Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Журнал «Отечественные записки» А. Краевского.

А.С. Пушкин – журналист и редактор

Первые пушкинские статьи появились на страницах журнала «Сын Отечества», «Московский телеграф», альманаха «Северные цветы».

В 1820-х годах Пушкин проявляет себя как незаурядный памфлетист.

Важный этап журналистской деятельности Пушкина связан с «Литературной газетой», которую издавал Дельвиг. В ней он опубликовал (без подписи) библиографическую заметку «Некрологи генерала от кавалерии Н.Н. Раевского». В этой газете пушкинские статьи публиковались в отделах «Смесь» и «Библиографии», чаще всего без подписи и без заглавия, и являлись откликом на факты литературной жизни. В «Литературной газете» проявились особенности авторской журнальной статьи: экономность словесных средств, логически безупречная выстроенность сюжета. В 1830 со смертью Дельвига газета прекратила существование.

Ареной пушкинских сатирических разоблачений Булгарина стал журнал «Телескоп», принадлежавший Н. Надеждину. В нем был напечатано несколько фельетонов под псевдонимом Феофилакт Косичкин.

После активной журналистской работы Пушкин умолкает. Он намеревался противопоставить «торговому направлению» новый тип издания с особой организацией и структурой, и им стал «Современник» (1836).

Среди сотрудников «Современника» были Давыдов, Гоголь, Тютчев. Эти писатели и поэты привлекли к себе внимание Белинского, указавшего на их талант. Редактируя поступавшие сочинения, Пушкин заботился об их соответствии духу и стилю журнала. Он внимательно вычитывал корректуры и вел переговоры с цензурой.

В соответствии с программой и предписанием цензуры «Современник» по внешнему виду не отличался от альманаха – имел отдел прозы и поэзии. Однако по содержанию он представлял собой литературно-общественный журнал, в котором проза и поэзия перемешались с публицистикой и критикой.

Западники и славянофилы в русской журналистике.

Славянофильство – направление в русской общественной мысли, преимущественно в среде московского дворянства, идея которого заключалась в протесте против подражательного отношения к Западу и с обоснованием идеи самобытного развития России. Самыми первыми славянофилами были Хомяков, Киреевский. Позже к ним присоединилось младшее поколение: Аксаковы, Чижов, Самарин, Валуев.

Издание первых славянофильских сборников стало заслугой Д. Валуева. Первый из подготовленных, «Синбирский сборник», вышел в середине 1845 года. Он содержал исторические материалы, собранные в Симбирской и соседних областях. Он планировал продолжать издание, однако его ранняя смерть помешала этому.

Еще весной 1844 года славянофилы начали переговоры с Погодиным о передаче его «Москвитянина» под их редакцию. В то время он еще совершенно не имел какого либо направления и влачил жалкое существование, однако его страницами изредка пользовались Хомяков, Грановский, Соловьев и Герцен. По условиям договоренности, достигнутой к концу 1844 года, Киреевский стал неофициальным редактором «Москвитянина». Для обновленного «Москвитянина он подготовил более десятка работ, включая вступительные к другим статьям журнала. Однако он просуществовал недолго. Киреевский устал и был болен, а Погодин не хотел заключать договоренностей с юным поколением славянофилов.

В мае 1846 выходит «Московский литературный и ученый сборник». Это издание Панаева отличалось от предыдущих тем, что публицистические работы превалировали в нем над научными. А другую заметную сторону составляли работы изящной словесности: стихи Языкова, Аксакова, Вяземского и проч. Он оказался успешным. В 1847 выпускают второй.

1859 газета «Парус» Аксакова. Пан-славизм. Вышло всего два номера. Рассуждения о цензуре и гласности.

1867-1868 газета «Москва». Пан-славизм и защита промышленности от западного влияния.

Западничество – объективный смысл заключался в борьбе с крепостничеством и в признании «западного», то есть буржуазного пути развития России. З. представляли В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев, Т.Н.Грановский, В.П.Боткин, П.В.Анненков, И.С.Тургенев, К.Д.Кавелин, В.А.Милютин, И.И.Панаев, В.Н.Майков, Е.Ф.Корш, П.Г.Редкин.

