Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Национальный механизм защиты прав человека в Республике Беларусь. Факторы, влияющие на состояние и развитие прав и свобод человека в Республике Беларусь.




Национальный механизм защиты прав человека в Республике Беларусь состоит из следующих элементов:

– нормы Конституции Республики Беларусь, иных нормативных правовых актов о правах человека и гарантиях их реализации;

– система национальных органов и лиц по защите прав человека;

– система неправительственных правозащитных организаций Республики Беларусь.

Если на международном уровне разрабатываются международные стандарты в области прав человека, то на национальном уровне государства приводят законодательства в соответствие с международными стандартами и гарантируют их выполнение. Конституция Республики Беларусь провозглашает полный набор общепризнанных прав и свобод и предусматривает необходимые гарантии их реализации.

Ст. 21 Конституции устанавливает, что обеспечение прав и свобод граждан является высшей целью государства.

Конституция признает равенство всех перед законом и прав каждого без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. Принцип равенства означает, что все граждане независимо от пола, социального положение, национальной принадлежности, вероисповедания и других отличий имеют одинаковые возможности по осуществлению конституционных прав.

Еще один важный принцип, закрепленный в Конституции Республики Беларусь – это запрет на ограничение конституционных прав граждан. Согласно ст. 23 права и свободы личности могут быть ограничены только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты морали, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Права и свободы человека и гражданина закреплены в статьях второго раздела Конституции «Личность, общество, государство».

Конституция Республики Беларусь содержит в себе обязательство со стороны государства по осуществлению прав и свобод граждан, т.е. гарантийный механизм. В качестве конституционных гарантий реализации прав выступают положения, закрепленные в стст. 58-63 и других статьях Конституции.

Установлено, что никто не может быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституций и законами, либо к отказу от своих прав.

Государство обязуется принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод.

Государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод граждан. Эти органы и лица несут ответственность за действия, которые нарушают права и свободы граждан.

В целях защиты прав, свобод, чести и достоинства гражданам гарантируется право обращения в суд.

Каждый имеет право на юридическую помощь, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, на предприятиях, в учреждениях, организациях и в отношениях с должностными лицами и гражданами.

Каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок.

В Конституции Республики Беларусь впервые получило закрепление положение о приоритете общепризнанных принципов международного права и обеспечении в соответствии с ними внутреннего законодательства.

Как отмечает Г.А. Василевич, принципы международного права отличаются от норм международного права степенью обобщенности и юридической силой. Для принципов международного права характерна высшая степень нормативной обобщенности. Это такие нормы международного права, которые предопределяют содержание других норм.

Общепризнанные принципы не сформулированы в едином международном акте. Некоторые из них названы в Декларации о принципах международного права, другие – в международных актах, составляющих Билль о правах, в Хельсинском заключительном акте и иных международных договорах и обычаях[13].

Однако реализация нормы об общепризнанных принципах сопряжена со многими вопросами. Так, ст. 112 Конституции определяет, что суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов. Как видно, об общепризнанных принципах международного права в данной статье ничего не говорится. Проблему составляет неопределенность самого термина «общепризнанные принципы международного права» и ряд других вопросов.

Конституция Республики Беларусь говорит только о приоритете общепризнанных принципов международного права, не упоминая при этом общепризнанные (обычные) нормы международного права. Между тем, общепризнанные нормы устанавливают общеприемлемые правила и не порождают каких-либо сложных коллизий в национальных правовых системах, они имеют конкретное содержание и могут быть пригодны для прямого действия в системе национального права. В то время как общепризнанные принципы имеют наиболее общий характер, служат идейной основой для формирования норм международного права, и их прямое действие было бы более реальным при использовании наряду с ними общепризнанных норм международного права.

Что касается международных договоров, то Конституция Республики Беларусь не содержит прямого и однозначного указания на место международных договоров в иерархии нормативных актов республики. Устанавливается лишь приоритет Конституции над нормами международных договоров, а из ст. 116 следует, что законы, декреты, указы Президента, международные договорные и иные обязательства Республики Беларусь должны соответствовать Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь. В то же время согласие Республики Беларусь на обязательность для нее международного договора может быть выражено посредством принятия не только закона (ратификации), но и иных нормативных актов (указа Президента, постановления Совета Министров).

