Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бенедикт Спиноза (1632 – 1677 – совпали с Эпохой Нового времени)




Главная сфера ФС – философская антропология

«Богословско-политический трактат», «Этика», «Начало философии Рене Декарта»

Все явления пытался объяснить с точки зрения геометрии, отрицал человеческий фактор

Оригинальность идей – попытка распространить коперниканскую революцию на сферу метафизики, психологии, политики

Космос – бесконечная система, гелиоцентрическая гипотеза

Природа – причина сама себя, человек сделан природой. Бог – динамический принцип (Бог в природе). Человек несвободен, когда он раб своих страстей

 

Теория параллелизма тела и сознания. Сознание – духовный автомат, подчиняющийся собственным духовным законам (как тело –законам движения)

3 первичных аффекта (эмоции):

· Удовольствие (радость)

· Неудовольствие (печаль)

· Желание

Этика Канта – родоначальник немецкой классической философии

Гегель: Наука логики. Мировой дух («абсолютная идея») первичен над природой, которая в свою очередь является производной от абсолютной идеи: Отчуждение, Окружающий мир и человек, Мышление и деятельность человека, Реализация духом самого себя через мышление и деятельность, Возвращение Абсолютного духа к самому себе

Было абстракцией, стало человеком, но человек – это не конец (у круга нет конца). Абсолютная идея, ФС природы, ФС духа

Диалектический метод: принципы и законы

1. Переход из количества в качество

2. Противоречие как источник развития (предмет и обратный ему предмет не могут существовать друг без друга, борьба дает возможность дальнейшего развития)

3. Отрицание отрицаний (а, не а, не не а = а)

Движение от простого к сложному. Гегель объявил, что выше и лучше его диалектической системы нет и не может быть. Так, его идеологическая система отделала его самого.

 

Экзистенциализм – философия существования, близок к философии жизни, иррационалистическое течение. Это общее название для целого ряда учений и представлений.

Возник в России до Первой мировой войны. Основатели: Н.Бердяев и Л.Шестов. В период Первой мировой войны развивался в Германии: Мартин Хайдеггер (философ, ректор Берлинского Университета) и Карл Ясперс. Во время Второй мировой войны: Сартр (писатель) Камю, Марсель, Мерло-Панти.

Теоретические источники: С. Кьеркегор, Ницше, Унамуно, Достоевский

Предмет философии – человек (отдельный), но как субъект может быть объектом? Остается единственный метод: прожить жизнь. Но чтобы познать, нужно сравнить с противоположным – смертью. Основной вопрос: о смысле человеческого существования? (Вопрос о самоубийстве \ предании смысла человеческой жизни ). Самое несчастное существо мира – человек, он живет, зная о смерти.

Тезис: «Экзистенция предшествует эссенции» - реальное индивидуальное существование отдельного человека предшествует сущности.

Человеческое существование бывает двух видов: подлинное и неподлинное.

Неподлинное – обыденная повседневная жизнь, в которой человек старается поступать как все (конформизм), считая, что все не могут массово ошибаться, он снимает с себя ответственность. Подлинное – свободное существование, когда человек не ссылается на толпу, а делает осознанный свободный выбор. Свободу экзистенциалисты понимают как волюнтаризм, полную свободу от внешних условий и событий.

Для того, чтобы перейти от неподлинного существования к подлинному, человек должен попасть в «пограничную ситуацию»: когда человек оказался перед лицом смерти (трагическая вина, потеря близких, тяжелая болезнь). В этой ситуации человек переосмысляет ценности.

Иррационалистическое направление, метод познания – интуиция.

Основные постулаты Сартра:

· «Действительность будет такой, какой её определит сам человек»

· «Реальность в действии» (о талантах и ответственности)

· «В зачет идет только реальность»

· «Экзистенциализм – единственная теория, которая придает человеку достоинство»

Феноменология, основатель немецкий философ Гуссерль, лозунг «Назад к вещам»

В основе феноменологии 2 идеи:

1. Каждый человек обладает сознанием

2. «Любые объекты вне сознания познаются только будучи каким-либо образом запечатлены в сознании» (то есть, мы познаем не объекты, а феномены – то, как объекты представляются нам)

Тема: взаимодействие сознания и окружающего мира, основная задача: выявить структуру чистого сознания. Метод: феноменологическая редукция. Главный тезис: Интенциональность (направленность на субъект)

Девиз: «Назад к вещам» (сформулирован был Хайдеггером), вещам, очищенным от нашего сознания и восприятия

Прагматизм: основатель Чарльз Пирс и Д. Дьюи. Знание оценивается только с точки знания полезности. Главная задача познания: выработка устойчивых верований, которые помогают человеку жить. Истина – то, что приносит пользу. Вера полезна (так как поддерживает человека и порядок) => Бог существует. Ницше: «Истина – это полезная ложь». Не прижился нив Европе, ни в России.

