Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Студия творческого чтения «лев» как форма работы библиотеки по развитию детей младшего школьного возраста (на примере деятельности воунб им. М. Горького)




Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 Владимирской области

 «Владимирский областной колледж культуры и искусства»

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
по специальности «Библиотековедение»

 

СТУДИЯ ТВОРЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ «ЛЕВ» КАК ФОРМА РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОУНБ ИМ. М. ГОРЬКОГО)

 

 

Исполнитель: студентка группы 3 БИБ Керженцева Елена Александровна ____________________________ Руководитель:                         преподаватель Егорова Инга Юрьевна ____________________________  

 

 


                  

 

 

Владимир, 2022 год


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Теоретические аспекты библиотечного обслуживания детей

1. 1. Миссия и функции современной научной библиотеки……. ……………………………………….......................................... 5

1. 2. Особенности индивидуальной и массовой работы с детьми в научной библиотеке…………….. …………………………………………………. …….. 14

Глава 2. Деятельность «Владимирской областной универсальной научной библиотеки им. М. Горького» по работе с детьми

2. 1. Характеристика библиотеки как базы исследования…………. …………23

2. 2. Студия творческого чтения «ЛЕВ» как современная форма привлечения детей к чтению……………. …………………………………………………..... 32

Заключение …………………………………………………………………….. 41

Список используемых источников …………………………………………. 43

Приложения ……………………………………………………………………. 51


 

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении нескольких десятилетий в России и в мире ученые и практики фиксируют кризис чтения, в том числе детского. Тогда как в современной культуре приобщение к чтению является одним из важнейших условий личностного развития и социализации ребенка. Чтение выполняет не только информационную функцию, но вводит детей в мир культуры, обеспечивает погружение в родную речь, развитие эмоциональной, этической и эстетической сфер. Однако приобщение ребенка к чтению невозможно без формирования мотивационной основы читательской деятельности, привычки к вдумчивому, осмысленному чтению художественной и научно-познавательной литературы, без воспитания читательской культуры.

Теоретические вопросы, связанные с творческим процессом приобщения детей к чтению, рассматривались некоторыми исследователями. В публикациях специалистов подчеркивается важность нестандартного подхода к воспитанию интереса к книге и детского желания читать. Об этом мы узнаём из работ Дж. Лиллиан и М. В. Алексеевой [23], И. И. Тихомирова [44], Л. С. Жарковой [11], А. Д. Жаркова [10] и некоторых других авторов. Практические разработки и рекомендации детских программ мы встречаем в материалах И. Б. Михновой и А. А. Пурник [30], А. П. Кашкарова [17],
Г. К. Олзоевой [34], Г. В. Головиной и М. Д. Кузьмичёвой [6] и т. д.    

В связи с затронутой проблемой объектом исследования будет детская студия творческого чтения «ЛЕВ».  

Предмет исследования: студия творческого чтения «ЛЕВ»
как форма работы библиотеки по развитию детей младшего школьного возраста (на примере деятельности ВОУНБ им. М. Горького).  

Цель исследования: выявление преимуществ форм работы библиотечной студии творческого чтения для развития детей младшего школьного возраста в сравнении с традиционными видами работы (чтение, беседа о книгах и т. д. ).

Задачи исследования:

· изучить понятия «творческое чтение» и «работа с детьми»;  

· проанализировать опыт работы детской Студии творческого чтения «ЛЕВ» во «Владимирской универсальной научной библиотеки им. М. Горького»;

· выявить преимущества творческого подхода работы с детьми в сравнении с традиционными формами работы научной библиотеки с читателями (беседа о книгах, чтение и др. );

· сделать вывод о перспективах развития студии творческого чтения «ЛЕВ» в библиотеке и о возможностях расширения её программы.

Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ научных публикаций, сравнение, обобщение, количественный и качественный анализ и синтез полученных материалов.  

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем уточняется понятие работы с детьми в научной библиотеке и исследуются различные варианты программ, которые будут способствовать приобщению детей к чтению.       

Практическая значимость исследования состоит в определении условий наиболее эффективной работы Студии творческого чтения «ЛЕВ» как формы работы Владимирской областной научной библиотеки им. М. Горького по развитию детей младшего школьного возраста.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников в количестве _ наименований и 5 приложений.   

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ

1. 1. Миссия и функции современной научной библиотеки

Рассмотрим основные функции современной научной библиотеки и её миссию. По словам М. С. Галявиевой, в настоящее время информационная среда научной коммуникации, в которой создается и распространяется научное знание, претерпевает быстрые и глубокие изменения. Динамичные, многоаспектные процессы развития информационной среды оказывают существенное влияние и в значительной степени предопределяют тенденции в развитии системы научной коммуникации. Известно, что система научной коммуникации является продуктом исторического развития, и каждая эпоха развития науки вносит в нее свои изменения. Однако одна из важных особенностей системы научной коммуникации заключается в том, что прежние методы и средства не устраняются новыми, а лишь дополняются ими [5].

