Развитие права в начале XX в. до 1917 г.
Изменения в праве и государстве в годы революции. Под давлением революции Император вынужден был пойти на ряд политических уступок. Они выразились в следующем. 1. Дарование народу основных демократических прав - Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка». Манифест разрешил создавать легальные политические партии. Дома, подготовьте письменно таблицу «Политические партии в России в начале XX в.» Примерные критерии: название партии, дата образования, лидеры и руководящие органы, программные тезисы (самый широкий столбик), судьба партии. Изучите следующие партии: Союз русского народа, Союз 17 октября, Конституционно-демократическая партия (кадеты), РСДРП, Партия социалистов-революционеров. 2. Создание государственной думы: нормативные акты a. Манифест об учреждении государственной Думы от 6 августа 1905 b. Положение о выборах в государственную Думу от 6 августа 1905 c. Закон «Об изменении положения о выборах в ГД…» 11 декабря 1905 г d. Закон «Учреждение государственной Думы» от 20 февраля 1906г. По этому акту Дума признавалась законодательным органом.. Законодательный статус 3. Преобразование статуса Государственного Совета -Манифест об изменении учреждения Государственного Совета и о пересмотре учреждения ГД от 20.02.1906 г. 4. Восстановление Совета министров с новым статусом. 19 октября 1905 г. Указ Николая II «О мерах к укреплению в деятельности министерств и главных управлений» восстановлен был Совет министров. На Совет возлагалось руководство министерствами и главными управлениями. 5. Упразднение Комитета министров – 23 апреля 1906 г. и передача его функций Совету министров 6. Внесение изменений в Основные государственные законы Российской империи Свода законов РИ 23 апреля 1906 г.
Государственная Дума Российской Империи 1. Понятие -Государственная дума Российской империи— законосовещательное, позднее— законодательное представительное учреждение Российской империи начала XX века.. Являлось нижней палатой парламента страны, верхней был Государственный совет. Всего было 4 созыва Государственной думы Российской империи. 2. Создание. a. Государственная Дума РИ была впервые создана 6 августа 1905. (Манифест об учреждении государственной Думы от 6 августа 1905). Согласно манифесту 1905 г. ГД создавалась как законосовещательный орган. b. Одновременно было принято Положение о выборах в государственную Думу от 6 августа 1905. Согласно этому положению в выборах в ГД не должны были участвовать рабочие. c. Осенью 1905 г. состоялись выборы в ГД, однако народ их бойкотировал. Подумайте, почему? d. Уже в декакбре 1905 г. был принят новый закон о выборах в ГД: закон «Об изменении положения о выборах в ГД…» 11 декабря 1905 г. Данный закон допустил к участию в выборах рабочих. e. В феврале 1906 г. был принят новый о статусе ГД: Закон «Учреждение государственной Думы» от 20 февраля 1906г. По этому акту Дума признавалась законодательным органом. 3. Компетенция:! Государственная Дума осуществляла указанную компетенцию вместе с Государственным Советом. Каждая палата принимала решение самостоятельно. a. принятие, изменение и отмена законов; b. государственная роспись доходов и расходов (то есть вопросы государственного бюджета); c. разрешение государственных займов; d. отчуждение государственного имущества; e. постройка железных дорог казной. 4. Порядок комплектования. Государственная Дума формировалась исключительно на основе выборов. Первое «Положение о выборах в Государственную думу» было утверждено 6 августа 1906г., затем в него были внесены изменения 11 декабря 1905г. Выборы в ГД были неравными, непрямыми, невсеобщими. Члены ГД выбирались на срок 5 лет. Численный состав ГД колебался в районе 400-500 человек.
5. Конкретные созывы. Всего за 11 лет было созвано 4 состава ГД. Первый созыв – апрель 1906 г. Второй созыв – февраль 1907 г. Третий созыв – ноябрь 1907 г. Четвертый созыв – ноябрь 1912 г. Порядок рассмотрения законопроектов в думе Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде всего рассматривались думским совещанием, состоявшим из председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища. Совещание делало предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось Думой. Каждый проект рассматривался Думой в трех чтениях. В первом, которое начиналось с выступления докладчика, шло общее обсуждение законопроекта. По завершении прений председатель вносил предложение о переходе к постатейному чтению. После второго чтения председатель и секретарь Думы делали свод всех принятых по законопроекту постановлений. В это же время, но не позднее определенного срока, разрешалось предлагать новые поправки. Третье чтение являлось по существу вторым постатейным чтением. Смысл его состоял в нейтрализации тех поправок, которые могли пройти во втором чтении при помощи случайного большинства и не устраивали влиятельные фракции. По завершении третьего чтения председательствующий ставил на голосование законопроект в целом с принятыми поправками. Собственный законодательный почин Думы ограничивался требованием, чтобы каждое предложение исходило не менее чем от 30 депутатов. Всего в Думе действовало около 30 комиссий. Большие комиссии, например бюджетная, состояли из нескольких десятков человек. Выборы членов комиссии производились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В большинстве комиссий все фракции имели своих представителей.
Развитие права в начале XX в. до 1917 г. В начале XX в. основные изменения в праве были связаны с дарованием российским подданных основных демократических прав и свобод. Началом послужило принятие Манифеста 17 октября 1905 г., а затем внесение изменений в Основные законы Российской империи в апреле 1906г.
Гражданские права и обязанности по Основным законам Российской империи 1906 г. (глава 8) Права и обязанности российских подданных 1. всеобщая воинская повинность для лиц мужского пола 2. обязанность платить установленные законом налоги и пошлины, а также отбывать повинности согласно постановлениям закона 3. никто не может подлежать преследованию за преступное деяние иначе, как в порядке, определенном законом 4. никто не может быть задержан под стражу иначе, как в случаях, определенных законом 5. провозглашалась неприкосновенность жилища 6. провозглашалась неприкосновенность собственности 7. право свободно избирать место жительства и занятия, приобретать и отчуждать имущество и беспрепятственно выезжать за пределы государства 8. свобода слова в пределах, установленных законом 9. право устраивать собрания в целях, не противных закону, мирно и без оружия 10. право подданных «образовывать общества и союзы в целях, не противных закону» 11. свобода вероисповедания
Следует иметь ввиду, что сохранялось деление на сословия и состояния.
59. Аграрная реформа Столыпина Петра Аркадьевича – 1906-1914 гг. План: Причины Нормативные акты реформы 3. основные направления реформы:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|