 

Русская философия

3 периода:

С 11 в по 17 в. Подпериоды: Средневеково-русский (до нашествия) и 16-17: Интеллектуальная жизнь в Московском государстве

С 18 в до 1/3 19в (до восстания декабристов): эпоха Просвещения

С 30-20х 19в до 1922 г Русский религиозный ренессанс (рубеж веков)

Основные черты русской ФС:

Теоцентризм

2. Практический характер русской ФС (с самого начала отличалась от Западно-Европейской ФС)

Вопросы онтологии и гносеологии занимали меньше места, проблемы человека – больше. Человек – важнейшая ценность, уважение у личности. Нравственность – главный «нерв» русской ФС, патерналистские мотивы. Основные работы: «Слово о законе и благодати» Иллариона, Нестор «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха детям». О человеческой истории, тьмы язычества и божественной благодати (Борьба Божественного и дьявольского начал)

История – арена борьбы, в центре – человек

Становление русской политической ФС:

· Проблемы власти (письмо князя Курбского к Ивану 4, утверждение о том, что абсолютная царская власть несовместима с Христианством)

· Проблема Церкви и её отношений со светской власти, Москва – Третий рим (Монах Филофей к Василию 3)

Исихазм – безмолвная молитва, представитель Григорий Палама, против того, чтобы церковь являлась посредником между Богом и человеком. Человек – микрокосм, не просто среднее место на лестнице живых существ, но каждый человек – представитель Бога на земле. Бог непознаваем. Спор Иосифлян и Нестяжателей, Иосиф Волоцкий – Иосифляне, Нил Сорский – нестяжатель. Спор – отношение к монастырскому землевладению. Происхождение мудрости, так же как и веры – это пророки

Третий период: 18-нач19 вв

Западное влияние, связанное с Петром I. Кантемир, Татищев, Прокопович, которые высказывали идеи секуляризации русской интеллектуальной мысли от церкви. Работы «Зерцало безбожия», необходимость отделения ФС знания от церковной догмы

Западники и славянофилы:

Словянофилы: Кириевский, Аксаков, Хомяков

Онтология у Хомякова – креационизм с мистическими нотками. Рационализм – неудачная позиция для русского человека, эмпиризм подходит только частично. Русский человек – интуитивист. Западная наука не подходит для России.

Традиции в развитии общества: Иранство и Кушитство (Иранство – развитие общества под знаком свободы, нет аналогий с Ираном, Кушитство «отрицает подлинную духовную свободу», когда преобладают вещественные фетиши, когда господствуют материальные интересы, нажива, работа), работа Хомякова «Семирамида», где он критикует Гегеля «Никакого центра в истории нет», провиденциализм. Вводит понятие «соборность» - «совокупность мышлений, связанных любовью к Богу», религиозно-нравственный опыт.

Западники

Чаадаев: Критикуя российскую историю, он одновременно превозносит и западную историю, видел в Католической церкви «поборницу просвещения и свобод». Последняя работа Чаадаева «Апология сумасшедшего». ФС взгляды: онтология «имеется абсолютное единство всех существ» цель истории – установление божественного царства на земле. Мистик. Провиденциализм. Главная задача познания – постижение Бога (только мистическим путем). Критика индивидуализма (хотя в Европе – основное течение), неприятие субъективизма в ФС, негативная оценка человеческой свободы (о, что для Европы является самоценностью). «Свобода – страшная сила», думал, что она пробуждает самые низменные и хищнические инстинкты (по примеру стяжательской жадной Европы). Был ли он западником?.. (Дружил с Пушкиным)

Владимир Соловьев, сын историка Соловьева, который умер в 1900 году (в один год с Ницше). Родился в 1853 году. «Позитивизм – смерть при жизни», считает, что христианство нужно обновить. Философия «всеединства». 1 период: Теософский, когда он считал, что божественная мудрость утвердится на земле, если каждый человек будет заниматься самопознанием и самосовершенствованием. Но понял, что этим никто не собирается заниматься. 2 период: Теократия, когда пишет «Философию Всеединства»: говорит, что для возвращения человека к Христу, «нужно власть употребить», чтобы под эгидой Римского папы и Российского царя объединились православие, католицизм и протестантство (утопия). «Восток – обесчеловеченный Бог (говорит о нирване). Запад – обезбоженный человек. Россия – это богочеловечество». 3 период: Теургия (мистическое искусство). Онтология – креационистская, Бог творит мир. Переосмыслил понятие святой троицы: добро, истина, красота. Единство этих трех начал реализуется в любви (к Богу в первую очередь). Метод – интуиция.

 

Детерминизм (от лат. «определяю») позиция или система взглядов, которая утверждает наличие объективной закономерной связи и всеобщую обусловленность явлений.

Индетерминизмне признает объективности причинности. Отвергает причинность и её всеобщий характер. Включает: неопозитивизм, прагматизм, персонализм. Причинность ограничивается логикой, за пределами логики – нет детерминизации.

Открытия квантовой физики вызвали спор между естественниками: детерминизм говорил о том, что в мире существуют закону (необходимые объективные повторяющиеся связи между событиями)

Демокрит отрицал случайности (лысый человек, которому на голову упала черепаха), соотношение необходимости и случайности.

Два вида законов:

1. Динамический закон (одна причина – одно следствие): на него опирался механистический (Лапласовский) детерминизм. Окружающий мир – цепочки причинно-следственный связей. Можно даже вывести всеобщую формулу мира.

2. Статистический закон (есть ложь, есть наглая ложь, а есть статистика). Закон, который действует в массе явлений

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...