Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Современное состояние протестантского евангеликализма




ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОТЕСТАНТСКОГО ЕВАНГЕЛИКАЛИЗМА

2. 1. Евангеликализм в XX- XXI в.

Как нам известно, сами протестанты разделяют себя на два условных направления - это либеральный протестантизм и консервативный протестантизм. Во многих странах либеральные протестанты носят название mainline что буквально означает протестанты основного направления. Данное название возникло в двадцатых годах XX века. Либералисты включают в себя множество деноминаций, но традиционно упоминаются лишь семь основных течений: Объединённая Методистская церковь, Евангелическая Лютеранская церковь в Америке, Епископальная церковь, Пресвитерианская церковь в США, Американские баптистские церкви, Объединённая церковь Христа, Ученики Христа[26]. Стоит отметить, что вышеперечисленные деноминации включают в себя далеко не всех представителей данных течений. Что немаловажно, даже в либеральном объединении все еще остается консервативное меньшинство, которое сохраняет традиционную протестантскую догматику, и выступает против рукоположения женщин, действий, обесценивающих семью как один из социальных институтов. Они рьяно отстаивают семейные ценности и выступают против однополых отношений и браков. Евангелики как представители консервативного протестантизма очень долго оставались в тени либеральных протестантов, как по численности, так и по общественному влиянию. Резкое изменение ситуации произошло в 1977 году, когда Джимми Картер, причисляющий себя к «Рожденным свыше», что является одним из основных самоназваний евангеликов, становится президентом Соединённых Штатов Америки. Стоит отметить, что разнится и смысл, вкладываемый людьми в понятие евангеликализм, ведь множество людей причисляют к евангеликам фундаменталистов и харизматов, что в корне не верно. Согласно исследованию института Гэллапа, на 2013 год примерно 35-40% людей, опрошенных в 1990 году причисляют себя к «рожденным свыше»[27], при том, что сюда относят и евангеликалистов католиков. Протестантский же евангеликализм особенно сильно распространен в южных штатах Америки и среди чернокожего населения. На протяжении нескольких веков менялось понятие о евангеликализме и выделялись различные характеристики. Самыми признанными на данный момент являются четыре характеристики Дэвида Беббингтона[28]. Исследователь, изучая британский евангеликаллизм ХХ века, в своих трудах выделяет такие характеристики как: конверсионизм, активизм, библицизм и крестоцентризм[29].

Конверсионизм – это идеологическое учение, целью которого является личное обращение к Богу. Важна лишь истинная вера в Бога, причем отвергается важность приверженности к какой-либо конфессии. Обращение к Богу всячески лишено, какой-либо церковности и зачастую несет в себе абсолютную уверенность в уже свершившемся акте спасения. В отличии евангеликализма 19 века, где главным критерием обращения человека к Богу было особое действие Святого Духа.

Активизм - это основной принцип миссионерской деятельности евангеликов. Он заключается в активном способе распространения евангельского учения.

Библицизм – эта характеристика в основе своей дает нам указание на сосредоточивании протестантами евангеликами своего учения сугубо в тексте Библии.

Крестоцентризм - данная характеристика сама по себе подразумевает наличие доминирующего акцента во всем богословии евангеликалов. Все, начиная от догматики, и заканчивая песнопениями, а также убранством церквей имеет ярко выраженный окрас централизованности образа креста.

Конечно же, невозможно уместить все аспекты евангеликализма в эти четыре характеристики, поэтому существует достаточно много классификаций дополняющих или же полностью отличающихся от классификации Бебблингтона. Некоторые исследователи считают, что необходимо дополнительно внести в классификацию такие понятия как: Троица, первородный грех и так далее.

В 1942 году представители консервативного протестантизма начали проявлять крайнее недовольство тенденциями развития фундаментализма. Бернард Л. Рамм очень хорошо высказался насчет современного фундаментализма: «из-за людей у которых много усердия, энтузиазма и уверенности в своей правоте, но которые не слишком образованы, мыслят узко и сосредоточены на себе»[30]. Для противостояния развития обскурантизма была основана Национальная ассоциация евангеликов под руководством Харольда Оккенги. Как и следовало ожидать далеко не все представители консервативного протестантизма, присоединились к новообразованной классификации и вскоре был создан термин «неоевангеликализм», чтобы различать фундаментализм, либерализм и неоортодоксию[31]. Как бы не было обоснованно подобное разделение, все же некоторые либеральные евангелики высказывались с ярко заметной иронией на этот счет. Они говорят о том, что лишь высшее образование отличает фундаменталиста от евангелика[32].

Пика своего развития евангеликализм достиг к пятидесятым годам благодаря проповеднику и богослову Билли Грэму, можно даже сказать, что евангеликализм стал ассоциироваться именно с ним. По словам Дэвида Доккери, «евангелик – это тот, кому нравится Билли Грэм»[33]. Одним из источников влияния евангеликализма являлся журнал, основанный в 1956 году. Его первым редактором являлся не менее яркий и значимый представитель консервативного направления протестантизма Карл Генри. Евангеликализм распространялся с огромной скоростью, но, как и было сказано выше, он не отличался стабильностью системы. Её поддерживали знаменитые богословы своего времени, но это не могла продолжаться долго, и вскоре практически прекратил свое существование как единая организация. [34] Но, несмотря на это нельзя сказать, что евангеликализм полностью прекратил все существование, наоборот появилось множество направлений и течений евангеликалов со своим богословскими мнениями и акцентами.

