуществление другой подготовительной работы и иной необходимой для совершения нотариального действия работы.

Указанные работы не могут выполняться по гражданско-правовому договору.

В случае временного отсутствия нотариуса законодательство предусматривает его замещение.

Замещение временно отсутствующего нотариуса представляет собой передачу его полномочий по осуществлению нотариальной деятельности в случае временного отсутствия нотариуса или временной невозможности исполнения им своих обязанностей по уважительной причине.

Перечень причин, признаваемых уважительными, устанавливается Федеральной нотариальной палатой.

Уважительными причинами временного отсутствия нотариуса и временной невозможности исполнения нотариусом своих обязанностей являются:

- ежегодный отпуск до 60 дней;

- отсутствие в связи с рождением сына, дочери, внука или внучки, регистрацией брака, смертью родственников - до десяти дней подряд;

- отсутствие в связи с беременностью и родами в течение 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов;

- уход за ребенком, не достигшим трехлетнего возраста;

- временная нетрудоспособность в связи с заболеванием;

- болезнь ребенка или членов семьи при необходимости ухода за ними;

- наличие инвалидности I или II группы - до одного рабочего дня в неделю;

- беременность, наличие ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет (отцом, при отсутствии матери), уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением - до двух рабочих дней в неделю;

- осуществление приема населения по выходным и праздничным дням в порядке, установленном нотариальной палатой субъекта Российской Федерации;

- участие в собраниях, семинарах и иных мероприятиях, организуемых нотариальной палатой субъекта Российской Федерации, Федеральной нотариальной палатой или с их участием, обучение на курсах повышения квалификации;

- исполнение обязанностей президента нотариальной палаты субъекта Российской Федерации или президента Федеральной нотариальной палаты;

- участие в работе выборных органов, рабочих групп, советов и комиссий нотариальной палаты субъекта Российской Федерации, Федеральной нотариальной палаты, а также комиссий и рабочих групп, образованных при территориальном органе Министерства юстиции Российской Федерации;

- исполнение поручений президента нотариальной палаты субъекта Российской Федерации, правления нотариальной палаты субъекта Российской Федерации, президента Федеральной нотариальной палаты, Правления Федеральной нотариальной палаты;

- участие в судебных процессах и явка в правоохранительные органы;

- посещение налоговых органов и внебюджетных фондов в связи с исполнением обязанностей налогоплательщика и работодателя, а также иных организаций по вопросам осуществления нотариальной деятельности и работы нотариальной конторы;

- военные сборы, вызовы по повесткам военкоматов;

- иная причина, признанная уважительной нотариальной палатой субъекта Российской Федерации в конкретном случае < 1>.

--------------------------------

< 1> Перечень уважительных причин временного отсутствия нотариуса и временной невозможности исполнения нотариусом своих обязанностей (утв. решением Правления ФНП, Протокол от 18 мая 2015 г. N 07/15) // Нотариальный вестник. 2015. N 7.

 

Период замещения временно отсутствующего нотариуса исчисляется в днях или часах.

Порядок замещения временно отсутствующего нотариуса определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Временно отсутствующего нотариуса замещает, как правило, помощник нотариуса, который соответствует требованиям Основ законодательства о нотариате, предъявляемых к нотариусу, за исключением требования о наличии стажа работы по юридической специальности. Помощник нотариуса, замещающий временно отсутствующего нотариуса, должен иметь стаж работы по юридической специальности не менее одного года. При наличии у нотариуса нескольких помощников нотариус должен определить порядок замещения ими в свое временное отсутствие.

При невозможности замещения нотариуса его помощником или при отсутствии у нотариуса помощника замещение временно отсутствующего нотариуса может осуществляться иным соответствующим требованиям к нотариусу лицом. Наделение такого лица полномочиями по замещению временно отсутствующего нотариуса осуществляется территориальным органом юстиции совместно с нотариальной палатой в порядке, установленном федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

При замещении нотариуса установлен ряд ограничений:

1) не допускается одновременное исполнение обязанностей нотариуса нотариусом и лицом, его временно замещающим;

2) не допускается исполнение одним лицом обязанностей двух и более временно отсутствующих нотариусов;

3) не допускается замещение временно отсутствующего нотариуса двумя и более лицами, его замещающими, одновременно.

Порядок замещения временно отсутствующего нотариуса предусматривает основания для отказа в издании приказа о замещении временно отсутствующего нотариуса. К ним относятся:

- несоответствие лица, желающего замещать временно отсутствующего нотариуса, требованиям ч. ч. 1 и 2 ст. 2 Основ законодательства о нотариате;

- неполное представление документов и сведений, а равно представление недостоверных сведений или документов < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Приказ Минюста России от 29 июня 2015 г. N 148 " Об утверждении Порядка замещения временно отсутствующего нотариуса" (вместе с Порядком замещения временно отсутствующего нотариуса, утв. решением правления ФНП от 18 мая 2015 г., Приказом Минюста России от 29 июня 2015 г. N 148) (зарегистрировано в Минюсте России 30 июня 2015 г. N 37822).

 

Полномочия лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, прекращаются в следующих случаях:

- в случае приостановления полномочий нотариуса;

- в случае прекращения полномочий нотариуса;

- на основании письменного заявления лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса;

- на основании письменного заявления нотариуса;

- в случае выявления несоответствия лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, требованиям частей первой и второй статьи 2 Основ законодательства о нотариате;

- в случае привлечения лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, к дисциплинарной ответственности при осуществлении им нотариальной деятельности.

Территориальный орган издает приказ о приостановлении или прекращении полномочий лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, с указанием причины приостановления или прекращения указанных полномочий.

Сведения о приостановлении или прекращении полномочий лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, вносятся в реестр нотариусов.

Нотариус, занимающийся частной практикой, обязан извещать нотариальную палату о своем отсутствии и (или) о прекращении приема граждан на срок более чем пять рабочих дней.

В случае отсутствия лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, другой нотариус того же нотариального округа по предложению нотариальной палаты наделяется территориальным органом юстиции полномочиями по совершению нотариальных действий, требующих использования нотариального архива временно отсутствующего нотариуса, а также нотариальных действий, совершение которых отнесено к исключительной компетенции временно отсутствующего нотариуса. Нотариус другого нотариального округа может наделяться этими полномочиями в порядке, который установлен Основами законодательства о нотариате для изменения территории деятельности нотариуса.

Нотариальные действия, требующие использования нотариального архива временно отсутствующего нотариуса, могут совершаться по месту нахождения нотариальной конторы временно отсутствующего нотариуса.

Факт замещения временно отсутствующего нотариуса другим нотариусом отражается в удостоверительной надписи.

За исполнение обязанностей нотариуса помощник нотариуса получает плату, обусловленную трудовым договором или отдельным соглашением с нотариусом, иное лицо, замещающее нотариуса, - плату, обусловленную соглашением с нотариусом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...