Прогресс в области информационно-коммуникационных технологий коренным образом изменил не только процессы поиска, обработки, хранения и распространения информации. Сегодня изменяются информационные потребности пользователей научной информации, научно-издательская среда, формируются новые модели научной информационной культуры и информационного поведения, реализуются новые формы взаимодействия участников системы научной коммуникации.

Экспертами IFLA выявлены пять основных тенденций, определяющих миссию и функции современной научной библиотеки в связи с формированием информационной «экосистемы будущего»:

1. новые технологии как расширяют, так и ограничивают круг тех, кто имеет доступ к информации;

2. онлайн-образование способствует демократизации и одновременно деформирует сложившуюся глобальную систему обучения;

3. границы конфиденциальности и защиты персональных данных будут пересмотрены;

4. в гиперсвязанном обществе будут услышаны и получат значение новые голоса и новые сообщества;

5. глобальная информационная экономика будет трансформироваться под воздействием новых технологий [51].

Еще несколько лет назад к «новшествам» в организации научной коммуникации относили компьютеры, интернет, мобильные телефоны, электронную почту, программы для обработки текста, электронные публикации, беспроводные сети. Современные тенденции связаны, в первую очередь, с изменениями в способах публикации (издательских технологиях), в системе распространения и оценки научных результатов.

Сегодня ученые могут воспользоваться как традиционным каналом размещения своих результатов в печатных изданиях, так и обратиться к современным разработкам. К ним, в частности, относятся электронные журналы, электронные архивы, электронные репозитории (институциональные, национальные, дисциплинарные, отдельных издателей), электронные библиотеки и пр. Кроме этого, можно «выложить» результаты в блоге, сделать и разместить в Сети презентацию или видеоролик, включить результаты в Википедию и пр.

Инструменты web 2. 0 предоставляют ученым еще более быстрые и менее формальные пути к коммуникации внутри и вне научного сообщества. В последние годы все большее количество ученых использует в профессиональных коммуникациях разнообразные социальные медиа, такие, как блоги, микроблоги (Twitter), социальные сети (Facebook, Google+ и др. ), онлайновые платформы для работы с библиографическими данными (CiteULike, Mendeley, Zotero) и др. [10].

С развитием интернета вообще, и web 2. 0 технологий, в частности, научная деятельность во всем мире стала более распределенной во времени и пространстве, отмечается в [45]. Стремительными темпами набирает силу международное движение открытого доступа к научным знаниям. В 2020 г. в Европе в соответствии с программой Horizon планировался свободный доступ ко всему научному и образовательному контенту. Среди существенных особенностей современной информационной среды научной коммуникации перечислим:  

· формирование виртуального научного пространства (виртуальное сотрудничество, виртуальные научные коллективы);

· создание и развитие цифровой научной инфраструктуры (электронные библиотеки, издательства, журналы, архивы, институциональные репозитории);

· формирование системы идентификации авторов и объектов (ResearcherID WoS, Author Identifier Scopus, DOI, ORCID, SPIN код РИНЦ);

· развитие облачных технологий;

· широкое распространение мобильных устройств и приложений.

Подчеркнем, что система научной коммуникации предоставляет не только методы и средства обмена и распространения информации, но и оценки научным сообществом результатов исследовательской деятельности ученого. Сегодня в мировой практике для оценки научной продуктивности, наряду с экспертными оценками, активно применяются библиометрические и наукометрические показатели. Библиометрия и наукометрия используются в научной политике и управлении финансированием науки; в национальных программах развития науки и национальных системах оценки результатов научных исследований, при составлении международных и национальных рейтингов вузов. В России прогнозные значения наукометрических показателей зафиксированы в Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года и в Указе Президента РФ от 07. 05. 2012 №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [5].

В настоящих условиях основная задача заключается в построении системы идентификации научного и социального воздействия научного контента на основе различных моделей научной коммуникации (бумажной, электронной, гибридной). При этом необходимо объединить различные существующие подходы к оценке результатов научной деятельности: экспертная оценка (отзывы, рецензии, мнения экспертов, рецензентов, научных редакторов и др. ), наукометрические и библиометрические показатели и сетевые подходы [32].

