Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2. Развитие лидерских навыков у молодежи в студенческой среде вуза.




 

Студенческая молодежь составляет образованную часть населения страны. Это будущие руководители организаций, государственного аппарата власти страны. Развитие студента как общественного субъекта идет непрерывно в социокультурной среде вуза. Мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента оказывает сама студенческая группа, образовательная среда вуза. Такие особенности студенческой группы, как однородность возрастного состава (разница в возрасте обычно не более 5 лет), обуславливает возрастное сходство интересов, целей, психологических особенностей, способствует сплочению группы. Основной вид деятельности студенческой группы – учение, а факторы учебного сплочения не всегда сильны, поэтому порой коллектив не складывается: каждый сам по себе. Возникновение и развитие коллектива студенческой группы факультета является результатом организационно-управленческой, воспитательной работы куратора, органов студенческого самоуправления, актива.

Становление коллектива студенческой группы зависит от следующих факторов:

1) характера организации учебно-познавательной деятельности студентов, оценки и контроля над ней;

2) ясности функций, задач и программы деятельности группы, от групповых норм и особенностей;

3) частоты контактов и особенностей общения между членами групп, а также педагогического общения в системе, «педагог-студент»;

4) особенностей микрогрупп в группе (способствуют ли они сплочению группы или противопоставляют себя группе);

5) характера привлечения каждого члена группы к выполнению групповых заданий и качества кооперации сил при выполнении общественно значимых задач, стоящих перед группой;

6) размера группы и времени ее существования; качеств руководителей-наставников, межличностных отношений в системе «педагог-студент» и «студент-студент»[40].

Согласно М. М. Кашапову и З. А. Захаровой, для создания единого образовательного пространства необходимо введение Федеральных государственных образовательных стандартов. В частности, под словом «единое» понимается не «сходное», а «унифицированное» на основе требований к процессу и результату обучения. Именно модульная система выстраивания образовательного процесса, по мнению З. А. Захаровой, позволит перейти от дисциплинарного подхода к междисциплинарности и комплексности образования[1].

Дисциплинарный подход к обучению, предложенный американским психологом Г. Гарднером, предполагает, что образовательные учреждения должны стремиться к тому, чтобы студенты могли «в полной мере ощутить, что значит думать и чувствовать как представитель той или иной науки, делая упор не на количество изучаемого материала, а на глубину его усвоения»[33].

Несмотря на относительную распространенность данного подхода, в современных реалиях появляется все больше дисциплин, усиливается вариативность подходов к пониманию выстраивания и организации образовательного процесса и др. Скорость усвоения массивов информации человеком в непостоянном, быстроменяющемся пространстве приобретает особенную актуальность[33]. С позиции М. М. Кашапова, современный модуль – это совокупность дисциплин теоретического и практического характера, а также научно-исследовательской деятельности, которая позволяет сформировать и универсальные, и профессиональные, и общепрофессиональные компетенции, необходимые каждому выпускнику вуза[1]. Система высшего образования в Российской Федерации направлена на практико-ориентированное обучение.

Позиция данной исследовательской работы такова, что студенту в процессе обучения необходимо осознавать, что успешность осуществления роли лидера при выстраивании управленческой деятельности во многом зависит от взаимосвязи не только сформированных лично у него знаний, умений и навыков, но и от проявления индивидуально-личностных особенностей. К индивидуально-личностным особенностям относят такие лидерские качества как энергичность, уверенность в себе, развитые организаторские и коммуникативные навыки, высокая самооценка.

В современных реалиях сфера лидерства фокусируется не только на лидере, но и на последователях, коллегах, руководителях, рабочей обстановке, контексте и культуре, включая гораздо более широкий спектр лиц, представляющих весь спектр разнообразия, государственных, частных и некоммерческих организаций[11, 14, 22, 30, 41, 48].

Феномену лидерства в сфере образования уделяется немалое внимание, тем не менее, остается много вопросов, касающихся педагогического воздействия, методов и форм, способствующих развитию лидерских навыков у студентов. Включаясь в студенческую среду вуза, молодой человек адаптируется к разным условиям, каждая ситуация из которых раскрывает его особые навыки, необходимые для успешного закрепления на разных этапах учебы. Полученные навыки, в том числе лидерские, являются результатом опыта обучающегося в предшествующих ситуациях. Некоторые ситуации, особенно на первых этапах обучения, определяют потребность молодых людей в помощи и поддержке, соучастии, содействии и сопровождении.

Весьма важным для исследования является диссертация Д. А. Хорвата, в результате анализа которой было выявлено, что образовательная среда высшего учебного заведения является фактором, во многом способствующим личностному, нравственному, духовному, физическому развитию, повышает эффективность качества усвоения образовательной программы для профессиональной подготовки будущего специалиста[46]. В данной исследовательской работе термин «студенческая среда» понимается как система влияний и условий формирования личности через социальное и пространственно-предметное окружение.

При формировании лидерских навыков у молодого человека, важно отметить, что результат детерминирован будущей спецификой профессиональной деятельности студента и степенью осознания педагогическим коллективом и студентом значимости, необходимости выстраивания данного процесса. Более того, процесс формирования и развития лидерского навыка зависит от фактического наличия или уровня того или иного навыка до поступления в высшее учебное заведение, поэтому важно провести диагностику. Также велика роль, на каком этапе профессионального обучения и в каких условиях организации образовательного пространства находится молодой человек[34, 49].

Изучением проблем студенческой молодежи как социальной группы занимались социологи и психологи – И. А. Зимняя, С. Н. Иконникова, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, К. Штаркеи др. [9, 23].

Значимыми исследованиями в разработке и описании условий и механизмов, способствующих развитию лидерских навыков, формированию лидерского потенциала молодежи в студенческой среде вуза являются труды И. В. Дрыгина, Е. М. Зайцевой, Н. В. Романчик, М. М. Рубинштейна, Л. И. Уманскогои др. [18, 19, 23].

Перечисленные научные деятели отмечали важность определения комплекса организационно-педагогических условий, отражающих потребности студентов на каждом этапе обучения, а также наличия методики, способствующей формированию лидерских навыков молодого человека в высшем учебном заведении, включая программно-методическое обеспечение в образовательную практику данной методики.

Отметим, для развития лидерских навыков у молодого человека как отечественные, так и зарубежные эксперты отдают предпочтение «социальному обучению»[19], т. е. подготовку через активное включение в систему отношений при выстраивании совместной деятельности в группе или взаимодействие друг с другом, с куратором, преподавателями, руководителями практики. Образовательное пространство оказывает влияние на формирование лидерских навыков, поэтому экспертами предусматривается тиражирование опыта путем создания особых школ молодежных лидеров с учетом специфических особенностей контингента. Также внедрение практико-ориентированного процесса обучения ориентировано сформировать и развить профессиональный опыт молодого человека, связанного с практической деятельностью в организации при активном участии работодателей (учебная, производственная и преддипломная практики).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...