Формы и методы финансового контроля в России
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов. Финансовый контроль классифицируют по определенным признакам 1. По регламенту осуществления Обязательный контроль осуществляется государственными органами финансового контроля в соответствии с действующим законодательством в установленные сроки. К нему относятся, в частности, налоговые проверки, обязательный аудит годовой финансовой отчетности отдельных организаций, обществ и т. д. Инициативный контроль определяется соответствующими органами хозяйствующих субъектов и выступает в качестве неотъемлемой составляющей управления его финансами. 2. По времени проведения Предварительный контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия бюджетов (федерального, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления), финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов бюджетных организаций, учреждений. Он предусматривает оценку обоснованности показателей различных финансовых планов, в том числе бюджетов всех уровней. Данная форма контроля позволяет предупредить возможное нарушение действующего законодательства, нормативных актов, выявить дополнительные резервы и источники возможных доходов, предотвратить нерациональное использование финансовых ресурсов и т. п. Текущий контроль осуществляется в ходе исполнения бюджетов всех уровней, финансовых планов, отдельных программ. Данная форма контроля предусматривает не только соблюдение финансовой дисциплины в ходе осуществления финансово-хозяйственных операций, но и предполагает анализ финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.
Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов, подведения итогов финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов по завершении отчетного периода и финансового года в целом. Он предназначен для оценки результатов исполнения бюджетов, выполнения финансовых планов и выработки тактики и стратегии на очередной и последующие финансовые годы. 3. По субъектам контроля Государственный контроль проводится органами государственной власти (Администрация Президента, законодательные и исполнительные органы Российской Федерации и субъекты Российской Федерации). Цель данного контроля состоит в соблюдении интересов государства и общества в целом при реализации финансовой политики государства. Главные задачи государственного контроля: - содействие успешной реализации финансовой политики государства посредством обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, - недопущение нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств. Контроль органов местного самоуправления осуществляется соответствующими органами финансового контроля и направлен прежде всего на контроль и анализ хода исполнения местных бюджетов. Контроль финансово-кредитных органов состоит в проверке правильности и достоверности данных финансовой отчетности предприятий и организаций. Ведомственный контроль осуществляется специальными подразделениями министерств и ведомств подотчетных им предприятий, организаций, учреждений. Цели и задачи такого контроля непосредственно устанавливаются самими министерствами и ведомствами.
Внутрихозяйственный контроль проводится финансовыми и экономическими подразделениями предприятий и организаций. Цели и задачи осуществления данного контроля формулируются органами управления хозяйствующих субъектов. Независимый (аудиторский) контроль проводится аудиторскими фирмами, аудиторами в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, регламентирующими осуществление аудиторских проверок. Различают следующие методы (способы, приемы) осуществления финансового контроля: - проверка производится по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В случае выявления нарушения финансовой дисциплины намечаются меры по устранению их негативных последствий; - обследование предполагает изучение отдельных аспектов функционирования предприятий, организаций с целью определения их финансового состояния и возможных направлений развития; - надзор представляет собой контроль за осуществлением финансовых операций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством. Систематическое и грубое нарушение норм, требований, приводящее к ущемлению интересов партнеров субъекта контроля, влечет за собой в ряде случаев применение санкций, например в виде отзыва лицензии на выполнение каких-либо видов деятельности (операций); - наблюдение (мониторинг) - это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредитора с согласия субъекта, а также может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невыполнения взятых на себя финансовых обязательств) предприятия; - анализ финансового состояния предполагает оценку результатов финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, эффективности использования его капитала; - ревизия выступает в виде наиболее распространенного и всеобъемлющего метода финансового контроля. В системе МЧС России ведомственный финансовый контроль организуется и осуществляется руководителями главных управлений, а также подчиненных или подведомственных ему подразделений, которые имеют полномочия по распределению финансовых ресурсов.
Ведомственный контроль призван обеспечить надзор за использованием материальных и финансовых ресурсов; наличием и движением имущества; формированием достоверной и полной информации о финансовых результатах деятельности, необходимой для оперативного руководства, выявлению недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей. Ведомственный финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Предварительный и текущий контроль организуют и осуществляют руководители подразделений МЧС России, должностные лица (начальники финансовых служб, главные бухгалтера), имеющие право подписи расчетных и других документов, в порядке, установленном законодательством России. Контроль осуществляется на стадии проработки документов и в процессе совершения финансово-хозяйственных операций. Последующий финансовый контроль осуществляется в ходе подведения итогов финансово-хозяйственной деятельности по завершении отчетного периода и финансового года. Организуется руководителями подразделений системы МЧС России, имеющих штатный ревизионный аппарат, и начальниками этих аппаратов. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных хозяйственных и финансовых операций организации, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности. Организацию и проведение ревизии (ревизионный процесс) обычно подразделяют на четыре самостоятельных этапа: - подготовка к проведению ревизии; - проведение ревизии; - систематизация и подготовка материалов ревизии; - реализация материалов ревизии. Результаты ревизии, проверки оформляются актом, который подписывается старшим ревизионной бригады, руководителем проверяемого подразделения и начальником его финансовой службы. Акт ревизии составляется, как правило, в трех экземплярах.
Контроль за своевременным выполнением указаний и предложений, направленных на устранение выявленных недостатков и нарушений в финансовой, хозяйственной и производственной деятельности, возлагается на соответствующие контрольно-ревизионные аппараты. Проведение ревизий в системе МЧС России осуществляют: - контрольно-ревизионное управление (КРУ) МЧС России; - окружные управления материально-технического снабжения МЧС России; ревизионные аппараты региональных центров МЧС, субъектов Российской Федерации, - соответственно в подчиненных им подразделениях. КРУ МЧС России осуществляет общее руководство ревизионной работой и контроль за ее состоянием в системе МЧС России. Основными задачами КРУ являются: - организация и осуществление контрольно-ревизионной работы за финансово-хозяйственной деятельностью в МЧС России; - осуществление совместно с Министерством финансов Российской Федерации контроля за законностью и целевым использованием денежных средств, выделяемых из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - контроль за получением и использованием доходов, полученных в системе МЧС России от осуществления разрешенной предпринимательской иной деятельности; - контроль за законностью и правильностью документального оформления хозяйственных операций, постановки и ведения бухгалтерского учета, достоверности отчетности о результатах финансово-хозяйственной деятельности; - осуществление методического руководства и координации деятельности контрольно-ревизионных отделов региональных центров; - подготовка заключений по ходатайствам о выдаче инспекторских свидетельств на списание утраченных денежных средств, ценных бумаг и материальных ценностей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|