Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Введение в мониторинг земель: цели и задачи




(Лекция №1, 2 часа)

План:

1. Содержание и задачи курса мониторинга земель.

2. Задачи государственного мониторинга земель и норма­тивная база при его ведении.

3. Классификация и методы исследований мониторинга зе­мель.

4. Объекты государственного мониторинга использования земель и исходные материалы.

1. Курс лекций по мониторингу земель включается в состав

дисциплины «Земельный кадастр и мониторинг земель». Теорети­ческое освоение основных разделов дисциплины и обоснованное понимание возможности и роли курса при решении задач в области землеустройства и кадастров. Освоение курса лекций направлено на приобретение знаний о значении и роли мониторинга земель в области управления земельными и природными ресурсами, произ­водства землеустроительных и кадастровых работ. В курс лекций включены основные понятия земельного кадастра, экологического мониторинга и мониторинга земель, структуры и задач Государст­венного мониторинга земель, организации деятельности государ­ственных органов власти и местного самоуправления в данной об­ласти, структура показателей взаимодействия кадастров и монито­ринга земель, а также основные понятия, этапы и перспективы раз­вития мониторинговой деятельности в землеустроительных и када­стровых работах.

В настоящее время на Земле проживает более 6,5 млрд. человек. Ежедневно на Земле прибавляется 260-270 тыс. человек или еже­годно до 90-100 миллионов, что позволяет сделать предположение о том, что уже к 2050 г. на земле будет проживать не 12-13, в 2100 г. - до 20-25 млрд. человек. Как видно, что рост будет очень боль­шой и сможет ли прокормиться население или нет - постоянная за­бота человечества, потому что уже в настоящее время, примерно, две трети населения недоедает, а 30% из них, практически, голода­ет!

При этом существенно уменьшаются сельскохозяйственные угодья для производства продуктов питания. Так, в настоящее вре­мя обрабатывается 10,4% всей площади суши, или 2,95% всей по­верхности Земного шара. По данным продовольственной и сель­скохозяйственной организации ООН (ФАО) мировой земельный фонд составляет 13,4 млрд. га, в том числе приходится на:

> возделываемые земли (пашня и плантации) - около 1,5 млрд. га (11%);

> пастбища -3,2 млрд. га (24%);

> леса и кустарники - 4,1 млрд. га (41%);

> прочие земли (пески, каменные пространства, селитебные земли) - 4,4 млрд. га (34%).

За период 1961-1983 гг. произошли самые большие изменения в обеспеченности человечества земельными ресурсами. Так, площадь пашни увеличилась примерно на 0,08 млрд. га, а обеспеченность ее человечества снизилась с 0,45 до 0,31 га на душу населения.

За исторический период своего существования человечество в результате нерационального землепользования потеряло 2 млрд. га некогда продуктивных земель. В наши дни в результате процессов деградации почвы ежегодно из мирового сельскохозяйственного оборота выбывает 6-7 млн. га плодородных земель, которые пре­вращаются в пустыни. В целом процесс деградации почв особенно интенсивно протекает на засушливых землях, которые в совокуп­ности занимают 6,1 млрд. га и в наибольшей степени характерны для Азии и Африки.

По имеющимся оценкам, общая площадь опустынивания арид­ных земель в мире достигает в наши дни 4,7 млрд. га. Территория, на которой происходит антропогенное опустынивание оценивается

в 900 млн. га, с ежегодным увеличением на 6 млн. га (или 60 тыс.км2)

Наиболее ценные обрабатываемые земли занимают всего 11% мирового земельного фонда. Такой же показатель характерен для СНГ, Африки, Северной Америки. Для зарубежной Европы этот показатель более высок (29%), а для Австралии и Южной Америки - менее высок (5% и 7%). Страны мира с наибольшими размерами обрабатываемых земель - США, Индия, Россия, Китай, Канада. Обрабатываемые земли сосредоточены в основном в лесных, лесо­степных и степных природных зонах. Естественные луга и пастби­ща преобладают над обрабатываемыми землями везде (в Австралии

более чем в 10 раз), кроме зарубежной Европы. Во всем мире в среднем 23% земли используется под пастбища.

