Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Необходимо принять меры по развитию конкурентоспособности и прозрачности рынка аудиторских услуг.

О предложениях по улучшению ситуации на рынке

Аудиторских услуг в Российской федерации

(по результатам рассмотрения доклада Министерства финансов Российской Федерации «О состоянии рынка аудиторских услуг в Российской Федерации в 2010 году»)

Членами Комиссии по мониторингу рынка аудиторских услуг был рассмотрен доклад Министерства финансов Российской Федерации «О состоянии рынка аудиторских услуг в Российской Федерации в 2010 году» (далее - Доклад). По результатам рассмотрения были сделаны выводы о состоянии рынка аудиторских услуг.

Основные выводы

Российский аудиторский рынок характеризуется высокой степенью концентрации. Доля аудиторских организаций в Центральном федеральном округе составляет 46,5%. При этом на долю Москвы приходится 35,2% аудиторских организаций, а на общее количество аудиторских организаций, расположенных в Москве, в 2010 году пришлось 74,1% объема оказанных услуг.

Такой высокий процент объема оказанных услуг, приходящихся на аудиторские организации, расположенные в Москве, объясняется тем, что в Москве сконцентрированы крупнейшие клиенты – потребители аудиторских услуг или головные компании межрегиональных холдингов, заказывающие аудиторские услуги для своих региональных подразделений.

Другим немаловажным фактом является выделение четырех лидирующих аудиторских организаций (т.н. «Большой четверки»), доля от всего объема оказанных услуг у которых в 2010 году составила 38,2%.

Стоит отметить, что доля рынка аудиторских услуг, приходящаяся на «Большую четверку», пока далека от ситуации, сложившейся на европейском рынке, где такая доля рынка достигает 90%. Однако, на российском рынке наметилась устойчивая тенденция роста такой доли. Так, в 2008 году доля рынка аудиторских услуг, приходящаяся на «Большую четверку», составляла 33,7%, в 2009 году – 34,9%.

Считаем, что подобная ситуация несет потенциальные риски российскому рынку аудиторских услуг и требует принятия мер, направленных на активное привлечение аудиторских организаций (не членов «Большой четверки») к проведению аудиторских проверок крупнейших российских компаний, и, в первую очередь, общественно значимых организаций.

Под общественно значимыми организациями понимаются организации, поименованные в п. 3 ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ, т.е. организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иные кредитные и страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственные корпорации, государственные компании, а также организации, составляющие консолидированную отчетность.

Несмотря на растущую концентрацию рынка аудиторских услуг, на рынке сохраняется большая доля малых и средних аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов. Так, преобладающая доля выданных аудиторских заключений (62,3%) приходится на малые аудиторские организации.

Кроме того, в последние годы сохраняется устойчивая тенденция падения общего объема аудиторских услуг, что, вместе с ситуаций, сложившейся после изменения порога обязательности аудита, может привести в ближайшее время к разорению многих малых и средних аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов.

 

Предложения

 

Необходимо принять меры по развитию конкурентоспособности и прозрачности рынка аудиторских услуг.

Необходимо законодательно установить, что выбор аудиторской организации для аудита отчетности общественно значимых организаций должен проходить на основании открытых конкурсов.

Для этого надлежит инициировать внесение поправок, связанных с данными требованиями, в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».

 

Поправками в закон «Об аудиторской деятельности» необходимо установить, что договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской отчетности общественно значимых организаций, заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, установленным уполномоченным федеральным органом (Министерством финансов РФ).

Условием для участия в таких конкурсах должен стать запрет на установление любых количественных, финансовых и иных показателей, способных ограничить участие в конкурсах (например наличие членства в «Большой четверке»).

Порядок выбора аудитора, разработанный в соответствии с предлагаемыми поправками, не должен предусматривать превалирование такого критерия как цена, а должен основываться на возможности аудиторской организации оказать такие услуги с высоким уровнем качества.

Конкурсы по выбору аудитора отчетности общественно значимых компаний должны проходить на регулярной основе с периодичностью, например, раз в 5 лет, с обязательной ротацией аудиторской организации максимум через каждые 10 лет.

Порядком выбора аудитора может быть предусмотрен и запрет на проведение одной аудиторской организацией аудита индивидуальной и консолидированной отчетности общественно значимых организаций.

Указанным порядком необходимо предусмотреть и условия определения минимально-возможной трудоемкости при проведении аудита, стоимости часа работы аудитора.

Такие меры должны привести к обеспечению прозрачности при выборе аудиторской компании, решению проблемы демпинга, продвижению антимонопольной политики государства, развитию малого и среднего бизнеса, увеличению конкуренции на рынке оказания аудиторских услуг, а также к привлечению большего числа аудиторских организаций к проведению аудиторских проверок крупнейших российских организаций.

2. Необходимо принять меры по поддержке малых аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Малые аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, работающие по упрощенной системе налогообложения, необходимо включить в перечень плательщиков страховых взносов с пониженными тарифами страховых взносов, для чего инициировать внесение соответствующих изменений в действующий Федеральный закон № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации...» и/или в проекты документов, разрабатываемых с целью совершенствования действующей системы уплаты страховых взносов.

Кроме того, необходимо повысить штраф за непрохождение (или уклонение от прохождения) аудиторских проверок для организаций, обязанных проводить ежегодный аудит бухгалтерской отчетности, для чего инициировать внесение соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Как известно, Президент РФ Д.А. Медведев, выступая 17 июня 2011 года на Петербургском международном экономическом форуме, заявил о необходимости снижения с 2012 года ставки страховых взносов для малого бизнеса, занимающегося производственной и социально значимой деятельностью.

В настоящее время готовятся проекты документов, направленных на реализацию данного поручения. В частности, некоторыми из этих документов предусматривается введение льготных тарифов по уплате страховых взносов для целого ряда предприятий малого бизнеса социальной и производственной направленности.

В связи с тем, что аудиторы выполняют важную общественную роль в современной экономической среде, принятие мер дополнительной поддержки малых аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов имело бы важное общественное значение.

Основная масса организаций, уклоняющихся от проведения аудиторской проверки – это некрупные субъекты хозяйственной деятельности, т.е. основные клиенты малых аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Действующий штраф за непредоставление аудиторского заключения в составе бухгалтерской отчетности, в соответствии с КоАП, составляет 50 рублей. Размер указанного штрафа необходимо повышать до существенного значения, например, до уровня 0,5% от доходов организации. Кроме того, уплата такого штрафа не должна освобождать организацию от проведения аудиторской проверки.

Члены Комиссии

по мониторингу рынка

аудиторских услуг Рабочего органа

современная модель регулирования в РФ

Информация о современной модели нормативного регулирования аудиторской деятельности в России содержится в Законе 307-ФЗ, а также дополнительно в комментариях, о которых написано выше. Вкратце – это уполномоченный орган, Совет, СРО, аудиторские организации, ЕАК и т.д. Подробно во взаимосвязях этих органов необходимо разобраться самостоятельно, прочитав Закон.

 

Ответственность аудитора

По этому вопросу лучше всего обратиться к учебнику Булгаковой Л.И. «Аудит в России: механизм правового регулирования». М.: «Волтерс Клувер», 2005.

Книга хоть и не новая, однако очень информативная и актуальная. Если учесть, что сейчас не госрегулирование, а саморегулирование (т.е. нет лицензирования и есть СРО), можно ей пользоваться в полном объеме. Я ее высылаю в составе дополнительных материалов (тот кусок, который касается ответственности).

 

Кроме всего прочего высылаю комментарии к Кодексу этики аудиторов, которые не заменяют необходимость прочесть сам Кодекс.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...