Правовое положение населения оккупированной территории
Тема: Правовой режим военной оккупации 1. Понятие оккупации 2. Действие режима оккупации во времени. 3. Управление оккупированной территорией. 4. Правовое положение населения оккупированной территории. 5. Движение сопротивления на оккупированной территории.
1. В ходе вооруженного конфликта одна из воюющих сторон может обрести контроль над частью или всей территорией другой, т. е. оккупировать ее. При этом на оккупированной территории приостанавливается эффективное функционирование органов государственной власти оккупированного государства, а административное управление переходит к военному командованию государства – оккупанта. Оккупация не наделяет оккупанта суверенными правами. Он не вправе аннексировать или передать другому государству эту территорию. Ее судьба решается лишь при окончательном мирном урегулировании. Не следует также забывать, что согласно Уставу ООН завоевание не является законным методом приобретения территории. После оккупации Кувейта в ходе войны 1990—1991 гг. Ирак попытался аннексировать его территорию, объявив ее своей 19-й провинцией. Эта аннексия не была признана ни одним государством. Во имя обеспечения на оккупированной территории необходимого порядка сам факт оккупации (даже незаконной) возлагает на население некоторые обязанности в отношении оккупанта, а последний несет ответственность за уважение прав населения. Основной критерий оккупации носит фактический характер — установление реальной власти над территорией. Четвертая Гаагская конвенция 1907 г. установила, что территория считается оккупированной, когда она реально становится подвластной армии противника. Оккупация распространяется лишь на ту часть территории, на которой эта власть установилась и реально осуществляется. Согласно общей для всех четырех Женевских конвенций 1949 г. ст. 2 режим оккупации применяется и в том случае, если территория занята без вооруженного сопротивления.
Существуют разные виды оккупации. Гуманитарное право распространяет свое действие прежде всего на военную оккупацию, т. е. на временное занятие территории войсками противника в ходе вооруженного конфликта. Другим видом оккупации, также имеющей связь с вооруженным конфликтом, является послевоенная оккупация как средство обеспечения выполнения государством, несущим ответственность за агрессию, своих обязательств. Примером может служить оккупация территории Германии и ее союзников войсками антигитлеровской коалиции на основе соглашений. Гуманитарное право применяется и к оккупации такого рода. Иной вид оккупации имеет место при освобождении территории союзника от вражеской оккупации. Устанавливая временный контроль над освобожденной территорией, союзная армия руководствуется нормами гуманитарного права. Еще один вид оккупации — занятие воюющей стороной территории нейтрального государства. И в этом случае применяется гуманитарное право.
Действие режима оккупации во времени Оккупация начинается с установления фактического контроля над территорией, с созданием оккупационной администрации. Однако даже при кратковременном занятии, территории войсками неприятеля они обязаны соблюдать соответствующие правила оккупации. Оккупационный режим прекращается с момента утраты фактического контроля над территорией. Если же оккупация сохраняется и после прекращения военных действий, то согласно четвертой Гаагской конвенции соответствующие нормы гуманитарного права подлежат применению в течение года после общего прекращения военных действий. Это положение было обоснованно изменено первым Дополнительным протоколом, установившим, что международное гуманитарное право должно применяться до прекращения оккупации. Думается, что это изменение внесено с учетом опыта многолетней оккупации Израилем восточного берега реки Иордан.
Прекращение оккупации не ликвидирует связанные с ней юридические отношения. Особенно часто возникают вопросы, связанные с возмещением причиненного оккупацией ущерба и уголовной юстицией. После прекращения иракской оккупации в 1991 г. Кувейт предъявил требования о возмещении ущерба. Для обеспечения этих требований Совет Безопасности разрешил ограниченный экспорт иракской нефти, главным образом для целей удовлетворения индивидуальных претензий. После освобождения территории Кувейта существенной проблемой с точки зрения уважения прав человека стала массовая внесудебная расправа с членами палестинской общины, обвиняемыми в пособничестве врагу.
