Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Группы интересов и процессы формирования государственной политики.




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ

 

Кафедра

ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Лоббизм в исполнительных структурах власти»

по направлению подготовки

080500.68. Менеджмент

(квалификация (степень) магистр менеджмента)

Магистерская программа «Государственное и муниципальное управление»

 

Санкт-Петербург

 

 

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры

от «30» августа 2011 г., протокол № 1.

 

Одобрено учебно-методическим советом СЗИ АНХ и ГС

 

Рабочая программа подготовлена:

кандидатом социологических наук, доцентом Т. В.Шауловой.

 

 

Рецензент:

 

Кандидат философских наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления СЗАГС Кавеев К.А.,

 

 

Программа дисциплины по выбору «Лоббизм в исполнительных структурах власти» и ее учебно-методическое обеспечение (планы семинарских занятий, контрольные вопросы, список рекомендованной литературы) составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки студентов по направлению подготовки 080500.68 «Менеджмент» магистерской программы «Государственное и муниципальное управление»

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Цели и задачи дисциплины................................................................................................. 4

2. Учебно-тематические планы.............................................................................................. 6

3. Программа дисциплины...................................................................................................... 7

4. Список рекомендуемой литературы................................................................................. 12

5. Планы семинарских занятий.............................................................................................. 14

6. Вопросы к зачету.................................................................................................................. 21

 

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цели изучения дисциплины «Лоббизм в исполнительных структурах власти» раскрыть потенциал института лоббизма, его демократическую природу, а также пути к цивилизованному лоббизму.

Для достижения данной цели в рамках дисциплины предполагается решить следующие задачи:

- дать студентам знание о различных теоретических концепциях публичной политики, их реальном воплощении в конкретной исторической практике различных стран;

- показать возможности политического анализа в определении субъектов публичной политики, места и роли государственных и негосударственных акторов в процессе принятия политико-управленческих решений; в оценке их политического статуса; особенностях и специфике систем партийного и функционального представительства интересов групп интересов;

-.передать студентам знания о лоббизме как институте политической системы, как одном из способов влияния групп интересов на процесс принятия политико-управленческих решений, как о деловом инструментарии; механизме и технологиях лоббизма, субъектах и адресатах лоббистской деятельности; способах правового регулирования лоббизма; институционализации и формализации лоббизма.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основы групповой теории политики; теоретико-методологические подходы к определению сущности и содержания лоббизма как института, как процесса; его основные отличительные черты от других форм деятельности групп интересов в системе публичного управления по отстаиванию интересов (PR,GR и др.); особенности и специфику, преимущества и недостатки систем партийного и функционального представительства групп интересов в системе политико-административного управления; особенности плюралистической и корпоративистской моделей представительства, их достоинства и недостатки, страновую специфику; преимущества сетевой модели;

- основные подходы к определению лоббизма; преимущества и недостатки лоббизма; факторы, влияющие на повышение эффективности лоббизма; механизм, технологии и формы лоббизма; формы и методы правового регулирования лоббизма (англосаксонскую и континентально-европейскую), специфику и формы саморегулирования; основные нормативно-правовые документы косвенно регулирующие лоббистскую деятельность в РФ.

Уметь различать роли в процессе лоббирования (субъект, заказчик, адресат и пр.); классифицировать лоббизм (в зависимости от ветви власти, отстаиваемого интереса; характера интереса, адресата лоббизма); находить в российской действительности аналоги зарубежных форм и способов влияния групп интересов (групп давления) на процесс принятия политико-административных решений для оценки действительной и прогнозирования будущей роли российских групп интересов в системе публичного управления.

