Классификация материалов, используемых в песочной терапии
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Любые предметы или материалы, используемые в песочной терапии, могут быть выбраны клиентом интуитивно. Однако, будучи включенными в песочную композицию, они становятся символами, обозначающими другие предметы и определенные качества. Краткая классификация применяемых в песочной терапии материалов может помочь понять символическое значение, связанное с использованием песка, воды и тех материалов, из которых изготовлены миниатюры. !!ПЕСОК И ВОДА!! Песок является естественным природным материалом, существующим миллиарды лет. Он подвижен и легко меняет свою форму; он может быть рассыпан на плоскости или образовать объемные формы; использование песка в песочной терапии не требует каких-либо физических усилий; клиент может работать с песком руками или использовать те или иные инструменты; создание из песка различных форм требует определенных затрат времени и позволяет передавать метафорические образы, ощущение бесконечности, неустойчивости и изменений, равнодушия и целый ряд других. !!Вода!! Вода также является естественным природным веществом, существующим с незапамятных времен. Она может находиться в жидком, твердом или газообразном состоянии; не имеет постоянной формы; манипуляции с водой в песочной терапии не требуют каких-либо физических усилий; ее невозможно контролировать; вода может выступать в качестве метафоры глубины, покоя, бурного движения, чистоты и т. д. !!МАТЕРИАЛЫ, ИЗ КОТОРЫХ ИЗГОТОВЛЕНЫ ПРЕДМЕТЫ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ!! Во многих культурах металл рассматривается как эмбрион, зарождающийся в земном чреве. Разные металлы ассоциируются с разными планетами и богами. Золото ассоциируется с Солнцем, а серебро - с Луной; свинец - с Сатурном, железо - с Марсом, медь и бронза - с Венерой, ртуть - с Меркурием (Cooper, 1978, р. 105).
!!Камень!! Во многих культурах камни символизируют кости Матери-Земли, прочность, бессмертие и вечность. Камни используются при строительстве и сооружении фундаментов. Вертикально стоящие камни являются фаллическими символами. Кроме того, камень может выступать в качестве обозначения центра мира, пуповины, соединяющей землю с небом (Cooper, 1978, р. 160). !!Стекло и кристаллы!! Кристаллы образуются глубоко под землей под воздействием высокой температуры и давления в течение многих тысяч лет. Красота кристаллов открывается нам, лишь когда их извлекают из земли. Они символизируют исцеляющее воздействие психотерапии, которое становится возможным вследствие глубокой внутренней работы, когда в психике протекают процессы кристаллизации и взорам клиента и психотерапевта затем предстают их результаты. Стекло является результатом производственной деятельности человека. Оно отличается чистотой, прозрачностью и прочностью. И кристаллы, и стекло также символизируют чистоту, взаимопонимание и духовный опыт (Cooper, 1978, р. 48). !!Минералы!! Набор предметов для песочной терапии включает минералы разного цвета и степени обработки - как в натуральном виде, так и отшлифованные. Некоторые кристаллы кварца совсем недороги, но производят сильное впечатление. Минералы символизируют скрытые ценности. Их разрезание и обработка ассоциируется с открытием заключенной в предмете красоты и богатый потенциал природного начала. !!Дерево!! Во многих культурах дерево рассматривается как prima materia, из которой было создано все. Обработка дерева с использованием различных инструментов символизирует упорядочение хаоса. Дерево ассоциируется с колыбелью, гробом или ложем новобрачных (Cooper, 1978, р. 194) Семена деревьев символизируют рост, развитие, энергию жизни и процесс формирования личности.