Против славянофильства и «официальной народности» Белинский и Герцен выступали вместе с либералами-западниками: Грановским, Кавелиным, Боткиным, Анненковым и др. Но разногласия и споры среди союзников начались уже в сороковые годы. Белинский, Герцен и их единомышленники были сторонниками народной революции, а либералы ратовали за реформы. Революционные демократы подвергали критике капиталистические порядки, либералы-западники восхваляли их.

В области литературы западники выступали в поддержку реалистического направления и прежде всего творчества Н.В.Гоголя. Главной трибуной западничества были журналы «Отечественные записки» и «Современник».

 

 

22. Философическое письмо П. Чаадаева и полемика вокруг него

Вернувшись в Россию в 1826 году, П.Я. Чаадаев ведет затворническую жизнь. В 1828 — 1830 гг. он пишет свои знаменитые "Философские письма" — всего было написано восемь "Философических писем". В 1836 году в пятнадцатом номере журнала "Телескоп" читатели увидели "Первое Философическое письмо" П.Я. Чаадаева. Автор и издатель предполагали продолжить публикацию следующих писем, однако это намерение осуществить не удалось.

Наибольшее возмущение вызывали высказывания Чаадаева о том, что Россия совершенно оторвалась от общемирового культурного развития, а русский народ пока "составляет пробел в порядке разумного существования человечества". С серьезной критикой взглядов П.Я. Чаадаева выступили А.С. Пушкин, А.С. Хомяков и многие другие отечественные мыслители. Правда, эта критика была выражена в частных письмах, а не в открытой печати. Лишь очень немногие, как например А.И. Герцен, согласились с выводами автора "Философического письма".

В октябре 1836 году Чаадаев был официально объявлен сумасшедшим и оказался под постоянным медицинским и полицейским надзором. Журнал "Телескоп" закрыли.

Столь резкая реакция заставила Чаадаева существенно пересмотреть свои взгляды. В 1837 году им была написана "Апология сумасшедшего", в которой содержалась гораздо более оптимистическая оценка будущего России.

Журнал «Отечественные записки» А. Краевского.

Центром идейной жизни сороковых годов стал журнал «Отечественные записки». История этого издания началась в 1818 году, когда чиновник Свиньин получил разрешению на издание сборника этнографических и переводческих материалов. В 1838 году Свиньин передал журнал А. Краевскому, и с этого времени началась новая история журнала, утвердившего энциклопедический тип, или «толстый» журнал.

Краевский стал создателем первого в России издательского концерна, в который входили «Отечественные записки, «Литературная газета» и «Русский инвалид». В изданиях Краевского работали лучшие журналисты того времени – Белинский, Некрасов, Герцен, Боткин и другие. Здесь были опубликованы произведения Тургенева, Герцена, Некрасова и Кольцова.. С «Отечественными записками» связано появление натурально школы – литературного направления реалистического искусства.

С середины 1839 года Белинский стал московским корреспондентом «Отечественных записок», а позже он стал заведовать отделами критики и библиографической хроники.

Журнал вёл борьбу с «Северной пчелой» Булгарина и Греча и «Библиотекой для чтения» Сенковского, «Москвитянином» Погодина и и славянофилами.

Из-за низкой зарплаты и идейного характера Белинский с апреля 1846 года прекратил работать в журнале и с января 1847 года стал критиком журнала «Современник». Перешёл Герцен. Уход части сотрудников сказался на позиции и репутации журнала, остававшегося изданием либерально-западничской ориентации, но постепенно терявшего свою популярность. Издателем-редактором журнала в 1860—1866 годах совместно с Краевским был С. С. Дудышкин.

В 1868 году Краевский передал журнал Н. А. Некрасову.

 

24. Основные этапы журналистской деятельности В. Белинского.

После исключения из универа, Белинский работал критиком у Надеждина в журнале «Телескоп» и газете «Молва». По его мнению, ведущим критерием оценки литературы была народность и современность.

