Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рассказывание с использованием игрушек и предметов во второй младшей и средней группе

Важным методическим приемом является оценка детского пересказа. Используя его, воспитатель не должен забывать, что отметив положительные моменты и недостатки, нужно обязательно поощрить старания ребенка. Следует отметить и внимание, с каким дети слушали пересказ своего товарища. Необходимо также учить дошкольников выполнять речевые задания коллективно. Для этого перед заслушиванием очередного пересказа воспитатель дает всей группе конкретную установку: быть готовыми помочь товарищу в случае затруднения, суметь дополнить пересказ и т. д.

На занятиях рекомендуется использовать различные способы пересказа. Например, короткий текст ребенок может изложить от начала до конца. Более длинное произведение можно пересказывать коллективно, по частям: один начинает, другие продолжают его и заканчивают. Здесь дети приобретают самый первоначальный опыт пересказа в лицах, с использованием элементов драматизации; они знакомятся с изложением текста от первого лица — от лица героя.

Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы — на темы из личного опыта, на предложенный сюжет. Поэтому следует полнее использовать влияние пересказа на формирование связной речи детей.

В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию на темы из личного опыта. Основой для развития этого вида рассказывания служит повседневная жизнь детей. Темы для своих рассказов они черпают в играх, прогулках, экскурсиях и т. д. Рассказы из опыта доступны и интересны детям, обогащают их речевую деятельность, доставляют радость общения. «Дети, — отмечала Е. И. Тихеева, — обыкновенно охотно отзываются на предложение рассказать что-либо из их личных переживаний. Делиться с другими своими мыслями, обмениваться впечатлениями — насущнейшая потребность человека, которая выражается у детей очень своеобразно, по-детски». Обучая детей рассказыванию на темы из опыта, педагог заботится о том, чтобы они излагали свои мысли последовательно, толково, понятно для слушателей, говорили выразительно, не торопясь, достаточно громко; учит пользоваться точными словами и словосочетаниями, элементами образной речи; следит за грамматической и орфоэпической стороной изложения.

В рассказывании из личного опыта педагог упражняет детей не только на занятиях, но и в повседневной жизни, во время индивидуального общения с ними. «Программой воспитания в детском саду» обучение рассказыванию на темы из личного опыта предусмотрено начиная со второй младшей группы. Однако в этой и в средней группе педагог только подготавливает детей к самостоятельному речевому творчеству, — занятия по рассказыванию на темы из личного опыта проводят в старшей и подготовительной группах. В программе воспитания в детском саду конкретно указываются те речевые умения и навыки, которыми должны овладеть дети в процессе обучения. Дошкольники старшей группы учатся рассказывать о событиях, фактах, собственных впечатлениях связно, живо, не отклоняясь от заданной темы; правильно отражать в речи воспринятое; рассказывать с достаточной полнотой и законченностью; указывать место и время описываемых событий; пользоваться точными названиями предметов, качеств, действий. В подготовительной к школе группе у детей в процессе обучения совершенствуются формы монологической речи; продолжает развиваться умение связно, подробно и живо рассказывать об играх, прогулках, случаи из жизни; четко, ясно излагать свои мысли; указывать время и место описываемых событий, пользоваться точными наименованиями предметов, их частей и качеств, действий. Успех этого вида обучения в значительной степени зависит от того, насколько интересно и разнообразно протекает жизнь детей в детском саду.
Большую роль играет также словарная работа, которую проводит педагог. Содержание ее усложняется от одной возрастной группы к другой. От качества словарной работы зависят стройность речи ребенка, ее живость, отсутствие излишних пауз и заминок. Накопленный словарный запас позволяет старшим дошкольникам уверенно использовать в своей речи нужные слова и словосочетания, правильно отражать воспринятое.
В рассказах на темы из личного опыта ребенок учится самостоятельно отбирать словесный материал, он, по словам Е. И. Тихеевой, «вынужден брать и комбинировать слова и выражения самостоятельно, а не выбирать их из готового рассказа».