!!Раковины!! Раковины всех форм символизируют связь с водой и луной. Форма некоторых раковин ассоциируется с женскими гениталиями. Улитка вылезает из раковины подобно ребенку, появляющемуся на свет из материнской утробы. Жемчуг формируется в теле устриц. Жизнедеятельность моллюсков связана с лунными фазами. В целом раковины рассматриваются как символ сексуальности, плодородия и рождения - физического и духовного (Eliade, 1991). Среди используемых в песочной терапии предметов должны быть раковины разных форм и размеров. !!Кости!! Кости символизируют вечность жизни и возможность воскресения. Одновременно они напоминают о смерти и краткости земного существования. В набор используемых в песочной терапии предметов входят настоящие кости, зубы и черепа мелких животных, а также пластиковые кости и миниатюрные скелеты динозавров и людей. !!Перья!! Анализ песочной картины. Игра с песком позволяет активизировать воображение и выразить возникающие при этом образы. Играющий человек может осмыслить содержание бессознательного, создавая песчаные ландшафты один за другим. Образы целительны потому, что они способствуют включению неосознаваемых психических содержаний в сознание. Человек "отрабатывает" свои символы, свои проблемы и таким образом преодолевает внутренний кризис.
Использование в песочнице минитюрных фигурок, объединение их в некоторый сюжет наводят на мысль о спектаклях внутренннего тетра личности. Фигурки могут символизировать субличности автора песочной картины. Наблюдая за взаимоотношениями героев песочной картины, человек может установить актуализированные в данный момент субличности и вступить с ними в диалог. Однако фигурки, которые используются в песочнице, могут не только отражать субличности человека, но и символизировать реальных людей и явления той среды, в которую включён клиент. В процессе песочной терапии выделяют три стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешения конфликта. На стадии «хаоса» ребёнок хватает множество игрушек, беспорядочно расставляет их на песочном листе, часто перемешивает их с песком. Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики. Через «хаос» происходит постепенное «проживание» психоэмоционального состояния и освобождение от него. Многократное повторение психотравмирующей ситуации позволяет изменять эмоциональное отношение к ней. Стадия «хаоса» может занимать от одного до нескольких занятий. Можно заметить, что от картины к картине уменьшается количество используемых фигурок и появляется сюжет. Стадия «борьбы» позволяет ребёнку бессознательно перенести на песочный лист внутренние конфликты: агрессию, обиду, тревогу, недомогания, реальные конфликтные взаимоотношения и пр. Существа в песочнице убивают друг друга, идёт схватка, война, тяжёлое противоборство. Через некоторое время может появиться герой или силы, которые наводят порядок и восстанавливают справедливость. На стадии «разрешение конфликта» можно наблюдать более гармоничные картины: мир, покой, возвращение к естественным занятиям. Вейнриб, юнгианский аналитик, в 1983 году предложил схему описания стадий "песочной терапии". Схема позволяет понять связь создаваемых от сеанса к сеансу песочных композиций между собой и их символическое значение.
Все подвергается анализу терапевта - фигуры и постройки, формы, материалы и цвета. Анализируется пространство песочницы, в которой клиент строит свой мир. Существует карта, согласно которой песочница разделена на ряд секторов, каждый из которых соотносится с сознанием или бессознательным и архетипами. Пространство песочной картины можно условно разделить на несколько секторов, анализ которых даёт представление о сознательных и бессознательных процессах, происходящих в психике клиента. Именно благодаря анализу терапевт наблюдает за динамикой символов своего клиента.
Если в песочной картине присутствует центр, то он интерпретируется как ЭГО клиента (реальное Я), соответственно находящиеся в углах фигурки, интерпретируются как восприятие реальных и архетипических родителей, отношение реального с архетипическим может быть в гармонии или конфликте, тогда это является основой психического напряжения, которое может быть причиной базовых психологических проблем, но так же и стимулом к личностному развитию. Линия от нижнего левого угла к верхнему правому анализируется как линия от прошлого к будущему. Если центр композиции отсутствует, то расположение реальных и архетипических родителей меняется.
В анализе песочной картины можно опираться, в том числе, на структуру анализа волшебной сказки, рисунка. На что обращается внимание, если сюжет работы с песком – создание сказки:
На что обращается внимание, в работе с песочной картиной как с рисунком:
Важное место в работе должно уделяться анализу переноса и контрпереноса. Необходима теоретическая подготовка по юнгианской психологии, знание психоаналитических теорий развития: Маргарет Малер, Винникотта, Биона, Мелани Кляйн и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|