Структура земельного фонда планеты постоянно изменяется под влиянием двух противоположных процессов. Один - борьба чело­вечества за расширение земель, пригодных для обитания и сельско­хозяйственного использования (освоение залежных земель, мелио­рация, осушение, орошение, освоение прибрежных участ­ков морей); другой - ухудшение земель, изъятие их из сельскохо­зяйственного оборота в результате эрозии, опустынивания, про­мышленной и транспортной застройки, открытой разработки по­лезных ископаемых, заболачивания, засоления.

Второй процесс идет более быстрыми темпами. Поэтому глав­ная проблема мирового земельного фонда - деградация сельскохо­зяйственных земель, в результате которой происходит заметное со­кращение обрабатываемых зеель, приходящихся на душу населе­ния, а «нагрузка» на них все время возрастает. Страны с наименьшей обеспеченностью пашней на душу населения - Китай (0,09 га), Египет (0,05 га).

Во многих странах предпринимаются усилия по сохранению зе­мельного фонда и улучшению его структуры. В региональном и глобальном аспекте они все более координируются специализиро­ванными органами ООН - ЮНЕСКО, ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) и др.

Опустыниванию и деградации земель подвержена одна треть поверхности Земли. Это создает реальную угрозу для средств к су­ществованию, благополучия и развития почти одного миллиарда человек. Из-за продолжительных периодов засухи, голода и усили-

вающейся нищеты многим из них остается лишь одно - покидать места своего постоянного проживания. Численность экологических мигрантов к 2050 году во всем мире может составить 200 млн. че­ловек. Сегодня таких мигрантов уже 24 млн. Причина таких мигра­ций - опустынивание и засуха. За последние 40 лет почти треть пригодных для возделывания земель планеты утратили свое плодо­родие и были заброшены. Воздействию опустынивания в той или иной степени подвергаются почти три четверти пастбищных уго­дий. На завершившейся недавно семнадцатой сессии Комиссии ООН по устойчивому развитию было подчеркнуто, что опустыни­вание и деградация земель являются глобальными проблемами, ко­торые требуют глобального решения.

Итак, что же такое мониторинг земель?

Мониторинг земель - комплексная система наблюдений за со­стоянием земельног о фонда, является составной~чаетью мШйТ<> ринга компонентов окружающей природной среды и выполняет ба- зовую, связующую роль между другими видами мониторинга при- ро дных ресурсов. Основные цели мониторинга земель: диагностика состояния земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки и в ыработки рекомендаций по пр едупреждению и устранен ию последствий негативных процесс ов; рациона льног о землепользов ания и зе млеустройства, контроля за использованием и охрано й земель (1).

Мониторинг земель - система наблюдений за состоянием зе­мельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов (2).

Мониторинг земель является составной частью мониторинга за состоянием окружающей природной среды.

Кроме этого в основе мониторинга земель решаются и многие частные задачи:

> своевременное выявление изменений состояния земель, оцен­ка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по преду­преждению и устранению последствий негативных процессов;

> своевременное выявление несоответствия фактического ис­пользования земельных участков их целевому назначению и разре­шенному использованию;

> информационное обеспечение деятельности по ведению госу­дарственного земельного кадастра, осуществлению государственного земельного контроля, землеустройства, иных функций в об­ласти государственного и муниципального управления земельными ресурсами;

> обеспечение органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц и граждан информацией о состоянии земель.

Все вышеперечисленное особенно это важно для России, так как на ее территории (12,5% от мировой территории) сосредоточено 55% черноземных почв мира, 60% древесины хвойных пород, 50% запасов пресной воды. Поиск форм и методов территориальной ор­ганизации их рационального использования и охраны - одна из главных проблем страны.

Земля - особый, наиболее ограниченный и дефицитный ресурс современного мирового сообщества. Специфичность земли состоит в том, что она одновременно выступает в пяти ипостасях: земля - территория страны, главная государствообразующая состав­ляющая; земля - всеобщий пространственный базис, постоянно поддерживаемый за счет определенного соотношения категорий земель; земля - главное средство производства в сельском и лес­ном хозяйстве; земля - основной компонент окружающей при­родной среды; земля - кладовая водных, минеральных, лесных и других ресурсов.