В подготовительной к школе группе детей обучают творческому рассказыванию. Ребенок седьмого года жизни вполне подготовлен к этому виду речевой деятельности: усложняется его мыслительная деятельность, возрастает произвольность и целенаправленность воображения, его устойчивость и активность. Дошкольники шести-семи лет обнаруживают способность к простому, логически аргументированному комбинированию представлений, образов. Таким образом, творческое рассказывание соответствует возрастным возможностям старших дошкольников, отвечает их интересам. Предложение придумать рассказ, сказку дети обычно встречают радостно. Они переживают эмоциональный подъем, когда придумывают сами или слушают своих сверстников.
Рассказывание по сюжету усиливает интерес детей к рассказыванию в целом, подготавливает к литературно-словесному творчеству, с которым они встретятся в школе.

Рассказывание с использованием игрушек и предметов во второй младшей и средней группе

 

Во второй младшей группе при обучении связной речи широко применяются игрушки и предметы. Занятия по рассматриванию и описанию игрушек — одни из самых любимых и интересных занятий по родному языку для детей трех-четырех лет. Обычно они проходят в эмоциональной игровой форме, очень оживленно, вызывая у ребят желание высказать свои впечатления. Дети рассказывают об игрушке и о действиях с нею.
На этих занятиях в качестве методических приемов обучения используются вопросы и указания воспитателя, а также образец.

Игру-занятие «Кого покатаем на машине?» проводят с целью научить детей при описании игровых действий использовать предложения с однородными членами.Для занятия необходимо подготовить следующие игрушки: машину, мишку, зайца, лисичку и белочку.
Ход игры-занятия. Воспитатель показывает детям машину и говорит: «Машина большая, зеленая, с желтыми колесами. Посмотрите, кого вы будете катать. (Выставляет игрушки и предлагает назвать их.) Сейчас Сережа (Вова, Оля) посадит на машину зайчика и покатает его». Ребенок выполняет игровое действие. «Сережа катает на машине зайчика», — говорит воспитатель, давая образец высказывания. «Что делает Сережа?» - обращается затем он к группе, побуждая детей к речевой активности. Двое-трое малышей отвечают на вопрос. Педагог, если это нужно, помогает составить ответ в форме развернутого, законченного предложения («Сережа катает на машине зайчика»). Затем воспитатель обращается к ребенку, выполнившему игровое действие: «Что ты делал, Сережа?»— «Я катал на машине зайчика», — отвечает малыш.
Игра продолжается. Педагог говорит: «Посадим на машину рядом с зайцем мишку. Галя покатает на машине зайца и мишку». Ребенок выполняет игровое действие. На вопрос воспитателя «Что делает Галя?» дети отвечают: «Галя катает на машине зайчика и мишку». «Что ты делала, Галя?» — спрашивает педагог ребенка по окончании игрового эпизода. «Я катала на машине зайчика и мишку», — отвечает девочка.
В ходе игры количество предметов увеличивают, соответственно возрастает объем высказываний. При этом педагог побуждает детей проявлять инициативу — самим выбирать игрушку.
Например, ребенок выбрал белочку и посадил ее в машину. На вопрос, что он будет делать, малыш отвечает: «Я буду катать на машине зайца, белочку и мишку». О предстоящем игровом действии можно спросить и других ребят: «Что будет делать Дима (Катя, Валерик)?» — «Дима будет катать на матине зайца, мишку и белку» — примерно в такой развернутой форме дети должны отвечать на вопрос.
Во время выполнения игрового действия педагог вновь обращается к группе с вопросом «Что делает Дима (Катя, Валерик)?», побуждая детей к речевой активности. «Дима катает на машине зайца, мишку и белочку», — следует ответ.
По окончании игрового действия ребенок, выполнявший его, отвечает на вопрос воспитателя: «Я катал на машине белочку, зайца и мишку».
В конце занятия малыши действуют уже со всеми игрушками; соответственно высказывания их представляют собой предложения, в которых употреблено четыре однородных дополнения (например: «Света катает на машине мишку, зайчика, белку и лисичку»).
После речевых упражнений воспитатель может прочитать стихотворение об игрушках. Привлечение литературных произведений очень оживляет занятие, способствует развитию образной речи.

Что же следует отметить, анализируя вышеприведенную игру-занятие?
Вначале дети знакомятся с предметами, с которыми они будут действовать. При этом педагог дает пример краткого законченного высказывания (в данной игре — описание машины). Воспитатель сразу привлекает детей к активному участию в занятии — предлагает назвать знакомые игрушки; затем сообщает о предстоящей игре — ребята узнают, что они будут катать на машине мишку, зайца, белочку, лисичку. Указания педагога содержательны и лаконичны.