Управление оккупированной территорией Управление осуществляется оккупационной администрацией с учетом соответствующих норм гуманитарного права, по возможности сохраняя действие местных законов. Оккупационные власти обязаны разрешить деятельность местных судей и чиновников, но не могут принудить их к этому. Возникает сложная проблема. С одной стороны, подобная деятельность соответствует интересам населения, с другой — может быть основанием для обвинения в сотрудничестве с оккупационными властями. Оккупант вправе создавать и собственные «неполитические военные суды». Недопустимо изменение оккупировавшим государством статуса должностных лиц и судей, применение к ним санкций, дискриминационных действий из – за того, что они не желают выполнять свои обязанности. Оккупационная власть может использовать в своих целях государственные здания, но право собственности на них не приобретает. В отношении недвижимой государственной собственности, лесов, сельхозугодий оккупационная власть является лишь временным управляющим и должна обеспечивать их сохранение.
Правовое положение населения оккупированной территории
В пределах возможного оккупационные власти обязаны уважать основные права человека, а также права, определенные международными нормами по гуманитарным вопросам. Мирному населению должен быть предоставлен определенный уровень защиты с учетом, разумеется, интересов безопасности оккупационных сил. Оккупирующее государство обязано, во взаимодействии с местными властями, обеспечить население в максимально возможной мере медицинским обслуживанием, включая санитарную службу. Медицинские учреждения могут быть временно реквизированы для лечения раненых, но такое изъятие компенсируется созданием необходимых учреждений для мирного населения. Оккупационные власти следят за обеспеченностью населения питанием и в случае необходимости принимают соответствующие меры. Допускается помощь под эгидой Комитета Красного Креста. Население не может принуждаться к деятельности, имеющей военное значение. Допускается набор добровольцев. Однако по законам своего государства такого рода добровольцы квалифицируются как предатели. Вторая мировая война дала тому множество примеров. Допускается привлечение лиц старше 18 лет к принудительному труду, если это необходимо для оккупационных войск, коммунальных служб, для обеспечения населения едой, медицинским обслуживанием, жильем, одеждой. Работающие должны получать справедливую оплату и не могут быть вывезены за рубеж (депорт тированы). Допускается реквизиция частной собственности для нужд оккупационных сил, но с учетом местных возможностей. Изъятое подлежит оплате наличными или путем выдачи расписки. Разрушение собственности запрещено, кроме случаев абсолютной военной необходимости. Для обеспечения безопасности населения или по особо веским военным соображениям может быть произведена полная или частичная эвакуация населения определенного оккупированного района. Оккупационные власти не могут принуждать население оккупированных территорий служить в своих ВС или вспомогательных подразделениях, а также принуждать к даче сведений об армии и других оборонных средствах другого воюющего государства. Жизнь, честь и достоинство, семейные права и религиозные убеждения должны уважаться оккупационными властями в отношении населения занятых территорий.
Не допускается захват, истребление или повреждение собственности общин, церковных, благотворительных, учебных, художественных и научных учреждений, независимо от формы собственности. Оккупационные власти обязаны обеспечить защиту и уважение культурных ценностей (памятников архитектуры, искусства, истории, научных коллекций, архивных материалов и тд), находящихся под их контролем. Значительное внимание в нормах МГП уделено так называемым покровительствуемым лицам. К ним относятся иностранцы, дети до 15 лет, беременные женщины и матери с детьми до 7ми лет. Угон, депортация покровительствуемых лиц с оккупированной территории на территорию оккупировавшего государства или 3-го государства – воспрещается. Оккупировавшее государство не может депортировать или перемещать на оккупированную ним территорию часть своего собственного гражданского населения. Покровительствуемые лица не могут также принуждаться выполнять работу, которая вынуждала бы их принимать участие в военных операциях. Оккупационные власти не могут подвергать аресту, преследовать или передавать суду покровительствуемых лиц за их действия или высказывания, допущенные ими до оккупации (или в период временного ее прекращения), за исключением случаев нарушения законов и обычаев войны. Приговоры, выносимые компетентными судебными органами оккупирующего государства, должны основываться на рассмотрении дела в установленном процессуальном порядке. Осужденные имеют право использовать все способы обжалования, предусмотренные законодательством, которое применяет суд. Интернированные лица полностью сохраняют свою гражданскую правоспособность, осуществляют свои права в той мере, в какой это возможно в условиях интернирования. Воюющие государства, которые интернировали определенный круг лиц, обязаны обеспечить бесплатное их содержание и оказывать им медицинскую помощь в соответствии с состоянием их здоровья.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|