Роль дисциплины «Маркетинг» и темы «Маркетинговые коммуникации» в формировании коммуникативных умений у будущего менеджера по продажам
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту по специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)» в подготовке менеджера по продажам, «Маркетинг» При изучении дисциплины «Маркетинг», которая входит в состав МДК.02.03. (междисциплинарный курс) и в ПМ.02 (профессиональный модуль). В соответствии с требованиями к учебно-программной документации, обеспечивающей подготовку специалистов в средних профессиональных образовательных организациях (СПОО), по всем дисциплинам, профессиональным модулям и меж дисциплинарным курсам (МДК) должны быть разработаны учебно-методические комплексы (УМК), в состав которых обязательно включаются рабочие программы дисциплин или МДК. По дисциплине «Маркетинг» в рамках специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)» в колледже малого бизнеса № 48 г. Москвы преподавателем Лосевой Е.С разработана рабочая программа дисциплины. Анализ данной программы мы проведем с целью выявления роли и места данной дисциплины в подготовке менеджера по продажам и формировании у будущих специалистов коммуникативных умений. По мнению автора программы, целью изучения дисциплины является: «формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по организации и проведению экономической и маркетинговой деятельности, обучение студентов практике принятия маркетинговых решений в условиях рынка и формировании у них маркетингового мышления» [29]. Однако, позволим себе отметить, что с учетом требований Министерства образования и науки РФ в рабочих программах дисциплин и МДК прогнозируемый результат обучения студентов должен формулироваться не только в виде перечня знаний, умений и навыков, но и в формате общекультурных и профессиональных компетенций, указанных во ФГОС, матрице компетенций по циклам дисциплин, конкретным учебным дисциплинам и МДК. В этой связи мы дополняем цель освоения дисциплины «Маркетинг» перечнем компетенций, в содержание которых включены коммуникативные умения.
Для реализации поставленной цели менеджер по продажам должен владеть общими компетенциями, которые способствуют развитию коммуникативных умений, включающих в себя способность: · Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1); · Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2); · Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3); · Логически верно, аргументированно и ясно излагать устную и письменную речь (ОК 10); Наряду с общими компетенциями будущий менеджер по продажам должен овладеть следующими профессиональными компетенциями, включающими наряду с другими и коммуникативные умения: · Оформлять, проверять правильность составления, обеспечивать хранение организационно-распорядительных, товаросопроводительных и иных необходимых документов с использованием автоматизированных систем (ПК 2.2); · Применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов (ПК 2.3); · Выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров (ПК 2.5); · Обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации (ПК 2.6); · Участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений (ПК 2.7);
· Реализовывать сбытовую политику организации в пределах своих должностных обязанностей, оценивать конкурентоспособность товаров и конкурентные преимущества организации (ПК 2.8); При овладении всех вышеперечисленных компетенций студент станет непосредственным субъектом рыночных отношений, ему придется принимать множество хозяйственных решений. В то же время знание маркетинга вооружит его инструментарием, который ускорит движение к поставленным целям. В соответствии с рабочей программой дисциплины «Маркетинг», разработанной преподавателем колледжа «малого бизнеса № 48», выделены требования к уровням усвоения дисциплины. Студент должен уметь: · выявлять, формировать и удовлетворять потребности; · обеспечивать распределение через каналы сбыта и продвижение товаров на рынке с использованием маркетинговых коммуникаций; · проводить маркетинговые исследования рынка; · оценивать конкурентоспособность товаров; Студент должен знать: · Составные элементы маркетинговой деятельности: цели, задачи, принципы, функции, объекты, субъекты; средства: удовлетворения потребностей, распределения и продвижения товаров, маркетинговые коммуникации и их характеристику; · методы изучения рынка, анализа окружающей среды; · конкурентную среду, виды конкуренции, показатели оценки конкурентоспособности; · этапы маркетинговых исследований, их результат; управление маркетингом. Студент должен иметь практический опыт: · выявления потребностей (спроса) на товары; · реализации маркетинговых мероприятий в соответствии с конъюнктурой рынка; · участия в проведении рекламных акций и кампаний, других маркетинговых коммуникаций [29]. На основе анализируемой рабочей программы, в которой представлен тематический план, определяющий структуру содержания дисциплины, мы составили фрагмент тематического плана по теме «Маркетинговые коммуникации» Этот фрагмент представлен в таблице 2. так как дисциплина «Маркетинг» входит в МДК то КПТ составляется по МДК входит в состав профессионального модуля. Дисциплина базируется на знаниях основ экономической теории, статистики, экономики, экономики предприятия, психологии, социологии, менеджмента в соответствии с учебным планом.