В соответствии с законами «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» и «О международных договорах Республики Беларусь» нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется принятие (издание) внутригосударственного нормативного правового акта, и имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора. Таким образом, нормы, содержащиеся в международных договорах, не обладают безусловным приоритетом над нормами, содержащимися в иных нормативных актах, действующих на территории республики. Это, в свою очередь, противоречит принципу международного права pacta sunt servanda (договоры должны выполняться), поскольку одностороннее прекращение действия международного договора есть нарушение этого принципа, а также нормам Венской конвенции о праве международных договоров государств (1969 г.), регулирующим порядок и основания прекращения действия международных договоров.

Несмотря на то, что в Республике Беларусь существует много средств, направленных на охрану прав граждан (это и административный способ защиты прав, и судебный контроль, и прокурорский надзор и т.д.), следует заметить, что права граждан часто нарушаются, а представленные способы защиты недостаточно эффективны, так как они не акцентированы исключительно на защите прав человека и гражданина. Поэтому назрела проблема не только совершенствования уже имеющихся методов, но и создания новых инструментов, гарантирующих и охраняющих права личности.

В отношении становления национальной системы защиты прав человека учеными высказывается много предложений. При бесспорном приоритете судебной формы защиты прав человека предлагается создать следующие органы, которые бы непосредственно занимались защитой прав человека:

1) Национальная комиссия по правам человека, состоящая из депутатов Парламента, юристов, специалистов в области прав человека. Она должна наделяться реальными и эффективными полномочиями по защите прав человека. Комиссия по правам человека могла бы выполнять несколько функций, непосредственно связанных с поощрением и защитой прав человека: консультативную, просветительскую, функцию беспристрастного расследования и др.

Следует отметить, что в настоящее время в Палате представителей действует Комиссия по правам человека и национальным отношениям, которая отслеживает соблюдение прав человека во всех принимаемых законах, проводит парламентские слушания по проблеме прав человека, принимает рекомендации. Комиссия исполняет собственными силами некоторые функции уполномоченного по правам человека, например, осуществляет прием граждан. Обычно все письменные жалобы принимаются и рассматриваются, хотя решения Комиссии, выносимые по вопросам защиты прав граждан, не имеют обязательной юридической силы и носят рекомендательный характер.

2) Комиссии по правам человека при областных, городских и районных советах, задача которых состоит в сборе информации о нарушении прав человека и организации соответствующих представлений в местные органы власти.

3) Институт омбудсмана (уполномоченного по правам человека).

Опыт Скандинавских и иных зарубежных стран показал высокую эффективность деятельности данного института. В последнее время идея независимого омбудсмена получила широкое распространение в странах Восточной Европы. Наиболее успешные шаги в ее осуществлении были сделаны в Польше, где институт омбудсмена был учрежден еще в 1988 г. Аппарат польского уполномоченного по правам человека быстро превратился в ключевую правозащитную организацию. Позднее примеру Польши последовали другие страны Центральной и Восточной Европы – Литва и Венгрия, Россия.

В Республике Беларусь в 1996 г. был подготовлен законопроект «Об уполномоченном по правам человека в Республике Беларусь», однако по последним сведениям, парламентарии не торопятся его принимать, и он остается на стадии доработки.

Факторы, влияющие на состояние и развитие прав и свобод человека в Республике Беларусь.

Можно выделить несколько факторов, влияющих на современное состояние и развитие прав человека в Республике Беларусь:

– прежде всего, это международный фактор, включающий деятельность международных органов и организаций по защите прав человека, принятие международных документов в данной области и т.д.

идейное историческое наследие, взгляд на права человека в прошлом Республики Беларусь. Хотя по ряду позиций можно выделить некоторые положительные моменты в понимании прав человека в недавнем советском прошлом (в первую очередь, это касается социально-экономических прав), игнорировались и нарушались многие гражданские и политические права, отсутствовало движение в защиту прав человека и в целом традиция защиты прав человека.

Однако, выходя за рамки советского периода, можно найти и множество прогрессивных тенденций в развитии белорусской правовой, философской, политической мысли, белорусского права и юридической науки.

Это наследие объективно не может не сказаться на современных подходах и пониманиях категории прав человека в Беларуси.

современное состояние общества во всем комплексе его проявления: менталитет, уровень законодательства, развитие экономики, уровень образования, наличие демократических институтов и т.д.[14]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...