Учет указанных выше особенностей земли требует определен­ной технологической обустроенности конкретных земельных уча­стков, осуществления постоянной их охраны от природной и ан­тропогенной деградации, особого подхода к регулированию зе­мельных отношений, постоянного управления земельными ресур­сами и развития соответствующего законодательного и норматив­ного обеспечения. Необходим целостный и системный подход к проблеме национального землепользования, не ограниченный рам­ками сиюминутных конъюнктурных устремлений. Государство, как суверен, обязано непрерывно регулировать земельные отношения в стране, осуществлять регулятивные государственные функции по управлению земельными ресурсами и создавать среду для эффек­тивного использования земли и ее охраны. А это возможно только на основе научного мониторинга земель. И наша с Вами задача со­стоит в том, чтобы научиться управлять процессами землепользо­вания, происходящими в мире. При этом необходимо сохранять в хорошем и отличном состоянии земельные ресурсы, то есть сохранять и украшать окружающую нас природу. Для этого и существует такая хорошая дисциплина, как мониторинг земель, потому чтобы сохранить и улучшить, нужно знать, а что было ранее и что проис­ходит сейчас на нашей матушке Земле (рисунок 1.2).

Рисунок 1.2 - Рациональное использование земельных ресурсов

2. Земельный кодекс (ЗК РФ.) Принят Государственной Думой 28 сентября 2001 года. Одобрен Советом Федерации 10 ок­тября 2001 года.

Глава XI. Мониторинг земель, землеустройство и государст­венный земельный кадастр.

Статья 67. Государственный мониторинг земель.

1. Государственный мониторинг земель представляет собой сис­тему наблюдений за состоянием земель. Объектами государствен­ного мониторинга земель являются все земли в Российской Феде­рации.

2. Задачами государственного мониторинга земель являются:

> своевременное выявление изменений состояния земель, оцен­ка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о преду­преждении и об устранении последствий негативных процессов;

информационное обеспечение ведения государственного зе­мельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель

3.В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой террито­рии государственный мониторинг земель может быть федераль­ным, региональным и локальным. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональ­ными и местными программами.

4. Порядок осуществления государственного мониторинга зе­мель устанавливается Правительством Российской Федерации.

В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, ре­гиональным и локальным. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

Порядок осуществления государственного мониторинга земель установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2002 № 846 «Об утверждении положения об осуществ­лении государственного мониторинга земель».

В соответствии с пунктом 5.1.13 постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 М 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картогра­фии» Росре естр осуще ствляет государственный мониторинг земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения).

Мониторинг включает в себя:

а) сбор информации о состоянии з емель в Российской Федера­ции, ее обрабо тку и хранение;

б) не прерывное наблюдение за использованием земель и сходя из их целевог о назначения и разреш енног о использовани я,

в) анализ и оц енку качественного состоян ия земель с учетом возде йствия природных и антропогенных фактор ов.

Сбор информации о состоянии земель и непрерывное наблюде­ние за использованием земель в Российской Федерации, исходя из их целевого назначения и разрешенного использования, осуществ­ляется с испол ьзовани ем:

> дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с косми­ческих аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);

> сети постоянно действующих полигонов, эталонных стацио­нарных и иных участков, межевых знаков и т. п.;

> наземных съе мок, набл юдений и обследований (сплошных и выборочных);

> соответствующих фондов данных.

Сбор информации осуществляется исходя из единой системы показателей государственного мониторинга земель.

Результатом деятельности по сбору информации является про­дукция, содержащая сведения (данные) о состоянии и использова­нии земель, представленные в текстовой или графической форме.

В зависимости от срока и перио дичности проведе ния работало сбору информа ции данны е монитори нга земель делятся на:

> базо вые (данные о состоянии земель на момент начала ведения мониторинга);

> периодические (данные о состоянии земель за определенный период);

> опе ративные (д анные о состоянии земель на текущий момент).