Исходя из дисциплины «Маркетинг», мы выбрали тему «Маркетинговые коммуникации» способствующая формированию коммуникативных умений у студентов. При изучении темы «Маркетинговые коммуникации» в соответствии с рабочей программой дисциплины «Маркетинг» мы проведем анализ с целью выявления роли и места данной дисциплины в подготовке менеджера по продажам. Тема «Маркетинговые коммуникации» при подготовке менеджера по продажам имеет особую важность, так как считается одной из самых востребованных профессий на рынке. За последнее десятилетие расширился ретейловский и производственный рынок вследствие чего повысилась конкуренция. Ее задача состоит в формировании и закреплении теоретических знаний, умений и навыков по продвижению товаров или услуг, определения целевой аудитории, выявлению наиболее эффективных форм коммуникаций: реклама, связи с общественностью, паблисити, мероприятия по стимулированию сбыта, прямой маркетинг, личная продажа, реклама на месте продажи. Изучение темы включает: Рассмотрение понятия «Маркетинговые коммуникации», виды маркетинговых коммуникаций для эффективных продаж, перечень средств и методов стимулирования сбыта, применение полученных знаний в практической и профессиональной деятельности. Проводя анализ рабочей программы учебной дисциплины, разработанной в колледже малого бизнеса № 48 Лосевой Е.В мы внимательно изучили раздел «Содержание дисциплины», в котором представлен перечень изучаемых тем, объем часов и уровень усвоения. Кроме этого приведен подробный тематический план изучения дисциплины, указано количество часов на изучение каждой темы и уровень её усвоения. Приведем в таблице 2 фрагмент этого плана, в котором определены: наименование разделов и тем, содержание учебного материала, а также объем часов и уровень усвоения. Таблица 2 Тематический план дисциплины «Маркетинг»
Важной задачей для преподавателя для выявления структуры содержания темы «Маркетинговые коммуникации» является не только использования тематического плана, но и рабочей программы по дисциплине «Маркетинг» — это необходимо для понимания сущности и значения междисциплинарных и внутридисциплинарных связей. Связь между дисциплинами является одним из основных требований дидактики профессионального образования. Единство и взаимосвязь общего, политехнического и профессионального образования обеспечивается, прежде всего на основе реализации междисциплинарных связей. Междисциплинарные связи должны быть установлены таким образом, чтобы теоретические знания находили дальнейшее развитие в процессе практического обучения, а практический опыт находил свое теоретическое подтверждение на занятиях. По мнению автора М. А. Смирновой «междисциплинарные связи» –это объективно существующие связи между информацией из разных областей науки и практики входящие в содержание обучения [31]. Междисциплинарные связи делятся на: предшествующие, сопутствующие, последующие. Так же Междисциплинарные связи в процессе обучения студентов в колледже являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки студентов. Особое значение приобретают междисциплинарные связи в системе профессионального образования, где учебный и познавательный процесс должен строиться в органической связи с общеобразовательными, общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Системное применение междисциплинарных связей общеобразовательных, общепрофессиональных и спецдисциплин развивает кругозор, глубину мышления, способствует быстрому восприятию происходящих явлений изучаемого материала и помогает развивать навыки использования потенциальных знаний в прикладных дисциплинах. Дисциплина «Маркетинг» связана так же с другими дисциплинами такими как: · «Обществознание» · «Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров» · «Логистика» · «Теоретические основы товароведения» · «Социальная психология» · «Психология» · «Экономическая теория» · «Товарная информация» Наглядно МДС показаны на рисунке – 2 Структурно логическая схема междисциплинарных связей.
Рисунок-2 Структурно логическая схема междисциплинарных связей дисциплины «Маркетинг» Наряду с междисциплинарными связями для оптимизации структуры содержания дисциплины педагогами разрабатываются внутри дисциплинарные связи, под которыми понимаются связи по содержание и логике построения и изучения материала одной дисциплины. Для создания внутридисциплинарных связей в методике существуют определения и способы: · Объяснение нового материала с опорой на ранее изученный · Использование особенных заданий при подготовительном повторении · Сопоставление и интеграция однотипного материала · Обобщения материала на основе сравнения На основе требований матрицы компетенций из ФГОСа устанавливаются внутридисциплинарные и междисциплинарные связи, отражающиеся в дальнейшем в рабочей программе по дисциплине. Внутридисциплинарные связи по теме «Маркетинговые коммуникации» в структуре содержания дисциплины «Маркетинг» показаны на рисунке 3. Рисунок-3 Структурно логическая схема внутридисциплинарных связей темы «Маркетинговые коммуникации» Таким образом в методической педагогической деятельности преподавателя СПОО выявления внутридисциплинарных и междисциплинарных связей является важнейшей задачей, реализации которой обеспечивает повышение эффективности преподавания дисциплины и конкретных тем. Глава IV МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАРКЕТИНГ» И ТЕМЕ «МАРКЕТИНОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|