Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.2 Православный анализ протестантского евангеликализма




Православный анализ протестантского евангеликализма следует начать с отношения к Священному Писанию, как важнейшего аспекта евангеликалистического вероучения. Следует отметить, что одним из наиболее значимых отличий Православной Церкви от протестантской евангелической церкви является отношение к Священному Писанию. Если большинство протестантов не рассматривает иных источников Божественного откровения кроме Писания[57], то православные, как таковое рассматривает этот вопрос в более широком спектре, благодаря полностью сохраненной в неповрежденном виде апостольской традиции[58]. В вопросе Священного Писания евангеликалисты абсолютно отрицают Священное Придание Вселенской Церкви. Они, стараясь свести опыт богопознания к штудированию Священного Писания, не принимают во внимание опыт других людей, стяжавших святость своей жизнью, духовными подвигами и молитвой. Протестанты в отличии от православных христиан не могут воспринять истину о том, что бытие Бога возможно и вне Откровения, ведь Иисус Христос, помимо своей божественной сущности, является еще исторической личностью. Главным отличием Православного богослова от протестантского заключается в личном опыте постижения догматов о спасении, воплощении, тайны бытия Святой Троицы. Протестант же рассматривает Священное писание как учебник жизни и текст, который повествует о жизни Иисуса Христа. Еще одним и важнейших заблуждений является практически полное игнорирование исторического аспекта Писания, другими словами место, время написания, государственный строй, общественные настроения, традиции и нравы людей того времени. Следует отметить, что логика менее либеральных евангеликалистов заключается в восприятии Священного Писания, как указание и учебник жизни, основанный не на вероучительных истинах и догматах, но как пример в образ, которого должен вжиться абсолютно каждый протестант.

Немаловажным аспектом различия протестантства, как традиционного, так и либерального является принцип оправдания верой, который все еще сохранился в среде евангеликалистов. Представители протестантского евангеликализма сосредоточили свое внимание на усилии самого человека практически полностью отбросив понятие о синергичности усилий человека и Бога в деле спасения[59] ведь, по мнению протестантов человек, предопределен к спасению, достаточно только лишь веры[60]. Дела не имеют абсолютно никакого отношения к делу спасения человека и являются только лишь как «необязательная обязанность» добропорядочного человека.

Одним из немаловажных аспектов учения протестантской церкви является вопрос о крещении младенцев. Данная тенденция прослеживается и в протестантском евангеликализме. Из-за неоднородности данного течения отношение к крещению младенцев разнится от абсолютного запрета до порицания, за исключением таких деноминаций как лютеранство[61] и пресвитерианство[62]. Свои запреты протестанты оправдывают словами из Писания: [… таковых есть Царствие Божие] (Лк. 18: 16). А также тем, что Иисус Христос никогда не говорил о крещении младенцев. Стоит отметить, что тема крещения младенцев в Священно Писании не поднималась, и мы не можем сказать доподлинно, крестили ли их в апостольское время или нет. Вполне возможно, что и вопроса такого в то время не существовало, и было само собой разумеющейся вещью, как всемогущество Бога.

Если продолжить развитие мысли о таинствах в евангелической церкви, то стоит отметить, что только лишь две деноминации продолжают придерживаться учения о сакральности тайнодействия. Прочие же деноминации считают таинства как некую дань памяти, или же окончательно отказались от них. Такое свое положение они пытаются доказать отсутствием указаний на их совершение и четкого чинопоследования в тексте Священного Писания. Или же что касается таинства евхаристии, что делается ударение на слова Христа: […сие творите в Мое воспоминание…] (Лк. 22: 19).

Немаловажным отличием протестантского евангеликализма от православия является подход к миссионерской деятельности. Если у евангеликалов миссионерская деятельность направлена на большие массы людей и предназначена для объяснения простейших аспектов Благой Вести, после чего новообращенный неофит уже сам может считаться проповедником, несмотря на свои скромные и порою крайне ошибочные знания. Это пускай и действенный подход к миссионерству, приводящий к быстрому количественному росту верующих, но какова остается качественная составляющая? Ведь ни одна проповедь на площади огромной толпе людей никогда не заменит постепенную, основательную катехизацию. Именно благодаря правильной миссионерской деятельности закладывается прочный фундамент вероисповедания. Который в дальнейшем не допускает неправильного, а порой и вредного для самого человека трактования Писания, но способствующий укреплению в вере. Крайне странной тенденцией протестантского евангеликализма является приравнивание политической деятельности к миссионерской, возведенной практически на уровень догмата. Данная тенденция является крайне опасной в том отношении, что постепенно церковь может начать ориентироваться на государство и его интересы, но никак не на свою главную цель, спасение человеческой души.