В этой связи на первый план выдвигаются задачи формирования единого научно-образовательного пространства; агрегации и обработки больших массивов информации, накопленной в научных и образовательных учреждениях; выбора форм и организации систем интеграции научно-образовательной информации в мировое информационное пространство. В России, например, в настоящее время реализуются такие проекты, как проект по созданию единой информационной системы доступа к электронным каталогам библиотек в сфере образования и науки, проекты «Карта российской науки», «Российский индекс научного цитирования». Основными результатами должны стать создание системы оперативной навигации по фондодержателям научной и образовательной литературы, формирование унифицированного сводного каталога, предоставление единой точки доступа, мониторинг научной деятельности российских ученых и организаций. Среди участников проектов – библиотеки университетов, научных организаций, областные универсальные научные библиотеки [44].

Наблюдаемый в последние годы переход парадигмы от книжной и устной коммуникации к коммуникации цифровой является, по мнению Р. Болла [2], весьма важным как для науки, так и для библиотек, т. к. научная коммуникация и библиотеки всегда были взаимозависимы. В настоящее время научные и вузовские библиотеки сталкиваются с необходимостью переосмысления своей роли и функций в системе научной коммуникации, с проблемой поиска новых путей информационно-библиотечного обеспечения научно-исследовательской деятельности и предоставления услуг, отвечающих запросам современных пользователей.

По мнению Т. А. Колесниковой [19], особенностью современного этапа развития библиотек является их причастность к последствиям сразу двух революций – ментальной и технологической. Среди новых проблем, непосредственно затрагивающих деятельность библиотек, указываются:

· изменение роли библиотечной деятельности в обществе;  

· обработка быстрорастущего сегмента электронных информационных ресурсов;  

· овладение онлайновыми формами информационного обслуживания;

· стихийность процесса информатизации общества и распространение кризиса управления информационно-документальными потоками в социальных коммуникациях [20].  

Современная информационная среда способствует реализации новых типов сотрудничества ученых, издателей, библиотекарей и появлению новых ролей для библиотек и библиотекарей. Новая парадигма заключается в смещении роли научных библиотек от внимания к услугам для читателя к вниманию к услугам для автора.

Библиотеки стремятся занять более активную позицию и выступают активными партнерами на всех стадиях жизненного цикла научного исследования: от информирования и предоставления доступа к коллекциям документов до публикации и далее анализа и оценки результатов исследований. В качестве приоритетных направлений деятельности научных библиотек называются: создание и сопровождение репозиториев открытого доступа; управление научными данными; курирование научных данных; информетрия; службы поддержки электронных публикаций и пр.

По мнению и отечественных, и зарубежных специалистов, именно библиотеки и информационные центры являются независимыми и междисциплинарными учреждениями, способными взять на себя поставку библиометрических данных, необходимых для управления наукой, и именно специалисты в библиотеках изучают как рынок научных публикаций, так и потребности ученых [1].

Директор Библиотеки естественных наук РАН Н. Е. Калёнов подчеркивает: «библиометрический анализ публикаций ученых должны проводить квалифицированные специалисты, для которых эта деятельность является профессиональной. В Российской академии наук такими специалистами являются сотрудники библиотек» [16]. Библиотекари, отмечает Я. Л. Шрайберг, являясь связующим звеном между создателями, распространителями и потребителями научной информации, способны влиять на любое из звеньев, контролировать процесс и занимать значительную позицию при работе с документами [47].

Согласно «Концепции интеллектуализации библиотечной профессии», разработанной Т. А. Колесниковой, в настоящее время формируется новый тип библиотечно-информационных специалистов. Среди отличительных черт библиотекарей новой формации:  

· максимальная ориентация на потребности ученых как информационных доноров и акцепторов знаний,

· понимание интеллектуальной многоаспектной среды вокруг учёного;

· способность выделить носителей новых знаний в насыщенных потоках информации [20].   

Новый тип библиотечно-информационного специалиста способен быть учёным, способен мыслить как учёный и предоставить реальную помощь в процессах обмена знаниями в университетской среде [5].

Таким образом, фундаментальные изменения связаны с тем, что библиотеки от традиционных функций обслуживания и информационного обеспечения ученых переходят к функциям распространения, анализа и оценки научного знания. В связи с этим библиотеки активно вовлекаются во все фазы научного исследования, начиная от предоставления доступа к информации до её использования при принятии решений. Процессы формирования и развития современной информационной среды научной коммуникации требуют поиска новых способов реализации профессиональной роли, функций и задач библиотек в обществе и системе научной коммуникации; выдвигают новые требования к использованию существующих и развитию новых компетенций информационно-библиотечных специалистов. Более того, по мнению В. К. Степанова, «реорганизация системы информационных коммуникаций требует кардинальной реформы всей теории и методики библиотечной деятельности» [5]. Полагаем, что и система непрерывного информационно-библиотечного образования не может и не должна оставаться в стороне от решения поставленных задач.

В статье «Научная библиотека завтрашнего дня» авторы определяют 6 ключевых тенденций развития научной библиотеки будущего.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...