В следующей части занятия педагог сопровождает игровое действие речью — дает образец построения предложения. Отвечая на вопросы воспитателя, дети воспроизводят речевой образец и лучше его усваивают.
В конце занятия педагог побуждает детей отвечать фразами с большим количеством однородных членов. В соответствии с увеличивающимся количеством игрушек малыши строят предложения с двумя, а затем с тремя и с четырьмя дополнениями. Как показала практика, дети трех-четырех лет справляются с речевым заданием.
Что облегчает выполнение сложного задания? Игрушки, на которые надо указать в ответе, находятся в поле зрения детей. Глядя на них, ребенок контролирует свою речь, замечает, о чем он сказал и о чем еще надо сказать. Таким образом, педагог побуждает каждого ребенка строить речь, опираясь на наблюдение. Своими вопросами он нацеливает детей на употребление глаголов не только в форме настоящего времени, но и прошедшего и будущего.В связи с этим активность и самостоятельность дошкольников в оперировании языковыми средствами повышается.
Какими могут быть усложненные варианты этой игры?
Один из вариантов дает возможность упражнять детей в построении высказывания в форме распространенного предложения, в структуре которого имеются определение и дополнения.
Для игры выставляют две-три машины разного цвета и величины, а также медвежонка, белочку, лису, зайца, собачку, котенка. Воспитатель предлагает одному из детей выбрать машину и покатать в ней несколько игрушек (также по выбору). Затем педагог дает образец высказывания: «Валерик будет катать на синей машине белочку, котенка и собачку. Что ты будешь делать?» — обращается он к ребенку. Ответ должен быть построен на воспроизведении образца: «Я буду катать на синей машине белку, котенка и собачку».
Когда перед детьми развертывается игровой эпизод, воспитатель с помощью вопросов побуждает их к высказыванию: «Валерик катает на синей машине котенка, собачку и белочку».
В ходе игры малыши самостоятельно составляют фразы, отличающиеся от образца лексическим материалом, но в то же время придерживаются предложенной педагогом синтаксической конструкции: «Галя катает на зеленой машине медвежонка и зайца», «Юра катает на желтой машине белку, зайца и медвежонка». Таким образом они строят высказывание в форме распространенного предложения с дополнениями и определением.
Рассмотрим еще один вариант игры, который активизирует процесс овладения детьми структурой сложного предложения, состоящего из двух простых, соединенных между собой сочинительной связью. Для речевых упражнений может быть использован тот же набор предметов, что и в предыдущей игре (вместо машин можно взять игрушечные коляски, санки, пароходы).
На каждом этапе игры действуют одновременно двое детей. Воспитатель сопровождает игровые действия речью — дает образец синтаксической конструкции фразы с включением в нее соответствующего лексического материала, например: «Люда катает на синей машине белочку, а Майя катает на желтой машине зайца и медвежонка». Затем еще раз произносит фразу, выделяя силой голоса и интонацией нужные слова, и предлагает кому-нибудь из детей повторить сказанное: «Скажи, Юра, что делают Люда и Майя».
С помощью таких методических приемов дошкольники активнее усваивают строй предложения и на следующем этапе игры высказываются уже более уверенно. Ориентируясь на усвоенную речевую модель, дети упражняются в самостоятельном построении предложений с использованием в них нового лексического материала. Конечно, в случае затруднения педагог приходит на помощь, чтобы каждый ребенок справился с заданием.
Таким образом, при формировании связной речи необходимо уделять большое внимание упражнениям на построение предложений. И начинать эту работу надо уже в младших группах.
Выработка умения строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи. В предложении передается мысль, реализуются умения выбирать слова, строить словосочетания.
«В сущности, любая форма речевой деятельности — это составление предложений, выражение мысли в предложении, — подчеркивает М. Р. Львов. — И беседа, и пересказ прочитанного, и рассказ, и сочинение — все эти формы речевой работы... включают, как необходимое звено, составление предложений».
Рассмотрим игру-занятие «Пустим в ручеек лодочки», в процессе которой дети обучаются правильному построению распространенных предложений с однородными определениями.
В структуре этого занятия четко прослеживаются следующие этапы: предъявление педагогом речевого образца; воспроизведение детьми этого образца в естественной игровой ситуации в целях освоения синтаксической конструкции; организация речевой практики — самостоятельное конструирование детьми предложений на основе усвоенного образца. В конце игры воспитатель вместе с детьми составляет описание обобщающего характера.
Для занятия необходимо подготовить цветные бумажные (или пластмассовые) лодочки — красную, синюю, желтую и зеленую — и полоску голубой бумаги.
Ход игры-занятия.
Воспитатель расставляет на столе лодочки и просит детей сказать, какие они по цвету. Малыши отвечают: «Синяя, красная, зеленая, желтая». Затем педагог расстилает на полу полоску голубой бумаги (ручеек) и говорит: «С этими лодочками мы сейчас поиграем — будем пускать их в ручеек». Воспитатель предлагает одному из ребят выбрать любую лодочку и пустить ее в ручеек. Игровой эпизод он сопровождает речью — дает образец описания выполненного действия: «Наташа пустила в ручеек синюю лодочку». Двое-трое детей по просьбе педагога повторяют речевой образец. Затем воспитатель обращается к ребенку, выполнившему игровое действие: «Скажи, Наташа, что ты сейчас сделала?» — «Я пустила в ручеек синюю лодочку», — отвечает девочка.
Игра продолжается. Следующий ребенок выбирает другую лодочку и пускает ее в ручеек. С помощью вопросов педагога двое-трое детей по очереди дают описание игрового эпизода: «Сережа пустил в ручеек красную лодочку».