К сведениям (данным) о состоянии и использовании земель от­носятся:

> описание местоположения земельных угодий;

> площадь земельных угодий;

> вид земельных угодий (пашня; многолетние насаждения; сено­косы и пастбища; земли под древесно-кустарниковой растительно­стью; лесные земли; земли под застройкой; земли под дорогами, коммуникациями, улицами, площадями; земли под водой; болота; нарушенные земли; прочие земли);

> степень развития негативного процесса на землях, подвержен­ных линейной эрозии (слабая, средняя, сильная, очень сильная сте­пень развития);

> степень развития негативного процесса на землях, подвержен­ных опустыниванию (слабая, средняя, сильная, очень сильная сте­пень развития);

> степень развития негативного процесса на подтопленных зем­лях (слабая, средняя, сильная степень развития);

> степень развития негативного процесса на захламленных зем­лях (слабая, средняя, сильная степень развития);

> степень развития негативного процесса на землях, подверг­шихся радиоактивному загрязнению (годовая эффективная доза, м3 в: 1-5, 5-20, 20-50, >50);

> степень развития негативного процесса на землях, загрязнен­ных нефтью и нефтепродуктами (умеренно опасная, опасная, чрез­вычайно опасная степень развития);

> степень развития негативного процесса на землях, загрязнен­ных тяжелыми металлами (умеренно опасная, опасная, чрезвычай­но опасная степень развития);

> степень развития негативного процесса на землях, загрязнен­ных средствами химизации сельского хозяйства (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная степень развития).

При обработке информации о состоянии земель осуществляется анализ и оценка качественного состояния земель с учетом воздей­ствия природных и антропогенных факторов.

При этом осуществляется выявление изменений и оценка:

> состояния землепользований, угодий, участков;

> соответствия фактического использования земель установлен­ному использованию.

> процессов, вызванных образованием оврагов, оползнями, селе­выми потоками, землетрясениями, криогенными и другими негативными явлениями.

Оценка качественного состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных наблюдений и сравнения полученных показателей с нормативными показателями.

По результатам анализа и оценки состояния земель Росреестром, и его территориальными органами, составляются прогнозы и реко­мендации с приложением к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изме­нений, в особенности имеющих негативный характер.

Сведения (данные) о состоянии и использовании земель и ре­зультаты оценки качественного состояния земель являются данны­ми мониторинга земель.

Продукция, полученная в ходе проведения мониторинга земель, содержащая данные о состоянии и использовании земель и резуль­таты оценки состояния земель передаются на хранение в государст­венный фонд данных, полученных в результате проведения земле­устройства.

Сбор и обработка данных, полученных в ходе проведения мони­торинга земель, а также подготовка прогнозов и рекомендаций, ка­сающихся особо опасных явлений и процессов, связанных с со­стоянием земель, Росреестром и его территориальными органами

осуществляются во взаимодействии с федеральными органами ис­полнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующими в осуществлении монито­ринга земель, а также органами местного самоуправления.

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, исполь зуются при подготовке государственно го (национальн ого) доклада о состоянии неиспользованных земель в Россий ской Федер ации, ежегодно представляемого Росреестром в Правительство Российской Федерации и заинтересованные федеральные органы исполнитель­ной власти.

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, исполь­зуются для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юри­дических лиц и граждан.

Результаты мониторинга земель, содержащиеся в документах государственного фонда данных, полученных в результате прове­дения землеустройства, представляются заинтересованным лицам в порядке, установленном Административным регламентом Феде­рального агентства кадастра объектов недвижимости по предостав­лению государственной услуги «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 14.11.2006 № 376.