Развитие евангеликализма происходило не только в Соединенных Штатах Америки, этот процесс был заметен и в Британии. Местные евангеликалы отличались заметной консервативностью и традиционной кальвинисткой догматикой. Возрождение интереса к кальвинизму было связано с проведением конференции посвященной пуританству[35]. В это время лидером евангелистов в англиканской церкви был Джон Скотт. Влияние Скотта в Британии было таким же большим, как и у Грэма в Америке, но в отличие от него Джон отличался более фундаментальными проповедями с большими подробностями о вероучении, нежели Грэм. Исходя из этого, мы можем делать, выводя о более прочном основании евангеликализма в Британии. Стоит опять-таки отметить о различии понятий евангеликализма и смысла, который вкладывается в него в разных странах[36]. Так и получилось, что бля Британии евангеликалисты Соединенных Штатов Америки считались фундаменталистами и наоборот. Для предотвращения дальнейшей подмены понятий Джон Скотт делает четкое разграничение фундаменталистами и евангеликами.

Стоит немного внести ясность и дать более четкое разграничение между фундаментализмом и евангеликализмом. Фундаментализм как отдельное течение от евангеликализма возник на рубеже XIX и XX веков для предотвращения изменения собственной догматики под давлением более либерально настроенных протестантов. Стоит отметить, что фундаменталисты придерживались одних и тех же принципов что и появившиеся в сороковых годах неоевангелики. Основополагающими догматическими истинами данного направления протестантизма являются: первостепенный авторитет писания, подлинность воскресения Христа, вера в сверхъестественное, спасение только верой, вера во второе пришествие Иисуса Христа – и прочие неизменные доктрины всех традиционных христиан. Основополагающее отличие фундаменталистов от евангеликалистов это не сами доктрины, сколько способ их сохранения в неизменном виде, а метод их распространения. Фундаментализм, как и прочие радикально настроенные консервативные протестанты могут именоваться воинствующими протестантами. Крайне точно об этом высказался Мерседен, «фундаменталист – это американский евангелик, который на что-то сердит… Если точнее фундаменталист – это воинственный человек, противостоящий либеральному богословию в церквах или изменения в культурных ценностях и нравах»[37]. Это очень явно выражается в их полемике с представителями иных вероучений. В отличии от фундаменталистов евангелики отличаются большей терпимостью и уважением к иноверцам и инославным. Их всего этого можно сделать вывод о том, что фундаменталисты крайне категоричны и далеко не всегда стараются понять то, что ему хочет сказать оппонент в дискуссии. Крайняя категоричность отражается и на социальной деятельности фундаменталистов, как правило, это закрытые общества «избранных» людей которые в силу своей консервативности делят общество на верующих и неверующих, причем к верующим относятся только лишь тот небольшой закрытый круг людей, а все остальные неверующие. Многие консерваторы практически окончательно потеряли всякую надежду на полную христианизацию общества и начали тем самым проводить политику полного отделения от остального мира в отличие от евангеликов. Также для фундаменталистов имеет место быть излишняя догматичность, причем абсолютно неоправданная. Даже внешний вид представителя фундаментализма должен четко соответствовать прописанным нормам. Что немало важно практически полное отсутствие богословской деятельности. Развитие богословия отсутствует и, как правило, вся деятельность направлена на защиту уже установленных постановлений, даже если они и не соответствуют современному обществу. Это же в свою очередь в среде фундаменталистов породило крайнее недоверие к науке и к всевозможным новшествам, постепенно забывая, что великие реформаторы крайне неохотно отделялись от католической церкви, но лишь заставить начать меняться. Начиная с семидесятых годов, небольшая часть фундаменталистов попыталась отбросить принцип своей социальной отчужденности, и вступила в согласие с остальными христианскими конфессиями по вопросам абортов, нетрадиционных отношений и т. д. Еще одним из важнейших отличий фундаменталистов является их представление о царствии Христа. В их представлении царство небесное еще не пришло в этот мир, и будет иметь совершенно сверхъестественную природу, отличную от всего, что нам известно. Как и все протестантские христиане, фундаменталисты уделяют первостепенное внимание учению о Писании, но в отличии от большинства придерживаются буквального толкования Библии, особенно толкования пророчеств[38]. Фундаменталисты, конечно же, не отвергают важность человеческого труда в написании священного писания, но и не придают никакого значения личности автора, времени и контекста написания текста и так далее, что может быть очень опасно. Подобное восприятие текста приводит к отношению библейского повествования как к учебнику жизни применимому в настоящий момент, что невозможно, ведь на написание Библии имели влияние как место написания, так и что немало важно социальная обстановка на момент написания. То, что было в пределах нормы тогда, может быть неприменимо на данный момент.

Исходя из проведенного исследования, можно сделать следующие выводы. Евангеликализм по своей структуре организация крайне неоднородная и помимо основных течений включает в себя множество более мелких течений. Современный евангеликализм отчаянно пытается поддерживать свое доминирующее положение в Соединенных Штатах Америки. Но за неимением четких структур в своей системе вероучения, на данный момент протестантский евангеликализм поддерживает свое существование не за счет крепости своего учения, но в большей степени за счёт своей общественной и политической деятельности и поддержки государства. На данный момент евангеликалам приходится всеми силами поддерживать свой авторитет и отстаивать свое право называться евангеликалистами перед остальными деноминациями, нацеленными на данный статус.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...