В конце игры, когда все четыре лодочки пущены в ручеек, воспитатель спрашивает: «Что сделали Наташа, Сережа, Юра и Света? Расскажите об этом». С помощью вопросов педагога и с привлечением речевого образца дети составляют описание обобщающего характера: «Наташа пустила в ручеек синюю лодочку, Сережа пустил в ручеек красную лодочку, Юра — желтенькую, а Света — зеленую». В заключение этой части занятия педагог предлагает посмотреть на лодочки, которые плавают в ручейке, и дать их описание. Он нацеливает детей на построение распространенного предложения с однородными определениями: «В ручейке плывут красная, синяя, желтая и зеленая лодочки». Затем игра повторяется с привлечением других детей для выполнения игровых действий и их описания.
На последующих занятиях речевые задания усложняются, например, игра «Кто гуляет на полянке?» проводится с такой целью: учить детей составлять подробные описания; активизировать словарь за счет слов, обозначающих одежду, ее цвета.Для этого занятия нужно подготовить трех кукол и зеленую бумагу, вырезанную в форме круга.
Ход игры-занятия.
Воспитатель расстилает зеленую бумагу и говорит: «Это полянка. Кто придет сюда погулять? Посмотрите!» (Показывает куклу и помещает ее на бумаге.) Затем педагог дает образец высказывания: «На зеленой полянке гуляет кукла в красном платьице и белой панамке». Детям предлагается повторить описание.
Продолжая игру, воспитатель помещает рядом с первой вторую куклу. С помощью речевого образца и наводящих вопросов дети составляют описание второй куклы: «На зеленую полянку пришла кукла в желтом платье с синими бантиками в косичках».
В ходе игры малыши рассматривают следующую куклу и вместе с педагогом рассказывают о ней: «На зеленую полянку пришла еще одна кукла. Она в синей юбочке и белой кофте. На голове у нее красный берет».
В конце занятия воспитатель предлагает посмотреть на кукол, которые пришли на зеленую полянку, и послушать его рассказ: «На зеленую полянку пришли погулять три куклы. Одна кукла в красном платьице и белой панамке. Другая кукла в желтом платье с синими бантиками в косичках. Третья кукла в белой кофточке и синей юбке. На голове у нее красный берет».

Игра-занятие «Кто гуляет на полянке?» может быть проведена и в другом варианте — «Как оделись куклы на зимнюю прогулку?».
По словам Р. И. Жуковской, игра является своеобразным ускорителем развития детей. Через игры-занятия может быть, в частности, активизирован процесс освоения ребенком слов-глаголов. «Наши наблюдения показали, — пишет Р. И. Жуковская, — что увеличение числа глаголов в речи маленьких детей идет не вслед за увеличением числа существительных, а параллельно ему и зависит, главным образом, от того, как ребенка научили в естественной разговорной речи, в процессе игры и через игры-занятия обозначать разнообразные действия с куклами, игрушками, с посудой, строительным материалом».