Нормативная база:

Конституция Российской Федерации;

Земельный кодекс Российской Федерации;

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая);

Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 209-ФЗ «О геоде­зии и картографии»;

Федеральный закон от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О земле­устройстве»;

Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О тех­ническом регулировании»;

Федеральный закон от 06 октября 2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 02 октября 2002 года № 830 «Об утверждении Положения о поряд­ке консервации земель с изъятием их из оборота»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 года № 846 «Об утверждении Положения об осуще­ствлении государственного мониторинга земель»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 514 «Об утверждении Положения о согласо­вании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результа­те проведения землеустройства»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2003 года № 177 «Об организации и осуществлении госу­дарственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2004 года № 112 «Об использовании земель, подверг­шихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведении на них мелиоративных и культуртехнических работ, установлении ох­ранных зон и сохранении находящихся на этих землях объектов;

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 года № 689 «О государственном земельном контро­ле»;

Приказ Министерства экономического развития и торговли Рос­сийской Федерации от 14 ноября 2006 года № 376 «Об утвержде­нии административного регламента Федерального агентства када­стра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства»;

Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Принят Го­сударственной Думой 4 июля 2007 года. Одобрен Советом Федера­ции 11 июля 2007 года.

3.На современном этапе государственный мониторинг зе­мель можно рассматривать как состоящий из трех основных компонентов:

> мониторин г использования земель, по результатам проведения к оторого устанав л ивается соответствие фак тического использова­ния целевому назначению и разрешенному использова нию земель ных участков, а так же собл юдение установлен ных ограничений и обременений;

> мониторинг состояния земель, по резул ьтатам проведен ия ко­торого выявляются изменения состояния земль всех категорий, обусловленный воздействием природных и антропогенных негативных процессов: подтопления ТГзатопления, переувлажнения, заболачивания, эрозии, засоления, нарушенности, опустынивания зе­мель, зарастания сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем, загрязнения земель токсичными веществами, захлам­ления промышленными и бытовыми отходами, вырубка и гари на землях лесного фонда, карст, сели, землетрясения и другие процес­сы и явления;

> мо ниторинг правового режима зем ель

Целью государственного мониторинга земель является систематическое изучение состояния земель для обоснования управленческих решений в сфере рационального использования и охраны зем ель, сохранения при родных систем, повышения качества жизни, улучше ния здоровья насел ения, обеспече ния экологической безо­пасности.

Общими принципами организации работ государственного мо­ниторинга земель являются:

> единство и согласованность нормативно-правового и организационно-методического обеспечения;

> совместимость технического, информационного и программ­ного обеспечения составных частей ГМЗ;

> системность наблюдений за состоянием земель;

> совместимость данных, основанная на применении единых классификаторов, кодов, стандартных форматов данных норматив­но-технической базы, систем координат;

> своевременность получения, комплексности обработки и ис­пользования мониторинговой информации;

> объективность первичной, аналитической и прогнозной ин­формации;

оперативность доведения информации до органов государст­венной власти, местного самоуправления, общественных организа­ций, средств массовой информации, населения страны.

Государственный мониторинг земель должен осуществляться в следующей п оследовательности

> проведение системати ческих аэрокосмически х и наземных съемок!

> инве нтаризация и анализ фондовых м атериалов;

> создание системы полигонов выбор ключевых участк ов и маршрутов наблюдений;

> орг анизаци я базовых, периодических и оперативных наблю­дений.

Субъектами государственного мониторинга земель являются Росресстр и его территориальные органы в субъектах РФ и муни­ципальных образованиях.

Объектом государственного мониторинга земель являются все земли в границах Российской Федерации.

Единицами ГМЗ являются земельные участки (совокупность земельных участков) или территории с особым режимом использо­вания, выделенные при проведении мониторинга на федеральном, региональном и локальном уровнях.

Основные требования к описанию единицы мониторинга зе­мель:

> унифицированность описания по содержанию сведений (пока­зателей) и представление в единых графических и табличных фор­мах;

> однозначная идентификация объектов;

> обязательность учета характеристик объекта, влияющих на изменение экологической ситуации или снижение эффективности использования земель.

В соответствии с пунктом 7 Положения об осуществлении госу­дарственного мониторинга земель получение информации может производиться с использованием:

> материалов дистанционного зондирования (съемки и наблю­дения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств ма­лой авиации и других летательных аппаратов);

> сети постоянно действующих полигонов, эталонных стацио­нарных и иных участков, межевых знаков и т.п.;

> наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);

> ведомственных фондов данных.

