Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Развитие лидерских навыков у молодежи в студенческой среде вуза как проблема исследования.




Глава 1. Развитие лидерских навыков у молодежи в студенческой среде вуза как проблема исследования.

1. 1. Сущностные характеристики лидерских навыков у молодежи в студенческой среде вуза в зарубежных и отечественных исследованиях.

Государство заинтересовано в создании благоприятного, правильного пространства, которое выступит катализатором в развитии интереса молодого человека развиваться как личность, развивать как сильные, так и слабые стороны, усваивать знания, формировать навыки, раскрывая глубину потенциала своих возможностей. Доказательством являются послания президента последних 10 лет, запускающие механизм разработки и внедрения инновационных технологий. Уровень раскрытия молодежного потенциала определяет прообраз будущего государственного устройства, поэтому создание условий, способствующих формированию активных, целеустремленных, инициативных людей в школьные и студенческие годы, является приоритетом национальных программ, проектов, учебных дисциплин, общественных площадок, форумов, клубов и других возможностей самоактуализации, направленных на молодежь, на будущих лидеров организаций, будущих лидеров страны[6, 32, 51, 52, 53].

Исследованию закономерностей, разработке концепций, типологий в области лидерства посвящены труды таких крупных мыслителей как Н. П. Беляцкий, О. С. Виханский, С. Кови, О. С. Лихторович, Д. Максвелл, А. И. Наумов, Л. И. Уманский [4, 8, 9, 10, 12, 17, 18, 20, 23, 28, 48].

Объяснение природы лидерства отечественными психологами, а именно Е. А. Аркиным, В. М. Бехтеревым, Л. Н. Войтоловским, А. С. Залужным, Н. К. Михайловским описывалось в ходе взаимодействия наставника и ребенка в контексте вожатства [2, 10].

Изучению набора психологических черт, присущих лидеру, посвящены работы Е. М. Дубровской, Р. Л Кричевского, Р. Д. Мубиновой[9, 14, 19].

Исследованием ситуаций как детерминанты формирования и развития лидерских качеств занимались Р. Дилтс, Ф. Карделл, А. Менегетти[4, 7, 28].

С позиции авторской системной теории М. Хьюстона лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – как субъект управления этим процессом[16].

Для отечественных исследователей феномена лидерства, таких как Н. В. Беляков, Т. В. Бендас, Л. Ершов, характерно рассмотрение лидерства в контексте совместной групповой деятельности, отмечая важность не просто «ситуаций», а выполнение конкретных задачгрупповой деятельности, в ходе которой члены группы могут продемонстрировать лидерские навыки[12, 23].

Изучением формирования и развития лидерских навыков в студенческой среде вуза занимались Н. М. Борыдко, Е. Жариков, Е. М. Зайцева, Е. Крушельницкий, А. Ю. Курин, С. Кучмарски, Т. Кучмарски, В. Т. Лисовский, Н. В. Романчик, М. М. Рубинштейн, С. В. Титерский, Н. Б. Шмелева[3, 15, 27, 29, 30, 34, 37, 40, 41, 43].

По мнению Л. И. Уманского и А. Н. Лутошкина к личности лидера относятся такие качества как

· компетентность, выражающаяся в знании дела, которое требуется организовать;

· активность (социальная активность), выражающаяся в энергичных, увлеченных и напористых действиях при решении практических задач;

· инициативность в выдвижении идей и предложений;

· настойчивость, т. е. проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;

· общительность, т. е. открытость для других, желание общаться;

· сообразительность, т. е. способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное;

· самообладание, т. е. способность контролировать свои чувства и поведение в сложных ситуациях;

· работоспособность, выражающаяся в выносливости, способности вести напряженную работу;

· наблюдательность, т. е. умение видеть детали и сохранить их в памяти;

· самостоятельность, выражающаяся в независимости при принятии решений, умении находить пути выполнения задач, брать на себя ответственность;

· организованность, т. е. способность подчинить себя необходимому режиму работы, планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность[23].

В трактовке О. С. Виханского и А. И. Наумова лидерство понимается как «тип управленческого взаимодействия между лидером и последователями, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей»[2].

О. С. Лихторовичупринадлежит немаловажный вклад в составлении методических рекомендаций по развитию лидерских качеств у детей-подростков, а также рекомендации по организации и проведению специальных тематических курсов для обучения лидеров детских и молодежных общественных организаций и объединений[6].

Н. П. Беляцкий разработал подход к управлению и организации персонала, а также предлагает рассматривать структуру лидерства с позиции следующих элементов:

· лидер – лицо, обладающее определенными личностными чертами, способностями и возможностями, ориентированными на цель;

· последователи – лица, являющиеся носителями качеств и обладающие возможностями для реализации цели;

· задачи –то, что взаимодействующие сотрудники пытаются решить;

· ситуация – то, где происходят процессы взаимодействия;

· группа – совокупность актов межличностного взаимодействия[19].