Побуждая детей строить высказывания в форме законченных предложений, педагог имеет возможность упражнять их в употреблении глаголов, которые еще недостаточно усвоены. С младшими дошкольниками рекомендуется проводить игру-занятие «Наши музыкальные игрушки».

Цель: упражнять детей в описании звучащих игрушек с использованием точных слов-обозначений. Для занятия нужно подготовить дудочку, погремушку и барабан, а также куклу.

Ход игры-занятия. Воспитатель привлекает внимание детей к выставленным на столе музыкальным игрушкам и просит назвать их. После того как дети перечислят все инструменты, педагог говорит: «Эта кукла захотела послушать дудочку, погремушку и барабан», - и предлагает кому-либо из ребят поиграть на дудочке. По окончании игрового эпизода он дает образец описания действий ребенка: «Оля (Валерик, Маша) поиграла на дудочке. Дудочка весело пела».
Опираясь на речевой образец, дети повторяют высказывание педагога.
Продолжая игру, воспитатель просит одного из ее участников взять погремушку и показать, как она трещит. Затем с помощью образца и наводящих вопросов («Что сделали Нина, Игорь, Катя?»; «Что услышала кукла?») дети составляют описание игрового эпизода.
В ходе занятия малыши играют также и на барабане и вместе с педагогом описывают свои действия.
Заканчивается игра рассказом воспитателя: «Сережа и Женя весело играли на дудочке и барабане. Оля показала, как звонко гремит погремушка. Кукле интересно было услышать, как звенела дудочка, как трещала погремушка, как громко разносилась барабанная дробь».
Таким образом, обучая рассказыванию, педагог проводит игры-занятия, на которых побуждает детей точно называть игрушку, предмет, отмечать тот или иной их признак, указывать на действия, которые с ними производятся. Эти занятия являются важнейшим звеном в сложной и многообразной работе по формированию связной речи младших дошкольников.

В средней группе детей учат описывать игрушки, предметы, используя распространенные предложения или высказывания, состоящие из двух-трех предложений. На пятом году жизни ребенок уже начинает употреблять в своей речи сложные синтаксические конструкции, состоящие из двух простых предложений, связанных между собой сочинительной или подчинительной связью. Высказывания его приобретают характер рассказа.
У детей этого возраста совершенствуются зрительное, слуховое и осязательное восприятия. В процессе речевого общения ребенок осваивает особенности словообразования и словоизменения.

В четыре-пять лет дошкольники приобретают первоначальные навыки учебной деятельности: отвечать по вызову, слушать ответы своих товарищей, понимать указания воспитателя и следовать им.
Вопросы, речевой образец, указания — ведущие приемы обучения рассказыванию в средней группе.

Задача воспитателя — подготовить детей к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов.
На занятиях дети рассматривают игрушки, с помощью вопросов педагога вычленяют их основные признаки и качества. Вопросы педагога пробуждают в ребенке пытливость мысли, внимание к тому порядку, которого надо придерживаться при описании. Отвечая на них, он как бы строит сюжет будущего рассказа, употребляя при этом точные слова-обозначения, которые затем использует в самом рассказе.
Педагог не только выслушивает ответы детей на заданные вопросы, но и сам показывает, как надо точнее, интереснее, выразительнее сказать об игрушке или предмете.
Речевой образец является в данном случае наиболее эффективным приемом обучения. Он непосредственно влияет на качество детских рассказов-описаний.
Чтобы дети не копировали целиком образец высказывания, педагог ведет рассказ не о той именно игрушке, о которой будут говорить ребята, а об однотипной. Тогда дети, подражая образцу, смогут проявить самостоятельность и инициативу.
Речевой образец может представлять собой полное законченное описание или только часть рассказа. Это зависит от подбора предметов и игрушек, от их количества, от организации действий с ними, от уровня речевого развития детей. Вместе с тем рассказ воспитателя всегда должен быть интересным, содержательным, четким по построению. Надо, чтобы педагог не только показывал детям, как составлять сюжетную линию, но и давал примеры речевых конструкций.
В средней группе рекомендуется проводить следующие игры-занятия: «Какие машины проезжают по дороге?», «Поможем куклам собраться на прогулку», «А что в коробке?», «Цветные кубики», «Кто вместе с мишкой играл в кубики?»
Интерес детей к рассказыванию повышается, если в занятии принимают участие игрушечные звери, матрешки, машины и т. п.