Иметь навыки (приобрести опыт) проведения сравнительного исследования деятельности политических акторов, форм влияния, технологий деятельности, преимуществ косвенного и прямого регулирования лоббизма на примере анализа влияния групп интересов в разных странах.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «ЛОББИЗМ В ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ СТРУКТУРАХ ВЛАСТИ» ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

 

№ п/п Наименование темы Всего часов В том числе   Формы контроля
            Аудиторная работа Самост. работа    
            Лекции Практич. Занятия        
  Тема 1. Группы интересов и процессы формирования государственной политики. Семинар 1. Роль групп интересов в публичном управлении.             ОК
  Тема 2. Лоббизм как социально- политический институт. .     -   ОК
  Тема 3. Исполнительная власть как субъект и как предпочтительный адресат лоббирования. Семинар 2..Лоббизм: сущность и специфика. Партикулярное и социальное значение лоббизма Лоббизм в структурах исполнительной власти. Исполнительная власть как субъект и адресат лоббистской деятельности.         ОК
  Тема 4. Правовое регулирование лоббизма. Семинар 3. Правовое регулирование лоббистской деятельности. Типы систем правового регулирования.         РК
  ИТОГО          
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ         ЗАЧЕТ -/
               

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

В последние десятилетия лоббирование приобретает все возрастающее значение для современного политико-административного процесса, что проявляется в постоянно увеличивающемся количестве государственных решений, принятых при активном участии лоббистских структур, число которых также растет внушительными темпами.

К факторам, оказывающим непосредственное влияние на усиление позиций лоббистских структур в процессе принятия государственных решений, можно отнести расширение функций государства, увеличение его расходов, а соответственно, и ресурсов, которые можно получить в результате успешно проведенной лоббистской кампании.

Во-вторых, возрастание роли лоббизма в политической системе общества неразрывно связано и с ее демократизацией: открытость власти для структур гражданского общества, в том числе групп интересов, позволяет последним влиять на деятельность исполнительных и представительных органов власти, получать информацию о распределении ресурсов, принимать участие в обсуждении и принятии решений и пр. Учитывая практический опыт, следует признать несомненные достоинства такого механизма представительства интересов. Впрочем, с другой стороны, деятельность лоббистских структур обоснованно критикуется, прежде всего, за то, что она усиливает общественное неравенство, так как ориентирована на выражение частных интересов тех социальных групп, которые обладают привилегированным доступом к различным видам ресурсам.

В-третьих, политическая практика современных государств показывает, что не только органы государственной власти выступают в роли адресатов лоббистской деятельности, но и сами являются субъектами лоббизма.

Результатом не только теоретического, но и практического интереса к этому феномену является огромное количество работ, которые посвящены исследованиям проблемы лоббизма в современном мире. Тем не менее, вопрос, что такое лоббизм, несмотря на свою краткость, представляет собой краеугольный камень в понимании всей темы.

На сегодняшний день наиболее разработанной является характеристика институционального аспекта лоббизма, поскольку на протяжение многих десятилетий в зарубежной научной литературе тема лоббизма оставалась одной из наиболее актуальных и всесторонне разработанных, чему во многом способствовала богатая эмпирическая база для исследований в этой области.

Все разработки в отечественной политической науке до 1990-х годов подразумевали рассмотрение исключительно американского или западно-европейского опыта. Следствием такого подхода стало зачастую неверное представление многих граждан и политиков о назначении, характере и сути этого феномена. Между тем, лоббизм обеспечивает представительство интересов разнообразных социальных, экономических и политических групп.

С середины 90-х годов XX века начали появляться работы, посвященные анализу практики лоббирования в России, наделяющие его либо широким (организационный подход), либо узким (юридический подход) содержанием. С проблематикой лоббизма непосредственно связаны исследования деятельности групп давления, а также взаимоотношений государства и бизнеса и другие аспекты (проблемы информационного лоббизма, теневых и не теневых практик принятия политических решений и пр.). И практически все исследователи отечественного лоббизма единодушны в том, что лоббизм, как коммуникационный канал взаимодействия основных субъектов российской политической системы, существенным образом отличается от всех остальных существующих механизмов реализации интересов, которые осуществляются в ходе принятия органами государственной власти и управления решений. Основной отличительной особенностью лоббизма является формирование и донесение информации непосредственно от заинтересованных групп до органов государственной власти и управления, результатом чего должно быть решение, удовлетворяющее их интересам. Это определяет степень необходимости развития данного механизма с целью создания наиболее действенной системы принятия решений.