Группы показателей государственного мониторинга земель:

> единая система показателей государственного мониторинга земель (ЕСП ГМЗ). Это общие показатели, которые являются еди­ными для всех его уровней: федерального, регионального и локаль­ного;

> частные показатели, собираемые дополнительно на регио­нальном и локальном уровнях.

Общие показатели различаются по уровням ГМЗ степенью ге­нерализации являются и собираются по единым методикам для: федерального у регионального и локального уровней ГМЗ.

К показателям федерального уровня относятся показатели ре­гионального уровня, генерализированные для территории Россий­ской Федерации в разрезе субъектов Российской Федерации, а так­же дополнительные показатели, в соответствии с которыми осуществляется сбор данных на федеральных полигонах мониторинга зе­мель.

К показателям регионального уровня относятся показатели ло­кального уровня, генерализированные для территории субъекта Российской Федерации в разрезе административных районов Рос­сийской Федерации, а также дополнительные показатели, по кото­рым осуществляется сбор данных на региональных полигонах.

К показателям локального уровня относятся показатели ЕСП ГМЗ, в соответствии с которыми осуществляется сбор базовой ин­формации о состоянии и использовании земель в муниципальных образованиях, а также дополнительные показатели, по которым осуществляется сбор данных на региональных полигонах.

Системообразующими показателями всей системы показа­телей ГМЗ являются показатели локального уровня, который определяется в соответствии со следующими основными крите­риями:

> Востребованность собираемых данных при решении задач ка­дастра объектов недвижимости, Госземконтроля, землеустройства и государственных мониторингах природных ресурсов.

> Возможность объективного определения информации.

> Экономическая целесообразность сбора информации в соот­ветствии с тем или иным показателем.

> Цель сбора информации.

> Исключение дублирование информации о состоянии земель в различных информационных системах.

Для сбора информации об использовании земель должны осуществляться базовые, периодические и оперативные наблю­дения.

Под наблюдениями ГМЗ понимается совокупность работ по сбору и обработке информации. Сбор информации может осущест­вляться при съемках и обследованиях, выполняемых организация­ми Росреестра, а также на основании материалов подготовленных другими организациями (или ведомствами).

Базовые наблюдения - наблюдения, осуществляемые для сбора первичной информации об объекте ГМЗ на момент начала ведения мониторинга. Базовые наблюдения проводятся на вновь образуе­мых единицах мониторинга земель (в частности полигонов); при получении первичной информации о земельном фонде страны, ре­гиона, муниципального образования при отсутствии актуальной

информации; при изменении системы показателей и форм отчетно­сти ГМЗ; в районах с возникшей экологической напряженностью.

Периодические наблюдения - наблюдения, осуществляемые через определенный промежуток времени (3-5 лет) в целях поддер­жания в актуальном состоянии информации о состоянии и исполь­зовании земель (рисунок 1.4).

МОНИТОРИНГ (в зависимости от сроков и периодичности проведения)
базовый ретроспективный   периодический оперативный

Рисунок 1.4 - Виды мониторинга в зависимости от сроков проведения

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости орга­низует государственный мониторинг земель в Российской Федера­ции, а осуществление мониторинга и оказание государственных ус­луг в сфере государственного мониторинга земель - рассматрива­ется в качестве одной из основных функций Агентства.

В соответствии с Положением о мониторинге земель монито­ринг осуществляется Федеральной службой земельного кадастра России во взаимодействии с другими федеральными органами ис­полнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. На основании этого разработана система взаимодействий, осущест­вляемых между субъектами мониторинга земель:

1 - внутренние взаимодействия между органами, учреждениями Росреестра:

> а - вертикальные (между органами и учреждениями Росреест­ра федерального, регионального и локального уровней);

> б - горизонтальные (между учреждениями Росреестра на от­дельном уровне).

2 - внешние взаимодействия между Роснедвижимостью и дру­гими министерствами и агентствами, а также международные от­ношения.

К органам, принимающим участие в осуществлении государ­ственного мониторинга земель относятся:

> Министерство сельского хозяйства РФ;

> Министерство природных ресурсов РФ;

> Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природо­пользования РФ;

> Федеральные агентства водных ресурсов, лесного хозяйства и по недропользованию РФ;

> Федеральное агентство по строительству и жилищно- коммунальному хозяйству РФ и некоторые другие.