С использованием куклы в качестве персонажа — участника-игры можно провести игру-занятие «А что в коробке?». Цель: учить детей описывать предметы и различные действия с ними, добиваясь при этом высказываний в форме законченных распространенных предложений.
Для игры надо подготовить яркую цветную коробку и положить в нее какие-нибудь предметы (например, красную и зеленую ленты, расческу, носовой платок).

Ход игры-занятия. Воспитатель показывает детям коробку, привлекая их внимание к ее цвету, узорам, затем берет куклу и говорит: «Эта кукла поможет нам узнать, что лежит в коробке. А вы расскажите о том, что она будет делать». Инсценируется эпизод: кукла открывает коробку и достает зеленую ленту. «Кукла вынула из коробки зеленую ленту», — дает педагог образец высказывания в форме законченного предложения. «Что еще лежит в коробке? (Кукла вынимает расческу.) О чем теперь надо рассказать? Правильно, о том, что кукла вынула из коробки желтую расческу». Затем кукла достает из коробки носовой платок и дети с помощью вопросов воспитателя составляют описание ее действий: «Кукла вынула из коробки белый носовой платок». Игровой эпизод заканчивается совместным рассказом педагога и детей: «Кукла вынула из коробки зеленую и красную ленты, желтую расческу и белый носовой платок». Далее воспитатель предлагает детям причесать куклу. В то время как один ребенок выполняет поручение, педагог обращается к группе с просьбой объяснить его действия, затем говорит: «Мы кукле завяжем бант. Какую ленту вы выберете?» Дети называют цвет ленты. Воспитатель завязывает бант и спрашивает, что он сделал. Выслушав ответы, советует положить кукле в карман носовой платок; кукла благодарит детей. В конце занятия воспитатель предлагает детям рассказать, как они позаботились о кукле, и помогает составить описание игровых действий: «Мы причесали кукле волосы, завязали у нее на голове красный бант, положили в кармашек носовой платок». В заключение с рассказами выступают еще двое-трое малышей.

Игра-занятие «Цветные кубики» также проводится с использованием куклы как персонажа игровых действий. Ее цель — упражнять детей в построении распространенных предложений с использованием глаголов класть и положить. Для занятия нужно подготовить набор цветных кубиков (по два-три каждого цвета) и четыре небольшие цветные коробки. Ход игры-занятия. Воспитатель обращает внимание детей на кубики и просит сказать, какого они цвета.
«Сейчас вы увидите, — продолжает педагог, — как кукла будет класть кубики в коробки. (Выставляет на стол цветные коробочки.) Посмотрите на куклу: что она делает? (Инсценирует эпизод: кукла кладет крайние кубики в красную коробочку.) Да, она кладет красные кубики в красную коробонку. Что кукла сделала? Правильно, она сложила красные кубики в красную коробочку. А что дальше будет делать кукла?.. Кукла кладет синие кубики в синюю коробочку. А в какую коробочку кукла положит желтые кубики?.. Правильно, в желтую коробку. Кукла начала складывать желтые кубики в желтую коробочку. Что осталось сделать кукле? Положить зеленые кубики в зеленую коробочку. Миша (Вера, Коля), помоги, пожалуйста, кукле (ребенок выполняет игровое действие). Чем сейчас занят Миша? Он помогает кукле складывать зеленые кубики в зеленую коробочку».
Во второй части занятия педагог нацеливает детей на подробное описание того, что они видели во время игры. Двое-трое малышей с помощью вопросов воспитателя составляют следующий рассказ: «Кукла положила красные кубики в красную коробку, а синие кубики — в синюю коробку. В желтую коробку кукла положила желтые кубики. Зеленые кубики она положила в зеленую коробку».
В заключение педагог предлагает детям послушать его рассказ.