Надеждин, уезжая за границу на лечение, оставляет редакторскую должность Белинскому. В журнале начинают печататься Аксаков, Боткин, Кольцов. Сам критик пишет о Гоголе, Кольцове. Большое значение для журнального дела имела статья-анализ журнала Сенковского «Библиотека для чтения». В это время творчество Белинского попало в зрения Пушкина. Есть сведения, что он хотел пригласить его в «Современник».

В 1836 году «Телескоп» был закрыт за печать философских писем Чаадаева. Некоторое время Белинский был без работы, а в 1838 годах он печатается в «Московском наблюдателе» и в «Литературных прибавлениях к русскому инвалиду» Краевского.

Работа в «Отечественных записках» (39-46) - расцвет его публицистической деятельности. В «Отечественных записках» Белинский утвердил жанр новой литературно-критической статьи. Каждый номер издания открывался годовым обзором Белинского. Белинский создал и утвердил жанр монографической статьи-исследования. Белинский заложил основы демократической театральной критики. В «Отечественных записках» под рубрикой «Русский театр в Петербурге» он регулярно публиковал отчеты о постановках Александринского театра.

Полемику со славянофилами он продолжал в «Современнике» (47-48), где была опубликована статья «Ответ «Москвитянину»». Там же Белинский продожил борьбу за творчество Гоголя.

 

 

25. Журнал «Современник» Н. Некрасова и И. Панаев

Псоле смерти поэта журнал перешел к Вяземскому, Краевскому, Одоевскому и Плетневу. Они выпустили по одному номеру. В 1838 постоянным редактором стал П. Плетнев.

В 1846 был составлен арендный договор на имя Панаева – так Панаев и Некрасов стали хозяевами «Современника». Новый журнал взял лучшее из «Отечественных записок». Был увеличен объем, в качестве приложений можно было получать литературные произведения. Печатались в журнале Гончаров, Герцен, Дружинин и сам Некрасов. Отдел критики и библиографии открывался обзором Белинского. Здесь в основе были общественные взгляды критика. Под руководством Белинского реорганизовали отдел «Науки и искусства». В практике «Современника» реализовывалось положение критика о необходимости единого направления журнала. Преимущественный интерес к проблемам общества был заметен в каждом номере издания. Общественная позиция «Современника» - антикрепостичество.

Продуманная редакционная политика этого журнала помогла стать «Современнику» лидером журнального мира России.

 

26. Основные направления в журналистике 1840-х годов.

1840-е года – время напряженных теоретических исканий, внешне не обозначенное какими-либо событиями. Опорой правительства была теория официальной народности. Установление единого идеологического режима в стране было закономерно – после восстания декабристов и революционных идей Запада. Для контроля за периодическими изданиями правительство использовало Третье отделение канцелярии.

Внимание правительства к столичным изданиям, привело к укреплению провинциальной прессы. С 1838 года в 41-ой губернии стали выходить «Губернские ведомости», носившие официальный характер. Их содержание было строго регламентировано. Они состояли из двух частей – официальной и неофициальной. Вообще, они являлись рупором правительства.

Основную массу изданий составляли журналы, альманахи, сборники. Газет было мало и они как правило носили специализированный характер.

Одна часть, так называемые западники, сосредоточилась на изучении исторического опыта Запада, особенно Франции. Славянофилы же в поисках идеала обращались к истории допетровской Руси. Наличие трех идейных лагерей (правительство, западники, славянофилы) отразилось в печати.

Правительственные издания: журналы министерств, губернские ведомости, «Северная пчела», правительственные вестники и некоторые специализированные издания.

Однако нельзя сказать, что существовали органы печати, стерильно четко придерживающиеся той или иной линии ориентации. Так, «Москвитянин», созданный как официальный, перешел в руки славянофилов.

Возникший еще в начале 30-х годов при участии Пушкина тип «литературной» газеты окончательно утверждается в сороковых годах. «Литературная газета» этого периода стала лидером газетного рынка и разделяла демократические позиции «Отечественных записок». С этой газетой активно сотрудничали Некрасов и Белинский.

Газета «Московские ведомости» изменила направление с 1843 года, когда ее редактором стал Е. Корш, который был дружен с Герценом и Огаревым и разделял их взгляды. Здесь было опубликовано немало материалов, посвященных экономическим вопросам. Рассматривались вопросы торговли, тарифные системы, научная литература этой тематики.

