Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие права в начале XX в. до 1917 г.

Изменения в праве и государстве в годы революции.

Под давлением революции Император вынужден был пойти на ряд политических уступок. Они выразились в следующем.

1. Дарование народу основных демократических прав - Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка». Манифест разрешил создавать легальные политические партии.

Дома, подготовьте письменно таблицу «Политические партии в России в начале XX в.» Примерные критерии: название партии, дата образования, лидеры и руководящие органы, программные тезисы (самый широкий столбик), судьба партии. Изучите следующие партии: Союз русского народа, Союз 17 октября, Конституционно-демократическая партия (кадеты), РСДРП, Партия социалистов-революционеров.

2. Создание государственной думы: нормативные акты

a. Манифест об учреждении государственной Думы от 6 августа 1905

b. Положение о выборах в государственную Думу от 6 августа 1905

c. Закон «Об изменении положения о выборах в ГД…» 11 декабря 1905 г

d. Закон «Учреждение государственной Думы» от 20 февраля 1906г. По этому акту Дума признавалась законодательным органом.. Законодательный статус

3. Преобразование статуса Государственного Совета -Манифест об изменении учреждения Государственного Совета и о пересмотре учреждения ГД от 20.02.1906 г.

4. Восстановление Совета министров с новым статусом. 19 октября 1905 г. Указ Николая II «О мерах к укреплению в деятельности министерств и главных управлений» восстановлен был Совет министров. На Совет возлагалось руководство министерствами и главными управлениями.

5. Упразднение Комитета министров – 23 апреля 1906 г. и передача его функций Совету министров

6. Внесение изменений в Основные государственные законы Российской империи Свода законов РИ 23 апреля 1906 г.

 


 

Государственная Дума Российской Империи

1. Понятие -Государственная дума Российской империи— законосовещательное, позднее— законодательное представительное учреждение Российской империи начала XX века.. Являлось нижней палатой парламента страны, верхней был Государственный совет. Всего было 4 созыва Государственной думы Российской империи.

2. Создание.

a. Государственная Дума РИ была впервые создана 6 августа 1905. (Манифест об учреждении государственной Думы от 6 августа 1905). Согласно манифесту 1905 г. ГД создавалась как законосовещательный орган.

b. Одновременно было принято Положение о выборах в государственную Думу от 6 августа 1905. Согласно этому положению в выборах в ГД не должны были участвовать рабочие.

c. Осенью 1905 г. состоялись выборы в ГД, однако народ их бойкотировал. Подумайте, почему?

d. Уже в декакбре 1905 г. был принят новый закон о выборах в ГД: закон «Об изменении положения о выборах в ГД…» 11 декабря 1905 г. Данный закон допустил к участию в выборах рабочих.

e. В феврале 1906 г. был принят новый о статусе ГД: Закон «Учреждение государственной Думы» от 20 февраля 1906г. По этому акту Дума признавалась законодательным органом.

3. Компетенция:! Государственная Дума осуществляла указанную компетенцию вместе с Государственным Советом. Каждая палата принимала решение самостоятельно.

a. принятие, изменение и отмена законов;

b. государственная роспись доходов и расходов (то есть вопросы государственного бюджета);

c. разрешение государственных займов;

d. отчуждение государственного имущества;

e. постройка железных дорог казной.

4. Порядок комплектования. Государственная Дума формировалась исключительно на основе выборов. Первое «Положение о выборах в Государственную думу» было утверждено 6 августа 1906г., затем в него были внесены изменения 11 декабря 1905г. Выборы в ГД были неравными, непрямыми, невсеобщими. Члены ГД выбирались на срок 5 лет. Численный состав ГД колебался в районе 400-500 человек.

5. Конкретные созывы. Всего за 11 лет было созвано 4 состава ГД. Первый созыв – апрель 1906 г. Второй созыв – февраль 1907 г. Третий созыв – ноябрь 1907 г. Четвертый созыв – ноябрь 1912 г.

Порядок рассмотрения законопроектов в думе

Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде всего рассматривались думским совещанием, состоявшим из председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища. Совещание делало предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось Думой.

Каждый проект рассматривался Думой в трех чтениях. В первом, которое начиналось с выступления докладчика, шло общее обсуждение законопроекта. По завершении прений председатель вносил предложение о переходе к постатейному чтению.

После второго чтения председатель и секретарь Думы делали свод всех принятых по законопроекту постановлений. В это же время, но не позднее определенного срока, разрешалось предлагать новые поправки. Третье чтение являлось по существу вторым постатейным чтением. Смысл его состоял в нейтрализации тех поправок, которые могли пройти во втором чтении при помощи случайного большинства и не устраивали влиятельные фракции. По завершении третьего чтения председательствующий ставил на голосование законопроект в целом с принятыми поправками.

Собственный законодательный почин Думы ограничивался требованием, чтобы каждое предложение исходило не менее чем от 30 депутатов.

Всего в Думе действовало около 30 комиссий. Большие комиссии, например бюджетная, состояли из нескольких десятков человек. Выборы членов комиссии производились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В большинстве комиссий все фракции имели своих представителей.


 

 

Развитие права в начале XX в. до 1917 г.

В начале XX в. основные изменения в праве были связаны с дарованием российским подданных основных демократических прав и свобод. Началом послужило принятие Манифеста 17 октября 1905 г., а затем внесение изменений в Основные законы Российской империи в апреле 1906г.

Гражданские права и обязанности по Основным законам Российской империи 1906 г. (глава 8)

Права и обязанности российских подданных

1. всеобщая воинская повинность для лиц мужского пола

2. обязанность платить установленные законом налоги и пошлины, а также отбывать повинности согласно постановлениям закона

3. никто не может подлежать преследованию за преступное деяние иначе, как в порядке, определенном законом

4. никто не может быть задержан под стражу иначе, как в случаях, определенных законом

5. провозглашалась неприкосновенность жилища

6. провозглашалась неприкосновенность собственности

7. право свободно избирать место жительства и занятия, приобретать и отчуждать имущество и беспрепятственно выезжать за пределы государства

8. свобода слова в пределах, установленных законом

9. право устраивать собрания в целях, не противных закону, мирно и без оружия

10. право подданных «образовывать общества и союзы в целях, не противных закону»

11. свобода вероисповедания

 

Следует иметь ввиду, что сохранялось деление на сословия и состояния.


 

 

59. Аграрная реформа Столыпина Петра Аркадьевича – 1906-1914 гг.

План:

Причины

Нормативные акты реформы

3. основные направления реформы:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...