Игра-занятие «Кто вместе с мишкой играл в кубики?» имеет цель упражнять детей в описании предметов и игровых действий с ними с использованием распространенных предложений с однокоренными словами (грузовик, грузить, нагружать).
Для занятия надо подготовить следующие игрушки: мишку, белку, зайца, грузовик, цветные кубики.
Ход игры-занятия.
Воспитатель обращается к детям: «Мишка решил погрузить кубики на грузовик. Посмотрите внимательно, грузовик большой или маленький? Какого цвета у него кузов, кабина, колеса? А теперь расскажите о грузовике». С помощью воспитателя дети составляют описание машины: «Грузовик большой. Кузов у него желтый, кабина — зеленая, колеса — коричневые».
«А теперь посмотрите на мишку, — продолжает педагог. - Он сейчас начнет грузить кубики. (Инсценируется игровой эпизод.) Скажи, Люся, что начал делать мишка?» Если ребенок затрудняется ответить полным предложением, педагог помогает: «Мишка начал грузить кубики на грузовик».
Воспитатель продолжает игру: «Прибежала белочка (выставляет игрушку) и стала вместе с мишкой грузить кубики на грузовик. Что стала делать белочка?» — «Белочка стала вместе с мишкой грузить кубики на грузовик» — так в форме распространенного предложения описывают дети игровой эпизод.
«Затем прискакал заяц, — говорит педагог и выставляет игрушку. — Как вы думаете, что он начал делать? Правильно, заяц стал вместе с мишкой и белочкой грузить кубики на машину».
В заключение воспитатель предлагает детям рассказать обо всем, что они увидели во время игры. Один ребенок начинает рассказ, другой продолжает его.
На следующем занятии эта игра проводится с использованием новых игрушек — персонажей.

Игра-занятие «Какие машины проехали по дороге?» формирует у детей навыки составления коротких описательных рассказов.
Для проведения занятия надо подготовить следующие игрушки: две грузовые машины, автобус, троллейбус, полоску цветной бумаги.
Ход игры-занятия.
Воспитатель предлагает детям посмотреть, какие машины проедут по дороге, и затем рассказать о них. Инсценируется игровой эпизод: по полоске бумаги, обозначающей дорогу, движется грузовая машина. Педагог дает образец описания: «По дороге проехал грузовик. У грузовика зеленый кузов, желтая кабина, черные колеса». Затем воспитатель обращается к детям: «Посмотрите, какая машина сейчас проедет по дороге, и расскажите о ней». По полоске бумаги движется другой грузовик. Дети, которые только что слышали рассказ-образец педагога, связно и последовательно составляют свое описание: «По дороге проехал еще один грузовик, у него синий кузов, белая кабина и желтые колеса».
Далее воспитатель предлагает детям самим продолжить игру. Ребенок выбирает из подготовленного набора любую машину и выполняет с ней игровые действия. Дети рассказывают о каждой проехавшей машине. Если описание вызывает у них затруднение, педагог воздействует речевым примером — сам описывает игрушку.
Задача воспитателя — добиться полного связного описания. Например: «По дороге проехал автобус, красный с белой полосой посредине. Крыша у него желтая. Колеса черные». Или: «По дороге проехал троллейбус, синий с красной дугой. У троллейбуса желтые колеса» и т. п.
Эту игру можно усложнить: детям одновременно показывают не одну, а две игрушки (автобус и троллейбус, грузовик и автобус, два разных троллейбуса или автобуса, отличающихся размером или цветом). При этом усложняется структура предложений, увеличивается объем высказываний, так как ребенок строит описание на сравнении игрушек. Так от занятия к занятию речевая деятельность детей совершенствуется, они учатся составлять рассказы из шести-семи фраз.

Игра-занятие «Поможем куклам собраться на прогулку» позволяет продолжить обучение детей рассказыванию при постановке заданий, требующих детализирования описаний. Для занятия надо подготовить трех-четырех кукол, два мяча различной расцветки, две скакалки, два ведерка (одно — с лопаткой, другое — с совочком), две лейки.