Американский мыслитель Стивен Кови разработал и описал основополагающие принципы и навыки эффективного лидерства, а именно: 1) принцип проактивности (навык выступать в роли инициатора);

2) принцип целенаправленности (навык выстраивать план);

3)принцип «самообновления» (желание личностно развиваться);

4) принцип развития эмпатии (навык активного слушания);

5) принцип стремления к синергии (организационные навыки);

6) принцип эффективного общения (навык управления конфликтами);

7) принцип эффективной самоорганизации (навыки: расстановка приоритетов и тайм-менеджмент)[20, 21].

Американский эксперт Д. Максвелл сформулировал 21 закон лидерства, разработал и описал следующие уровни лидерства:

· Первый уровень – «способный человек», главный компонент результативность.

· Второй уровень – «участник команды», главный компонент исполнительность.

· Третий уровень – «компетентный менеджер», главный компонент умение управлять, делегирование.

· Четвертый уровень – «эффективный лидер», включающий 2 компонента: интуиция и мотивация.

· Пятый уровень – «Лидер 5-ого уровня», включающий все вышеперечисленное и 2 компонента: воля и скромность[39].

Советский ученый Л. И. Уманский разработал типологию дифференциации лидерства, а так же уникальные методики изучения данного феномена, руководил подготовкой лидеров, в процессе которой изучал их особенности в специально созданных научных лагерях. В результате исследования был установлен широкий спектр эмпирических закономерностей, созданы специальные обучающие программы для лидеров[23].

Н. К. Михайловский акцентировал внимание на взаимоотношениях лидера с последователями, на психологии идущих за ним людей, объясняя данный процесс с помощью феномена подражания, обретения «социальной идентичности». И. С. Кон определял социальную идентичность как переживание и осознание своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям; идентификация предлагает разделение индивидов по их социально-классовой принадлежности, социальным статусам и усвоенным нормам, позволяет человеку оценивать свои социальные связи, принадлежности в терминах «мы» и «они»[40].

Е. А. Аркин рассматривал гендерные особенности восприятия наставников-лидеров детьми[27]. Советский ученый Л. Н. Войтоловский рассматривает роль лидера по отношению к последователям с позиции инициатора и выразителя стремлений и желаний самих масс, который задает конкретное направление их воли и призывает к определенному действию[19]. В. М. Бехтерев рассматривает подходы и виды понимания лидерства, описал основные характеристики, требования, которым должен соответствовать лидер, исходя из предпочтений подчиненных. А. С. Залужный делал акцент на вожатого-наставника с позиции вожака, сформулировал и описал типы вожаков, а также исследовал ситуативных и постоянных лидеров, организаторов, дезорганизаторов[23].

В исследованиях Е. М. Зайцевой рассматривается проблема характеристики лидерства в студенческой среде вуза. Зарубежные научные деятели Сьюзан и Томас Кучмарски придерживаются «ценностной концепции», описывающей лидера как человека, способного влиять на развитие системы ценностей и норм отдельных последователей, так и образовательной организации в целом. Сьюзан и Томас Кучмарскиутверждают, что лидерство основано на ценностях, что человеку необходимо обучаться, приобретая, соответствующие умения и навыки в практической деятельности, чтобы стать лидером[28].

Важной для исследования является гуманистическая концепция Р. Гринфлифа[5], в результате анализа которой было выявлено, что «настоящие лидерские качества и навыки формируются и развиваются только в том человеке, который добровольно и бескорыстно стремится помогать другим в их личностном и профессиональном росте». В результате создания условий личной включенности в процесс деятельности растет заинтересованность последователей, происходит формирование команды единомышленников и делегирование им полномочий. Важным показателем в становлении лидерства Р. Гринфлиф считает психологический климат и заботливое поведение лидера, которые обеспечат достижение самых трудных целей в независимости от ситуации.

В. Т. Лисовский описал основные лидерские черты и навыки, а именно:

· Деловитость, выражающаяся в навыках составить план, четко поставить задачи перед подчиненными, правильно оценить ситуацию и быстро принимать решения.

· Наставник-мотиватор, что выражается в навыках применять различных методы и приемы стимулирования членов команды для выполнения качественной работы, заряжать коллег своей энергией и уверенностью, повышая результативность, верить в себя, информировать о допущенных ошибках, не переходя на оскорбления.