В 1847 году была предпринята попытка создать городскую газету – это был «Московский городской листок», который просуществовал всего год. Газета выходила два раза в неделю и намеревалась стать конкурентом «Северной пчеле» Булгарина. Редактор газеты В. Драшусов публиковал постоянную информацию о жизни Москвы.

 

 

27. А. И. Герцен в журналистике 1840-х гг.

40-е годы важны не только с точки зрения профессионального становления Герцена-журналиста.

Выступления Герцена против проводников «официальной народности»— Ф. В. Булгарина, Н. И. Греча, М. П. Погодина, С, П. Шевырева — носили резко негативный, фельетонный характер, то его отношение к славянофилам не было столь однозначным. Отвергая догмы их учения, Герцен с большим уважением относился ко многим представителям славянофильства.

В последующие десятилетия публицист отчасти переосмысливает теорию славянофилов и во многом оказывается ближе к ним, чем к единомышленникам-западникам. Несмотря на отдельные расхождения с теми и другими, в период общественного подъема в России 50-х годов он считал необходимым, забыв о разногласиях, объединить все силы в деле освобождения крестьян. Этой задаче была посвящена его зарубежная журналистская деятельность и поиски контактов с Россией.
С 1842 по 1847 год помещает в «Отечественных записках» под псевдонимом «Искандер» и «Современнике» статьи. Герцен восставал против учёных педантов и формалистов, против их схоластической науки, отчуждённой от жизни, против их квиетизма. В статье «Об изучении природы» находим философский анализ различных методов знания. Тогда же Герценом написаны такие произведения как «Москва и Петербург», «Станция Едрово», «Прерванные разговоры» и тд. Из всего этого выделяются повесть «Сорока-воровка», в которой изображено ужасное положение «крепостной интеллигенции», и роман «Кто виноват?», посвященный вопросу о свободе чувства, семейных отношениях, положении женщины в браке.

В целом, Герцен создал затем свой особый жанр беллетристики. Всё изложение очень эмоционально. Отношение автора к описанным событиям высказывается в его репликах, восклицаниях, отступлениях». И уже в 50 годах создает полярную звезду и колокол.

 

28. Журналистика «мрачного семилетия»: основная характеристика, последствия цензурного режима.

Революционные события во Франции сильно повлияли.

Уже в конце февраля 1848 года Министерство народного просвещения получило высочайшее распоряжение, где были изложены основные положения политики печатного слова. В стране вводился контроль за действиями цензурных ведомств. Предписывалось учредить комитет, целью которого было бы рассмотреть, правильно ли действует цензура. Его возглавил Д. Бутурлин, по имени которого комитет вошел в историю как бутурлинский, или Комитет 2 апреля.

В соответствии с цензурным уставом 1828 года у отечественных журналистов было отобрано право обсуждать в печати вопросы внутренней и внешней политики и действий чиновников. Комитет 2 апреля обязал цензоров не пускать в печать даже косвенные порицания действий властей, существующего законодательства и даже отзывы на иностранные книги, запрещенные к ввозу в Россию. Запрещено было писать о представительных собраниях иностранных государств, о депутатах, о студенческих беспорядках, об университетах европейских государств. Цензоры были предупреждены о личной ответственности за нарушение предписаний.

Новым министром народного просвещения стал П. Ширинский-Шихматов, которого окрестили «шах и мат» отечественной словесности.

В журналах стали реже печататься литературные обозрения, а через некоторое время они и вовсе исчезли со страниц. Даже отдел словесности в «Современнике» снизил уровень. В период «мрачного семилетия» перед редакторами встала задача защитить от закрытия журналы и издания. Русская литература понесла значительные потери: в ссылку был отправлен Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин, умер Белинский, уехал заграницу Герцен. Тяжело болел, а в 1852 умер Гоголь.

В эти годы распространения получила практика, немыслимая для журналистики периода Белинского – авторы стали печататься сразу в нескольких изданиях. Это происходило оттого, что у журналов была изъята строгость направления. Редакторы заполняли страницы материалами, которые сложно было заподозрить в вольнодумии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...