Ход игры-занятия.
Воспитатель обращается к детям: «Посмотрите на кукол. Они хотят погулять. Поможем им собраться на прогулку. Вот что куклы могут взять с собой». Воспитатель показывает подготовленный набор игрушек и предметов и просит ребят перечислить их. Затем берет ведерко с совочком, ставит около одной из кукол и говорит: «Я дала кукле зеленое ведерко с желтым совочком». По предложению педагога кто-либо из детей выполняет следующее игровое действие: ставит около другой куклы ведерко с лопаткой. На вопрос воспитателя «Что ты сделал?» ребенок отвечает: «Я дал кукле ведерко с красной лопаткой». Воспитатель обращается к группе и просит рассказать, что сделал Коля (Саша, Вова). «Он дал кукле синее ведерко с красной лопаткой», — повторяют дети, внося в рассказ дополнение (прилагательное синее).
Когда все игрушки розданы куклам и около каждой из них поставлены по два предмета, воспитатель нацеливает детей на следующий рассказ: «Кукла в голубом платье возьмет на прогулку мяч, красный, с белыми и синими полосками, и зеленое ведерко с желтым совочком». Вслед за воспитателем об остальных куклах рассказывают дети.
В ходе этого занятия ребята выполняют игровые действия с подобранными парами предметов и описывают их. Условия игры ставят ребенка перед необходимостью проявлять инициативу в выборе предметов и указывать их отличительные признаки.
Дети не ограничиваются только констатацией действия: «Я дал кукле ведро и совочек», — они подробно описывают конкретные вещи: «Я дал кукле желтое ведерко и коричневую лопатку», т. е. в их рассказах усиливается элемент конкретизации. Кроме того, использование парных предметов позволяет педагогу широко и продуктивно применять такой прием обучения, как речевой образец: дети выслушивают рассказ воспитателя об одной из игрушек и сами пробуют описать другую однотипную игрушку, проявляя при этом самостоятельность и в то же время следуя речевому примеру.
На развернутость детских высказываний также влияет характер указаний и вопросов педагога. Не следует задавать дробные вопросы, так как это вынуждает детей отвечать односложно. Задача воспитателя — добиваться развернутых и полных высказываний. Таким образом, на занятиях по обучению рассказыванию в младшей и средней группах широко используются игрушки и предметы. Интересные игровые действия приучают детей внимательно слушать речь педагога, следовать его указаниям; способствуют формированию у дошкольников речевых навыков.

Рассказывание по картине во второй младшей и средней группе

 

Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами.

На занятиях по развитию речи широко используются картины из серий «Мы играем» (автор Е. Батурина), «Наша Таня» (автор О. И. Соловьева) «Картины для развития речи и расширения представлений детей второго и третьего года жизни» (авторы Е. И. Радина и В. А. Езикеева) и др.
Нельзя не отметить, что в практике детских садов проведение занятий по обучению рассказыванию по картине вызывает значительные трудности, поэтому мы считаем целесообразным рассмотреть на нескольких примерах содержание занятий такого типа, методику их построения; выделить основные обучающие приемы, активизирующие связную речь детей.

Приведем подробное описание занятия по картине «Осень» (из серии «Наша Таня») (накануне дети гуляли в осеннем саду, собирали букеты из листьев).

Ход занятия. Воспитатель (показывает букет).

Дети, что вы видите у меня в руках?

Дети. Желтые и красные листочки.
Воспитатель. У меня в руках букет осенних листьев. Кто собирал этот букет?
Дети. Мы! Мы!
Воспитатель. Где мы с вами собрали такой красивый букет?
Дети. В нашем саду.
Воспитатель. А теперь посмотрите на эту картину. Кого вы видите на ней?
Дети. Девочку.
Воспитатель. Что она несет в руке?
Дети. Желтые листья.
Воспитатель. Девочка несет букет осенних листьев. Она улыбается, радуется тому, что собрала красивый букет. Эту девочку зовут Таня. Как вы думаете, кому Таня несет желтые листья?
Дети. Она несет их маме.
Воспитатель. Конечно, этот букет она отдаст маме. А где Таня собирала желтые листья? Посмотрите внимательно на картину.
Дети. На дорожке, на траве.
Воспитатель. Таня собирала листья в саду на дорожке, на траве. (Показывает на картине.) Где еще лежат желтые листья?
Дети. На скамейке.
Воспитатель. Везде желтеют листья: на скамейке, на траве, на дорожке сада. Где еще много желтых листьев вы видите?
Дети. На деревьях.
Воспитатель. А на этом кусте есть желтые листья? (Показывает.)
Дети. Нет.
Воспитатель. Где же они?
Дети. Они упали на траву.
Воспитатель. Да, листья опали с кустов и деревьев. Смотрите: вот лист падает вниз. (Показывает.) Кругом много желтых листьев. А что это зеленеет в саду?
Дети. Елочка.
Воспитатель. Правильно. Когда же бывает так много желтых листьев?
Дети. Осенью.
Воспитатель. Значит, Таня гуляет в саду осенью. Как она оделась на прогулку?
Дети. Тепло.
Воспи

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...