·  Совесть, выражающаяся в знании правил и норм поведения в обществе. Лидер обязан показывать своим подчиненным мужество, быть честным с последователями, коллегами, руководством, не отрицать свои ошибки.

·  Контроль над психикой и эмоциями.

· Этика, выражающаяся в уважении к подчиненным, к их мнению, принятие их интересов и доверие.

· Тайм-менеджмент или профессиональное осуществление распорядительной деятельности, выражающиеся в аргументированности принимаемых решений, высоком уровне демократии в управлении и навыке принимать самостоятельные решения[23].

Е. Жариков, Е. Крушельницкий, М. М. Рубинштейн и Н. В. Романчик приводят основные подходы к лидерству, а также исследуют личностные качества лидера и членов команды в организации. Также экспертами разработаны тренинги по развитию лидерских качеств и навыков взаимодействия внутри команды, предложены технологии командообразования[11, 13, 39].

Е. Жариков и Е. Крушельницкий, авторы методики «Диагностика лидерских способностей», считают, что лидер должен обладать следующими характерологическими чертами личности:

· волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели;

· настойчив, умеет разумно рисковать;

· терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу;

· инициативен и предпочитает работать без опеки;

· независим;

· психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями;

· хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям;

· самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи;

· требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу;

· критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны;

· надежен, держит слово, на него можно положиться;

· вынослив, может работать даже в условиях перегрузок;

· восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами;

· стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях;

· оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам;

· решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя[39].

Таким образом, высокий уровень сформированности коммуникативных и организаторских навыков, сильно выраженные лидерские качества, активность, ответственность, психо-эмоциональная устойчивость, самокритичность, доминирующая позиция, готовность к восприятию нового могут быть показателями высокого управленческого потенциала студентов - будущих руководителей.

В результате анализа научных трудов в области типологий лидерства было выявлено, что выдвижение лидера (актива) в молодежной группе происходит стихийно, по мере ее развития и функционирования. При этом действуют два фактора - объективный и субъективный. Объективный фактор – в лидеры молодежной группы выдвигается тот член, который наиболее «полезен» ее деятельности, наилучшим образом проявляет себя в повседневной жизни неформального коллектива. Субъективный фактор – лицо, выдвигаемое в лидеры, обладает такими личностными качествами, и лидерскими навыками которые необходимы для осуществления функций лидера в группе. Это обычно люди наиболее активные, энергичные, волевые, решительные, любознательные, сообразительные. Актив в группе выполняет важные социально-психологические функции, без которых невозможно нормальное функционирование группы[40, 41, 48, 49].

Нормальное функционирование молодежной группы в образовательной среде вуза обусловлено выполнением членами актива ряда важных, необходимых группе функций. В литературе выделяется четыре основных функции лидера молодежной группы:

1) Организаторская функция заключается в том, что он создает, организует и руководит деятельностью всей группы.

2) Информационная функция – лидер организует поступление необходимой информации, анализирует ее и в нужных случаях передает ее другим членам группы. При сборе информации, лидер получает сведения как извне, так и сведения о внутренней жизни самой группы (настроения, отношения между членами группы т. д. ).

3) Стратегическая функция выражается в том, что лидер лучше других видит задачи и возможности группы, прогнозирует вероятные трудности, обладает необходимой информацией о выгодных направлениях деятельности и возможных путях провала.

4) Нормативно-ценностная функция – лидер определяет допустимые границы и нормы поведения в группе, устанавливает запреты, за нарушение которых применяет соответствующие санкции[40].

Личность лидера, его убеждения и поступки – пример для других членов группы, идеал, к которому многие из них стремятся. Лидер активно участвует в формировании единства взглядов и позиций у членов группы, что обеспечивает единство действий и поступков во внезапных, непланируемых ситуациях, связанных с риском и опасностью. Можно сказать, что актив - это совокупность нескольких лидеров. Поэтому каждый из них может выполнять определенную функцию в рамках данного коллектива, то есть в студенческом коллективе встречаются лидеры, роли которых различны.

Образовательная среда высшего учебного заведения одновременно является и средством и условием формирования и развития лидерских навыков. Необходимо помнить, что лидера выдвигает деятельность. Поэтому через специальную организацию учебной или внеучебной работы можно обеспечить благоприятные возможности для успеха студентов, обладающих развивающимся потенциалом влияния на сокурсников. Способность быть лидером редко может быть определена заранее, в подавляющих случаях она выявляется шаг за шагом, в ситуациях, при которых человек постепенно показывает лидерские навыки. Для развития коллектива характерна постоянная смена лидеров в зависимости от деятельности, что обеспечивает каждому возможность пребывания в роли лидера и приобретения навыков самоорганизации и организации других людей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...