Евангеликалисты готовы идти на большие уступки в диалоге с иными конфессиями, что показывает лишь заботу о своем благополучии как организации, но не как религии. С другой стороны противоположностью этого является абсолютно полное отсутствие возможности диалога как, к примеру, у фундаменталистов также является крайне опасным и может расцениваться как впадение в прелесть. Излишняя уступчивость является следствием крайне слабо развитой догматики, от того и практически полное отсутствие того что нужно отстаивать. Семейные ценности, традиционные браки и так далее уже практически полностью подменены ложными ценностями. С другой стороны, абсолютная невозможность ведения диалога из-за возведения в степень догмата всего, что только можно вплоть до материалов, из которых сделана одежда, опять же является сильным заблуждением. К сожалению, это касается и повседневных вещей, начиная от образа жизни, ведения хозяйства и заканчивая вида одежды. Собственно говоря, к этому вплотную подошли фундаменталисты и неоевангелисты[63].

Еще одним немало важным аспектом протестантского богословия является возведения в Абсолют, какой-либо из сторон духовной жизни. Мы уже говорили про библицизм и активизм, и на этот раз стоит затронуть и крестоцентризм. В сущности, нельзя назвать почитание креста чем-то незаслуживающим внимания, или же чем-то плохим. Но даже самые положительные вещи, если их довести до абсурда могут нести в себе крайне негативные последствия. Если брать крест за основу вероучения при этом воспринимать его как орудие спасения, но в отдельности от принятия искупительной жертвы Спасителя. Поклонение кресту может в итоге превратиться в идолопоклонство, превращение символа в отдельное божество. В чем православных и пытаются обвинять протестанты в отношении иконопочетания[64]. Но не стоит упускать и то, что полное отсутствие почитания креста, как это случилось в некоторых протестантских течениях, может привести к отрицанию искупительной жертвы Спасителя, Его страданий, смерти и воскресения, ведь, если ничего из этого не было, тогда в чем вообще смысл христиантва.

Опять же стоит уделить внимание новообразовавшимся течениям внутри протестантского евангеликализма: ортодоксии, ортопраксии и ортоэстемии[65]. Если рассмотреть данные течения с православной точки зрения, то можно сделать некоторые выводы. Представители ортодоксального течения протестантского евангеликализма пытаются привести все объединение к общепринятым нормам христианства, прекрасно понимая в необходимости доктринального единства. Данное желание можно рассматривать как точки соприкосновения с православной церковью, но стоит отметить опасность впадения в крайность. У всего должна быть своя мера. Если затронуть практически все аспекты жизни евангеликалов и зацементировать их догматами, то это приведет церковь к облику не живого развивающегося организма во главе с Христом, но к еще большему поражению и отпадению от Вселенского Христианства. Чрезмерная доктринизация может привести к статичному состоянию с последующей деградацией. Ортопраксия с одной стороны может рассматриваться как положительное течение, но опять же должна быть мера. Протестантский богослов Дмитрий Бнцаровский на этот счет пишет: «ортопраксия может обернуться законничеством»[66]. Еще из Библейского повествования нам известно о подобном явлении, исполнения внешнего закона, в обход внутреннего. Ортоэстемия в своей сути не несет практически ничего полезного. Стремление к необычным молитвенным практикам крайне опасно и легко можно не справиться с искушением и впасть в прелесть. Этого конечно можно избежать благодаря святоотеческому наследию, но как мы знаем протестантизм, отвергает Священное предание. В сути своей может получиться вера притворства и обмана.

Таким образом, на основании исследования, проведенного в третьей главе, можно сделать следующие выводы. Протестантский евангеликализм в основе себя содержит богословское наследие множества протестантских деноминаций, что не может способствовать стабильности. Возможность прийти к общему вероучению и единству существует, но настоящее время это является практически невозможным. Введение единой богословской системы должно начаться с компромиссных действий каждой деноминации, входящей в содружество. Одним из шагов к объединению может являться пересмотрение собственных доктрин и приведение их к общему знаменателю. Попытки объединения есть, но они не возможны без помощи Священного Предания. Святоотеческое наследие - это вековая мудрость, которая может помочь увидеть недостатки и точки соприкосновения и в конце концов с подвигнуть к возвращению во Вселенскую церковь. Рассматривая протестантский евангеликализм со стороны православного вероучения можно сделать вывод о том, что в своей попытке развить те осколки истинной веры, что в нем сохранялись, они не преуспели. Такие учения как конверсионизм, библицизм, активиз и крестоцентризм в своем проявлении у протестантов являются еретическими и противоречащими православной вере.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...