Все вышеперечисленное, с одной стороны, актуализирует, а, с другой, обусловливает выбор тематики для дисциплины специализации «государственная служба» – «Лоббизм в исполнительных структурах власти».

Материалы дисциплины «Лоббизм в исполнительных структурах власти» распределены между отдельными темами следующим образом.

Тема 1. Группы интересов и процессы формирования государственной политики.

Две традиции в исследовании роли групп интересов в политико-административном процессе. Родоначальники: Платон, А. Бентли. Этапы исследования групп интересов: начало ХХ века – конец 40-х гг. ХХ века; конец 40-х гг. – конец 60-х гг.; 1970 – 1990-е гг. А. Бентли «Процесс правления. Изучение общественного давления» (1908). Давление – простейшее отношение в политике. Концептуальный продукт периода - групповая теория политики.

2-й период: Д. Трумен «Правительственный процесс» (1951). Введение понятия «группа интересов». Использование системного подхода для анализа политической системы (Алмонд, Истон). Трумен: в основе каждой групп лежит совместный интерес, осознанный или не осознанный. Политический процесс как борьба групп за власть над распределением ресурсов. Стабильность политической системы как результат членства индивидов одновременно в разных группах.

3-й период: с одной стороны, разработка макрополитических подходов, внимание к регулирующей функции государства, влияние европейского корпоративизма; с другой, утверждение микроподходов, внимание к внутригрупповому анализу в рамках концепции рационального выбора (М. Олсон и др.). Итог периода – сравнительное изучение групп давления.

Подходы к типологизации групп интересов (Ж. Блондель; Г. Алмонд и Б. Пауэлл; М. Дюверже; Г. Джордан и У. Малоуни;

Структура групп интересов в обществе. Условия организации общественных интересов. Группы интересов и группы давления. Группа давления как наиболее активная часть групп интересов. Семья групп интересов. Группы интересов и политические партии: сходства и различия. Преимущества групп интересов по сравнению с политическими партиями.

Системы представительства: электорально – партийная и функциональная. Роль каждой из систем в разработке государственной политики.

Функции групп интересов: артикуляция, агрегирование, информирование, формирование и рекрутирование политических элит, посредническая.

Методы и формы давления групп интересов: лоббизм; мобилизация членов и сторонников; кампании по обработке общественного мнения; теневые неформальные блоки и соглашения; организация политических торгов; разыгрывание политических микрокризисов. Каналы влияния. Источники влияния заинтересованных групп. Адресаты групп давления. Статус групп интересов. Политические ресурсы групп.

Основные понятия и термины: группа давления, группа интересов, давление, интерес, артикуляция, агрегирование, формы давления, адресаты групп давления.

Вопросы для самопроверки:

  1. Чем подход Бентли отличается от подхода Трумена к анализу роли групп интересов (групп давления) в процессе принятия управленческих решений?
  2. Чем можно объяснить ассиметричное строение групп интересов в обществе?
  3. Прокомментируйте традиционную мудрость: влияние групп интересов выше там, где ниже уровень профессионализма парламентариев. Общее благо может быть в лучшем случае определено как результат гармонизации групповых интересов?
  4. Чем политическая партия отличается от групп интересов? Объясните, почему группы интересов более мобильны, более адаптивны, меньше подвержены бюрократизации, обладают более значимыми мобилизационными ресурсами?
  5. Как соотносятся между собой группы интересов и группы давления? Всякая ли группа интересов может превратиться в группу давления? Если да, то, что для этого необходимо?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...