Мониторинг земель - это система наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий нега­тивных процессов.

Глобальный (биосферный) мониторинг земель проводят в со­ответствии с Международной геосферно-биосферной программой «Глобальные изменения». Он позволяет оценить современное со­стояние всей природной системы Земли с целью предупреждения о возникающих экстремальных ситуациях. Наблюдения ведут базо­вые станции в различных регионах планеты, которые нередко рас­полагаются в биосферных заповедниках.

Национальный мониторинг осуществляется в пределах госу­дарства специально созданными органами.

Региональный мониторинг - слежение за процессами и явле­ниями в пределах какого-то крупного региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антро­погенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы. Он охватывает крупные территории (север европейской части РФ, Южный Урал, зоны засушливого земледелия, юга евро­пейской части России, зоны Чернобыльской аварии и др.).

Локальный мониторинг земель ведется на территориальном уровне, ниже регионального, вплоть до территорий отдельных землепользований и элементарных структур ландшафтно- экологических комплексов.

На основе характера изменения состояния земель различают также фоновый и импактный мониторинги.

Фоновый мониторинг - это наблюдения за состоянием земель, не подвергающихся воздействию человека, его проводят в био­сферных заповедниках.

Импактный мониторинг - это наблюдения за состоянием зе­мель в местах непосредственного воздействия антропогенных фак­торов.

Под загрязнением окружающей среды понимают любое внесе­ние в ту или иную экологическую систему не свойственных ей жи­вых или неживых компонентов, физических или структурных из­менений, прерывающих или нарушающих процессы круговорота и обмена веществ, потоки энергии со снижением продуктивности или разрушением данной экосистемы.

Загрязнитель - любой физический агент, химическое вещество или биологический вид (вирус, микроорганизм), поступающий в окружающую среду или возникающий в ней в количестве, вызы­вающем загрязнение среды.

Различают природные и антропогенные загрязнители.

Загрязнение земель - это попадание и накопление на поверхно­сти Земли различных физических, химических, механических и биологических веществ, обладающих различной степенью вредно­сти и вызывающих существенные негативные изменения земель­ных ресурсов, вплоть до деградации.

4. Единая система показателей государственного мониторин­га земель состоит из следующих разделов:

> показатели использования земель;

> показатели состояния земель;

> показатели, в соответствии с которыми осуществляется сбор данных на полигонах мониторинга земель;

> нормативно-методическая база государственного мониторин­га земель -перечень нормативно-методической документации, в соответствии с которой осуществляется сбор и обработка первич­ной информации.

Показатель государственного мониторинга земель - качествен­ная или количественная характеристика состояния и использования земель.

Показатели государственного мониторинга использования зе­мель характеризуются сведениями о наличии земель, распределе­нии их по формам собственности, категориям, угодьям и пользова­телям. Ежегодно по состоянию на 1 января по вышеперечисленным показателям составляется статистический отчет по субъекту Феде­рации, отчетные данные которого являются информационной базой для подготовки Государственного (национального) доклада о со­стоянии и использовании земель в Российской Федерации.

Показатели мониторинга состояния земель подразделяются на общие (для земель всех категорий) и специальные (для земель сель­скохозяйственного назначения).

К общим показателям мониторинга состояния земель относятся: площадь загрязненных или деградированных земель и степень раз­вития процесса. Эти показатели характеризуют следующие виды земель:

> земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению; земли, за­грязненные тяжёлыми металлами;

> земли, загрязненные диоксинами и диоксиноподобными токсантами;

> земли, загрязненные нефтью и нефтепродуктами;

> земли, загрязненными средствами химизации; земли, подвер­женные линейной эрозии;

> подтопленные земли;

> земли, подверженные опустыниванию; захламленные земли.

К специальным (для земель сельскохозяйственного назначения)

показателям относятся: площадь земель и степень развития процес­са. При этом объектами изучения являются следующие земли:

> земли, по классам пригодности к сельскохозяйственному ис­пользовани

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...