Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Категории пространства и времени в науке и философии.




Проблема времени и пространства всегда интересовала человека не только в рациональном, но и на эмоциональном уровне. Люди не только сожалеют о прошлом, но и боятся будущего, не в последнюю очередь потому, что неотвратимый поток времени влечет к их смерти. Человечество в лице своих выдающихся деятелей на протяжении всей своей сознательной истории задумалось над проблемами пространства и времени, немногим из них удалось создать свои теории, описывающие данные фундаментальные атрибуты бытия. Пространство и время лежат в основе нашей картины мира. Прошлый век – век бурного развития науки был наиболее плодотворным в плане познания времени и пространства. Появление в начале века сначала специальной, а потом и общей теории относительности заложило основу современного научного представления о мире, многие положения теории были подтверждены опытными данными. Тем не менее, как показывает, в том числе и эта работа, вопрос познания пространства и времени, их природы, взаимосвязи и даже наличия во многом остается открытым.

Сознание как свойство высокоорганизованной материи.

Сознание - одна из самых сложных проблем философии. И на каждом этапе развития она решается по разному. В целом сознание - одна из самых абстрактных категорий. Она парная к понятию материи: по мере развития философии материи она наполнялась новым материалом. Над проблемой сознания размышляли еще в античности. ДЕМОКРИТ: душа также материальна, только состоит из особого вида материи.

На современном этапе развития философия накопила достаточный материал, чтобы решить проблему сознания. В противоположность материи сознание характеризуется таким понятием, как идеальное. Это значит, что его нельзя характеризовать признаками, присущими физическому миру, как это можно сделать с материальным понятием. В сознании существуют образы, многообразие предметов и вещей, которые в своей совокупности составляют сознание человека и сознание в целом. Эти образы материальных предметов, обладающих физическими характеристиками и представляют собой идеальное.

Образ вещи и сама вещь являются противоположностями. Идеальность образа - это его невидимость, неосязаемость, внепространственность, недоступность для других людей. Образы в сознании в отличие от свих материальных прообразов не имеют веса, запаха, пространственных и временных границ. Возникают благодаря взаимодействию человека с окружающей средой. Это возможно только при наличии мозга, при его связи с природой. Объекты природы, взаимодействую с мозгом, рождают образы, которые формируют сознание. Идеальное в отличие от материального есть нечто существующее не в объективной реальности, а лишь в восприятии, представлении, мышлении.

Однако само сознание - это реальность, т. е. нечто существующее. Но реальность особого рода: не объективная реальность, а субъективная реальность /мысли, чувства, память, воля и др. /.

Субъективный образ несет на себе отпечаток личности или группы личностей, отражает ценности и установки этой группы. Образ не может существовать вне конкретной личности, со всеми ее индивидуальными особенностями. Он зависит от нервной системы, уровня знаний... Материя и сознание - два вида реальностей, объективная и субъективная. Они не совпадают, сильно отличаются друг от друга, но это различие нельзя абсолютизировать. Оно является абсолютным, лишь когда мы говорим о том, что первично: материя или сознание. Сейчас - материя, которая в эволюции проходит ряд ступеней, и лишь на определенном этапе возникает сознание. Но, с точки зрения сложившегося сознания, это противоположность не абсолютная. Сознание рассматривается в двух аспектах:

онтологическом;

Гносеологическом.

Сознание - свойство высокоорганизованной материи, ф-я человеческого мозга, продукт человеческого развития. Но не в том смысле, что оно связано с нервной системой, а в том, что оно возникло как социальной формы движения материи.

С человеческой точки зрения, сознание - высшая форма отражения действий. Главная ф-я сознания - адекватное отображение мира, получение достоверных знаний о его законах.

Сознание как высшая форма отражения действительности. Эволюция форм отражения.

Важное значение имеет понятие отражения. С точки зрения современной науки отражение представляет собой всеобщее св-во материи. Способность к отражению свойственна всем видам и формам материи, но характер отражения определяется формой движения материи. Чем сложнее форма движения, тем сложнее отражение.

Отражение есть всеобщее св-во материи, которое выражается в способности материальных систем посредством собственных изменений воспроизводить особенности взаимодействующих с ними систем.

Возникновение ощущения в психике сознания лежит на этой линии способности воспроизводства отражения. Вместе с эволюцией материи формы отражения тоже развивались. Эволюцию форм отр-я см. "Введ. в Фил-ю"

Способность отражения на уровне живой природы проходит две ступени развития:

Раздражимость, т. е. способность живого отвечать на внешнее воздействие состоянием возбуждения, которое отражается внешней реакцией. Это материальное явление - признак всей живой материи. Чувствительность - это способность отражать отдельные св-ва объектов в виде ощущений.

Психика - это отражение нервной системы, проходит ряд этапов. Высшая форма психики - сознание. Эволюция сознания от низшего к высшему не дает возможности понять всю проблему сознания.

Мозг - необходимое условие возникновения сознания. Ученые всегда пытались понять, как он функ-ет. Древнегреческий ученый Акмеон считал, что мозг - основа жизни.

Гиппократ: только из мозга возникают радости, горести, печали и слезы. С помощью мозга мы видим, думаем, отличаем прекрасное от ужасного. До сих пор мозг - тайна. Безусловно, сознание не может возникнуть, если отсутствует мозг. Когда нарушается стр-ра лобных долей мозга, человек не может создавать и помнить законы поведения, осуществлять самоконтроль. Если поражены затылочно теменные участки, нарушается ориентация в пространстве, счет в уме и др.

Учение о мозге прошло большое развитие и сейчас известно, что кора головного мозга состоит из 15 млрд. нервных клеток /нейроны/. Если их вытянуть в ряд получится 5000 км. Каждая из клеток, с помощью отростков находится в контакте с другой, образуя ажурную цепь. Нервные окончания - щупальцы мозга, но одного мозга недостаточно, чтобы возникло сознание, мыслит не мозг, а человек с помощью мозга. Для возникновения сознания необходимо еще и общество. Реальностью сознание становится только в обществе.

Социальная природа сознания. Язык и мышление.

В философии, сознание рассматривается как способность соотноситься, осознавать предмет (Гегель). При этом под «сознанием» понимается не психическая способность тела (как в психологии), но фундаментальный способ каким человек соотнесен со своим предметом и миром вообще. Об этом говорят, что сознание есть форма или способ данности предмета, форма или способ данности мира вообще. Так понятое сознание есть всегда, не может ни начаться, ни прекратиться, не может исчезнуть, точно также как не может исчезнуть мир, который сознанием конституирован соотносительно. Сознание и мир — два полюса одного и того же, единой соотнесенности сознания. Именно поэтому в строго философском смысле некорректно сознание рассматривать самостоятельно, в отрыве от его соотносительного полюса — мира (психологизм), как и мир — в отрыве от его соотносительного полюса — сознания (наивность) Выделяют следующие формы сознания: самосознание как сознание сознанием самого себя, рассудок как мыслящее сознание, то есть постигающее мир в понятиях (категориях рассудка), разум как самосознающий рассудок и дух как высшую форму сознания, включающую в себя все другие формы. Различие рассудка и разума состоит в том, что рассудок соотносит свои понятия с миром и поэтому его критерием истинности является непротиворечивость. Разум как самосознающий рассудок поднимается до диалектического удержания противоречий, поскольку соотносит не только свои понятия с миром, но и самого себя со своими понятиями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...