Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Этика, эстетика, философская антропология.




О.П. Пономаренко, Н.С. Логинова

ФИЛОСОФИЯ

Для студентов заочного отделения

 

 

Барнаул 2012

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

О.П. Пономаренко, Н.С. Логинова

ФИЛОСОФИЯ

Для студентов заочного отделения

Учебно-методическое пособие

 

 

Барнаул 2012

 

УДК 1 (075)

Философия для студентов заочного отделения: У чебно-методическое пособие / О.П. Пономаренко, Н.С. Логинова. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2012. – 43 с.

 

 

Учебно-методическое издание по курсу учебной дисциплины “Философия” составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Пособие содержит темы контрольных работ, списки литературы для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям, контрольные вопросы, методические материалы и рекомендации.

Предназначено для аудиторных, самостоятельных, контрольно-проверочных занятий студентам всех специальностей заочного отделений Алтайского государственного аграрного университета.

 

 

Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией центра гуманитарного образования АГАУ (протокол № 7 от 12 марта 2012 г.).

 

Рецензент – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии А.Р. Голубева.

 

 

© Пономаренко О.П., Логинова Н.С., 2012

© Алтайский государственный аграрный университет, 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Тематический план семинарских занятий 4

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

Темы контрольных работ 7

Вопросы к экзамену 13

Творческие задания 15

Тесты 19

Словарь 37

Приложение 39

 

 

Введение

Учебный курс «Философия» изучается студентами Алтайского государственного аграрного университета в процессе прослушивания лекций, самостоятельной работы над курсом, написания контрольной работы, участия в семинарских занятиях. Самостоятельная работа студента включает в себя работу с учебником и учебно-методической литературой, выполнение письменной контрольной работы. На семинарских занятиях обобщаются знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы. При выполнении разнообразных творческих заданий, проверочных работ, актуализируются знания по данному курсу. Студентам заочного отделения, при изучении учебного материала по философии, предлагаются таблица, схема, глоссарий. Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен.

Цель курса – развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий. Исходя из цели, курс решает следующую задачу: способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а также формированию и развитию философского мировоззрения. Освоение курса философии должно содействовать: выработке навыков многомерной оценки философских и научных течений, направлений и школ; развитию умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем; овладению приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

Требования к уровню освоения содержания курса:

– иметь представление о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;

– знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, общества, культуры; понимать роль и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

– иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;

– понимать роль науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники, иметь представление о связанных с ними современных социальных, этических проблемах, понимать ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию.

 

 

Темы семинарских занятий

Тема 1. Философия и ее предмет.

План

  1. Предмет, структура, основные проблемы философии как науки.
  2. Структура мировоззрения его исторические типы и формы.
  3. Влияние мировоззрения и философии на формирование духовности человека.
  4. Основные направления, школы и этапы развития философии.

Литература:

  1. Хрестоматия по философии: Часть I / С.М. Журавлева. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2005. С.5 – 37.
  2. Философия: учебник для вузов / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. М.: Академический проект, 2009. С.5 – 27.
  3. Философия в современной культуре: новые перспективы. (Материалы «круглого стола») //Вопросы философии. – 2004. – №4. – С.3 – 96.
  4. Философия и интеграция современного социально-гуманитарного знания (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии. – 2004. – №7.–С. 3–39.

5. Адрес электронной библиотеки: www.weblib.ru

6.

7. http://www.philosophy.ru/

 

 

Тема 2. Становление онтологии как учения о бытии.

План

  1. Учение о бытии. Философское понимание бытия и материи.

2. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия.

  1. Особенность системного, диалектического, метафизического подходов к пониманию мира.
  2. Пространство и время: сущности или свойства. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности

Литература:

  1. Хрестоматия по философии и методологии науки. Часть 2 / под ред. А.В. Иванова. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2008. С. 205-223, 385-402.
  2. Философия: учебник для вузов / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. М.: Академический проект, 2009. С.359 – 433.
  3. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания
  4. Кириленко Г.Г. Философия. – М. АСТ: СЛОВО, 2009. С. 361 – 432.
  5. Акчурин И.А. «Новая фундаментальная онтология» и виртуалистика // Вопросы философии. – 2003. - №9.–С. 30–38.
  6. Менский М. Б. Квантовая механика, сознание и мост между двумя культурами // Вопросы философии. – 2004. – №6.–С. 64–74.

7. Сайт института философии Российской Академии наук. Электронная библиотека и другие философские ресурсы. http://www.philosophy.nsc.ru/

 

Тема 3. Теория познания.

План

  1. Познание как предмет философского анализа. Сознание, знание, познание. Мышление, логика и язык. Сознательное и бессознательное в процессе мышления.
  2. Познавательные способности человека. Субъект и объект познания. Познание и творчество. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.
  3. Критерии соотношения абсолютного и истинного в знании. Проблема истины и заблуждения.
  4. Характеристика уровней, форм и методов научного познания.

Литература:

  1. Хрестоматия по философии и методологии науки. Часть 2 / под ред. А.В. Иванова. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2008. С. 54-87, 342-361.
  2. Философия: учебник для вузов / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. М.: Академический проект, 2009. С. 444 – 493.
  3. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания
  4. Микешина Л.А. Философия познания: диалог и синтез подходов // Вопросы философии. – 2001. – №4.–С. 70–83.
  5. Псевдонаучное знание в современной культуре (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии. – 2001. – №6.–С.3–31.
  6. Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. – 2003. – №12. – С.3. – 52.

7. Содержание журнала «Вопросы философии» с 1947 г. http://books.myweb.ru

 

Тема 4. Этика, эстетика, философская антропология.

План

  1. Предмет этики и эстетики. Характеристика их основных категорий.
  2. Свобода, ответственность, необходимость. Этика и политика ненасилия.
  3. Сущность человека, подходы к ее пониманию. Особенность организации и развития человеческой целостности.
  4. Ценностные ориентации и смысл человеческого бытия.

Литература:

  1. Хрестоматия по философии и методологии науки. Часть 2 / под ред. А.В. Иванова. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2008. С.231-247, 463-472.
  2. Философия: учебник для вузов / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. М.: Академический проект, 2009. С. 548 – 624.

3. Ильенков Э. В. Философия и культура.- М.: Политиздат, 1991. С.101-202.

4. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992. С.425-504

  1. Гусейнов А.А. Понятие насилия и ненасилия // Вопросы философии. –1994. – №6.–С. 35–41.
  2. Гусейнов А.А. Моральная демагогия как форма апологии насилия // Вопросы философии. –1995. – №5.–С.5–11.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...